Туристический маркетинг: понятия и основные функции.
Цель всякого бизнеса – привлекать и удерживать клиентов. Удовлетворение нужд клиента, ведущее к повышению доходов предприятия, является главной целью маркетинга в ИГ. Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Туристический маркетинг – это система координации деятельности туристического предприятия в процессе разработки, производства, реализации туристического продукта и услуг с целью получения максимальной прибыли путем наиболее полного удовлетворения потребителя.
Цель маркетинга – проанализировать рынок (потребители, партнеры, конкуренты), распознать, идентифицировать и оценить существующий или скрытый спрос на товары и услуги, которые предприятие предлагает или может предложить, и направить усилия фирмы на разработку, производство, распределение, продажу и продвижение этих товаров и услуг. Нужно создать такой товар, чтобы он максимально удовлетворял потребителя по лучшей цене. Причем необходимо учитывать особенность продажи Услуг.
Особую важность в туристическом маркетинге приобретают «фамилиризейшен туры» - исследование регионов, куда направляем туристов, самими работниками.
Турпроектирование – это начальная стадия разработки турпродукции, которая в основном основывается и во многом определяется результатами маркетингового исследования тур рынка.
Разработкой и реализацией туристских продуктов занимаются два вида туристских организаций, являющихся частью туристской индустрии: туроператоры и турагенты. Туроператор — это организация, занимающаяся комплектацией туров по договорам с поставщиками услуг и в соответствии с потребностями туристов. Турагент— организация, приобретающая туры, разработанные туроператором, выпускающая на эти туры путевки и реализующая их потребителю. В процессе разработки тура туроператор взаимодействует с такими объектами внешней среды, как потребители (рынки потребления), конкуренты (рынок предложения), партнеры и поставщики. Поставщики — производители первичных (базовых) услуг туристского характера, включаемых в тур. К ним относятся гостиницы, предприятия питания, транспортные, страховые, финансовые компании и т.п., чьи услуги могут быть включены в состав тура в качестве основных или дополнительных.
Туристский продукт в силу потребления его индивидуумами должен быть доведен до индивидуума персонально. При этом туроператор вынужден прибегать к помощи тысяч туристских агенств, которые прямо или опосредовано агентов доводят информацию о данном продукте до потенциального потребителя.
Проектирование турапредполагает следующие этапы:
♦ установление нормируемых характеристик тура;
♦ установление технологии процесса обслуживания туристов;
♦ разработка технологической документации;
♦ определение методов контроля качества;
♦ анализ проекта - направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа является уточнение содержания технологической документации туристского предприятия.
Необходимо в первую очередь разработать соответствующую стратегию продвижения своего тур продукта. Такое продвижение может осуществляться различными способами, как внешними, так и внутренними по отношению к заинтересованной фирме.
Также имеет место «маркетинг-микс» (4р): product, price, place, promotion + personnel/people (для индустрии гостеприимства).
Туристический маркетинг выполняет все те же функции, что и обычный маркетинг, только ориентирован на область туризма и составление тур продукта. Это и исследование рынка, и формирование спроса (разработка тур продукта), и проведение ознакомительных туров.
Всемирная туристическая организация выделяет три основных функции маркетинга в туризме:
· налаживание контактов с потребителями ставит перед собой цель убедить потенциальных клиентов в том, что предложенное место отдыха и существующие там службы сервиса, достопримечательности и ожидаемые выгоды полностью соответствуют тому, чего желают получить сами клиенты.
· развитие предполагает проектирование нововведений, которые смогут обеспечить новые возможности для сбыта туристического продукта.
· контроль предусматривает анализ результатов деятельности по продвижению услуг на рынок и проверку того, насколько эти результаты отражают полное и успешное использование возможностей сферы туризма.
Российские ученые И.В. Зорин и В.А. Квартальнов определяют следующие основные функции маркетинга туристического:
· создание туристического продукта и услуг для последующего предложения потребителям;
· продвижение туристического продукта на рынок, реклама и сбыт;
· организация прямых продаж;
· получение соответствующего уровня доходов.
Важность маркетинга в ИГ:
- появление на рынке гостеприимства корпораций-гигантов и маркетинговое искусство, которое эти компании принесли с собой, способствовали повышению важности маркетинга для этой отрасли.
- аналитики предрекают, что гостиничный бизнес будет консолидироваться примерно таким же образом, как это происходило на авиалиниях, и в нем будут задавать тон 5-6 крупнейших корпораций. Такая консолидация создаст рынок с очень жесткой конкурентной борьбой. Только те фирмы переживут этот процесс консолидации, которые понимают своих клиентов.
- в ответ на возрастающее давление со стороны конкурентов гостиничные сети все более зависят от компетенции менеджеров по маркетингу.
- быстро меняющийся спрос.