Понятие акционерного общества

Понятие акционерного общества

Акционерным обществом называется общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций и акционеры которого не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Следует учитывать, что, если акционеры не полностью оплатили свои акции, то они несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что оно является акционерным.

Виды акционерного общества

Акционерное общество делится на два вида:

1. Открытое акционерное общество – общество, акционеры которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках.

2. Закрытое акционерное общество – общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое акционерное общество не вправе распространять свои акции среди неограниченного круга лиц.

Образование и учредительные документы акционерного общества

Акционерное общество может создаваться как многими лицами, так и одним лицом или состоять из одного лица при приобретении одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны быть указаны в уставе общества, зарегистрированы и опубликованы для всеобщего обозрения. Следует учитывать, что в качестве единственного участника акционерного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено законом. Необходимо обратить также внимание на то, что учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до его регистрации, а общество отвечает по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только при условии последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.

Единственным учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями и содержащий в обязательном порядке следующие сведения:

    • наименование общества и место его нахождения;
    • порядок управления деятельностью общества;
    • предмет и цели деятельности (по желанию учредителей или в обязательном порядке в установленных законом случаях);
    • категории выпускаемых обществом акций и их номинальная стоимость и количество;
    • размер уставного капитала общества;
    • права акционеров;
    • состав и компетенция органов управления обществом и порядок принятия ими решений (в т.ч. по вопросам, по которым решения принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов);
    • другие.

Между учредителями акционерного общества заключается договор в письменной форме, не являющийся учредительным документом общества и содержащий порядок осуществления учредителями совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, иные условия.

Классификация инвестиций

Существуют разные классификации инвестиций.

По объекту инвестирования выделяют:

  • Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):

1. в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции;

2. капитальный ремонт основных фондов;

3. вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау, человеческий капитал (воспитание, образование, наука) и т. д.

  • Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы):

1. ценные бумаги, в том числе через ПИФы;

2. предоставленные кредиты;

3. лизинг (для лизингодателя).

  • Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены):

1. валюты;

2. драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов);

3. ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т. п.).

По срокам вложения:

  • краткосрочные (до одного года);
  • среднесрочные (1-3 года);
  • долгосрочные (свыше 3-5 лет).


По форме собственности на инвестиционные ресурсы:



  • частные;
  • государственные;
  • иностранные;
  • смешанные.

8) Инвестиционный и инновационный проекты. Их сущность и классификация.

Инвестиционный проект — экономический или социальный проект, основывающийся на инвестициях; обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямых инвестиций в определенный объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами.

Иногда для удобства выделяют понятие бизнес-плана для обозначения обоснования, при этом сам проект называют "Инвестиционный проект".

Инвестиционные проекты делятся на:

  • производственные
  • научно-технические
  • коммерческие
  • финансовые
  • экономические
  • социально-экономические

В коммерческой практике принято выделять:

а) инвестиции в финансовые активы (реальные, или капиталообразующие, или производственные инвестиции) — инвестиции в производственные здания и сооружения, любые виды машин и оборудования сроком службы более одного года;

б) инвестиции в денежные активы (портфельные инвестиции) — права на получение денежных сумм от других юридических или физических лиц;

в) инвестиции в нематериальные активы — расходы, не связанные с материальным воплощением, но имеющие экономическую ценность. Могут быть материализованы в случае ликвидации предприятия, а также при слиянии и поглощении.

Инновацио́нный прое́кт — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.

Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

Реализация инновационного проекта — процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.

Цель инновационного проекта — создание новой или изменение существующей систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

Управлением инновационными проектами занимается инновационный менеджмент.

Виды инноваций

  • Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
  • Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
  • Продуктовые - создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
  • Организационные - совершенствование системы менеджмента.
  • Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

10) Источники воспроизводства основного капитала.

