Раздел: Экскурсионная деятельность

1.История экскурсионного дела в России. Экскурсионное дело в России начало развиваться в первой половине XIX в. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной те­матике. Проводились они, как правило, учителями в качестве учебных Э, целью которых было преодо­ление казенной рутины в школе с помощью наглядного обучения. В развитии экскурсионного дела выделяют два этапа, которые разли­чаются по своей классовой направленности, целям, зада­чам, содержанию, методам и принципам организационно­го построения: дореволюционный и советский. Первый этап характеризуется зарождением экскурси­онного дела в России и появлением первых Э-ых организаций, началом научной разработки теории экскурсионного дела, происходившей в условиях борьбы двух направлений — буржуазно-монархического и демо­кратического. В нем в свою очередь можно выделить два периода: первый —- до 1907 г.; второй - с 1907 по 1917 г. В первый период Э-ое дело развивалось глав­ным образом как метод обучения и проведения учебно-программных, музейных, а затем внемузейных и дальних Э. Во второй период создаются первые экскурси­онные организации и начинают разрабатываться вопросы теории Э-го дела. Первой туристской организацией в России был Рус­ский Турист-клуб, учрежденный в 1895 г. и положивший начало Российскому обществу туристов (РОТ), объеди­нившему несколько немногочисленных клубов (организация Э по крупным горо­дам и знакомство туристов с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии). В 1907 г. при Российском обществе туристов создана комиссия «Образовательные Э по России». При комиссии впервые в стране были открыты курсы по под­готовке руководителей экскурсий. Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало второму—советскому этапу в истории отечественной культуры, придала новую социальную функцию экскурсионной работе, подчинив ее содержание и методы целям коммунистического воспитания трудящихся. В этом этапе выделяются два периода: первый с 1917 по 1930 г., в котором Э-ям отводилась значительная роль в осуществлении программы культурной революции, в ликвидации неграмотности широких народных масс; второй -с 1930 по 1945 г., который мол назвать периодом становления пролетарского туризма и экскурсий. После победы Великой Октябрьской соцреволюции Коммунистическая партия приступила к решению выдвинутой Лениным всемирно-исторической задачи строительства социалистической культуры. В Программе партии, принятой в 1919 г. было записано: «Необходимо сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства…». Ленин, прида­вавший большое значение «монументальной пропаганде», подчеркивал необходимость организации экскурсий по памятным историко-революционным местам. Производст­венные Э были включены в планы учебно-вос­питательной работы школ, что потребовало от учителей знания методики экскурсионного дела. В связи с этим в стране создавались новые учебные заведения по перепод­готовке учителей и подготовке кадров экскурсионных работников. Расширялась темати­ка и маршруты Э. Преобладаю­щими Э были естественные — ботанические, зоологические, геологические, а позднее исторические и этнографические. В 20-е годы в стране образо­вались 2 школы по разработке вопросов теории, методики и практики Э-го дела, мос­ковская и ленинградская. Московская школа большее значение придавала воспитательному аспекту, ленинградская - познавательному. Значительный вклад в становление методики экскур­сионного дела внес Анциферов. Его работа «Тео­рия и практика экскурсии по обществоведению» (1926) посвящена исследованиям способов и приемов проведения экскурсий и организации путешествий. В работе раскры­та сущность экскурсионного метода. По определению Н. П. Анциферова, экскурсия есть путешествие (или про­гулка) с целью изучения конкретной темы на материале, доступном наблюдению и исследованию. Об экскурсии можно говорить только при наличии заранее намеченной темы, подлежащей изучению при обходе и осмотре. Сущность экскурсионного метода состоит в сочетании показа, осмотра, моторности как средства пе­редвижения и способа познания, а также в коллективно­сти работы. В 1928 г. для концентрации работы и