Организационно-производственная структура ресторанного предприятия: понятие, характеристика и основные особенности.
Организационная структура ресторанного предприятия - это административно-иерархическая система его менеджмента.
Структура ресторана, состав служб, организация его управления определяются его размером, особенностями, местом расположения и др. факторами. В структуре каждого предприятия имеются основные службы, вспомогательные и дополнительные.
Обычным способом представления структуры какого-либо предприятия является организационная схема. Организационная структура предприятия должна быть подвижной и пересматриваться по мере деловой активности предприятия.
Основные требования к организационным структурам заключаются в:
- способности отражать содержание деятельности предприятия, обеспечивать функциональную целесообразность звеньев управления;
- гибкости, способности реагировать и адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности;
- минимизации чисел звеньев и персонала;
- высоком профессионализме персонала;
- минимизации издержек на аппарат управления и на деятельность в целом.
В России решение вопросов, связанных с управлением и персональным менеджментом, чаще всего является прерогативой первых лиц, руководителей-администраторов, но не специалистов-профессионалов. В целом, делегирование функций и ответственности так называемым линейным руководителям (начальникам цехов, бригадирам, метрдотелям, менеджерам) - позитивный процесс. Но такие руководители, не имея консультативной и профессиональной информационной помощи, определенной подготовки, достаточного опыта, применяют в основном только один метод - жесткое давление, авторитарный подход. Особенно это характерно для небольших ресторанов, где все решения принимаются одним руководителем, а кадровая политика строится только на авторитете первого. Все отношения строятся по принципу безоговорочного подчинения и молчаливого послушания. Управляющий одновременно должен являтся успешным руководителем, коммуникабельным человеком, которого обожают гости, и умелым лидером, за которым идет весь коллектив.
Ресторанный бизнес считается одним из самых рискованных с точки зрения вложения средств, самым непредсказуемым с точки зрения планирования прибыли и рентабельности.
Иерархия подчиненности
Генеральный директор | |||||
Шеф-повар | Менеджер зала (метрдотель; он может быть также сомелье) | Технический директор (инженерная служба) | Менеджер по закупке | Менеджер по персоналу | Охрана |
Су-шефы Повара Помощники поваров Посудомойки Уборщицы | Хостесс Бармен Помощники бармена Официанты Помощники официантов | Кладовщик | Тренинг-менеджер |
По этой схеме каждый руководитель службы, с одной стороны, решает все профессиональные вопросы самостоятельно или с первым лицом и, с другой стороны, взаимодействует с коллегами параллельных служб самостоятельно, не пересекаясь в решении одних и тех же вопросов. Существенным фактором успешного управления в ресторане является четкое распределение руководящих функций среди менеджеров. Необходимо установить баланс между правами и ответственностью каждого руководителя и специалиста
Состав помещений также можно рассматривать в качестве организационно-производственной структуры ресторана (на всякий случай):
Администрация:Кабинеты начальства и бухгалтерии Раздевалки Комнаты отдыха Туалетные комнаты
Производственная зона:Производственные цеха (разделочный, заготовочный, холодный, горячий, кондитерский, хлебное место, посудомоечная, прачечная) Складские помещения (холодильные камеры, морозильные камеры, сыпучка, винный склад, инвентарь и хозтовары
Гостевая зона:Вестибюль Гардероб Курительная комната Туалетная комната Аванс-зал (зал ожиданий) Зал Бар (контактный, а бывает еще и сервис-бар)
Процесс управления рестораном представляет собой совокупность взаимосвязей и действий, направленных на обеспечение оптимального соотношения рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов. Процесс управления направлен на создание нормальных условий в сфере производства, реализации продукции собственного производства и покупных товаров, а также высокого уровня обслуживания.
В функции управления входят:технологическая и техническая подготовка производства к обслуживанию; технико-экономическое планирование; учет и финансовая деятельность;техническое и продовольственное снабжение;экономический анализ производственно-финансовой деятельности предприятия.
Структура управления рестораном — совокупность и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц или звеньев, выполняющих определенные функции.
Ответственная роль в управлении предприятием принадлежит заведующему производством, который отвечает за работу всех производственных цехов и через начальников цехов руководит ими. При бесцеховойструктуре он руководит отдельными участками через бригадиров.
На директора возложена ответственность за организацию всей торгово-производственной деятельности предприятия. Он осуществляет хозяйственно-финансовую деятельность, контролирует культуру обслуживания посетителей в торговых залах ресторана, качество выпускаемой продукции, состояние учета, контроля и сохранность материальных ценностей, подбор и расстановку кадров; соблюдение трудового законодательства, приказов и инструкций вышестоящих организаций.
Заведующий производством несет полную ответственность за производственную деятельность предприятия, должен ежедневно составлять меню с учетом имеющихся продуктов и ассортиментного минимума; обеспечивать соблюдение на производстве правил санитарии и гигиены, охраны труда и техники безопасности, своевременно предоставлять отчеты об использовании товарно-материальных ценностей. Метрдотель (менеджер ресторана) руководит всей работой официантов, барменов, швейцаров, гардеробщиков, уборщиков залов, туалетов;
Технологический процесс:
Закупка продуктов (сырье, полуфабрикаты) à получение и размещение на складе à хранение à передача на производство à приготовление блюд à продажа потребителю