Предприятия: понятие (в т.ч. торгового предприятия), функции, признаки. Движущие мотивы развития эк-ки предприятия.
Билет.
Экономика предприятия, её сущность и значение. Предмет, задачи курса, связь с другими дисциплинами, методы исследования.
Экономика – наука о том, как общество использует свои опр.ограниченные ресурсы для создания необходимых обществу товаров и услуг и распределяет их среди различных групп населения.
Дисциплина систематизировано излагает осн.положения экономики как науки, рассматривает инструментарий, реализующий эти положения на уровне предприятия.
Предмет науки – исследование эк.отношениё, возникающих в процессе производства и обращения товаров и услуг.
Осн.задачи курса: 1.изучение особенностей экономики и организации предприятий разл.форм собственности и ОПФ; 2.освоение новых форм и методов хозяйствования в соответствии с изменениями требований рынка; 3.разработка системы показателей для оценки эффективности деят-сти предприятия; 4.выявление с помощью данной системы факторов, оказыв.негативное влияние на деят-сть предприятия, и опр-е путей их устранения; 5.разработка предложений по повышению эффективности деят-сти предприятия.
Объекты изучения: структура предприятия; организация процесса управления; ресурсы предприятия и их эффективность; издержки предприятия, калькуляция с себестоимость; ценовая политика предприятия; инновационная и инвестиционная деятельность предприятия. Таким образом, эк-ка предприятия – это самостоятельная эк.дисциплина, предметом изучения к-рой явл.деят-сть предприятия, процесс разработки и принятия хоз.решений.
Связь с др.дисциплинами: эк.география; бух.учет и финансы; эк.анализ и статистика; предпринимательство; маркетинг.
Методы исследования, применяемые в эк-ке: исторический, диалектический, монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический, экономико-математический.
Билет.
Предприятия: понятие (в т.ч. торгового предприятия), функции, признаки. Движущие мотивы развития эк-ки предприятия.
Предприятие самостоятельно осущ.свою деят-сть, распоряжается выпуском продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении, после уплаты налогов и др.общ.платежей.
Предприятие – это самостоятельно-хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, в целях удовлетворения потребностей общества, получение прибыли или осуществления др.соц.-значимых функций.
Виды: 1.оперативно-хозяйственная самостоятельность, когда предприятие функционирует за счет средств др.предприятий; 2.полная экономическая(самофинансирование), как юр.лицо предприятие имеет свой устав, баланс расходов и доходов и обладает правом ведения договорных отношений.
Признаки: *организационное единство – опр.образом организованный коллектив со своей внурт.структурой и порядком управления, утвержденным в учередит.документах; *обособленное имущество; * имущественная ответственность за свои действия и обязательства; *собственное имя и наименование.
Предприятие осущ.свою деят-сть в разл.сферах и отраслях хоз-ва. Может заниматься как одним видом деят-сти так и несколькими одновременно.
Функции: * обеспечение работой населения региона; * осущ.торговой деят-сти; * выполнение договорных отношений; * управление и организация труда персонала; * охрана окр.среды; * материально-техническое совершенствование.
Движущие мотивы развития предприятия – это эк.интересы работников предприятия, возникающие в результате распределения конечных результатов деят-сти предприятия. Они проявл. В увелич.объема продаж и получении прибыли, к-рое обеспечивало бы с одной стороны эк.рост предприятия, с др.стороны – рост жизненного уровня его работников. Для достижения более успешной деят-сти предприятия необходима гармонизация интересов всех его работников.
Билет.
Классификация предприятий.
По сфере деятельности: производственные, непроизводственные.
По виду и хар-ру деятельности: промышленные; с/х; строительные; торговые; транспортные; кредитно-финансовые.