создания материальной базы экскурсионного дела и туризма было создано Общество пролетарского туризма, объединившее акционерные экскурсионно-туристские общества и организации РСФСР и других союзных республик. Экскурсионную работу воз­главило Государственное экскурсионное об­щество «Советский турист». Создание в 1930 г. Всесоюзного добровольного обще­ства пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) означа­ло новую ступень в развитии туризма и экскурсий в СССР, положило начало новому периоду в истории экскурсионного дела в нашей стране. Для этого периода характерно значительное расшире­ние географии туристских маршрутов и тематики экскур­сий. Первостепенное значение придавалось производст­венным экскурсиям, которые рассматривались не только как метод общественно-политического и трудового воспи­тания, но и как средство обмена передовым опытом. Экскурсии проводились дифференцированно, с учетом возрастного состава, образовательного уровня, профес­сии, культурных запросов экскурсантов. В апреле 1936 г. ЦИК СССР принял постановление о передаче руководства туризмом и экскурсиями Всесоюз­ному Центральному Совету Профессиональных Союзов (ВЦСПС), учредив при нем Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ), а в республиках, краях и областях — туристско-экскурсйонные управле­ния (ТЭУ). В конце 30-х годов экскурсии проводились также дет­скими туристско-экскурсионными станциями, лекционно-экскурсионными бюро при управлениях культуры испол­комов Советов Москвы, Ленинграда и других крупных городов. После окончания ВОвойны наря­ду с восстановлением и дальнейшим развитием промыш­ленности и сельского хозяйства возобновили работу учреждения просвещения и культуры, в том числе туристско-экскурсионные. Центральное турнстско-экскурсиопное управление ВЦСПС приступило к строительству новых туристских объектов, созданию экскурсионных учреждений, органи­зации путешествий и экскурсий. В послевоенный период в экскурсионной программе большое место занимает во­енно-историческая тематика. Получает дальнейшее развитие исто­рико-революционная, литературная, производственная и другая тематика экскурсий. Крупной вехой в развитии туризма и экскурсии в стра­не явилось принятие в мае 1969 г. постановления ЦК КПСС, оно определило задачу-превратить туризм и экскурсии в крупную от­расль обслуживания населения. Дальнейшее развитие экскурсионной работы, совер­шенствование ее форм и методов определяли решения съездов КПСС, которые предусматри­вали укрепление материальной базы туризма, совершен­ствование организации активного отдыха трудящихся, повышение их идейного и культурного уровня. В принятой в 1977 г. Конституции СССР законодательно закреплено право граждан СССР на отдых и в качестве одного из гарантов этого права назван туризм. Это явилось большим событием в истории экскурсионного дела. Туризм и экскурсии стали государственным, общенародным делом, необходимым для организации активного культурного, познавательного отдыха трудящихся и подрастающего поколения. Совершенствуются формы и уровень подготовки экскурсоводов, регулярно проводятся совещания, конфе­ренции, семинары по теоретическим и научно-практиче­ским вопросам экскурсионной работы. Далее - совершенствование этой формы обслуживания на­селения, укрепление материальной базы, рост сети туристско-экскурсионных учреждений, расширение экскур­сионной тематики, повышение идейно-теоретического и научно-познавательного уровня экскурсий и уровня об­щеобразовательной и специальной подготовки кадров, развитие и совершенствование методики подготовки и проведения экскурсий. Экскурсия – путешествие, прогулка с целью изучения конкретной темы на материале доступном наблюдению и исследованию. Признаки экск-и: протяженность во времени проведения от 1 часа до 1 суток; наличие группы 15-20 чел; наличие квалифицированного руководителя – экскурсовода; показ экск-х объектов, первичность зрит-х впечатлений. Обязателен выход из автобуса для непосредственного осмотра объектов; передвижение участников по заранее составленному маршруту; целенаправленность осмотра, наличие темы, порядок показа объектов. Компоненты: экскурсант, экскурсовод, экск-й объект.





