Разгосударствление и приватизация

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется разными методами. Рассмотрим важнейшие из них.

Национализация - переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства.

Приватизация - [процесс обратный национализации] – это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может иметь скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций, может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Денационализация -это возврат государством национализированного имущества прежним владельцам.

Реприватизация– это тоже возврат в частную собственность государственной собственности, но этот процесс не сопровождается актами государственной власти

Приватизация является частью более широкого процесса -разгосударствления экономики.

Разгосударствление - это переход от государственно-директивного регулирования производства к рыночным механизмам регулирования.

Итоги разгосударствления:

· меняется структура собственности;

· меняется экономическая роль и функции государства;

· экономические процессы регулируются не через директивы, а через изменение экономических условий жизни;

· государственные задания сменяются госзакупками;

· ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

Различия
Приватизация Разгосударствление
Процесс коренной трансформации отношений собственности Разрушение в отношениях собственности государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой сферы от государства

Причины приватизации:

1. Политические:

а) должен появиться институт частных собственников, иначе возродится командная экономика;

б) если приватизацию не начнет государство, то произойдет «дикая», «спонтанная» приватизация, т.е. экспроприация национальных активов представителями номенклатуры.

2. Социальные:

а) необходимость создания среднего класса.

3. Экономические:

а) эффективность экономической системы;

б) мобильность капитала;

в) децентрализация принятия решений;

г) конкурентные основы экономической деятельности.

Модели приватизации (на примере России):

1. Малая приватизация.Прошла относительно быстро. Небольшие предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг в большинстве случаев были распроданы за живые деньги. Приватизация крупных предприятийсвязана с большими проблемами. Крупные предприятия не отвечали требованиям рыночной экономики, они были неэффективны, имели большое количество рабочей силы, дорогостоящее оборудование. Вначале предполагалось продать их за «реальные» деньги иностранным инвесторам, но иностранный капитал неохотно идет с страну с переходной экономикой. Поэтому такого рода предприятия становятся «мертвым грузом» для экономики, т.к. требуют больших затрат.

2. Ваучернаяилимассовая приватизация.Необходимость ее использования изначально обосновывалась целями социальной справедливости. В ходе массовой приватизации населению раздавались или продавались за небольшую плату сертификаты, называемые ваучерами, которые становились платежным средством в ходе приватизации государственной собственности. В России было разрешено свободное хождение ваучеров, что привело к запуску вторичного передела собственности. Этому способствовал ряд механизмов:

1. выпуск ваучеров на предъявителя и их свободное хождение;

2. не было соответствия общей стоимости выпущенных ваучеров к объему подлежащего приватизации имущества;

3. оценка приватизируемой государственной стоимости была произведена на основе балансовой (т.е. заниженной) стоимости;

4. дезинформация об очень низкой цене приватизируемой стоимости, что подвигло подавляющую часть населения обменять ваучеры на скудные наличные деньги;

5. предоставление очень ограниченному кругу населения, «своим», благоприятных условий для обогащения.

В заключении хотелось бы сказать, что приватизация только тогда приносит позитивные результаты, когда она сопровождается эффективной государственной политикой, продуманной трансформацией институциональной среды и полным объемом информации (разъяснениями) по приватизационным процессам.

Наши рекомендации