Конкурентоспособность товара (услуги) и ее технико-экономические и социально-организационные факторы.Конкурентоспособность гостиниц и ресторанов.
Конкуренция – это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. Конечная цель любой фирмы - победа в конкурентной борьбе, увеличение конкурентных преимуществ и увеличение стоимости предприятия как следствие.
Обычно под конкурентоспособностью ТУ понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя.
Конкурентоспособность услуги состоит из следующих элементов:
1. Ценовая конкурентоспособность продукции: соотношения уровня цены с ценами основных конкурентов; привлекательность для потребителей системы скидок.
2. Качество продукции: функциональность, надежность, удобство покупки, эксплуатации, наличие дополнительных функций; престижность продукции.
3. Конкурентоспособность систем сбыта, рекламы и обслуживания: удобство для потребителей системы сбыта; эффективность рекламы; добство и надежность систем обслуживания (системы технического, торгового, гарантийного, постгарантийного, сервисного обслуживания); эффект-ть работы со СМИ.
Технико-экономические факторы:стандарты, нормы, правила, законодательные акты, здания, сооружения, оборудование, качество услуг величиной затрат на производство, цены на услуги, цена потребления (не только покупки). Минимальная цена потребления ТУ – важное конкурентное преимущество.
Социально-организационные факторы: социальная структура потребителей, национальные особенности в организации производства, сбыта, рекламы ТУ, организационная структура, вовлеченность сотрудников, удовлетворение потребителей, система работы с общественностью, социальная ответственность, безопасность для экологии.
Конкурентоспособность ТУ во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются и отличия.
В зависимости от наличия тех или иных факторов, влияющих на конкурентоспособность товаров и услуг, все предприятия находятся на том или ином уровне конкурентоспособности.
5 сил конкуренции по М. Портеру:
1.угроза появления новых конкурентов
2.способность покупателя торговаться
3. способность поставщиков торговаться
4.угроза появления услуг-заменителей
5.соперничество между конкурентами
Факторы конкурентоспособность предприятия ИГиТ:
1) Внешние: разнообразие конкурентов, размеры предприятий и их доля на рынке, К-ть услуг, емкость рынка (кол-во продаж за год), легкость доступа на рынок, вид продаваемых услуг, однородность рынка и др.
2) Внутренние: имидж гостиницы, концепция услуги, качество ТУ, ур-нь диверсификации услуг (расширение ассортимента, в другой отрасли), воздействие средставамиPR, выяснение мнения покупателей путем опросов, рекламная деятельность, вовлеченность сотрудников и клиентов, эффективность и стимулирование продаж, цены на услуги, рыночная доля и др.
Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества предприятиям, это:
· Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
· Близость предприятия к клиенту.
· Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
· Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
· Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
· Умение твердо стоять на своем.
· Простота организации, минимум уровней управления и служебного
В современной теории управления принято выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности.
Первый уровень конкурентоспособности предприятий: понимание маркетинга как одной из функций управления, в лучшем случае более важной, чем остальные.маркетинг воспринимается как чисто сбытовая работа; недостаточное внимание квалификации и мотивации работников; высокая текучесть кадров. Вопросы совершенствования структур и систем, форм и методов управления считаются излишеством.
2 уровень конкурентоспособности: превращение маркетинга в главную функцию управления. Эти компании обычно исповедуют концепцию маркетинга, ориентированного на продукт; все процессы планирования и развития производства базируются уже на прогнозах сбыта, составляемых при участии службы исследования рынка; ценовая конкуренция вытесняется конкуренцией по качеству, уровню обслуживания потребителей и т.п. Такие предприятия стремятся подтягиваться к основным конкурентам по этим параметрам; изменение кадровой политики.
3 уровень конкурентоспособности: в центре внимания оказываются нужды и запросы потребителя, исповедуется концепция маркетинга, ориентированного на потребителя, а управление начинает активно содействовать развитию производственных систем; организация более экономичного и быстро перестраивающегося аппарата управления, более высокая оперативность и гибкость в принятии решения, лучшая мотивация работников.
Компании, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не копируют конкурентов, хотят превзойти самые жесткие из существующих стандартов. Они готовы бросить вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления. Все функции управления оказываются непосредственно вовлеченными в процесс маркетинговых исследований или систематизацию их результатов.
Для удержания конкурентных преимуществ нужно обладать большой гибкостью, способностью быстро менять перечень услуг (основных и дополнительных), не упускать новые возможности, открываемые НТП. Наряду с высоким качеством ГРУ все большую роль в обеспечении конкурентоспособности играет внедрение самого широкого перечня дополнительных услуг.