Фирмы и предприятия. Основные формы предпринимательской деятельности РБ

Предприятие — основное звено хоз-ва, где происходит соединение раб. силы со средствами произ-ва, производятся товары и услуги в целях удовлетворения потребностей. Каждое предприятие является юридическим лицом. Функции предприятия: произ-ая (технологическая); эк-ая; социальная; внешняя эк-ая. Черты предприятий: организационное единство (определенный коллектив); определенный комплекс средств произ-ва; абсолютное имущество; единоначалие в управлении; имущественная ответственность за результаты деятельности. Класс-ия предприятий: по формам собственности (индивидуальные, частные, коллективные, государственные, семейные, смешанные, арендные); по числу работников (малые, средние, крупные); по отраслевому признаку (с/х, промышленные, строительные, транспортные, торговые, связей, финансовые, инвестиционные, научно-исследовательские и др.); по организации финансового хоз-ия (единоличные, различные товарищества, хоз-ые общества). Каждое предприятие имеет свой жизненный путь, кот. оно проходит с момента своего возникновения, как юридическое лицо, до его закрытия: создание — развитие — кризис — сонация — банкротство — ликвидация.

Фирма – это самостоятельный объект предпринимательства, имеющий права юридического лица, которое в качестве собственника или титульного владельца распоряжается имуществом и доходами.

Фирма, как имущественный компонент, включает:

1. недвижимое имущество;

2. фирменный товарный знак;

3. права на интеллектуальную собственность;

4. оборотные средства;

5. обязательства (дебиторская и кредиторская задолженность).

Можно различать фирмы по следующим классификационным признакам:

1) по масштабам деятельности

. крупные

. средние

. малые (Существует специальная законодательно оговоренная

численность работников в различных областях деятельности,

которая дает право на льготы для малых предприятий)

2) по форме собственности

. государственные

. муниципальные

. частные

3) по форме деятельности

. индивидуальные

. коллективные

4) по виду деятельности

. по отраслям национальной экономики (туристические,

железнодорожные, медицинские и т.п.)

5) по принадлежности стране

. национальные

. транснациональные

. совместные

6) по функциональной принадлежности

. коммерческие (целью деятельности является получение прибыли)

. некоммерческие (целью деятельности является решение других

задач, например пенсионный фонд)

7) по организационно-правовым формам

. товарищества

. общества

. предприятия

***************************************

Анализ состояния предпринимательства в РБ

Каково оно, лицо частного бизнеса Беларуси? Уверенное и целеустремлённое, или испуганное и обречённое? Каковы его проблемы: сбыт, технологии, онкуренции, налоги, контролёры или бандиты? Кто ему друг: западный инвестор, предпринимательские союзы – независимые и пропрезидентские – или налоговик, местный чиновник и политик? [5, с.11]

Мировой опыт развития малого бизнеса показал большую эффективность микрокредитования, которое является особо актуальным для начинающих предпринимателей. Нормативная база и проект микрокредитования разрабатывались совместно с Программой ООН и правительства Республики Беларусь. Финансирование данной программы будет осуществляться как за счёт средств белорусской стороны, так и за счёт привлечения средств иностранных “доноров”. В настоящее время приступил к реализации микрокредитования Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей [7, с.21].

В Беларуси на 1999г. зарегистрировано свыше 78 тыс. юридических лиц негосударственной собственности(в том числе около 23 тыс. малых предприятий) и более 126 тыс. предпринимателей без образования юридического лица.

Президент отметил, что некоторые негосударственные предприятия работают эффективнее, чем государственные. Это касается таких показателей, как темпы роста прибыли, уровень рентабельности, темпы прироста инвестиций в основной капитал, темпы роста подрядных работ, доля убыточных предприятий.

Результаты работы предпринимательского сектора в полтора раза лучше, чем в государственном секторе. И подобную положительную тенденцию надо развивать.

Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально- профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и

учреждениях довольно низкие [8, c. 11].

