Предмет экономической психологии. Структура экономического сознания.
Предмет экономической психологии. Структура экономического сознания.
Эк. психология –эк психология поведения субъекта хоз отношений.
Субъект эк психологии – отдельные индивиды, семьи, торговые и неторговые организации, предпиниматели, гос-ва, нации.
Объект эк психологии – эк поведение субъектов.
Эк поведение – поведение субъектов, включающее принятие эк решений, их причины и последствия. Эк психология исследует хозяйственное поведение субъектов с точки зрения внутренних причин этого поведения. Экономическая теория анализирует решения субъектов с позиции внешних факторов. Теория – с позиции денег, материальной составляющей, а психология – с позиции восприятия, настроения, эмоций, чувств, психического состояния.
Предмет эк психологии – отражение хоз отношений в сознании и поведении субъектов.
Методы (метод – способ познания, исследования, получения фактов) эк психологии:
- Эмпирические (в основном используются)
• самонаблюдение – широко распространен, но некорректен
• наблюдение – некорректен, если используется непрофессионалами
- Организационные
• сравнительные – м поперечного среза (группа лиц делится на категории по признаку)
• лонгитюдные – м продольного среза – работа с одной группой лиц
- Экспермиментальные
• лабораторный – редко используется (влияние цвета на скорость приобретения)
• естественный- рез-ты корректны, наблюдение без согласия индивида
• искусственный – игровые ситуации (знают, что проводится эксперимент)
- Психодиагностические
• интервью и собеседования
• тестирования и опросы
+ появление новых методов:
• целевые комплексные программы – регул-ние деят-сти людей
Экономическое сознание - системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком.
Структура эк сознания:
- эк эмоции и чувства (купля-продажа, эмоции от результата, получение признания)
- перцептивная сфера эк сознания – индивидуальные установки к товарам, услугам, рекламе, к эк потреблению в целом
- эк представления и эк мышление – функционирование рынка, объективные и субъективные факторы
- воля – предпринимательская деятельность, поступки и тд
Психология индуктивна – обобщение эмпирических данных. Экономическая теория дедуктивна. Психология не абстрактна в отличие от теории.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Возникновение и развитие экономической психологии
А. СмитВклад в экономическую психологию классической политической экономии – создание теории стоимости - понятие потребительной стоимости – рациональное поведение человека (максимизация прибыли, полезности и т д) – «экономический человек»
А. Маршалл Рациональное поведение. Жажда разнообразия, стремление к власти и любопытство – мотивы экономической деятельности человека. Все потребности человека могут быть подсчитаны в объективных единицах. Отдельные субъективные вещи оцениваются объективно.
Дж. М. Кейнс. (самый психологизированный экономист). Основной психологический закон экономики: потребление растет так же, как растет накопление, но темпы роста потребления ниже, чем темпы роста накопления. Поведение инвесторов, мотивы их эк деятельности (важно - оптимист или пессимист). Мотивы накопления, больше психологические, чем объективные.
Дж. С. Милль:предпринимательство – феномен и психологический). Склонность к риску – главная личностная характеристика по Миллю. У Шумпетера –
М. Вебер–протестантство (труд, аскетизм) – основа предпринимательства. Личные характеристики в протестантстве по Веберу: умение трудиться, считать деньги, рационально работать. Наиболее развит капитализм
Зомбарт. Ум, бережливость, креативность, рациональность, стремление к деньгам, разумность – личные характеристики, свойственные капитализму. Подход не с религиозной позиции, а с национальной точки зрения. Национальный подход
С.Н.Булгаков («Философия хозяйства»). Умение, навыки формируют мировую душу, которая определяет развитие страны.
Струве, Туган-Барановский – нравственные, моральные установки и т.д. (неэкономические факторы).
Чаянов. «О крестьянском хозяйстве» 1932 г. Промышленность развивает страну, с/хоз-во – тормозит. Психология крестьянина – патриархальность: большая семья, защищенность, натуральное хозяйство.
Психология спроса
Поведение потребителя не подчиняется простым закономерностям максимизации выгоды. Функциональный спрос – спрос, в котором в основном учитываются качества, присущие товару.
На нефункциональный спрос влияют другие факторы (классификация SABONE):
- Безопасность — надежность, гарантии по обслуживанию
- Привязанность — привычки, верность ТМ
- Комфорт — технические преимущества, удобства в хранении и т д
- Гордость — политика высокой цены. Уникальность, имиджевость,
- Новизна— это поиск новых ощущений.
