Приватизация и разгосударствление: сущность, цели, принципы. Приватизация в РБ.
Переход к рынку предполагает преобр-е гос соб-ти в др формы соб-ти путем разгос-я. Разгосударствление-это преобр-е соб-ти в др формы или вывод предпр-я из-под управления гос структурами. Формы разгос-я: аренда; акционирование; кооперирование.
Приватизация-термин, близкий к разгос-ю, кот-й хар-ет преобр-е гос соб-ти в частную или в частно-долевую.цели и задачи разгос-я и прив-ии: 1) устранение монополизма гос соб-ти 2)предоставление макс-й свободы хозяйствующему субъекту 3) ликв-я убыточных дотаций убыточным предпр-ям 4) создание конкурентной среды 5) ускорение НТП 6) привлечение иностр-х инвесторов.
Прив-я проводится: на платной и бесплатной основе. Бесплатная часть гос имущества передается гражданам путем оформления именных приват-х сертификатов. Часть гос соб-ти продается по ценам, определяемых рынком, т.е. платно.
Способы прив-ции: 1) продажа по конкурсу 2) покупка акций, приват-х предпр-й работниками этих предпр-й 3) выкуп объектов, наход-ся в аренде.
Этапы прив-ии: 1) малая-пр-я мелких предпр-й 2) средняя-предпр-я ср-х размеров (100 чел) 3) пр-я крупных предпр-й
Разгосударствление и приватизация: понятия, формы, цели.
Переход к рыночной эк требует коренного преобразования отн-ий с-ти. ибо на рынки должны действовать хоз. объекты, присваивающие эффект от своих усилий. и в то же время несущих полную мат-ную ответственность за не использование ресурсов. Современный рынок функционирует при многообразии форм с-ти. Каждый собственник избирает те сферы хоз. деятельности, где можно получить наивысшую эффективность.
Приватизация – ключевой момент процесса становления бизнеса. Это положение актуально для стран с развитой рын. эк-ой. Особенно приватизация важна для переходного периода. По официальным данным общая собственность гос-вого имущества в РБ оценивается в 36 триллионов рублей, 2/3 кот. принадлежит приватизации. Для этого вопроса необходимо изучить закон о разгосударствлении и приватизации соб-ти в РБ.
Разгосударствление эк-ки – это многогранный процесс отстранения гос-ва от прямого хоз. упр-ия. и усиления на этой основе самостоятельности предпр-ий. С целью создания условий саморегулирования эк-ки.
Сущ 2 направления развития эк-ки:
путем ограничения вмешательства гос-ва в хоз-ную деятельность предприятий
путем разгосударствления собственности.
Разг. с-ти может осуществляться как путем организации новых предприятий основанных на негос-ых формах собственности, так и путем приватизации гос-ных приватизаций.
Цель разг. с-ти. Состоит в том, чтобы уменьшить долю гос-ой собственности и тем самым ликвидировать обезличность соб-ти.
Важнейшим направлением разгос-ия соб-ти явл. приватизация.
Приват-ия – процесс приобретения у гос-ва предприятий и имущественных комплексов трудовыми коллективами и гражданами и теми юр-ми лицами, деятельность кот. основана на негос-ых формах собс-ти. В результате приватизации гос-во утрачивает права владения, распоряжения и пользования объектами гос-собственности, а гос-ые органы—право непосредственного управления ими.
Принципы приватизации в РБ.
приоритет платных форм.
Право каждого гражданина РБ на безвозмездного получения части гос-го имущества
Предоставление льгот субъектам приватизации
Гибкое сочетание форм приватизации
Широкая гласность при проведении приватизации
Контроль за ходом приватизации со стороны гос-ва и общественных организаций.
Финансовые источники приватизации:
средства предприятий (часть прибыли, амортизаторционные отчисления, фонд накопления)
заемные и привлечонные мр-ва (кредиты банков, кредиты предприятий, средства от продажи ценных бумаг)
личные средства
Объекты приватизации
Жилье, предприятия, цехи, производства, участки, иные подразделения этих предприятий. Оборудования, здания, сооружения и т.д.