По данным на 01.01.2000г. в республике работало 26787 малых предприятий негосударственной формой собственности, что на 11,3% больше, чем в 1998г.; количество частных предприятий за этот период возросло на 2,9% и составило 5042 ед. Продолжается процесс формирования и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства [5]

Удельный вес убыточных предприятий на 01.01.2000г. составил 17,1%, что на 0,9 процентного пункта больше, чем на 01.01.1999г. Это самая высокая доля убыточных предприятий за последние 4 года [5].

К разряду факторов непосредственного снижения жизнеспособности малых предприятий руководители относят неблагоприятный климат для бизнеса, отсутствие правовой защиты предпринимательства, несоблюдение действующего законодательства, произвол властей, высокие налоги, некомпетентность чиновников. Сказывается и наличие проблем, связанных с арендой помещений.

Негативное влияние на рост численности субъектов хозяйствования оказала приостановка регистрации (перерегистрации) субъектов хозяйствования в 1999г. и выход Декрета Президента РБ от 16.03.1999г. №11 “Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования”, исполнение которого было затруднено отсутствием механизма реализации.

Значительно осложнилась деятельность предпринимательских структур, функционирующих в сфере предпринимательства, в связи с введением рентного сбора, при реализации внешнеторговых товарообменных операций, выплачиваемого по факту завоза сырья, материалов (продукции). При высокой инфляции это приводит к существенному сокращению оборотных средств предприятий.

Анализ структуры малого предпринимательства показывает ряд негативных тенденций. В структуре малого бизнеса в период с 1991 по 1999 сократилось количество предприятий, занятых в науке и научном обслуживании сельского хозяйства. Относительно стабильно увеличивалось число субъектов малого предпринимательства в торговле, посредничестве и сфере услуг – с 7,7% в 1991г. до 48% в 1999г., в то время как доля промышленных предприятий, возросшая по сравнению с 1998г. на 1,7 пункта, по прежнему остаётся в 3 раза меньше. Преимущественная специализация малых предприятий в области торговли и посреднических услуг является следствием невостребованности малых предпринимательских форм в качестве субподрядчиков крупных промышленных структур [4, с. 43].

Все мероприятия государственной программы, необходимой для осуществления задач поддержки малого предпринимательства, с учётом значимости и последовательности можно объединить в три блока: V создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды; V содействие решению основных проблем малых предприятий; V ориентация малых предприятий на решение приоритетных проблем конкретных территорий.

4.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь

Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства:

V преимущественная ориентация предпринимательских структур на деятельность в сфере торговли и общественного питания – примерно 50% от общего количества предприятий;

V недолговечность большинства предпринимательских структур, обусловленная нестабильностью общей экономической ситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям;

V вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно- технического прогресса, их неспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки;

V «размывание» специфики функций поддержки малых предприятий, их «растворение» в общем процессе удовлетворения предпринимательских нужд, что, в частности, резко повышает требования к размеру государственных затрат;

V отсутствие оперативного контроля показателей деятельности субъектов малого предпринимательства.

Минским городским территориальным комитетом предпринимательства и инвестиций совместно с Минским НИИ социально-экономических и политических

проблем было проведено комплексное исследование состояния и перспектив развития предпринимательской деятельности в столице нашей республики. Руководители малых предприятий города Минска, принявших участие в опросе свидетельствуют, что наиболее благоприятными для создания малых предприятий были 1991-1993 годы.

До 1995 года включительно предпринимательские структуры не испытывали серьёзных проблем в процессе своего функционирования, поэтому в 1991-1994 гг. закрылось примерно по 5% предприятий. В последующие годы ситуация заметно ухудшилась: стало закрываться всё больше предприятий. К главным причинам ликвидации малых предприятий большинство опрошенных предпринимателей относит внешние обстоятельства и только 27% опрошенных видит их во внутренних проблемах самих предприятий.

Финансовая проблема в различные периоды деятельности негосударственных предприятий являлась наиболее актуальной. В настоящее время наблюдается её заметное обострение: если на стадии становления малого бизнеса в качестве главной трудности называли финансовую 38,1% руководителей, то сейчас так считает уже 47,6%.

На этапе становления были также проблемы с поиском и арендой помещения (19%), закупкой необходимого оборудования (19,8%), поиском рынка (19,2%), кадрового и информационного обеспечения (по 12,5%).