По размерам: в наст.время к малым относятся предприятия с численностью занятых: * в промышленности, строительстве, на транспорте – до 100 чел.; * в с/х и научно-техн.сфере – до 60 чел.; * в оптовой торговле – до 50 чел.; * в розничной – до 30 чел.; * в остальн.отраслях и при осущ.др.видов деят-сти – до 50 чел. В соответствии с ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ №209 ФЗ от 24.07.2007 года»: малые предприятия с 01.01.2010 года будут относится к предприятиям средн.численности работников, к-рых за предшествующий календарный год до 100 чел.включительно. Среди малых предприятий выделяют микро- до 15 чел. В наст.время к средн.предприятиям относятся предприятия с численностью занятых от 50/100 до 500(иногда до 300), крупные – свыше 500 чел., особо крупные – свыше 1000 чел. С 1 января 2010 года: к средним – от 100 до 250; свыше 250 – крупные.
По формам собственности: частное; государственное; муниципальное; смешанные (в зависимости от принадлежности имущества).
Организационно-правовые формы предприятия: *товарищество: коммандитное, полное; *общество: ООО,ОАО, ЗАО,ОДО; *кооперативы: потребительский и производственный (артель); * унитарное предприятие: на праве хоз.ведения и на праве оперативного управления.
Билет.
Билет.
Билет.
Объединения предприятий.
Корпорация (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них. В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности. Особенности – имеет юр.существование; выпускает акционерные сертификаты. Преимущества – возможность передачи акций; возм-сть привлеч.фин.ресурсов для развития больш.числа собствен-ов(выпуск акций и облигаций); огранич.ответственность акционеров по обязательствам фирмы, т.е. только в пределах внесен.пая; диверсификация риска; возм-сть лоббирования(поддержки) своих интересов через механизмы гос.власти. Недостатки – сложность регистрации и отчетности перед гос.органами, что требует услуг адвокатов; проблема «принцип-агент»; двойной налогообложение прибыли. Пример – финансовая корпорация «Урал-Сиб»; «ЮНИ».
Хоз.ассоциация – это договорн.объединение, создаваемое для совместного выполнения однородных функций и координировать обществ.деят-сть. Особенности – обладает правом собственности на имущество, добровольно переданного ей предприятиями и организациями; имущество оставшееся после хоз.деят-сти распр-ся меджду входящ. В неё предприятиями и организациями. Преимущества – члены сохраняют свою самостоятельность, могут вступать в др.объединения; нет взаимной ответственности по долгам др.членов. Недостатки – не имеет права собственности на имущество, входящих в неё предприятий и организаций. Пример – уральский фермер; проммонтаж.
Консорциумы – временное объединение самостоят.предприним.структур для совместного решения крупн.хоз.вопросов. Особенности – м.создаваться без образования юр.лица; компания, входящая в консорциум сохраняет свою самостоятельность. Преимущества – позволяет эффект-но работать в рын.структуре; привлекает инвестиции в реализации крупн.проектов; созд.для исполнения срочных долговых проектов, требует высокого качества. Недостатки – организация бесприбыльная, чаще создается для реализации крупн.проектов. Пример – AIRBUS, Industry.
Фин.-пром.группы – совокупность юр.лиц, действующих как основное и дочернее общества, либо полностью, либо частично соединившие свои материальн. И нематер.активы. Особенности – её создание состоит в учете наряду с эк., соц., природно-клим.факторов. Преимущества – объединение капиталов для разработки и реализации; осуществление инвестиций; приобретение материалов посредством оптовых закупок; организация исследований маркетингом рынка. Недостатки – перегруженность налогами; сборами, платежами, высокими налоговыми ставками; закон., фин., общеэк.проблемы. Пример – менатип, Роскредит, ЛУКОЙЛ.
Холдинг – организация, владеющая контр.пакетами акций др.компаний с целью осуществл.по отношению к ним функции контроля и управления. Особенности – явл.специфич.управлением и финанс.ядром соврем.корпорации. Преимущества – экономия на торговых, маркетинговых и прочих услугах; большие технич., технологич. И финанс.возможности; возможность варьирования финансовыми и инвестиц.ресурсами. Недостатки – стремление к монополизму (олигополизму) и усилению контроля над предприятиями; жесткая организационная структура, невысокая восприимчивость к нововведениям. Пример – ЛУКОЙЛ-маркет.