Доли (паи, акции) гос-ва и аддминистративнотерриториальных образований в капитале акционерных обществ.
Субъекты приватизации:
граждане РБ
юридические лица РБ деят. Кот. Основанна на негосударственных формах собственности
Трудовые коллективы гос-ых предприятий
Иностранные инвесторы
Лица без гражданства
Субъекты приватизации могут действовать через своих представителей в соответсвии с законодательством РБ.
Формы приватизации
Под формой приватизации понимается определенное сочетание способов и условий приобретения новым собственником прав на гос-ое имущество. Различают следующие формы приватизации:
Прямой выкуп гос-го предприятия
Преобразование гос-ых и арендных предприятий в открытые акционерные общества.
Продажа гос-го предприятия на аукционе.
Продажа гос-го предприятия на конкурсе.
Выкуп арендного предприятия
Безвозмездная передача имущества.
(1) Прямой выкуп предполагает одноразовость платежа в бюджет за выкупаемое имущество. Прямой выкуп может осуществляться и в рассрочку, но это – льгота. В случае прямого выкупа предприятия преобразуются в нар. Или коллективные. Однако могут образовываться и др. хозяйственно-правовые формы.
(2) Все предприятия, кот подлежат приватизации, включаются в перечень объектов приватизации. Утверждается советом министров. Инициатором приватизации могут быть: Трудовой коллектив и любое лицо не гос-ой формы собственности.
(негос-ая форма собственности, это когда в уставном капитале негосая собственность занимает более 70%.)
Создается комиссия по приватизации (налоговая инспекция, профсоюзы, трудовой коллектив). Эта комиссия производит переоценку имущества. Она должна предположить правовую форму функционирования предприятия.
По состоянию на 1-е января 97г. в РБ приватизированно 564 крупных предприятий и 1558 мелких объектов.
Выделяют малую и большую приватизацию:
Малая – предприятия коммунальной собственности.
Большая – крупные предприятия.
Численность рабочих на приватизированных предприятиях составляет 480 тыс. человек или 13,2% от всей численности работающих. Всего в РБ около 8800 крупных и средних предприятий. И около 12000 малых предприятий. Если драть по кол-ву предприятий, то приватизировано 10% предприятий от всего кол-ва. Предприятия негос-ой формы собственности за 96 год произвели 32,8% промышленной продукции и 20,8% произведено акционерными обществами.
Итак, основным способом приватизации для крупных предприятий явл. Акционирование. А для малых объектов продажа их по конкурсу или на аукционе. Главная Цель приватизации – повышение эффективности работы предприятия после приватизации.
22. Принципы, условия и очерёдность преобразований, необходимых для формирований рыночных отношений.
Рыночные отношения (англ. market relations) - общественные отношения, обусловленные функционированием рынка. Возникли несколько тысячелетий назад в результате обществ. разделения труда и экономич. обособления производителей. Внешне проявляются как взаимодействие владельцев товаров, в ходе к-рого происходит свободный, т.е. равноправный обмен товарами - продуктами, произведенными для продажи. Чтобы стать товаром, продукт должен иметь: 1) потребительную стоимость (полезность) для покупателя, т.е. быть способным удовлетворять нек-рую его потребность. Поэтому не каждый продукт, произведенный для продажи, превращается в реальный товар: продукты, на к-рые отсутствует спрос на рынке, товарами, строго говоря, не являются; и 2) обладать меновой стоимостью, т.е. приравниваться в определ. пропорциях к др. товарам (х товара А = = у товара Б = ...). По поводу материальной основы этого равенства существуют разл. точки зрения. Сторонники марксист, направления в политич. экономии, генетически связанного с классической школой, видными представителями к-рой являлись англ. экономисты Адам Смит (1723-90) и Давид Рикардо (1772-1823), полагают, что в его основе лежат обществ, издержки произ-ва, образующие стоимость (ценность) товара. Они считают поэтому, что, приравнивая свои товары, производители фактически сравнивают обществ, издержки производства, к-рые требуются для произ-ва каждого из обмениваемых товаров. Наиболее последовательно трудовая теория стоимости изложена в исследовании К. Маркса (1818-83) «Капитал» (см. Экономическое учение Маркса). Согласно др. точке зрения, возникшей во 2-й пол. XIX в. и получившей название теории предельной полезности (см. Маржинализм), стоимость (ценность) товара есть прежде всего категория обмена, поскольку именно в процессе обмена и определяется действит. ценность товара. Чем больше произведено каждого товара, тем, ниже при прочих равных условиях, будет его ценность. Т.