Вопрос 33. Государственный бюджет и бюджетная политика.
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Гос. Бюджет. - система денежных отношений по поводу образования и использования главного главного централизованного фонда денежных средств страны. Другое определение — годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
В любой стране бюджетная система выполняет 4 функции:
Фискальная функция. Состоит в том, что бюджет призван обеспечивать необходимые ресурсы для правительственной деятельности, т.е. для расходов на военные, экономические и социальные программы.
Экономического регулирования. Налоги и расходы используются как рычаги управления хозяйственной деятельностью и достижения определенных целей экономической политики.
Функция выравнивания доходов (социальная функция). Бюджетная система является важнейшим инструментом перераспределения национального дохода с помощью прогрессивной системы налогообложения.
Контрольная функция бюджета. Она предполагает создание условий для осуществления контроля и возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс основных социально-экономических групп: партий, фракций в парламенте. Как сказал один из бывших мин. Финансов России Лившиц — «хороших бюджетов не бывает и ни один бюджет с первого чтения не принимается. Всем хочется получить из бюджета как можно больше, а отдать ему, как можно меньше».
По структуре бюджет государства состоит из двух частей:
1часть — доходы; 2 часть — расходы.
Доходы бюджета — денежные средства, поступающие безвозмездно и в безвозвратном порядке в соответствии с законодательством, распоряжением органов государственной власти.
Виды доходов бюджета — это, во первых, налоговые, куда входят налоги,сборы, штрафы, пени. И не налоговые, куда входят безвозмездные перечисления, а также обособлено учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Доходы гос. Бюджета РФ в 2010 году составили 6.9 трлн. Руб., в 2011 году 8,3 трлн. Руб., в 2012 — 11,8 трлн. Руб. , в 2013 — 12,7 трлн. Руб., в 2014 — 14 трлн. Руб.
Расходы бюджета. Подразделяются на текущие расходы и капитальные расходы, предназначенные для инвестиционных нужд и прироста запасов . Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам, на их содержание и покрытия текущих потребностей. Капитальные расходы представляют денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал, прирост запасов. Все расходы подразделяются на следующие группы:
Расходы на обслуживание государственного долга;
Финансирование пром производства;
Финансирование обороны;
Содержание правоохранительных органов и органов гос. Власти;
Финансирование социально-культурных мероприятий;
Финансирование науки;
Расходы во внешнеэкономический деятельности;
Создание резервного фонда;
Прочие расходы и выплаты.
Расходы бюджета РФ. 2010 — 9,9 трлн. Руб, 2011 — 10 трлн. Руб., 2012 — 12,6 трлн. Руб, 2013 — 13,7 трлн. Руб., 2014 — 14,5 трлн. Руб.
Государственный бюджет может существовать в трех состояниях:
Состояние баланса — доходы = расходам;
Дефицит. Расходы больше доходов;
Профицит. Доходы больше расходов.
Накопленный за все годы дефицит бюджета образует государственный долг. Оценка экономических и социальных последствий государственного долга неоднозначна. Одни считают, что это может привести к банкротству всей государственной системы. Другие считают, что этого быть не может. Во первых, государство может взять кредит у населения, путем государственного займа. Во вторых, государство может повысить налоги. В третьих, напечатать новых деньги, но это приведет к инфляции.
Перекладывается ли гос. Долг на последующие поколения? Да, перекладывается, но для населения облигации — это ценные бумаги, приносящие доход, поэтому ничего страшного нет. Если только скорость нарастания гос. Долга не обгоняет темпы роста ВНП.
Бюджетная политика — целенаправленная деятельность государства в определении основных задач и количественных параметров в формировании доходов и расходов бюджета. Эта программа финансовых предприятий, предусматривающих контроль за размером бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия. Есть несколько путей: 1. Сокращение расходов гос. Бюджета, но это может усилить спад в экономике и сокращение социальных программ; 2. Увеличение налогов, но это ведет к уменьшению инвестиций; 3. Превращение дефицита бюджета в государственных долг, но это ведет к удорожанию кредита и росту процентных ставок. 4. Эмиссия денег.
Как видно, любой пункт сокращения дефицита бюджета приводит к минусам (??).
Существует 3 концепции бюджетной политики:
Ежегодно балансируемый бюджет, но углубляет колебание экономического цикла.
Бюджет, балансируемый на циклической основе. Он предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и в то же время балансирует бюджет.
Функциональные финансы. В соответствии с идее функциональных финансов , вопрос о балансировании бюджета на ежегодной или циклической основе второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов на самом деле является обеспечение не инфляционной полной занятости.