Концерн – это объединение предприятий, осуществляющих совместную деят-сть на основе централизованных функций, научно-технич.развития, инвестиций, финансов и иной деят-сти. Особенности – участники одновременно не могут входить в другие объединения. Преимущества – имеет право представлять интересы участников объединения в отношении с третьими лицами и органами власти; при создании концерна участники объединения наделяют его правом решать вопросы, связанные с материально-технич.обеспечением. Недостатки – повышенная соц.напряженность; возникновение угрозы нац.безопасности; потеря технич.потенциала страны. Пример – Сибнефть, Газпром, юкос.
Билет.
Жизненный цикл предприятия.
Предприятие, как субъект хозяйствования, в процессе функционирования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость, спад, реорганизация (реструктуризация) или санация, банкротство, ликвидация.
Первая стадия - создание предприятия и его становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. На этой стадии происходит уточнение сферы деятельности предприятия, определение целей и выбор стратегии деятельности, разработка производственной и организационной структуры предприятия, подбор необходимого персонала, закупка оборудования, сырья, организация производства продукции (услуг) и управления предприятием.
На стадии роста и расширения деятельности предприятия происходит позиционирование его продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной работы предприятия.
Стадия зрелости или оптимального функционирования характеризуется успешной высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, активной маркетинговой деятельности. Если предприятие способно к изменениям, гибко реагирует на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства. Если же предприятие своевременно не реагирует на требования различных стадий жизненного цикла, то дело будет неуклонно приближаться к спаду деловой активности и банкротству.
Руководители предприятия должны обращать внимание на любые изменения в функционировании самого предприятия и в окружающей среде, которые могут быть первыми сигналами о надвигающейся беде.
Наименее жесткая альтернатива банкротству - реорганизация предприятия, цель которой - оживить предприятие. В этом случае разрабатывается и осуществляется план выхода из кризисной ситуации, который может включать слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования предприятия, в результате чего создаются новые, ликвидируются существующие юридические лица, меняется организационно-правовая форма предприятия.
Санация - это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение банкротства и ликвидацию предприятия. Суть санации состоит в передаче (по решению суда) функций по управлению делами фирмы государственному органу или совету кредиторов из числа уполномоченных специалистов по делам о несостоятельности.
Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства. В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 8 января 1998 г. № 6-83 под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Основным признаком несостоятельности (банкротства) является приостановление текущих платежей - предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. По истечении указанного срока кредиторы предприятия-должника получают право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). В суд может обратиться с заявлением и сам должник.
Ликвидация предприятия, т.е. прекращение его деятельности, происходит по причине банкротства по решению собственника имущества, либо по решению суда.
Билет.
Билет.
Билет.
Билет.
Билет.
Билет.
Билет 16
Билет 17.
Билет 18
19.
20.
Билет.
22.
23.
Билет.
Формы воспр-ва и совершенств-ния осн.произв.фондов.
Одним из основн.источ-ков воспр-ва осн.фондов явл. амортизац.отчисления.
Формы простого воспр-ва- это замена устар-го средства труда(реновация) и ремонт(капитальн.и текущ).;Реновация- процесс замены функционирующ.осн.средств новыми, более произ-ми и соверш-ми по технолог ур-ню.;Капитальный ремонт- процесс замены отд-х частей, зданий, сооружений, осуществляем.Для поддержания осн.фондов в рабоч.сост.и часто сочетающ.с модернизацией.;Реконструкция- внедрение на предпр-тие новой техники и технологии в связи с необх-тью коренной перестройки существ.зданий.;Техническ.перевооружение- процесс переоснощения материал.технич.базы предпр-тия по завершению котор.без привлечений дополнит.силы ,повыш-ся технико-эконом уровень предпр-тия , внедрение новой технологии.;Модернизация-процесс ликвидации частичного физич.износа на новой-техн основе.
25.
26.
27.
28.
29.
Билет 35.
Планирование издержек обращения,осн.этапы.
