Так или иначе, но всякий истинный успех на земле есть успех труда». И. Ильин (Эссе)
Для подавляющего большинства людей заработная плата является основным источником дохода. Именно от ее величины зависит уровень жизни населения любой страны. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой начисления и выплаты и др.), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей.
Рассматривая проблемы оплаты труда, даже неискушенный в этом занятии человек может заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений: работник всегда желает иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремиться сократить свои издержки.
В экономической теории существует несколько подходов к определению заработной платы. Классическая школа политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) исходила из того, что в основе заработной платы лежит стоимость предметов потребления и услуг, которые необходимы для существования работников. Представители классической школы ориентировались на отыскание некоей объективной величины, определяющей заработную плату. В то же время они считали, что величина заработной платы определяется не только стоимостью предметов потребления и услуг, необходимых для существования работника, но и соотношением спроса и предложения труда.
Другое направление в трактовке заработной платы представлено английским экономистом А. Маршаллом. «Заработная плата, - писал А. Маршалл, - имеет тенденцию быть равной чистому продукту труда; предельная производительность труда регулирует цену спроса на него; но, с другой стороны, заработной плате присуща тенденция находиться в тесном, хотя и непрямом и весьма сложном отношении с издержками воспроизводства, обучения и содержания производительных работников. Различные стороны этой проблемы взаимообусловливают (в смысле регулирования) друг друга, а это вместе с тем обеспечивает действие тенденции цены предложения и цены спроса к равенству».
Те, кто больше вкладывает в образование, получают более высокие доходы на протяжении трудовой деятельности по сравнению с теми, которые сделали меньше инвестиций в образование. Разница в этих доходах может быть определена, и рассчитана норма дохода на инвестиции в среднее или высшее образование.
= Xo + RCn + Ef,
где Yn - зарплата человека, имеющего п лет образования;- зарплата человека с нулевым образованием;- объем инвестиций в течение п лет обучения;- текущая норма отдачи вложений в образование;- «потерянные заработки», т. е. доходы, потерянные учащимися в период обучения из-за невозможности совмещать учебу с работой.
Факторы, влияющие на предложение труда. Предложение труда зависит от двух факторов: числа людей, предлагающих свой труд, и количества часов, которые люди желают работать.
От чего зависит число людей, предлагающих свой труд? На желание людей работать в той или иной фирме влияет множество обстоятельств. Во-первых, очень важен уровень реальной заработной платы; во-вторых, оценка индивидами выгод от устройства на работу (возможность покупать товары и услуги, престиж рабочего статуса) по сравнению с досугом; в-третьих, объем доходов индивидов из источников, отличных от заработной платы; в-четвертых, уровень постоянных издержек, связанных с трудовой деятельностью (потеря пособия по безработице, приобретение соответствующей одежды, транспортные расходы, расходы на устройство детей в ясли или детские сады). Таким образом, труд продают те люди, которые не имеют возможности для самозанятости, у них нет капитала, чтобы стать предпринимателями, отсутствуют или недостаточны нетрудовые доходы (дивиденды, проценты, рента).
Номинальная и реальная заработная плата. Номинальная заработная плата выражается в деньгах, которые работники получают за свой труд. Реальная заработная плата представлена количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на полученные деньги. Изменение реальной заработной платы рассчитывается с помощью индекса, который определяется отношением прироста номинальной зарплаты к приросту потребительских цен.
Государство регулирует заработную плату различными методами. Прежде всего государство устанавливает минимальный размер заработной платы. С 1997 г. в США она равна 5,1 долл. в час; в России минимальная зарплата установлена в размере 600 руб. в месяц.
Минимальная зарплата служит ориентиром для установления уровней доходов всех категорий занятых. Меняя ее уровень, можно влиять на величину зарплаты во всем народном хозяйстве.Спрос на рынке труда, как и на любом другом рынке ресурсов, или факторов производства, является производным и зависит от спроса на ту продукцию, которая будет изготовлена с помощью этого ресурса. Так, рост потребности в хороших дорогах вызовет увеличение спроса на услуги дорожных рабочих, а падение спроса на автомобили приведет к уменьшению спроса на услуги автомобилестроителей.
