Автономные некоммерческие организации

Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

Религиозные организации

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Правовое положение религиозных организаций определяется также законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация - не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.

11. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в гражданских отношениях.

Можно выделить 3 вида публично-правовых обрахований: РФ; субъекты РФ; муниципальные образования.

Публично-правовые образования – это особый вид лиц. Ст. 124 гласит, что они участвуют в гражданских правоотношениях на началах равенства, т.е. в рамках гражданских правоотношений не реализуют публично-властные полномочия и действуют на равных началах друг с другом и с другими субъектами.

Однако равные начала не означают одинакового правового положения.

Особенности статуса:

1. Специальная правоспособность участников.

Цели участия РФ в гражданских правоотношениях – не получение прибыли!:

· Стратегические задачи (обеспечение обороноспособности, территориальной целостности, выполнение внешнеэкономических обязательств, обеспечение защиты прав, свобод и интересов граждан).

· Обеспечение деятельности федеральных органов власти.

Цели участия субъектов РФ:

· Решение вопросов регионального значения, которые отнесены к ведению субъектов.

· Обеспечение деятельности государственных органов субъектов РФ.

Цели участия муниципальных образований:

· Решение вопросов местного значения, указанных в ФЗ от 6.10.03

· Обеспечение деятельности органов местного самоуправления.

Указанные выше лица участвуют:

· В отношениях собственности.

· В договорных отношениях.

Так же являются участниками отношений ответственности (деликтных) за вред, причиненный публично-правовым образованием.

Публично-правовые образования наделены некоторыми дополнительными правовыми возможностями:

Способы приобретения имущества(национализация, конфискация, изъятие имущества для государственных нужд, сбор налогов и пошлин, реквизия и т.п. Реквизия - изъятие у собственника его имущества с выплатой его стоимости в порядке и на условиях, установленных законодательством в интересах общества и по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

· Возможность наличия в собственности объектов, изъятых из оборота (ядерное оружие и т.п.).

· Дополнительные способы прекращения права собственности ( государственные или муниципальные контракты)

Ответственность ППО:

1. Имущество, на которое нельзя обращать взыскание:

· Природные ресурсы.

· Объекты, изъятые из оборота.

· Закрепленное имущество (имущество, которое принадлежит государству на праве собственности, но закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за ГУП или МУП.

Можно обращать взыскание только на незакрепленное имуществ (казну).

2. Обращение взыскания на средства бюджета осуществляется в порядке, закрепленном в бюджетном законодательстве (соответствующий пункт должен быть предусмотрен самим бюджетом).

Порядок участия ППО в гражданских правоотношениях:

1) опосредованное: ппо создают некую организацию, наделяют ее имуществом на соответствующем вещном праве и непосредственно участвовать в гражд правоотношениях с этим имуществом будет данная организац (эо госуд и мниип унитарн прдприятия и гос/муницип учреждения. Юр лицо действ от своего имени.

2) непосредственное участие – ппо действ от своего имени, для себя->действ уоплномоченные на это органы от имени ппо.

Закон не отвечает на вопрос, законодательство о каких лицах следует применять.

Судебная практика: основа – цель участия ППО в гражданских правоотношениях => Применяются нормы о некоммерческих организациях.

От лица ППО выступают уполномоченные на то органы. Не единоличный орган, а система органов в соответствии с компетенцией:

Органы, которые представляют субъекты – это органы, которые уполномочены на это субъекты РФ (в региональных уставах, в законах и под законодательных актах и др.). В КО – губернатор, комитет по управления имуществом и т.д.

Органы, которые представляют муниципальные образования - органы местного самоуправления, которые уполномочены на это муниципальным образованием в соответствии с федеральным законодательством ( глава города, комитет по управлению муниципальным имуществом и т.д.)

Наши рекомендации