Планирование – необходимость определения такой суммы затрат,кот.позволяла бы предприятию бесперебойно и на выс.уровне осущ-ть хоз.деят-ть при соблюдении разумной экономии и.о.При формировании план-ия нужно выполнять след.условия:1)прирост общ.суммы затрат не длжен превышать прирост доходов2)миним.уровень издержек обращения должен достигаться при таком объеме товарообоота, когда граничные затраты по величине соответствуют средним.3) снижение затрат не должно приводить к ухучшению качества товаров.4)размер затрат следует связывать с обеспеченностью ресурсами5)нужно соблюдать соответствие изменения затрат, изменение объема и особенности деятельности торг.предприятия. Этапы:1)определение плановой суммы и.о ,обеспечивающей безубыточную работу предприятия.2)рассчитывание суммы чистой прибыли,кот.предприятие получит при запланированной тем или иным методом сумме издержек.3)обосновать планов.сумму и.о,способную обеспечить предприятиюнеобходимый размер целевой чистой прибыли.
Билет.
Ценовая политика.
Ценов.политика предпр-тия- это пол-ка, состоящ.в установлении цен, обеспеч-х выживание предпр-тия в рыночн.условиях и включ.выбор метода ценообразования, разработку ценов.системы предпр-тия, выбор ценовых рыночн.стратегий и других аспекты.
Этапы разработки и реализации ценов.политики предпр-тия:
1. Постановка целей ценовой политики
Цели ценов.политики: Обеспечение выживаемости фирмы; Максимизация прибыли; Удержание рынка;
2. Анализ цен и товаров конкурентов
3. Выработка ценовых стратегий
4. Выбор метода ценообразования
5. Установление окончательной цены
2задачи: 1.Создание собствен.системы скидок;2.Определение механизма корректировки цен, с учетом инфляц-х произ-в.
Ц=Ц0(А (а/а0)+ В (в/в0) +С)
Ц -цена товара в момент фактич.поставки его покупателю;
Ц0 -цена, в момент заключ.договора о поставке товара;
А;В;С – доли в цене товара, в момент заключ.товара о поставке, расходов на покупку материалов(А); зар.платы(В);прочих элементов(С).
а;а0 – стоимость материалов в момент фактич.поставки (а); и в момент заключ.договора(а0).
в;в0 – зар.плата, в момент фактич.доставки (в0)
6. Учёт госуд-го регулирования цен.
Пример:
Фирма на усл-х скользких цен получила заказ на поставку холод-го оборудования.Дата получения2008г.Срок поставки 2010г.Передположим постав-ком предусматривает след.структуру цены:стоим-ть сырья и материл. 45,6%; зар.плата 30,3%; постоян.расходы 24,1%. Цены на сырьё и материалы возрасли на 19%, зар.плата на 23%.Применяем базис цены за 7000усл.ед. Определить цену холод-го оборудован. На момент поставки?
а0=(45,6%*7000)/100% = 3192усл.ед. ; а=3192+19%=3798,48 ; в0= (30,3%*7000)/100%=2121 ; в=2121+23%=2608,82 ; Ц=7000(0,456(3798,48/3192)+0,303(2608,13/2121)+0,204)=8099усл.ед.
Билет.
Сущность и функции цены как экономической категории
Цена- явл.характеристикой товара на рынке и представляет собой в общем случае денеж.вырожения его стоимости. Функции цены:
1. Учётная. Цена отражает обществен-необходимые затраты на произ-во и реализацию продукции, в цене оценивается затраты и результаты произ-ва
2. Стимулирующая. Цена рассматрив-ся, как средство стимулирования спроса, т.е. сущность этой функции выражается в поощрительно или сдерживающем воздействии цены на произ-во и потребление различн.товаров
3. Распределительная. Связана с колебанием цены под воздействием рыночных факторов
4. Сбалансирование спроса и предложения. Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, между спросом и предложением.
Билет.
Система цен
Система цен-это единая упорядоченная совокупность различн.видов цен обслуживающих и регулирующих эконом.отношения между различными уч-ми рынка.
Классификация сист.цен:
1. По отраслям и сферам обслуживания:
a. Оптовые цены на продукцию промышлености;
b. Акупочные цены -это цены, по котор.реализ-ся с/х продукция;
c. Тарифы грузового и пассажирского транспорта;
d. Розничные цены, использ-ся для реализации в розничн.торговой сети;
e. Тарифы на услуги
2. По степени участия госуд-ва в процессе ценообразования:
а)Рыночные цены – складываются под влиянием спроса и предложения. Гос-во может воздействовать на них, тока влияя на коньюктуру рынка; б)Регулируемые цены –складываются в процессе госуд-го воздействия:прямого и косвенного.