о., ценность вещи измеряется величиной ее предельной полезности, т.е. полезности, к-рую представляет для человека последний экземпляр данного товара. Однако более распространенной трактовкой ценности и цен является точка зрения неоклассической теории {школы), родоначальником к-рой считается англ. экономист А. Маршалл (1842-1924). В его трудах стоимость и цена выступают как результат взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне предложения (учитываются издержки произ-ва), так и на стороне спроса (учитывается предельная полезность товара). Товарные отношения предполагают наличие денег. Разл. экономич. школы по-разному трактуют причины их возникновения. Выделение денег из мира товаров как особенного товара явилось результатом хоз. деятельности людей. Деньги выполняют неск. функций, в т.ч. функции меры стоимости, средства обмена, средства накопления и средства платежа. На определ. стадии они осуществляли также функцию мировых денег. Совр. деньги представляют собой абсолютно ликвидное, признаваемое всеми средство обмена, при этом устойчивость ден. обращения определяется кол-вом денег в обращении. Превышение кол-ва денег над экономически допустимым при неизменной скорости их обращения ведет к росту цен, что является одной из причин инфляции. Совр. ден. обращение характеризуется также тем, что нек-рые нац. ден. единицы (доллар США, японская иена и нек-рые др.) выполняют роль резервных валют, т.е. имеют хождение вне нац. границ. В международ, расчетах с 1979 применялась европейская валютная единица ЭКЮ стран Европейского союза, замененная в 1999 евро, ставшим с 2002 единой ден. единицей 12 стран ЕС, используемым также в ассоциированных с ЕВС странах (Ватикан, Сан-Марино, Андорра, Черногория), а также в странах быв. «зоны французского франка». Возникновение товарно-денежных отношений - важнейший шаг в истории человечества, существенно повысивший эффективность экономики, поскольку ни натуральное хоз-во, ни бартерный (прямой, безденежный) обмен не могут обеспечить быстрого роста производительности обществ, труда. Практика доказала, что P.O. позволяют добиваться высокой эффективности обществ, производства, хотя в отд. сферах требуется их законодат. ограничение или регулирование в целях разрешения внутренне присущих им противоречий. Необходимость нахождения оптимального сочетания свободы частного предпринимательства и гос. регулирования является практически общепризнанной. Во 2-й пол. XX в. сфера Р.о. значительно расширилась. Миллиарды людей в развивающихся странах, а также в бывших соц. гос-вах стали играть более активную роль в хоз. жизни своих стран и всего мира. Наблюдается рост внутренних, нац. рынков. Создаются нац. финансово-банковские структуры. Устойчивыми темпами растет объем мировой торговли, доля к-рой в мировом ВВП имеет тенденцию к повышению. Возрастает значение транснациональных корпораций и банков в мировой экономике. Углубление взаимодействия и взаимозависимости нац. экономик в конце XX в. обрело глобальный характер, с одноврем. проходящим процессом создания и укрепления нац. экономик. Однако, как свидетельствует опыт, переустройство нац. экономики на рыночных принципах представляет собой длит, и достаточно болезненный процесс. Это хорошо видно на примере российской экономики. Старая система управления и организации хоз. жизни в 1-й пол. 90-х гг. была разрушена. Новая, рыночная организация только создается, и Россия относится к странам с переходной экономикой.