Вышеописанная специфика самого товара и формы его купли-продажи на рынке труда предопределяют нижеследующие особенности этого рынка:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие рыночной экономики, является наличие резервов, в том числе и резервов рабочей силы. Это необходимо для обеспечения гибкости рынка, приспособления предложения к спросу. Резерв рабочей силы, т.е. люди, ищущие работу, образуют основу рынка труда. Но так как рынок труда - это сфера согласования спроса и предложения рабочей силы, то, помимо собственника рабочей силы, на этом рынке должен фигурировать и ее покупатель, или работодатель. Цена товара рабочая сила, который продается на этом рынке, принимает форму заработной платы.Следовательно заработная плата зависит в первую очередь от качества рабочей силы, но в каждом конкретном случае на нее оказывают влияние и спрос, и предложение рабочей силы.
36) «Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней не бывает развития». Й.ШумпетерПрибыль - одна из самых распространенных категорий современной экономики. Каждый человек имеет слово "прибыль" в своем активном словарном запасе. Мы с вами уже знаем, что целевая функция фирмы - это максимизация именно прибыли.
Прибыль - это и одна из самых неоднозначных категорий в экономической науке. Объективные теории объясняют происхождение прибыли некими внешними причинами, так или иначе связанными с нарушениями конкурентного равновесия.Субъективные теории предполагают наличие четвертого фактора производства, не рассматривавшегося нами ранее, - "предпринимательского таланта" и соответственно наличия дохода у владельца этого фактора (предпринимателя) - предпринимательской прибыли.Прибыль и инновации. Выдающийся американский экономист Й. А. Шумпетер (1883-1950) в 1912 г. (впрочем, тогда он был выдающимся австрийским экономистом) в своей знаменитой книге "Теория экономического развития"впервые разработал теорию прибыли как результата осуществления нововведений. Для этого ему пришлось ввести в экономический анализ фигуру предпринимателя, Шумпетер выделял 5 основных типов инноваций:- производство нового товара или услуги или создание нового качества товара;- освоение нового рынка или рыночного сегмента. Приведем цитату из самого Шумпетера: "...здесь покупатель воспринимает новое благо как дар природы или как картину старого мастера, т. е. ценообразование происходит без учета издержек производства.
- внедрение новой технологии при производстве товара, а также новый способ коммерческого использования товара либо замена одного товара на аналогичный, но более дешевый;
- получение нового источника сырья или полуфабрикатов для производства товара;- организационно-управленческие нововведения и реорганизация предприятия.
Шумпетер отличал прибыль предпринимателя от платы за управление предприятием и премии за риск ведения бизнеса. Он прямо относил их в затраты производства. Кстати, Шумпетер утверждал, что собственно предприниматель никогда не несет риска от внедрения своих инноваций. Если его дело терпит крах, то убытки несет кредитор, владелец капитала, предоставивший ему заем на организацию бизнеса.
Погоня предпринимателей за прибылью влечет за собой постоянные нововведения в производстве и, следовательно, является "двигателем" экономического и технического прогресса. "Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней не бывает развития".6 В статичном же мире нет места для прибыли: предпринимателя как такового нет, его заменяет обычный управляющий, получающий плату за управление. Шумпетер выделил три условия, при которых предприятие в результате внедрения нововведений получает положительную прибыль: во-первых, цена при увеличении предложения товара после внедрения нововведения не должна быть ниже цены до внедрения или, по крайней мере, предельный продукт труда должен быть не ниже первоначального; во-вторых, затраты на "эксплуатацию" нововведения (например, нового станка) не должны превышать затраты на производство того же количества товара до внедрения, и, в-третьих, то же самое следует сказать и о возможном повышении цен факторов производства в результате внедрения инновации (например, необходимость платить более высокую заработную плату рабочим более высокой квалификации). Фактически Шумпетер рассматривал прибыль как доход особого фактора производства - предпринимательства, т. е. прибыль, по его словам, "стоимостное выражение того, что создает предприниматель, подобно тому, как заработная плата - стоимостное выражение того, что создает рабочий"Однако между прибылью и другими видами доходов есть существенная разница: не существует "предельной производительности предпринимателя"; предпринимательская прибыль - это временное и уникальное по размеру в каждом конкретном случае явление, не зависящее от прибылей других предпринимателей, к тому же предпринимательский талант ни в коей мере не является ни бесконечно делимым, ни однородным товаром.