3. По времени действия:
а)Твёрдые(постоянные)цены- не меняются в теч. всего срока договора; б)Подвижные, когда установленная цена в договоре меняется в момент поставки, если изменяется рыноч.цена товара;с)Скользящие цены, применяются на товары, требующ.длител-го срока изготов-ия. В договоре определ-ся исходная цена и оговарив-ся порядок внесения поправок, в случае изменен. стоимости ценообразующ.факторов.Ц=Ц0(А а/а0 + В в/в0 +С)
4. По территории действия:
а)Единые(поясные), устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнит.власти, тока на базовые виды продукции;б)Региональные(зональные), устанавливаются исполнит.органами регионов, и учитывают природ-климат., геогр., соц-эконом.условия и особенности территорий.
5. В зависимости от методов включ.транспортн.расходов.
6.По стадиям ценообразования:
*Оптовые цены изготовителя;* Оптовые отпускные цены;* Оптовые цены закупки;*Розничные цены.
Формирование цен
Себестоимость и реализ.продукция | Косв.налоги | Снабж.бытовая надбавка | Торговая надбавка (наценка) | |||||
аксциз | ндс | Издержки посредника | Прибыль посредника | ндс | Издержки торговли | Прибыль торговли | НДС торговли | |
Опт.цена изг-ля | ||||||||
Оптовая отп.цена | ||||||||
Оптовая цена закупки | ||||||||
Розничная цена | ||||||||
Факторы влияющ.на ур-нь цен: 1)спрос на прдкуц; 2)сезонность; 3)Госуд.регулирование;4)издержки.
Билет.
Ценовые стратегии предприятия, их характеристика
Разработка ценовых стратегий- выбор предприятие возможн.динамики изменен.исходн.цыны товара в усл-х рынка наилучш.образом соответствующей ценой предпр-тия.
Виды цен.стратегий:
1. «Снятие сливок».С самого начала появл.товара на рынке, на него устанавл-ся максимал.высокая цена.Предпр.выбрав эту стратегию ориент-ся на краткосрочн.цели. Это эффективно, если:достаточно большой спрос на дан.товар;высокая цена поддерживает образ высокого качества. Приимущества: 1) высокая цена позволяет легко исправить ошибку в цене;2)высок.цена обеспеч-т достаточно больш.размер прибыли;3)способствюсозданию имиджа товаров;4)издерживает покупател.спрос. Недостатки: привлекает конкурентов –потенциальн.производителей аналогичного товара.
2. Проникновение или внедрение на рынок. Для привлечения максим.числа покупателей и увеличен.объёма продаж предпр.устанавл-т более низкую цену, чем цены на рынке на анологичн.товары конкурентов. Повышение цены возможно в случ.если предпр.уверено, что его продукция признана покупат-ми.
3. Психологич.цены («Неокруглен.цен»). Учитывая психологию покупателя. Покуп-ль рассматривает наиболее меньшую цену.Например(0,94; 999).
4. Установление цен на основе цен конкуренции. Устанавлив-ся, когда покуп-ли очень чувствительны к изменен цены товары и конкуренты жёстко отвечают на любую попытку изменить сложивш.пропорции продаж на рынке.
5. Стратегия дифференцир-го ценообразования. Основано на неоднород-ти покуп-лей и возм-тей продажи одного и тогоже товара по разн.ценам.
6. Установление престижной цены. Высокие цены на изделия высокого кач-ва облад.уникал-ми свойствами.
7. Льготные цены.Направлена на работу с покупат-ми, кот.заинтересов.покупать на льготных ценах
Билет.
Основные методы ценообразования.
1) Затратный. Основой расчета явл.сред.себест-сть продукции (цена приобр.товаров) +торговая наценка(надбавка). Часто используют предпр-тия оптово-рознич.торговли, несмотря на его недостаток слабый учет спроса.
2) Обеспечение безубыточности и ценовой прибыли.Устанавл.такую цену,ктор.обеспечивает желаемый объём прибыли. Основыв-ся на графике безубыточности и ожидаемой выручки при разн.уровнях объема продаж.Выручка зависит от цены товара.