2. Городская обзорная экскурсия. Города как исторические центры развития общества с многообразием их памятников, отражающих развитие промышленности, культуры, науки, архитектуры, предо­ставляют необычайно широкие возможности экскурсион­ного показа. Тематику городских экскурсий определяют характерные черты развития города, его прошлое и нас­тоящее. Городские экскурсии можно разделить на три типа: тематические, обзорные одноплановые (исторические, архитек­турные, литературные и т. д) и обзорные многоплановые. Обзорная много­плановая экскурсия дает общее представление о городе, затрагивает несколько подтем и разрабатывается одна для каждого города. Обзорные экскурсии представляют наибольший инте­рес для экскурсантов, так как позволяют за короткое вре­мя (обычно три часа) получить общее и цельное пред­ставление о городе, увидеть достопримечательные места, узнать этапы исторического развития, особенности архи­тектурного облика, познакомиться с его сегодняшней жизнью, исторически сложившейся индивидуальностью и своеобразием. Все обзорные городские экскурсии сходны по структу­ре: каждая из них содержит несколько обязательных подтем, которые при их расширении, углублении, включе­нии новых объектов показа могут стать самостоятельны­ми тематическими экскурсиями. Выбор из множества под­тем основных, обязательных — сложная задача. В жиз­ни города необходимо выделить именно те стороны, которые оказали решающее воздействие на его истори­ческое развитие. Существует условное деление городов на типы, определяющие специфику их экскурсионного по­каза: столицы, города-герои, промышленные центры, го­рода-новостройки, города-порты, города-курорты, областные и районные центры города-заповедники истории и архитектуры. В отдельную группу выделяются города и населенные пункты, связанные с жизнью и деятельностью великих поэтов, писателей, ученых, выдающихся деятелей, полководцев, космонавтов. Определение тематики -один из важнейших вопросов в разработке городской обзорной экскурсии. В целом экскурсии, в которых отражается современность, подразделяются на три группы: 1) экскурсии, полностью посвященные показу современности; 2) экскурсии, в которые современный материал включен частично 3) экскурсии, посвященные историческим событиям, архитектуре, искусству, общественным и государственным деятелям минувших эпох, в которых дается современная оценка прошлому. Многоплановый характер городской обзорной экскур­сии вызывает определенные трудности в выборе объек­тов показа. В каждом достаточно крупном и старом го­роде встречаются и исторические, и архитектурные, и современные памятники. Поэтому при отборе объектов для обзорной экскурсии необходимо включать 1) объек­ты, имеющие непосредственное отношение к теме экскур­сии; 2) наиболее типичные и полно раскрывающие подте­му объекты, т. е. главным критерием является степень их информационности; 3) объекты, отличающиеся подлинностью. Не следует включать объекты, расположенные далеко от ос­новного маршрута (переезд 30—40 мин). Принцип составления маршрута городской обзорной экскурсии обычно тематико-хронологический. На маршруте могут встречаться памятники, привле­кающие внимание экскурсантов, но не имеющие отно­шения к теме. В таком случае о них необходимо дать справку. В городской обзорной экскурсии рекомендуется посе­щение музеев, которое предусматривается на стадии ее разработки (30-40 мин). Структура городской обзорной экскурсии обычна: на­чинается она с краткого введения, затем следует основ­ная часть, в процессе которой освещаются подтемы экс­курсии. После знакомства с городом экскурсовод делает заключение и отвечает на вопросы. Из приемов по­каза чаще используются предварительный осмотр, экс­курсионный анализ (обычно дается при осмотре основ­ных объектов) и реже прием зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии преобладают объекты, отличающиеся подлинностью), прием сравнений (по сходству и различию, а также сравнения с другими ши­роко известными экскурсантам объектами). Из методи­ческих приемов рассказа чаще приходится прибегать к справке, цитированию, описанию объектов; приемы объ­яснения, комментирования и литературного монтажа встречаются реже.