37)«Облагать налогами и при этом пользоваться любовью не дано никому». Елизавета I (Эссе).Методологические основы бюджетно-налоговой политика государства были заложены Дж.М. Кейнсом. Он сформулировал принципы активной экономической политики государства, воздействующей на совокупный спрос. В отличие от классиков, полагавших, что предложение рождает спрос, кейнсианцы считали, что совокупный спрос создает совокупное предложение.Значение фискальной политики возросло в 30-е годы ХХ века. Последователи Дж. Кейнса считают фискальную политику наиболее эффективным механизмом воздействия на экономический рост. Фискальную политику проводят законодательные органы страны, которые контролируют налогообложение и расходование полученных средств.В настоящее время экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую системуВажнейшим инструментом макроэкономического регулирования, наряду с кредитно-денежной, является бюджетно-налоговая политика государства. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне). Бюджет выполняет следующие функции:распределительную (через государственный бюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);регулирующую (изменения расходов и доходов государственного бюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику).Используя функциональный принцип, государственные расходы можно классифицировать по целевому назначению:военные;экономические;на социальные цели; Бюджетно-налоговая политика направлена на разрешение многочисленных задач, стоящих перед обществом, которые образуют так называемое дерево целей. Основными из них являются:в краткосрочном периоде:эффективное формирование доходной части бюджета;реализация бюджетной политики государства;принятие мер по снижению бюджетного дефицита;управление государственным долгом; Дискреционная политика – это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. Речь идёт о воздействии, оказывающем виляние на изменения объёма производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объёма государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.п. политику.Дискреционная политика – это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.Автоматическая бюджетная налоговая политика - это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов.Особенностями бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь является упор на максимальное обеспечение социальной защищённости всех слоёв населения, которое достигается путём использования бюджетных средств и упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику, т.к. Республика Беларусь занимает последнее, 183 место в мире по уровню простоты налоговой системы (количество уплачиваемых налогов (платежей в год) – 107, время, затрачиваемое на уплату налогов (часов в год) – 900, величина полной налоговой ставки (% от коммерческой прибыли) – 99,7) Подводя итоги рассмотрения фискальной политики, я пришла к выводу, что всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов фискальной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.Тема бюджетно-налоговой политики, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной.Грамотно сформированная и последовательно проводимая фискальная политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности.
38)«Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Наполеон (Эссе).«Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» НаполеонЯ абсолютно согласен с мнением Наполеона, т.к. уверен, что богатство-это не то, чем я владею сегодня, а то, что я смогу из этого извлечь завтра в будущем.
Богатством в условиях современном рынке нужно пользоваться. Капитал-это определенная сумма денег, которую мы используем для извлечения прибыли. Капитал не должен залеживаться, его нужно правильно использовать: открытие депозитов (получения процентов), вложение средств в предпринимательскую деятельность, вложение денег в недвижимость, покупки акции (дивиденды), сдача в аренду (рента)
Богатство не будет иметь смысла, если мы не будем им распоряжаться. Ведь самое главное в этом специфическом товаре - извлечение прибыли. Как например, говорил Франклин «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться».
Таким образом приходим к выводу, что богатство в виде капитала в депозитной форме или имущественной форме возможно преумножать при разумном расходе к этому владельца
Сокровище (От слова сокровенный) не является богатством, как таковым и не позволяет приобрести за него те блага, которые могли бы компенсировать обладание самим сокровищем, ибо в случае обмена его на иные блага, или в случае иной передачи другим лицам, сокровище перестает быть вашим и перестает быть сокровищем. Сокровище остающееся в наследном или интимном владении утверждает статус владельца этого сокровища, повышает его социальную значимость, делает личность выдающейся., потому, что никто более не располагает тем, чем располагает эта личность, а имено,- сокровищем. Социальная значимость, приобретенная благодаря сокровищу, позволяет занять определенный социальный ранг, не связанный пропориионально с ценой на сокровище. Но именно высокий социальный ранг предполагает возможности доминирования, возможности управления, а н иногда и манипулирования общественным мнением и общественными интересами, производными которых явлЯются финансы. Именно таким образом присходит формирование правящих наследных элит- королей князей, графов и тд
Собственно, что такое это «богатство», к которому многие так стремятся, человеческие действия в отношении которого могут являться способами самореализации, самоконтроля, (само)убийства…? Согласно энциклопедическому определению, богатство - изобилие у человека или общества материальных ценностей. «Изобилие материальных ценностей» - в самом деле, ничто. Но нет ничего парадоксального в том, что богатство – характерная для нашего времени «сверхценная идея». Это «изобилие» - в руках человека, что делает самого человека прекрасно вооружённым воином, уверенным в своей безопасности «обитателем» или больным, находящимся в «кульминации» депрессивной фазы биполярного аффективного расстройства, увидевшим лежащий рядом нож. Кем его сделает богатство и что он после этого сделает с богатством, определяется разумом и способностями личности. Одной из наиболее «применимых» способностей в ситуации «обладания сокровищами» - «умение ими пользоваться».
