IV. Показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма
1. Количество туристов, посетивших зарубежные страны.
2. Количество туродней по иностранным туристам
3. Суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.
Преимущества развития туризма:увеличение денежного потока, в т.ч. иностранной валюты; увеличение ВВП; новые рабочие места; реформируется структура отдыха, которая используется не только туристами, но и местными; привлечение инвестиций, развитие всех отраслей, связанных с производством туристских услуг.
Недостатки:увеличение цен, отток денег за границу при туристском импорте, экологические и социальные проблемы.
30. Понятие, основные принципы и методы планирования в гостинично-ресторанном хозяйстве.
Планирование — это важная функция управления. Включает: разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование завершается принятием директивного документа – плана, обязательного к исполнению.
Методология планирования – система требований к формированию плана. Технология планирования- совокупность методов и способов к разработке планов как в целом по предприятию, так и по подразделению.
Метод планирования – способы расчета и обоснования плановых показателей.
Методика планирования– конкретный способ разработки показателей.
Планирование определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства как объекта, так и субъекта управления, вместе взятое, усиливает темпы развития производства, способствует вскрытию дополнительных резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и форм воздействия на весь производственный организм.
План –это документ, содержащий ключевые плановые показатели, характеризующие деятельность предприятия.
План должен отвечать на следующие вопросы: Кто что делает? К какому сроку? Какие требуются ресурсы? Какие ожидаются выгоды? Какой ценой? Какими полномочиями будут наделены исполнители?
Этапы процесса планирования: определение локальных и глобальных целей предприятия ИГиТ;анализ внутренней и внешней среды;поискальтернатив;составление прогноза и оценка наилучшей альтернативы;принятие решения, постановка плановых заданий;разработка плана.
Планирование включает в себя определение:
· конечных и промежуточных целей;
· задач, решение которых необходимо для достижения целей;
· средств и способов их решения;
· требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
Задачи планирования:
· Обоснованный набор целей.
· Анализ и прогнозирование ожидаемых тенденций и направлений эволюции рынка;
· Разработку мер и мероприятий (образа действий).
· Методы достижения целей.
· Обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Основные принципы планирования на любом предприятии, в том числе и на предприятии ИГиТ:
· директивность – обязательность выполнения установленных планом действий, ориентиров, целей и задач;
· единство – системность во взаимосвязях подразделений, скоординированное их действие;
· участие – каждый работающий на предприятии становится участником выполнения плановых задач;
· непрерывность – разработанные планы должны непрерывно приходить на смену один другому в рамках общих стратегических задач (цикл: постановка целей→прогнозирование→планирование→достижение целей);
· гибкость – способность адаптироваться к изменениями внешней среды и возможность внесения корректив в процессе выполнения;
· точность – планы должны быть максимально конкретными для определённого промежутка времени.
· Ранжирование объектов планирования
· Экономическое обоснование плана
· Автоматизация
· Социальная ориентация
Виды планирования:
В зависимости от степени определённости планы могут быть детерминированными, когда при определённой ситуации обязательно произойдёт событие, будет достигнут результат, и стахостическими(вероятными), когда событие может наступить при определённой ситуации с вычисленной степенью вероятности.
По временному горизонту выделяют стратегическое (5-10 лет, )долгосрочное (3-5), среднесрочное(1-3) и краткосрочное (до 1 года, квартальные, месячные, декадные, недельные, суточные, сменные) планирование.
Оперативно-производственное планирование – это разработка планов работы участков, рабочих мест на короткие отрезки времени. Календарное планирование – основной вид оперативно-производственного планирования, предусматривающий разработку и детализацию в соответствии с бизнес-планом заданий и графиков по предприятию, участкам, бригадам, рабочим местам на короткие отрезки времени: месяц, декаду, сутки и т. д.
Кроме перечисленных типов планирование разделяют на стратегическое и тактическое. Стратегическое планирование – это совокупность главных целей предприятия и основных способов их достижения. Тактическое планирование – это определение видов и объёмов ресурсов для решения задач стратегии.
При разработке планов используют следующие методы:
ü Балансовый метод позволяет соизмерить потребности в ресурсах с их наличием, поэтому на предприятиях практикуются балансовые расчёты материальных, трудовых ресурсов, баланс рабочего времени, финансовый (бухгалтерский) баланс.
ü Нормативный. Основан на использовании норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда для определения переменных величин. Используется для обоснования количественной меры плановых заданий или технико-экономических расчетов. Примером могут служить разрабатываемые и широко используемые в практике нормы расхода сырья, материалов, топлива, труда, финансовых ресурсов на единицу продукции, ставка налогов и др.
ü Расчётно-аналитический метод является преобразующим, поскольку всякое предвидение базируется на ретроспективных данных. Анализируются практически все показатели, характеризующие хозяйственную деятельность предприятия, а отражаются в перспективе в основном результативные показатели – производительность труда, выручка, прибыль, рентабельность и т. д.
ü Графоаналитические методы используются в основном при планировании локальных решений. Графики, схемы, картографические изображения дают возможность наглядно отобразить системную взаимосвязь факторов и результативных показателей.
ü Программно-целевые методы применяются при планировании комплексных задач, таких, как: повышение качества и конкурентоспособности продукции; план маркетинга, включающий исследовательскую часть, план «завоевания рынка» и т. д.; план оптимизации действующих мощностей; план развития предприятия на основе капитальных затрат и т. д. Существенным в таких планах является определение главной цели, задач и программы для их решения.
ü Методы индукции и дедукции («от общего к частному» и наоборот - «от частного к общему»).
ü Методы экспертных оценок сопровождают плановые процессы всегда. Они базируются на опыте и квалификации управленческих работников. Различают индивидуальные экспертные оценки и коллективные типа мозговой атаки, генерации идей и др.
ü Основой рационализации экономического хозяйствования является планирование на основе базовых норм, которые должны периодически пересматриваться. Нормативная база предприятия включает нормы расхода материальных ресурсов, нормативы использования средств труда, нормы труда, финансовые нормативы и т. д.
ü Экономико-математические методы – проработка альтернативных вариантов плана, выработка оптимального плана.