Рентабельность предприятий РГБ: понятие, значение и методы расчета. Факторы, влияющие на рентабельность предприятий РГБ.
Для характеристики экономической эффективности деятельности и сравнительного анализа уровня хозяйствования предприятий и организаций применяется система показателей уровня прибыли. Относительный показатель прибыли отражает рентабельность деятельности предприятия (организации).
Рентабельность как один из показателей эффективности деятельности фирм широко используется при проведении сравнительного анализа. Рентабельность показывает какой ценой достигается эффект (прибыль).
Для оценки рентабельности при решении различных экономических задач применяется система взаимосвязанных показателей, характеризующих конечный финансовый результат деятельности фирм. Система показателей рентабельности позволяет достаточно точно охарактеризовать эффективность хозяйственной деятельности конкретного предприятия (организации); раскрыть факторы изменения прибыли. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. И поскольку это относительные показатели - они практически не подвержены влиянию инфляции. С другой стороны, множественность показателей рентабельности хозяйственной деятельности предприятия (организации) затрудняет анализ, поскольку при разнонаправленной динамике этих показателей сложно сделать однозначные выводы и принимать решения.
Наиболее простым и распространенным показателем рентабельности является рентабельность реализованной продукции, которая отражает долю прибыли на рубль реализованной продукции:
ЧП
Р = х 100% ,
ВР
где: Р - рентабельность; ЧП – чистая прибыль; ВР – выручка от реализации.
Этот показатель свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности предприятия, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
Модифицированным показателем рентабельности продукции является рентабельность объема продаж:
П(У)Р
Р = х 100%
ВР
где: Р – рентабельность; П(У)Р – прибыль (убыток) от реализации; ВР – выручка от реализации.
В качестве обобщающего показателя эффективности использования потребленных ресурсов используют показатель рентабельности основной деятельности, которая показывает, какова доля прибыли от реализации продукции (работ, услуг) основного вида деятельности в сумме затрат на производство:
П(У)Р
Р = х 100% ,
З
где: Р – рентабельность; П(У)Р – прибыль (убыток) от реализации; З - затраты на производство продукции.
Обобщающие показатели можно конкретизировать показателями эффективности использования отдельных видов ресурсов, таких как:
издержки обращения;
себестоимости реализованной продукции;
Также в качестве основного, обобщающего используется показатель рентабельности авансированного капитала:
ЧП
Р = х 100%
АК
где: Р - рентабельность; ЧП – чистая прибыль; АК - средняя величина авансированного капитала.
Авансированный капитал рассматривается как общая сумма активов, т.е. сумма средних величин основных фондов и оборотных средств. Данный показатель также может конкретизироваться отдельно по основным фондам и по оборотным средствам.
Рентабельность авансированного капитала отражает массу прибыли в расчете на единицу вложенных средств собственниками предприятия.
Наибольший интерес для учредителей предприятия представляет рентабельность собственного капитала, поскольку отражает отдачу произведенных ими вложений и средств в процессе финансово-хозяйственной деятельности:
ЧП
Р = х 100%
СК
где: Р - рентабельность; ЧП – чистая прибыль; СК - средняя величина собственного капитала.
При необходимости средние величины могут заменяться на моментные даты.
Как уже отмечалось, сумма и уровень прибыли формируется под воздействием большого количества различных факторов, оказывающие на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко ограничить, оно весьма велико.
Влияние отдельных факторов поддается количественной и качественной оценке, влияние других количественно оценить практически невозможно.
Все многообразие факторов можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
- общее состояние экономики государства;
- уровень развития внешнеэкономических связей;
- степень развитости хозяйственных связей;
- состояние конъюнктуры потребительского рынка;
- экономическо-географические и природно-климатические условия;
- транспортные условия;
- уровень денежных доходов населения;
- цены на производственные ресурсы и др.
Внутренние факторы по степени их соподчиненности делятся на факторы первого и второго порядка. К факторам первого порядка относятся изменения:
- прибыли от реализации;
- процентов к получению (уплате);
- прочих операционных доходов (расходов);
- прочих внереализационных доходов (расходов).
Факторами второго порядка являются изменения:
- объема реализованной продукции;
- структуры реализованной продукции;
- себестоимости продукции;
- цены реализованной продукции;
- материально-технической базы;
- производительности труда работников предприятия;
- суммы оборотных средств и др.
Кроме того, к внутренним факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины: неправильное установление цен, нарушение условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.
Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с валовой прибылью прямая, за исключением изменений себестоимости, снижение которой приводит к увеличению прибыли. Факторы первого порядка являются составляющими элементами валовой прибыли. Факторы второго порядка оказывают непосредственное влияние на прибыль от реализации и соответственно на общую сумму прибыли.
Таким образом, работники экономической службы не должны ограничиваться простым знанием методов расчета или формул, позволяющих рассчитать прибыль и рентабельность деятельности фирм. Важной задачей является умение применять данные способы оценки прибыли и рентабельности, выявлять и оценивать количественное и качественное воздействие всей совокупности факторов на формирование и изменение в динамике прибыли и рентабельности.