3. Музей. Для определения понятия «музей» исключительно важно выяснение происхождения этого института. Среди социокультурных институтов сегодняшнего об­щества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний— основного фактора развития современной цивили­зации, музеи занимают одно из наиболее фундаментальных мест. Они сохраняют, фиксируют и представляют в своеоб­разной форме предметное и природное окружение челове­ка, являясь важным каналом ретроспективной информации.

Музей как социокультурный институт современного об­щества существует для предотвращения утраты реликтов цивилизации и природы, накопленных в связи с их культур­ной значимостью; он производит с этими предметами про­цедуры научной обработки, хранения и изучения,— сход­ные с теми, которые библиотеки проделывают с печатными изданиями, а архивы с историческими источниками. Музей — научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение, которое в соответствии со сво­ими социальными функциями осуществляет комплектова­ние, учёт, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры и природных объектов. Для определения места музеев в общественном устройстве существенное зна­чение имеет понимание их социальных функций, вытекающих из общего предназначения и предъявляемых к этим учреждениям требований. 1) музеи предназначены для научного докумен­тирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества (научно-документационная функция); 2) они призваны решать задачи охраны куль­турно-исторических ценностей в интересах национальной и мировой культуры (охранная функция); 3) музеи являются специфическими центрами научных исследований, на которых основывается вся их де­ятельность (исследовательская функция). Классификация музеев. Музеи одной специализации, то есть одного про­филя, объединяются в профильные группы: естествен­но-научные музеи, исторические музеи, художествен­ные музеи,- архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. Исторические музеи: общеисторические му­зеи (широкого профи­ля); этнографические му­зеи; военно-исторические музеи; музеи политической истории; музеи истории рели­гии; историко-бытовые музеи, монографические музеи, посвященные конкретно­му лицу, событию, учреждению, коллективу. Художественные музеи: музеи изобразительного искусства, музеи декоративно-прикладного искусства; музеи народного искусства; монографические; прочие художественные музеи. Естественно-научные музеи: палеонтоло­гические, антропологические, биологические (широко­го профиля], ботанические, зоологические, минералоги­ческие, геологические, географические и прочие музеи. Музеи ком­плексного профиля -краеведческие. По признаку общест­венного назначения: научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные. Административно-территориальный признак: республикан­ские, краевые, областные, районные музеи. По принад­лежности (юридическому положению):госуд-ые, общественные и частные. Становление музейной экскурсии ста­ло одним из итогов экскурсионного движения. Постепенно Э приобрела статус ведущей формы культурно-образовательной деятельности отечественного музея. Так же, как и любой Э, музейной присуща коллективность осмотра. Органи­зующими признаками музейной Э являются ее тематичность, в рамках которой осуществляется творчество экскурсовода. А также есть маршрут, по которому следует экскурсовод, раскрывая ту или иную тему. Однако главным признаком музейной Э сле­дует признать приоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Поэтому экскурсовод уделяет преимущественное внимание показу, который сопровож­дается рас­сказом. Характером среды и экспонатов определяется специфика музейной Э. Качество Э за­висит от того, насколько экскурсовод учиты­вает в своей деятельности старый опыт и новые тенденции, реагируя на запросы аудитории. Наиболее часто для характеристики Э употребляются такие термины, как обзорная Э (по всему музею) и тематическая (посвященная конк­ретной проблеме).