Источниками финансирования воспроизводства основных средств являются собственные и заемные. Воспроизводство имеет две формы:
- простое воспроизводство, когда затраты на возмещение износа основных средств соответствуют по величине начисленной амортизации;
- расширенное воспроизводство, когда затраты на возмещение износа основных средств превышают сумму начисленной амортизации.
Затраты капитала на воспроизводство основных средств имеют долгосрочный характер и осуществляется в виде долгосрочных инвестиций на новое строительство, на расширение и реконструкцию производства, на техническое перевооружение и на поддержку мощностей действующих предприятий.
К источникам собственных средств фирм для финансирования воспроизводства основных средств относятся:
- амортизация;
- износ нематериальных активов;
- прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы.
Достаточность источников средств для воспроизводства основного капитала имеет решающее значение для финансового состояния фирмы.
К заемным источникам относятся:
- кредиты банков;
- заемные средства других фирм;
- долевое участие в строительстве;
- финансирование из бюджета;
- финансирование из внебюджетных фондов.
Вопрос о выборе источников финансирование капитальных вложений должен решатся с учетом многих факторов: стоимости привлекаемого капитала; эффективности отдачи от него; соотношения собственного и заемного капиталов; экономических интересов инвесторов и заимодавцев.

11) Источники инвестиций.

Источниками инвестиций являются собственные (прибыль, амортизационные отчисления, денежные средства), заемные (банковские кредиты, бюджетные кредиты, облигационные займы) и привлеченные средства, а также бюджетные инвестиции. Источники инвестиций можно подразделять на внутренние, внешние и смешанные.

Внутренним источником инвестиций является разница между общей суммой денежных средств, имеющихся у предприятия, и разумной величиной, которая должна оставаться в кассе и на расчетном счете. К внутренним источникам инвестиций можно отнести самофинансирование инвестиций, т.е. их финансирование из собственных ресурсов.

Внешние источники - это заемные и часть привлеченных средств. К ним относятся кредитное финансирование, выпуск эмиссионных ценных бумаг, финансовый лизинг, а также государственное финансирование, средства спонсоров и др.

12)Кадровая политика предприятия.

Ка́дровая поли́тика — совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, поэтому её считают ядром системы управления персоналом. Кадровая политика формируется руководством организации, реализуется кадровой службой в процессе выполнения её работниками своих функций. Она находит свое отражение в следующих нормативных документах:

  • правилах внутреннего распорядка
  • коллективном договоре.

Виды кадровой политики

Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:

  • Пассивная кадровая политика. Руководство не имеет программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации и т.д.
  • Реактивная кадровая политика. Руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтов, отсутствие квалифицированной рабочей силы, отсутствие мотивации к труду.Кадровые службы развиты, но нет целостной программы прогнозирования развития персонала.
  • Превентивная кадровая политика. Руководство имеет обоснованные прогнозы развития кадровой ситуации. Однако организация не имеет средств для влияния на неё. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема - разработка целевых кадровых программ.
  • Активная кадровая политика. Делится на рациональную и авантюристскую.

При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.

При авантюристической кадровой политике руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом.

Вторым основанием для формирования кадровой политики является принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава.

  • Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, организация готова принять на работу любого специалиста соответствующей квалификации без учета опыта работы в других организациях. Такая кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.
  • Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такая кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности.

Основное содержание кадровой политики

  • обеспечение рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наём, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др.;
  • развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестации и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе;
  • совершенствование организации и стимулирования труда, обеспечение техники безопасности, социальные выплаты. Подразделения управления персоналом активно участвуют в переговорах с профсоюзами при заключении коллективных договоров, в разборе жалоб, претензий, осуществляют контроль за трудовой дисциплиной.

Цели кадровой политики

1. безусловное выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области; соблюдение всеми организациями и отдельными гражданами положений законов о труде и профессиональных союзах, Трудового Кодекса, типовых правил внутреннего распорядка и других документов, принятых высшими органами по этому вопросу;

2. подчиненность всей работы с кадрами задачам бесперебойного и качественного обеспечения основной хозяйственной деятельности требуемым числом работников необходимого профессионально-квалификационного состава;

3. рациональное использование кадрового потенциала, имеющегося в распоряжении предприятия, организации, объединения;

4. формирование и поддержание работоспособных, дружных производственных коллективов, разработка принципов организации трудового процесса; развитие внутрипроизводственной демократии;

Классификация затрат.

Затраты — размер ресурсов (для упрощения измеренный в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной этап.

