Общая характеристика функций и принципов управления.
Содержание управления раскрывается в его функциях, возникших в результате разделения и специализации труда в сфере управления как особого вида деятельности.
Функции управления – управленческие действия, направленные на решение конкретных и производственных и социальных задач для достижения целей организации. Функции управления определяют виды управленческой деятельности (что делать и как).
Общими функциями являются:
1.прогнозирование и планирование (предполагают решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей);
2.организация (процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации);
3.координация и регулирование;
4.стимулирование и мотивация (процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации);
5.контроль, анализ и учет (в самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых рез-тов с запланированными).
Они предст собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Характерной особенностью общих функций явл их взаимное проникновение др в друга. Например, планирование орг-ся, координируется, стимул-ся, контрол-тся и анализ-ется.
Функции менеджмента можно представить как конкретный вид управленческой деятельности, осуществляемый специальными приемами и методами, необходимыми для организации достижения поставленных целей.
Принципы управления должны соотв-ть как частичным, так и общей цели повышения эф-ти пр-ва, соц-эк развития. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов упр-я, принятие и реализацию управленческих решений.
К числу основных принципов управления могут быть отнесены:
1) научность(этот принцип требует построения системы упр-я и ее д-ти на строго научных основаниях);
2) системность и комплексность(системность означает необх-ть исп-я элементов теории больших систем, системного анализа в каждом упр-ком решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств);
3) единоначалие и коллегиальность (любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих спец-тов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д);
4) демократический централизм (этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении);
5) сочетание отраслевого и террит-го подхода в управлении (отраслевое управление хар-ет необх-ть углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок. Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета требований экологии, эффективности использования рабочей силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия хар-ра пр-ва особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества).
Задача 27. Диагностика конкурентной среды
На рынке представлено 12 фирм, объемы реализации продукции за базовый и отчетный период которых представлены в таблице
Таблица – Объемы реализации продукции на рынке
№ предприятия | Объем реализации продукции в сопоставимых ценах, млрд.руб. | |
2012г. | 2013г. | |
Необходимо определить степень монополизации и уровень интенсивности конкуренции на рынке в базовом и отчетном периодах с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана.
Решение
Индекс Херфиндаля-Хиршмана, оценивающий равномерность распределения рыночных долей, находится по формуле:
В таблице 5 представлены данные для расчета индекса Херфиндаля -Хиршмана.
Рыночная доля фирмы (Pi) = Объем реализации продукции/ Суммарный объем реализации
Таблица – Вспомогательные расчеты для определения индекса Херфиндаля-Хиршмана
№ предприятия | Объемы реализации продукции, млрд.руб. | Рыночная доля фирмы,Pi, доли ед. | Р2i | |||
2012г. | 2013г. | 2012г. | 2013г. | 2012г. | 2013г. | |
0,0324 | 0,0256 | 0,001 | 0,0007 | |||
0,0819 | 0,0744 | 0,0067 | 0,0055 | |||
0,1371 | 0,1569 | 0,0188 | 0,0246 | |||
0,0726 | 0,0712 | 0,0053 | 0,0051 | |||
0,0871 | 0,0815 | 0,0076 | 0,0066 | |||
0,0279 | 0,0239 | 0,0008 | 0,0006 | |||
0,1482 | 0,1603 | 0,022 | 0,0257 | |||
0,1210 | 0,1183 | 0,0147 | 0,014 | |||
0,0313 | 0,0293 | 0,001 | 0,0009 | |||
0,0253 | 0,0256 | 0,0006 | 0,0007 | |||
0,1356 | 0,1381 | 0,0184 | 0,0191 | |||
0,0994 | 0,0948 | 0,0099 | 0,009 | |||
Итого | 1,0000 | 1,0000 | 0,1068 | 0,1125 |
Из данных таблицы видно, что в 2012г. индекс Херфиндаля-Хиршмана составил 0,1068, а в 2013г. значение данного показателя составило 0,1125. Пороговое значение индекса Херфиндаля-Хиршмана равно 0,18. Т.к. расчетное значение не превышает пороговое, значит на данном рынке достаточно высокий уровень интенсивности конкуренции. Рынок не является монопольным.
Билет 28