Структура и инфраструктура рынка. функции рынка
Рынок имеет определенную структуру.
Структура рынка– это внутреннее строение рынка, соотношение его отдельных элементов, удельный вес этих элементов в общем объеме рынка. Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются: экономическое назначение объектов рыночных отношений, географическое положение, характер продаж, степень ограничения конкуренции и др.
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений различают рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, рынок рабочей силы, финансовый рынок. Эти виды рынка подразделяются на различные сегменты или субрынки. Сегмент – это часть рынка, выделенная на основе какого-либо признака.
2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой.
3. По характеру продаж – оптовый и розничный.
4. По степени ограничения конкуренции – рынок чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
Чистая конкуренция — это модель рынка, которая соответствует ряду требований:
• наличие большого числа независимо действующих конкурирующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции (менее 1% общих продаж);
• конкурентные фирмы производят стандартизованную продукцию и, следовательно, отсутствуют основания для неценовой конкуренции, покупателям безразлично, продукцию какой фирмы покупать,
• конкурентные фирмы не могут устанавливать рыночную цену, они только приспосабливаются к ней, это условие вытекает из первых двух,
• не существует никаких препятствий (законодательных, технологических, финансовых и др.) для свободного вхождения новых фирм в отрасль и выхода из нее.
Чистая, или абсолютная, монополия, таким образом, — это модель рынка, которая характеризуется рядом черт:
• фирма является единственным производителем продукта, не имеющего заменителя;
• контролируя общий объем предложения, фирма диктует цену товара;
• вступление новых конкурентов в отрасль заблокировано техническими, экономическими, юридическими моментами.
Среди основных барьеров можно указать следующие.
Исключительные права, полученные от правительства на определенный вид деятельности, например, транспортные услуги, услуги связи, коммунальные услуги. Многие государства сами имеют монополию в продаже спиртных напитков, являются единственными легальными представителями игорного бизнеса, организуют государственные лотереи.
Патенты и авторские права. Они обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет, поэтому создаваемая таким образом монополия является временной. Такой вид монополии называют еще закрытой монополией.
Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы, необходимые для производства продукта.
Экономия на масштабе производства, или эффект масштаба. Суть его состоит в том, что долгосрочные средние издержки минимальны, если отрасль представлена одной, а не несколькими конкурирующими фирмами. Иначе говоря, высокоэффективное производство с низкими издержками достигается только в крупных фирмах. Такую монополию часто называют естественной монополией. Она преобладает в области местного обеспечения электроэнергией, газом, услуг телефонной связи.
Монополистическая конкуренция — это модель рынка, которая характеризуется следующими чертами:
• наличие относительно большого числа независимо действующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции; в типичном случае размер рыночной доли фирмы составляет от 1 до 10%;
• фирмы производят товар, обладающий исключительными качествами или характеристиками, которые служат основанием для предпочтения их товара товару конкурирующих фирм; это является основой неценовой конкуренции;
• фирмы не считаются с реакцией соперников при выборе цен на свои товары и объемов годовых продаж;
• сравнительная легкость вступления в отрасль способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм.
Олигополия (от греч. oligos — немногий и poleo — продаю, торгую) — это модель рынка, которая характеризуется следующими чертами:
• наличие наибольшего числа фирм, господствующих на рынке однородного или дифференцированного продукта;
• каждая фирма при установлении объемов продаж, цены, учитывает реакцию своих конкурентов;
• появление новых фирм затруднено или невозможно.
В зависимости от типа продукции различают чистую и дифференцированную олигополию.
Чистые олигополисты производят однородный стандартизованный продукт: алюминий, цемент, сталелитейную, химическую продукцию.
Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Она обычно специализируется на выпуске товаров потребительского назначения — автомобили, покрышки, камеры, электробытовая техника и т.д.
Точно не определено, сколькими фирмами представлена олигополистическая отрасль. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более продаж. Поэтому единой модели олигополии не существует. Различают несколько ее типов:
• «расплывчатая» олигополия, где господствуют 6—10 фирм, на которые приходится половина и более продаж продукта;
• «олигополия доминированная», представленная несколькими фирмами разных размеров, одна из которых контролирует половину и более общих продаж продукта,
• «жесткая», или «концентрированная», олигополия, представленная двумя—пятью крупными фирмами, контролирующими до 100% общих продаж продукта.
Олигополия охватывает случаи, когда фирмы действуют в сговоре (тайная олигополия) и когда — независимо друг от друга.
Олигополия охватывает случаи, когда фирмы действуют в сговоре (тайная олигополия) и когда — независимо друг от друга.
Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, то есть вспомогательных отраслей и организаций.
Инфраструктура рынка- это совокупность учреждений, фирм, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.
Инфраструктура товарного рынкапредставлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.
Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые валютные биржи, банки, страховые компании, фонды и т.д.
Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т.д. Кроме этого, успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информационных и консультативных служб, учреждений контроля и ревизии.
Сущность рынка находит свое проявление в его функциях – регулирующей, стимулирующей и дифференцирующей.