- Экономия — объективный фактор, не преобладает
Эффекты потребительского поведения, к-рые создают нефункциональный спрос:
- Эффект "бэндвэгон" – желание не отстать от других, ориентация на соц группу
- Эффект "сноба" - стремление отличаться от других, не приобретая товар, когда он доступен
- Эффект Веблена - демонстративное поведение. Чем выше цена, тем выше спрос на товар.
- Эффект "цена-качество" – высокая цена-лучшее качество
- Эффект "верность качеству – предрасположенность к определенной фирме
Развернутая модель избирательного покупательского поведения Котлер:
3 связанных блока:
- побудительные факторы:
• культурного порядка (манеры,поступки, принятые в семье, субкультура, со положение),
• соц порядка (референтные группы, семья, роли, статусы)
• личного порядка (возраст, положение, этап жизни, тип личности, образ жизни)
• психологического порядка (мотивация, восприятие, усвоение, убеждение)
- «черный ящик» сознания покупателя;
- ответная реакция покупателя.
Котлер предлагает также схему процесса принятия решения о покупке, которая состоит из пяти этапов:
- осознание проблемы (возникает мотив приобрести),
- поиск информации (возможно) Источники: реклама, продавец, СМИ, личный опыт,
- оценка вариантов(обращает внимание на с-ва, оценивает значимость, выбирает из альтернат),
- решение о покупке (может повлиять мнение др людей, сторонние обст-ства)
- реакция на покупку (доволен/недоволен).
5 концептуальных моделей выбора:
• Модель Андриасена. Основа – комплекс установок и способы переработки информации
• Модель Никосиа. Акцент на процессе купли-продажи. 4 блока: цепь событий, процессы поиска и оценивания, акт приобретения или покупка, процесс обратной связи.
• Модель Ховарда-Шеса. 5 стадий в процессе принятия решений: привлечение внимания, восприятие товара, формирование установки, возникновение намерения, акт приобретения
• Модель Энжел-Колат-Блэквел. Особенность: жизненный стиль и ценности
• Модель Бетмана. Процессы решений – критические. Они повторяющиеся, а не последовательные.
Личность и потребительский выбор:
- целеустремленные – осторожны в эк поведении, большее внимание содержательным св-вам
- настойчивые – поисковая активность, самостоятельность
- решительность, самообладание – риск, новизна
- эмпатийные – тревожные, нерешительные, субъективные
- аффилативные(эмоциональные контакты) – реклама, советы продавца
- чувствительность к отвержению – нерациональный выбор, вследствие боязни осуждения
Предмет экономической психологии. Структура экономического сознания.
Эк. психология –эк психология поведения субъекта хоз отношений.
Субъект эк психологии – отдельные индивиды, семьи, торговые и неторговые организации, предпиниматели, гос-ва, нации.
Объект эк психологии – эк поведение субъектов.
Эк поведение – поведение субъектов, включающее принятие эк решений, их причины и последствия. Эк психология исследует хозяйственное поведение субъектов с точки зрения внутренних причин этого поведения. Экономическая теория анализирует решения субъектов с позиции внешних факторов. Теория – с позиции денег, материальной составляющей, а психология – с позиции восприятия, настроения, эмоций, чувств, психического состояния.
Предмет эк психологии – отражение хоз отношений в сознании и поведении субъектов.
Методы (метод – способ познания, исследования, получения фактов) эк психологии:
- Эмпирические (в основном используются)
• самонаблюдение – широко распространен, но некорректен
• наблюдение – некорректен, если используется непрофессионалами
- Организационные
• сравнительные – м поперечного среза (группа лиц делится на категории по признаку)
• лонгитюдные – м продольного среза – работа с одной группой лиц
- Экспермиментальные
• лабораторный – редко используется (влияние цвета на скорость приобретения)
• естественный- рез-ты корректны, наблюдение без согласия индивида
• искусственный – игровые ситуации (знают, что проводится эксперимент)
- Психодиагностические
• интервью и собеседования
• тестирования и опросы
+ появление новых методов:
• целевые комплексные программы – регул-ние деят-сти людей
Экономическое сознание - системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком.
Структура эк сознания:
- эк эмоции и чувства (купля-продажа, эмоции от результата, получение признания)
- перцептивная сфера эк сознания – индивидуальные установки к товарам, услугам, рекламе, к эк потреблению в целом
- эк представления и эк мышление – функционирование рынка, объективные и субъективные факторы
- воля – предпринимательская деятельность, поступки и тд
Психология индуктивна – обобщение эмпирических данных. Экономическая теория дедуктивна. Психология не абстрактна в отличие от теории.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------