Вопрос. Доходы населения. Социальная дифференциация и ее показатели. Государственная политика доходов.
Доходы населения:Формирование доходов населения является одним из главных звеньев в социальной политике государства. Уровень доходов членов общества служит важнейшим показателем их благосостояния, поскольку определяет возможности материальной и духовной жизни человека: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных жизненных потребностей.
Доходы населения формируются из различных источников. Основными из них выступают следующие:
1.факторные (первичные) доходы;
2.денежные выплаты по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот;
3.поступления из финансовой системы государства.
К факторным (первичным) доходам относят те средства, которые зарабатывают или получают владельцы факторов производства (труда, капитала, земли, предпринимательской способности) от участия в рыночном процессе. Различают четыре вида факторных доходов: 1) заработную плату – доход от использования трудовых ресурсов, включающих жалованье, получаемое государственными служащими и другими работниками умственного и физического труда; 2) процент – доход на ссудный капитал; 3) ренту – доход, который приносят природные ресурсы, в том числе и земля; 4) прибыль – доход тех лиц, которые владеют средствами производства или занимаются организацией производства товаров и услуг, обеспечивают экономику предпринимательскими способностями.
По сути дела факторные доходы есть не что иное, как цена факторов производства, которая складывается на рынках данных товаров на основе соотношения спроса и предложения.
Социальная дифференциация и ее показатели: При общих принципах формирования доходов, заработанных и полученных по каналам правительственных программ, сохраняются условия неравенства получаемых доходов, следовательно, и уровней жизни различных слоев и групп населения.
Степень неравенства доходов можно увидеть на кривой Лоренца
По горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали – проценты дохода, получаемые этими группами. Если бы в распределении доходов существовало бы абсолютное равенство, то 20% населения получали бы 20% от совокупного дохода, 40% населения – 40% дохода и т.д. Прямая линия отражает абсолютное равенство в распределении доходов. В реальной действительности распределение доходов в обществе показано кривой линией.
Заштрихованная область указывает на степень неравенства доходов. Чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов, получаемых гражданами в конкретной экономической ситуации. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца (ОавЕ) и биссектриса (ОЕ) совпали бы, и разрыв исчез.
Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов или в различные периоды времени, или в различных странах, или между различными группами населения, принимая во внимание доходы до и после вычета налогов и трансфертные платежи.
Если разделить заштрихованную площадь на площадь треугольника ОЕН, то можно получить показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов. Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джинни, по имени итальянского экономиста КоррадоДжинни (1884-1965). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы (ОЕ), тем больше площадь заштрихованной фигуры, и, следовательно, тем больше коэффициент Джинни будет приближаться к единице. В нашей стране различие в доходах 10% бедных и 10% богатых слоев населения по различным оценкам различаются от 14 до 25 раз (пороговое значение для угрозы национальной безопасности 8 раз), что намного (в 1,5-2 раза) больше чем в развитых странах. Не случайно в апреле 2004 года президентом страны В.В. Путиным поставлена задача ликвидации бедности в самые короткие сроки (3 года).
В целом же неравенство в доходах в значительной степени порождено объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление полностью уничтожить дифференциацию доходов означало бы намерение вообще разрушить сам рыночный механизм.
Государственная политика доходов:Государство своей налоговой и социальной политикой может смягчить последствия сильной дифференциации доходов, устанавливая пособия многодетным семьям и одиноким матерям, осуществляя поддержку безработным и престарелым, оно может воздействовать на понижение уровня коэффициента Джини и выравнивание жизненного уровня населения.