Виды затрат

  • Заработная плата
  • Сырье и материалы
  • Амортизация
  • Услуги сторонних организаций
  • Налоги
  • Прочее

КЛАССИФИКАЦИЯ:

· 1.По экономическим элементам затраты делятся на:

· - материальные затраты

· -затраты на зарплату

· -отчисления на социальные нужды

· -амортизация

· -прочие затраты

· 2. В зависимости от изменения при изменении объема производства:

· -условно-переменные

· -условно-постоянные

· 3. По признаку участия в производственном процессе:

· -основные

· -накладные

· 4. По способу включения в себестоимость:

· -прямые

· -косвенные

14 и 27) Основные средства предприятия. Основные характеристики. Классификация и функции основных средств.

Основные средства - это часть имущества, используемая организацией в течение длительного времени (более 12 месяцев) при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), а также в управленческих целях.

Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при единовременном выполнении следующих условий:

1. объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

2. объект предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

3. организацией не предполагается последующая перепродажа данного объекта;

4. объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в бухгалтерском учете к основным средствам:

Относятся Не относятся
  • здания,
  • сооружения,
  • машины и оборудование,
  • измерительные и регулирующие приборы и устройства,
  • жилища,
  • вычислительная техника, оргтехника,
  • транспортные средства,
  • инструмент,
  • производственный и хозяйственный инвентарь,
  • рабочий, продуктивный и племенной скот,
  • многолетние насаждения,
  • прочие виды материальных основных фондов.
  • предметы, служащие менее 1 года, независимо от их стоимости
  • предметы стоимостью ниже лимита, устанавливаемого Минфином России (40 000 руб.. в ред. Приказа Минфина России от 24.12.2010 №186н), независимо от срока службы, кроме сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным фондам, независимо от их стоимости;
  • орудия лова,
  • бензомоторные пилы, сучкорезы, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до 2х лет ,
  • специальные инструменты и специальные приспособления, независимо от их стоимости;
  • сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным фондам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства независимо от их стоимости;
  • специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;
  • форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;
  • временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно - монтажных работ в составе накладных расходов;
  • тара для хранения товарно - материальных ценностей на складах или осуществления технологических процессов, стоимостью в пределах лимита, установленного Минфином России;
  • предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;
  • молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также ездовые и сторожевые собаки, подопытные животные;
  • многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.
  • машины и оборудование, числящиеся как готовые изделия на складах предприятий - изготовителей, снабженческих и сбытовых организаций, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути, числящиеся на балансе капитального строительства.

Основные средства группируются и классифицируются по следующим

признакам:

> По отраслям народного хозяйства и видам деятельности. Данный признак

исходит из того, что основные средства относятся к той отрасли, к виду

деятельности которой отнесена выработанная с участием этих основных

средств продукция, оказанные услуги или выполненная работа.

> По целевому назначению и выполняемым основными средствами функциям.

Исходя из этого признака основные средства классифицируются внутри каждой

отрасли по видам, то есть относятся к той или иной группе и подгруппе.

Бухгалтерия определяет к какой группе или подгруппе относятся основные

средства по данным паспортов, инструкций по эксплуатации, описаний и

другими техническими документами или по заключению специалистов, а также

пользуются разъяснениями методических указаний «О порядке учета основных

средств учреждениями и организациями, состоящими на бюджете».

> По принадлежности различают основные средства собственные, то есть

принадлежащие данному учреждению, которые числятся на его балансе, и

арендованные - принадлежащие другим организациям и полученные от них

учреждением во временное пользование за плату.

> По использованию различают действующие и бездействующие основные

средства.

15)Классификация предприятий.

Предприятия могут классифицироваться по ряду признаков (табл. 1). Классификация имеет важное значение при разработке для однородных предприятий типовой документации, применении типовых конструктивных и технологических решений, производственной структуры и других целей.

Таблица 1.