4. Показ. Наглядность на Э имеет различные формы - она может быть зрительной (показываемые объекты) и звуковой (шум леса, журчание ручья, падение камня, голос певца в зву­козаписи и т. п.). Мастерство экскурсовода наиболее полное выражение находит в его умении вести показ объектов на Э. Любая экскурсия основана на принципе наглядности. Основой наглядности на Э являются памятники истории и культуры, которые осматриваются и анализируются непосредственно на месте их расположения. Памятники относят виду предметной наглядности. К этому же виду наглядное относятся изобразительная наглядность (наглядные пособи; составляющая содержание «портфеля экскурсовода» или включенная в экспозицию музея). Другой вид словесно-образная наглядность - использование, например, художественных образов произведений литературы, а также яркий, образный рассказ экскурсовода, направленный на воссоздание картины исторического события. Высокая степень наглядности отличает экскурсию от других форм идейно-воспитательной и культурно-массовой работ Назначение наглядности - активизация представлений и чувств человека, участвующего в Э. Памятники на Э должны рассматриваться как основной материал, дающий представление о теме. Изобразительная наглядность - это дополнительный материал, зрительно воспринимаемый экскурсантами («портфель экскурсовода»). Принцип наглядности в Э состоит в том, что экскурсанты получают знания, общаясь с подлинными предметами, о которых идет речь или которые подтверждают правильность рассказа экскурсовода. Наглядность - двигательная сила познавательной деятельности экскурсантов. Эффективность наглядности зависит от правильной организации наблюдения объекта экскурсанта: от глубины анализа наблюдаемого объекта экскурсоводом. Принцип наглядности позволяет экскурсантам получить ясное и конкретное представление о вопросах, проблемах, рассматриваемых на Э. Принцип наглядности на экскурсии реализуется в показе объектов. Эффективность наглядности в экскурсии зависит от организации показа объектов, от правильного их наблюдения экурсантами. Показ и Э представляют собой двухсторонний процесс, который объединяет: а) активные действия экскурсовода, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; б) активную деятельность экскурсантов, которая находит выражение в таких формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов. Экскурсовод, приступая к показу, должен по­мочь экскурсантам выделить главное, на первое время отбросить второстепенное, способствовать правильному наблюдению выде­ленных объектов или их частей. Выделение главного, наиболее существенного в объектах в дальнейшем дает возможность лучше оценить второстепенные де­тали, подчинить их главному. Экскурсионный анализ является одним из способов наследования объекта экскурсантами. Задача такого анализа - привлечь устойчивое внимание экскурсантов к объекту, который показывает экскурсовод. В ходе анализа памятник может быть мысленно расчленен на составные части, например, для их сравнения или. раздельной оценки, характеристики. Анализ позволяет подчеркнуть характер связей между частями здания, сооружений. Успех любой экскурсии во многом зависит от степени активности внимания участников мероприятия. Различают три вида внимания: непроизвольное, произволь­ное и послепроизвольное. Не менее важно в экскурсии иметь в виду пределы объема внимания — так именуется количество объектов, которые экс­курсанты способны наблюдать одновременно (в среднем не бо­лее трех-четырех объектов или разных элементов одного объек­та). Важно учитывать «объем внимания - количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий срок времени». Экскурсовод должен постоянно учитывать еще одно ка­чество человеческого внимания - его сравнительно легкую отвлекаемость. Это особенно важно при проведении пешеход­ной экскурсии, где внимание участников постоянно отвлекают посторонние предметы.