Позиция Наполеона объяснена. Но вернёмся к её формулировке. Неправильна постановка вопроса: не нужно противопоставлять «обладание» «умению». Они не могут быть применены друг без друга. Без «сокровищ» – абсурдно «умение ими пользоваться». А без «умения пользоваться» - их не удержишь, и «богатства» по наполеоновскому определению не будет
39)«Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» Г. ФордКапита́л (от лат. capitalis — главный, главное имущество, главная сумма) — совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства.[1] В более узком смысле это источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Под денежным капиталом понимают деньги, с помощью которых приобретается физический капитал. Направление материальных и денежных средств в экономику, в производство, называют также капиталовложениями или инвестициями.[2] Направленные на потребление ресурсы капиталом не являются.
Капитал, проистекающий сам собой из предприятия, употребляемый на то, чтоб помогать рабочему идти вперед и поднять свое благосостояние, капитал, умножающий возможности работы и одновременно помножающий издержки по общественному служению, будучи даже в руках одного лица, не является опасностью для общества. Он ведь представляет собой исключительно ежедневный запасный рабочий фонд, доверенный обществом данному лицу и идущий на пользу общества. Тот, чьей власти он подчинен, отнюдь не может рассматривать его как нечто личное. Никто не имеет права считать подобный излишек личной собственностью, ибо не он один его создал. Излишек есть общий продукт всей организации. Правда, идея одного освободила общую энергию и направила ее к одной цели, но каждый рабочий явился участником в работе. Никогда не следует рассматривать предприятие, считаясь только с настоящим временем и причастными к нему лицами. Предприятие должно иметь возможность развиваться. Всегда следует платить высшие ставки. Каждому участнику должно быть дано приличное содержание, безразлично какую бы роль он ни играл.
Капитал, который не создает постоянно новой и лучшей работы, бесполезнее, чем песок. Капитал, который постоянно не улучшает повседневных жизненных условий трудящихся и не устанавливает справедливой платы за работу, не выполняет своей важной задачи. Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни.
Форд затрагивает проблему главной задачи экономической сферы жизни общества – улучшение качества жизни людей. Раскрывая данную тему, обратимся к понятию экономической сферы. Экономическая сфера – это одна из основных сфер жизни общества, благодаря которой люди могут удовлетворить свои потребности, материально обеспечить свое существование, эта сфера представляет собой производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.
В связи с затронутой проблемой возникает вопрос: как можно улучшить качество жизни человека? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к самому высказыванию автора. Генри Форд считает, что этого можно добиться благодаря правильному пониманию главной цели капитала – денежных и материальных ресурсов, которые используются в производстве и приносят доход. Согласно позиции автора, деньги, вырученные от продажи товаров населению, должны становится не предметом наживы и безграничного накопления, а должны быть использованы для производства новой продукции, повышающей качество жизни людей, - в этом и состоит главная цель капитала. В то же время производство качественных товаров, полезных и нужных людям, является залогом длительного существования фирмы, что соответствует интересам всего общества, так как население получит еще больше товаров и услуг от такого предприятия.