Классификация предприятий

Признак Классификация
По характеру пот-ребляемого сырья предприятия добывающей промышленности; предприятия обрабатывающей промышленности
По назначению готовой продукции производящие средства производства; производящие предметы потребления
По степени технической и технологической общности с непрерывным процессом производства; с дискретным процессом производства; с дискретным процессом производства; с преобладанием химических процессов производства; с преобладанием механических процессов производства
По времени работы в течении года круглогодичного действия; сезонного действия
По размеру (по количеству занятых работников) крупные (свыше 500 чел.), средние (от 50 до 300-500 чел.), мелкие (до 50 чел.)
По специализации специализированные, диверсифицированные и комбинированные
По масштабу произ-водства однотипной продукции массовое, серийное и индивидуальное
По методам органи-зации производст-венного процесса поточный, партионный и единичный
По степени механизации и автоматизации комплексно-автоматизированное; частично автоматизированное; комплексно-механизированное; частично механизированное; машинно-ручное; ручное
По характеру деятельности промышленные, производственные, торговые, транспортные, инвестиционные и т.д.
По степени охвата различных стадий одностадийные, изготовление отдельных частей продукции, комплексные
По характеру процесса переработки сырья с аналитическим процессом производства; с синтетическим процессом производства; с прямым процессом производства

16) Классификация технологических процессов. Виды производственных процессов.

Технологические процессы:

1) В зависимости от используемого сырья делятся на использующие с/х-ое сырье и используемое минеральное сырье.

2) В зависимости от способа воздействия на предмет труда делятся на процессы с механическим воздействием, физическим воздействием и аппаратурным воздействием(химическое воздействие).

3) В соответствии с технологическими особенностями:

А) Синтетические, при которых продукция изготавливается из различных видов сырья.

Б) Аналитические процессы-при которых из одного вида сырья изготавливается несколько видов продукции.

В) Прямой процесс-при котором из одного вида сырья получают один вид продукции.

4) По роли технологического процесса: Основные, вспомогательные и обслуживающие.

5) По степени автоматизации делятся на ручные, машинно-ручные, механизированные, автоматизированные.

Производственные процессы подразделяются на следующие виды:

1. основные

*подготовительные (заготовительные)

*Преобразующие (обрабатывающие)

*заключительные (сборочные)

2. вспомогательные

3. обслуживающие.

17) Классификация цен. Цели ценообразования.

В зависимости от сферы обслуживания национальной экономики:

Розничная цена

Розничной называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. В соответствии с государственным стандартом ГОСТ Р 51303-99 розничная цена определена как цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учётом ситуации на рынке.

Оптовая цена

Оптовой называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 оптовая цена определена как цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.

Закупочная цена

Закупочная цена — вид оптовой цены, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции и с учётом географической сегментации рынка. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 закупочная цена определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.

В зависимости от жесткости регулирования государством:

А) Свободные(рыночные цены);

Б) Ругулируемые (регулируются гос-вом).

Цели ценообразования могут быть сведены в три группы: 1) обеспечение выживаемости предприятия на рынке, что достигается за счет ценового покрытия всех издержек производства; 2) максимизация текущей прибыли, когда наряду с покрытием издержек производства цена позволяет создать максимально возможную прибыль; 3) получение конкурентных преимуществ для расширения рынков сбыта, роста объема продаж и увеличения абсолютной массы прибыли в достаточно длительной перспективе. Отбор названных целей происходит с учетом общей маркетинговой стратегии предприятия и всецело подчинен ей. Обычно целеполагание на выживаемость необходимо в условиях относительной узости рынка и отсутствия эффективных нововведений. Стремление к максимизации текущей повышенным спросом покупателей. К ценовой войне с конкурентами можно прибегать, имея значительные резервы по издержкам производства.

18) Конкурентоспособность предприятия и продукции.

 
 

Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.

Понятие конкурентоспособности — это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия существовать на рынке.

Конкурентоспособность — это полнота удовлетворения совокупных требований рынка к продукции, обеспечивающая получение определенной нормы прибыли.

Важнейшим источником конкурентного преимущества одних предприятий перед другими является производство продукции самого высокого качества, а также предоставление самых лучших услуг.

Качество продукции — это совокупность ее свойств, характеризующих степень пригодности этой продукции для использования по назначению. Качество продукции выпускаемой данный предприятием, должно отвечать государственным стандартам и техническим условиям, а также превосходить качество продукции конкурирующих организаций.

Качество продукции — это один из основных факторов, способствующих увеличению объема реализации продукции и прибыли. Качество продукции — это основной показатель конкурентоспособности продукции выпускаемой продукции и предприятия.