5. Рассказ. Организаторы Э при оценке значения рассказа должны учитывать: рассказ - условное, общепринятое в экскурсионном деле название устной части Э, той суммы сообщений и пояснений, которые дает экскурсовод группе; рассказ об объекте (если он не находится в момент рассказа перед экскурсантом) не может собой заменить непосредственного наблюдения объекта; подчиненность рассказа показу находит своё выражение в то: что значительная часть словесного материала на экскурсии превращается в зрительные впечатления. Рассказ - это индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением всех требований устной публичной речи и в ряде случаев представляет собой неплохой образец монологической речи; рассказ всегда связан со зрительными восприятиями. Основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей и помогает экскурсоводу строить свой рассказ в соответст­вии с правилом: «говори по порядку». Успех экскурсионного рассказа зависит от того, насколько индивидуальный текст приближен к общепринятой устной речи, как в нем учтены речевые особенности того конкретного экскур­совода, которому этот текст принадлежит. В ходе проводимой экскурсии экскурсовода торопят объекты, которые необходимо показать группе. Два-три часа, отведенные на экскурсию, пребывание группы, на ногах и открытом воздухе вынуждают экскурсовода говорить кратко, сжато, четко характеризовать находящиеся перед группой памятники, рассказывая о связанных с ними событиях. Основные требования к рассказу экскурсовода можно сформулировать таким образом: идейно-политическая направленное тематичность, конкретность, достоверность, краткость (лаконичность). доступность излагаемого материала, связь с показом). Немалую роль в рассказе играет темп (скорость, с которой излагается материал). Средний - 60 слов в минуту. Основные положения подтемы (вопросов) должны излагаться медленнее, второстепенные – быстрее. При изложении материала, который иллюстрирует основные положения рассказа, его темп может ускоряться. Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: комментирует, поясняет, дополняет увиденное или реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант. Экскурсионный рассказ в значительной части построен на лекторском мастерстве. Поэтому лекторский дар — обязательное качество каждого экскурсовода. Однако, кроме того, экскурсовод должен обладать таким качеством, как умение глубоко и понятно анализировать находящийся перед ним в данный помет объект. Перед рассказом экскурсовода ставится немало серьезных задач: помочь экскурсантам правильно увидеть и оценить объект, прийти к нужным выводам, стать более убежденными по данной проблеме. В рассказе экскурсовод сообщает аудитории о таких свойствах (качествах) объекта, которые зрительно не воспринимаются. Он обобщает наблюдения экскурсантов, помогая им более правильно и полно воспринимать объекты, раскрывает связи между ними. Не рекомендуется обращать внимание группы на экскурсионный объект, когда автобус находится рядом с ним. Делать это нужно заранее, чтобы часть текста изложить на подъезде к объекту, успеть заинтересовать людей, приковать внимание к объекту, который попадает в пределы их видимости. Экскурсоводу во время рассказа и посте того, как он кончит раскрытие очередной подтемы могут быть заданы вопросы. Практика показывает, что попытка подробно отвечать на такие вопросы отнимает у экскурсовода время, отвлек; внимание экскурсантов, так как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Ответ на вопросы в данный момент комкают дальнейшее проведение экскурсии. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее' окончании. Рассказ экскурсовода не должен превращаться в пространный, скучный и назидательный монолог. Чтобы рассказ вызывал интерес, а выдвинутые положения были восприняты участниками экскурсии, ему необходимо владеть культурой речи. Назначение рассказа в экскурсии характеризуется с дующим образом: Рассказ экскурсовода воссоздает внешнюю картину того или иного события, характеризует зрительно воспринимаемый объект, создает необходимое впечатление, вызывает определенные чувства экскурсантов. Экскурсионные работники должны исходить из того, что правильно избранная форма преподнесения знаний сама по себе еще не обеспечивает успеха. Не меньшее значение для действен­ности рассказа имеет содержание материала, четкость формули­ровок, культура речи экскурсовода, методика устного выступле­ния, его убежденность.

6. Экскурсия как взаимодействие 3-х компонентов.Любая экскурсия, какую бы тему она ни раскрывала, в како бы форме ни проводилась, представляет собой взаимодействи трех компонентов — экскурсовода, объектов и экскурсантов. Основное в проведенном взаимодействии — максимальная активность компонентов. Именно выполнению этой задачи и под­чинено главное в экскурсии — показ. В простейшем варианте экскурсии показ объединяет в единое целое три компонента. Связь трех компонентов экскурсии мо изобразить в виде треугольника:

где А — экскурсанты, Б — экскурсовод, В — экскурсионные объекты. Практически взаимодействие трех компонентов экскурсии яв­ляется основой показа, а если сказать проще, сам показ на Э может рассматриваться как результат активной взаимосвязи и взаимозависимости между экскурсоводом, экскурсантами и объектами в ходе экскурсионного анализа. Сами по себе наблюдение, изучением исследование на экскур­сии нельзя сводить к связям между экскурсоводом, экскурсантами и зрительно воспринимаемыми объектами. Экскурсанты воспри­нимают объекты также с помощью слуха, обоняния и осязания. Рассмотрим на пяти схемах основные формы взаимодействия, прослеживая при этом растушую активность всех трех компонен­тов экскурсии.

Схема 1

Перед экскурсоводом стоит задача переместить определенные знания по теме к экскурсантам. Делается это в связи с определенными памятниками, но без их экскурсионного анализа. На этой стадии из трех компонентов в состоянии активности находится только один — экскурсовод, как источник устно сообщаемого материала. Экскурсант пассивен. Памятник еще не «заговорил».