Я не могу не согласиться с позицией Генри Форда по затронутой проблеме, поскольку деньги не должны являться самоцелью деятельности фирмы, так как они лишь средство для достижения главной цели – удовлетворения потребностей всего общества и повышения качества его жизни. Сама деятельность Генри Форда наглядно воплотила в жизнь его же афоризм: используя свой собственный капитал (как умственный, так и материальный), он создал первый в мире автомобиль, его машины были самыми первыми доступными по цене для населения; именно он ввел понятие конвейера и изобрел его, тем самым увеличив производство автомобилей и сделав их еще более дешевыми.
Подводя общую черту, хочется отметить, что высказывание Генри Форда характеризует не просто полезную для потребителей деятельность отдельно взятой фирмы, использующей свой капитал на благо общества, но главную задачу всей экономической сферы общества – улучшение качества жизни населения, которого можно добиться только производством качественной и недорогой продукции.
40) «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам. (Эссе). “Бизнес - искусство извлекать деньги из карманов других людей без насилия.” Согласно словарю бизнес (предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на получение прибыли, т.е. человек занимаясь предпринимательством, пытается заработать на жизнь путем продвижения своих идей и планов. И на пути к благополучию бизнесмена поджидают всевозможные трудности, он главный, он сам за все отвечает и решение проблем практически и есть предпринимательство. Не все люди способны стать успешными бизнесменами, так эта деятельность требует постоянного самосовершенствования. Успешность в бизнесе не приходит сама собой, и те люди, которые не останавливаются не перед чем, достигают успеха, таких людей называют Self-made man.
Удивительно, как точно М.Амстердам охарактеризовал суть бизнеса с точки зрения предпринимателя. Я с ним полностью согласен. Когда человек открывает свое «дело» он задается тремя вопросами: что производить, как производить, для кого производить? Что производить? Те товары и услуги, которые удовлетворят потребности потребителя. А, если потребности в основном удовлетворены, то бизнесмен искусственно создаст новые: лишь бы его товар продавался. Легче всего это проиллюстрировать на примере фармацевтического бизнеса. Убедите население страны в том, что им не хватает йода- станут покупать Йод-актив, в том, что всем грозит остеопороз- станут повально пить кальций, который, в свою очередь, почти не усваивается организмом. Это ничего, лишь бы больше покупали препаратов. Причем, никто насильно не заставляет вас приобретать и употреблять таблетки. Через рекламу убедите человека, что у него огромные проблемы со здоровьем, и он сам помчится в аптеку, а владельцы этого бизнеса будут только богатеть. По данным Госкомстата за последние полгода доходы фармацевтических фирм составили 413,7 миллионов долларов США, причем почти треть этих доходов потрачена на рекламу- 72,5 млн долларов.Вот менее драматичный пример, как заставить человека купить то, что он вовсе не собирался покупать еще минуту назад. Маркетинговые ходы — ценнейшее изобретение экономической мысли для предпринимателей. Продавцов специально обучают правилам «ненавязчивого» предложения клиентам не очень нужных вещей: на кассах супермаркетов следует располагать витрины с мелкими товарами, которые человек может купить, как бы мимоходом: шоколадки, жевательные резинки, батарейки, средства против насекомых и т.д. Скидки — вот еще один из способов усыпить бдительность клиента. Сначала цены искусственно завышаются в 3 раза. Товар не пользуется спросом. Потом объявляется льготная распродажа со скидкой в 30%. В результате – спрос превышает предложение. В итоге люди покупают товар с накруткой в 200%. При этом многие довольны, что им удалось купить что-либо так дешево.Целые индустрии работают на то, чтобы постоянно поддерживать спрос на высоком уровне. Взять производство бытовой химии: шампунь необходим человеку для сохранения опрятного вида волос. Вы уже купили шампунь? Вроде бы потребность удовлетворена. А кондиционер, для лучшего расчесывания? А бальзам для питания волос? В результате потребитель вместо одного флакона парфюмерии купил три. Бизнесмены богатеют. Люди довольны. Именно поэтому вытягивание денег из карманов потребителей является искусством. Надо применить недюжинную фантазию, чтобы разнообразить маркетинговые ходы. Этим занимаются целые отделы креативщиков в каждой компании. Надо раскрутить грамотную рекламу, хорошо изучить психологию потребителя.Нам, потребителям, остается пожелать не терять бдительности, считать и пересчитывать свои деньги, не быть слишком внушаемыми.