ЛЕКЦИЯ № 3. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА

1. Значение и роль экскурсионной методики.

2.Основные задачи экскурсионной методики.

3.Особенности экскурсионной методики.

4.Основные этапы подготовки экскурсии.


Важнейшей характеристикой качества предварительной работы экскурсовода является ее соответствие требованиями экскурсионной методики. Эффективность экскурсии определяется именно методикой ее проведения, уровнем организации ее как процесса.

Экскурсионная методика – это совокупность приёмов направленных на активное освоение новых знаний, которые реализуются в процессе непосредственного восприятия объекта окружающего мира.

  1. методики разработки новой темы;
  2. методики подготовки экскурсовода к проведению экскурсии;
  3. методики послеэкскурсионной работы с ее участниками.

Основные задачи методики:

  1. помочь экскурсанту увидеть, услышать и ощутить все то, что имеет отношение к теме экскурсии;
  2. содействовать экскурсантам в усвоении практических навыков изучения экскурсионных объектов;
  3. обеспечить устойчивое внимание к теме, к показу и рассказу на протяжении всей экскурсии.

Успешное осуществление этих правил требует от экскурсовода серьезного отношения к отбору объектов и составлению маршрута. При подготовке новой экскурсии нужно исходить из того, что выбор темы, экскурсионных объектов и маршрута теснейшим образом связаны между собой. Методически экскурсия должна быть построена так, чтобы обеспечить устойчивое внимание аудитории в течение длительного времени.

Экскурсионная методика имеет свои особенности, которые определяются задачами, поставленными перед конкретной экскурсией, целевой установкой, видом экскурсии, составом группы, способом ее передвижения.

Одно из требований экскурсионной методики состоит в том, чтобы любой методический прием на экскурсии применялся свободно и естественно.

В методике проведения экскурсии выделяют две части: методику показа и методику рассказа. Кроме того, непосредственно подготовка новой экскурсии включает два основных этапа, сходных по времени их реализации:

  1. предварительная работа (подбор материалов, их изучение, отбор экскурсионных объектов);
  2. собственно разработка экскурсии (составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала, работа над содержанием экскурсии, подготовка контрольного текста, работа над методикой проведения экскурсии, выбор эффективных методических приемов показа и рассказа).

При подготовке экскурсии не следует допускать заготовки излишнего фактического материала, который не понадобится при написании контрольного текста. Следует придерживаться традиционной схемы экскурсий (вступление, основная часть, заключение). Продуманная разработка новой экскурсии является основой ее высокого качества.
В процессе подготовки новой экскурсии выделяют следующие этапы:

  1. определение цели;
  2. выбор конкретной темы;
  3. изучение источников (литературных, архивных, статистических);
  4. отбор и изучение экскурсионных объектов;
  5. составление маршрута;
  6. объезд или обход маршрута;
  7. подготовка контрольного текста;
  8. комплектование «портфеля экскурсовода»;
  9. определение методических приемов проведения экскурсий;
  10. составление методической разработки;
  11. проведение пробной экскурсии;
  12. утверждение экскурсии.

Определение цели

Работа по подготовке экскурсии начинается с четкого определения ее цели – конечного результата деятельности экскурсовода (информационная функция, эстетическое воспитание...). Определение цели – прежде всего для самого экскурсовода – оказывает определяющее влияние на содержание экскурсии. Цель экскурсии меняется в зависимости от состава экскурсионной группы.

Выбор конкретной темы

Тематика экскурсионных программ постоянно расширяется. Очень важно определить правильный выбор темы экскурсии – четкая формулировка темы определяет ее содержание экскурсии, тема является стержнем, объединяющим все объекты экскурсии.
3. изучение источников (литературных, архивных, статистических)

Необходимый этап подготовки экскурсии – отбор литературы по теме и составление списка книг, брошюр, статей. Задача подобного списка – упрощение подбора фактического и теоретического материала для подготовки индивидуального текста.

Важная часть работы по подготовке экскурсии – работа над ее содержанием, которая начинается с накапливания материала и продолжается во время изучения литературы. Важное значение имеет фактическая сторона экскурсии. Необходимо использовать только достоверные и тщательно выверенные факты и сведения, имеющие отношение к теме.

При подготовке экскурсии используются следующие формы отбора фактического материала: беседы, с участниками и очевидцами исторических событий, встречи со специалистами, научными работниками, просмотры научно-популярных фильмов, изучение материалов государственных музеев и архивов. При отборе материала следует иметь в виду обязательность его связи со зрительным рядом, с объектами, которые предполагается использовать при показе. На заключительных этапах в руках создателей экскурсии должен остаться только тот материал, который будет раскрыт зрительно.

Помимо публикаций, материалы по теме экскурсии могут находиться в других источниках, играющих вспомогательную роль при подготовке материала. Они могут храниться в музеях, государственных архивах, частных коллекциях.

Следующий этап – изучение материалов, раскрывающих тему экскурсии. Изучение любого источника сопровождается конспектированием, копированием материалов для составления контрольного текста, «портфеля экскурсовода».

Наши рекомендации