Схема 2

На этой стадии поставленная перед экскурсией задача сколько усложняется. Передавая свои знания по теме экскурс; там, экскурсовод адресует их к объектам. При этом он делает попытку связать устную речь (свои пояснения) и зрительный ряд (объект - памятник, памятное место). Экскурсовод активизируется как руководитель показа. Появляются первые пизнаки активности экскурсантов. (Схема 3)

Показывая экскурсантам объекты (памятники, памяти места) и сопровождая это пояснениями по теме, экскурсовод пытается использовать методические приемы, способствующие пониманию и запоминанию экскурсионного материала. Экскурсовод не только передает свои знания экскурсант; но и создает у них объективно правильное представление объекте и событиях, с ними связанных. Опорой активности экскурсовода становится методика показа и рассказа. Экскурсовод за­ставляет экскурсантов наблюдать объект, экскурсанты становят­ся более внимательными.

Схема 4

На этой стадии возникает экскурсионная ситуация. Роль Э-да еще более возрастает. Показ становится главным элементом Э. Сочетая методику показа и рассказа, экскурсовод приковывает внимание Э-нтов к объекту, заставляя их изучать памятник, где все три компонента активны. Появляется треугольник, где все 3 компонента активны.

Схема 5

Каждая из приведенных пяти схем дает представление об определенной стадии раз­вития экскурсии. Однако, для того, чтобы получить правиль­ное представление о процессе развития экскурсии в целом, необходимо проследить, как происходит активизации каждого из компонентов экскурсии. Например, рать экскурсовода на всех пяти стадиях становления экскурсии повышается сле­дующим образом. На первой стадии (схема I) руководитель экскурсионного мероприятия (пока еще на экскурсии) — это лектор, который, раскрывая тему, рассказывает о событиях и только незначительно привлекает зрительный ряд, но на этой стадии зрительного ряда может вообще и не быть. На вто­рой стадии (схема 2) руководитель экскурсии выступает в роли лектора. Он подтверждает выдвинутые в рассказе положения зрительными доводами (аргументами). При этом несколько усиливается наглядность проводимого мероприятия. На третьей стадии (схема 3) руководитель экскурсион­ного мероприятия по характеру своей деятельности псе еще лектор. Однако в его речи появляются первые методические приемы экскурсионного рассказа. На четвертой стадии {схема 4) руководитель экскурсион­ного мероприятия перестает быть лектором. Устная речь (рас­сказ) и зрительные доказательства к выдвигаемым положе­ниям (показ) обмениваются своими местами. На пятой стадии это уже не лектор, а экскурсовод в полном смысле этого слова. Экскурсовод доносит до аудитории зна­ния по экскурсионной теме на основе показа с максимальным использованием принципа наглядности. Рассказ играет вто­ричную роль, он становится комментарием к зрительному ряду.

7. Методика подготовки новой экскурсии.Три ступени: 1. Предварительная работа (состоит из двух частей : организационное вступление или знакомство, информационное вступление), 2. Разработка экскурсии (кол-во подтем от 5 до 12), 3. Заключительная(прием экскурсий, итог по экскурсии. информация о других экскурсиях по этой тематике). Этапы подготовки экскурсий (1976 г.): определение целей и задач Э, выбор темы, отбор лит-ры и составление библиографии , определение источников экс-го материала, подбор и изучение экс-х обьектов . Классификация экс обьектов: 1.по содержанию: одноплановые, многоплановые. 2.по функциональному назначению: основные и доп-ные. 3.по степени сохранности: полностью сохр-еся , дошедшие до нас с изменениями, частично сох-еся , утраченные . Критерии оценки экс объектов , включенных в Э: познавательная ценность , известность , необычность , выразительность, сохранность, местонахождение, временные ограничения показа объекта. Карточка экс объекта: наименование объекта, историческое событие, место нахождения, описание объекта, источник сведений, сохранность, охрана, в каких э он используется, дата составления карточки, ФИО составителя. (1) Составление маршрута-наиболее удобный путь следования группы. Показ – в логическом порядке. Варианты построения маршрута. Хронологический, тематический, тематико-хронологический. Требования к маршруту: 1.показ экс объекта в определенной логической последовательности без петель,2.доступность объекта, 3.переезд не более 15 мин., 4.наличие благоустроенных остановок, 5.объезд или обход маршрута. Задачи: 1.познакомиться с планировкой улиц, 2.уточнить место остановок, 3.освоить подъезд к местам остановок, 4.провести хронометраж, 5.проверить целесообразность использования объектов, 6.выбрать методику ознакомления с экс объектом, 7.выявить опасные места. (2) Подготовка текста Э: краткость, четкость формулировок, наличие ин-фы по теме, полное раскрытие темы, лит-ый язык. (3) Комплектование портфеля экс-вода. (4) Определение методических приемов проведения Э. (5) Определение техники ведения Э. (6) Составление методической разработки (документ, который определяет как провести данную Э, как лучше показать памятники): 1.Тит лист (тема, вид, протяженность, продолжительность, категория экс-тов, ФИО), 2.цель Э, 3.схема маршрута, 4.технологическая карта ( маршрут, остановки, объекты показа, продолжительность, наименование подтем, организ-ые указания, методич. указания). (7) Составление индивидуального текста. (8) Прием, сдача Э. (9) Утверждение Э. Техника ведения Э: 1.знакомство с группой, 2.выход из автобуса, 3.расстановка группы, 4.передвижение группы от объекта к автобусу, 5.ответы на вопросы. 6.паузы в Э (смысловые, кратковременный отдых), 7.использование портфеля.