Рис. 1 – Планы МСБ Беларуси на ближайшее будущее (% опрошенных). 1 –поиск новых покупателей; 2 – расширение бизнеса; 3 – сохранение достигнутого; 4 –внедрение новых технологий и улучшение качества товаров; 5 – поиск новых иностранных поставщиков; 6 – поиск новых рынков; 7 – открытие филиала; 8 – приобретение недвижимости в процессе приватизации; 9 – открытие предприятия; 10 – открытие предприятия за границей; 11 – инвестировать за границу; 12 – продать предприятие; 13 – изменить сферу деятельности бизнеса.

Исследование позволило выявить мотивы, побуждающие респондентов к открытию своего дела. Это – желание заработать хорошие деньги; быть независимыми; создать себе высокую деловую репутацию; полнее использовать знания, квалификацию; реализовать свои личные качества; внести вклад в решение важных для общества проблем; потеря основного места работы. Таким образом на первом месте находится материальный интерес.

Предпринимательству в Беларуси – 10 лет. Министерству предпринимательства и инвестиций, его областным комитетам – 5. Возраст хоть и детский, но что-то уже удалось сделать.

Предпринимательство в Республике Беларусь, получившее развитие в 90-е годы за прошедшее десятилетие превратилось в самостоятельный и весьма влиятельный элемент рыночной экономики.

Развивать предпринимательство оказалось очень трудно. Мешает несогласованность союзного и республиканского законодательства. Мешает былое огосударствление не только материальной жизни, но и духовной культуры, самой личности – винтика, которая разучилась мыслить категорией «Я» и непрерывно срывается на идеологию «МЫ». Мешает иждивенческий распределительный принцип, формировавшийся у нескольких поколений людей и ставший у нас бесспорной идеологией. Практически это религиозная вера в возможность социальных гарантий «сверху» без каких-либо усилий со стороны каждого человека [10, с. 4].

На первых этапах негосударственный сектор был представлен преимущественно кооперативами, арендными и совместными предприятиями, а также лицами, зарегистрированными как индивидуальные предприниматели. С 1992г. возросла роль малых предприятий в экономике. Доля занятых на малых предприятиях к занятым в экономике в целом увеличилась с 4,4% в 1996г. до 7,3% в 1999г.

За последние годы темпы роста малого предпринимательства и его эффективности замедлились. Снизился уровень рентабельности малых предприятий: с 17,0% в 1998г. до 15,7% в 1999, в том числе частных – с 18,2% до 17,2% соответственно.

Перспективы развития предпринимательства определяется прежде всего проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не административными методами. Попытки волевого руководства развитием предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений [9, с. 7].

Наиболее актуальными задачами развития малого предпринимательства на ближайшую перспективу являются:

V применение заявительного порядка регистрации малых предприятий;

V сокращение числа лицензированных видов деятельности;

V гарантия упрощённого льготного налогообложения для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях, а также специализированных организаций, оказывающих кредитные, консультационные, научно-технические и информационные услуги предпринимателям и их соблюдение;

V гарантия сохранения уровня налогообложения действовавшего на момент регистрации предприятия в течение установленного законодательством периода в случае ухудшения условий налогообложения и закрепление перечисленных гарантий в налоговом кодексе;

V расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому обеспечению, бесплатное консультирование;

V активизация государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, увеличение объёмов финансирования на эти услуги;

V создание системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого предприятия, особенно по долгосрочным инвестициям;

V повышение достоверной статистической отчётности о развитии малого бизнеса.

В настоящее время в РБ малому бизнесу уделяется значительное внимание: приняты соответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических зон, научно-технологических парков и инновационных центров [3, с. 80].

Однако следует признать, что желаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с действительными, деловая активность малого предпринимательства снижается, следовательно, поиск действенных и эффективных организационных экономических инструментов государственной политики поддержки малого бизнеса по-прежнему актуален.

Всё вышесказанное позволяет сделать заключение, что можно и нужно работать на благо себя, государства и общества в целом.

Наши рекомендации