Качество продукции, ее технический уровень оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами, а также с изделиями конкурирующих организаций. При этом оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий.

Виды конкуренции

Существует 4 основных вида конкуренции:

· чистая (совершенная) конкуренция;

· монополистическая конкуренция;

· олигополия;

· чистая монополия.

Рынок чистой монополии

На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Именно так была устроена экономическая жизнь в нашей стране.

Огромная доля продукции (особенно сложнотехнической) выпускалась здесь всего одним предприятием — абсолютным монополистом. Понятно, что в таком случае единственный метод борьбы покупателя со всевластием монополиста-изготовителя — просто не покупать товар. Но не всегда этот метод можно использовать. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других благ.

Виды рынков:

По территориальному признаку:

1. местный

2. региональный

3. национальный

4. мировой

По субъектам, вступающим в обмен:

1. рынок потребителей

2. производителей

3. промежуточных продавцов

4. государственных учреждений

По объектам обмена:

1. рынки средств производства

2. рынок товаров и услуг

3. финансовый

4. рынок интеллектуальной собственности

С учетом ассортимента:

1. замкнутый

2. насыщенный

3. смешанный

По степени соблюдения законности:

1. легальный (официальный)

2. нелегальный (теневой)

3. чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

По степени насыщенности:

1. равновесный (спрос = предложение)

2. дефицитный(спрос > предложение)

3. избыточный (спрос < предложение)

По степени развитости экономической свободы:

1. свободный

2. регулируемый

По степени конкуренции:

1. конкурентный (совершенная конкуренция)

2. с монополистической конкуренцией

3. олигопольный

4. монополия

20 и 21) Модели построения производственной структуры. Направления совершенствования производственной структуры предприятия.

Производственный процесс

Расстановка рабочих по рабочим местам сопровождается обычно образованием бригад, групп и служб. Бригады создаются для выполнения заданий, требующих совместной деятельности нескольких человек.

В зависимости от характера, сложности и особенностей производственного процесса, трудоемкости работ определяется численный и профессионально-квалификационный состав бригады и ее организационная форма: специализированная или комплексная.

Бригады, рабочие группы, звенья формируются в участки и сектора, а те в свою очередь — в цеха, отделы, лаборатории. Цеха, отделы, лаборатории формируют структуру предприятия.

В зависимости от особенностей производственного процесса и характера выполняемой работы создается рабочее место, определяемое на основе технических и эргономических нормативов.

Рабочее место- зона нахождения работающего и приложения его труда.

Производственные цехи (участки, мастерские) подразделяются на две группы:

1. Цехи основного производства, где непосредственно изготавливается продукция, предназначенная для реализации. Они формируются в соответствии с профилем предприятия и в зависимости от конкретных видов продукции, масштабов и технологии производства.

К главным задачам основных цехов относятся: своевременный выпуск продукции, снижение издержек производства, повышение качества продукции, возможность своевременной перестройки производства в соответствии с меняющимися потребностями рынка. Эти задачи решаются на основе рациональной специализации и размещения цехов, их кооперирования и обеспечения пропорциональности производственного процесса от первой до последней операции.

Существуют следующие формы специализации цехов:

§ предметная специализация (сосредоточение в отдельных цехах основной части или всего производственного процесса по изготовлению конкретных видов и типоразмеров готовой продукции);

§ подетальная (поагрегатная) специализация (закрепление за каждым цехом изготовления отдельных деталей или агрегатов машин);

§ технологическая (стадийная) специализация (пооперационное разделение труда между цехами);

§ территориальная специализация (каждый цех может выполнять одинаковые функции на удаленных друг от друга территориях).

2. Вспомогательные и обслуживающие цехи, результат деятельности которых потребляется внутри самого предприятия.

Основной задачей вспомогательных цехов является обеспечение нормальной, бесперебойной работы цехов основного производства.

К вспомогательным относятся цехи и производственные участки по:

§ изготовлению, ремонту и настройке приспособлений, приборов, инвентаря;

§ надзору за работоспособностью и ремонту оборудования, машин, механизмов, зданий, сооружений;

§ обеспечению электрической и тепловой энергией

Наши рекомендации