8. Методика подготовки и проведения экскурсий. Методика подготовки и проведения экскурсий предпо­лагает умение наиболее убедительно раскрыть тему экс­курсии, правильно расположить экскурсионный материал, полно использовать зрительные и словесные доказательства. Различают две группы методических приемов прове­дения экскурсий: приемы показа и приемы рассказа. По­каз и рассказ должны вестись экскурсоводом в соответствии с требованиями контрольного текста и методической разработки, с учетом особенностей данной конкретной экскурсионной группы. Основой для проведения экскурсии на любую тему является ряд методических документов. В число таких документов входят: контрольный текст экскурсии, методическая разработка, схема маршрута следования экскурсионной группы, карточки (паспорта) экск.объектов, включенных в экскурсию, «портфель экскурсовода», паспорт маршрута (для автобусной экскурсии), список литературы по теме, материалы к экскурсии (рефераты, справки, статистические данные, доп.фотографии, репродукции, копии документов, адреса учреждений, где хранятся материалы по теме), список экскурсоводов, которые допущены к проведению данной экскурсии. Большую роль играет хорошо составленный текст экскурсии. Существуют два вида текстов: контрольный и индивидуальный. Контрольный текст составляется творческой группой при разработке новой темы экскурсии. Он выполняет контрольные функции. Контрольный текст представляет собой материал, необходимый для наиболее полного раскрытия всех подтем входящих в экскурсию, содержит факты и примеры, характеризующее основные вопросы каждой из подтем. Индивидуальный текст каждый экскурсовод состав­ляет самостоятельно после ознакомления с объектами, изучения литературы и других источников, рекомендованных по теме. При этом он использует положения, фактический материал и выводы, которые содержатся в контрольном тексте. Требования к любому тексту: краткость, четкость фор­мулировок, необходимое количество фактического мате­риала (даты, цифры, факты, названая, фамилии и др.), наличие информации по теме, обязательное полное рас­крытие темы, хороший литературный язык. Методическая разработка — документ, который опре­деляет, как провести данную экскурсию, как лучше орга­низовать показ памятников, какие методические приемы следует применить для того, чтобы экскурсия прошла наи­более успешно. В методической разработке содержатся советы, в какой последовательности вести показ и рассказ, какие наглядные материалы из «портфеля экскурсовода» и когда именно нужно продемонстрировать. Здесь же даются ре­комендации по технике проведения экскурсии — располо­жению группы у объектов, темпу движения экскурсантов па маршруте, пути следования от объекта к объекту. Методическая разработка состоит из трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение располагаются до и после материалов, изла­гаемых в схеме по следующей форме: 1) маршрут экскурсии, 2) остановки, 3) объекты показа, 4) продолжительность, 5) наименование подтем, 6) организац.указания (о передвижении группы, обеспечении безопас­ности экскурсантов па маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правил поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников исто­р

Наши рекомендации