3) Метод установления цены, на основе уникальности товаров. Основн.фактором ценообразов.явл восприятие покупателя. Продавцы использ.неценовые приемы: сервесн.обслужив.,особые гарантии покупателям.
4) Метод следования за лидером или установл.цены на уровне текущ.цен. Предпр-тие оталкив-ся от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собств.издержек и спроса.
5) Метод запечатоного конверта или метод тендерного ценообразования.Использ-ся в случ.когда несколько предпр.ведут конкуренцую за получение определ.контракта
Билет.
Эффект: понятие, виды.
Все показатели, к-рые мы применяем при оценке хоз.деят-сти предприятия м.разделить на 2 группы: оценивающие, такие экон.категории как эффект и эффективность. Эффект-следствие или результат тех или иных мероприятий, проводимых на предприятии. Характеризуется разл.натур. и стоимостными показателями. Виды эффекта: 1)производственный –рост объема производствав увеличении осн.фондов, оборотных фондов, трудовых ресурсов.2)экономический – прибыль предприятия, выручка, экономия издержек предприятия, если торговля-рост товарооборота.
3)социальный –отражает условия труда и быта работников. По одному эффекту недостаточно судить о целесообразности проводимых мероприятий. Для этого нужно полученный эффект сравнивать с затратами на его достижение, т.е использовать показатели эффективности.
Один и тот же эффект м.б.получен разными способами с разным уровнем затрат, и наоборот, одинаковые затраты м.привести к разл.результатам. Таким образом по одному эффекту недостаточно судить о целесообразности проводимых мероприятий. Для этого необходимо полученный эффект сравнить с затратами не его достижение, т.е. использовать показатель экон.эффективности.
Билет 43.
Билет 44.
Билет.
Бизнес-планирование
Бизнес план-концепция создания нового предпр.или освоение нового вида деят-ти, продукции, с целью успешного выхода на рынок.
Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентирована.
Требования к бизнес-плану:1) бизнес-план должен быть профессиональным. Документ должен быть простым и доступным для пользователя; 2)бизнес-план долж.быть разделён на главы; 3)Следует заручиться необход.оценкой бизнес-плана; 4) необходимо контрол-ть распространение бизнес-плана, т.к.он содерж.конфидициальн.информацию о бизнесе.
Бизнес-план – это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления и географические регионы хозяйственной деятельности, в котором определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия.
Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия. В этом его коренное отличие от технико-экономического обоснования, в котором существует достаточно жесткая увязка с определенной технологией, присутствует конкретная проектно-сметная документация и т.п. Бизнес-план – это план возможных действий предприятия на рынке. Любая информация, представленная в бизнес-плане (хозяйственная стратегия, формулы распределения прибыли, схемы работы с поставщиками и субподрядчиками и т.п.), может стать предметом обсуждения, дальнейшего анализа.
Бизнес-план всегда имеет адресата. Им может быть партнер, инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления, поэтому в любом случае в бизнес-плане должны быть учтены интересы того, кому он адресован.
Содержание: Резюме; Средства и возможности; Рынок; Конкуренция; Факторы конкурентоспособности; Маркетинг; Организационный план; Анализ рисков.
Билет60
Управленческий учет
Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе управляемых объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Предметом управленческого учета являются планирование, учет, анализ, контроль деятельности центров ответственности, необходимые для повышения эффективности функционирования организации. Объектамиуправленческого учета являются доходы, расходы и результаты центров ответственности. Объекты управленческого учета подразделяются на:1. Производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности организации. 2. Хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность организации. Важнейшая цель управленческого учета состоит в формировании отчетности, специально подготовленной для менеджеров различных уровней управления. Поскольку управленческий учет представляет собой подсистему бухгалтерского учета, им объективно используется ряд важнейших бухгалтерских принципов - экономичности и своевременности представляемой информации, ее сопоставимости и др.
К принципам управленческого учета относятся:
- Оперативность представления информации - Конфиденциальность представляемой информации - Полезность представляемой информации - Гибкость системы управленческого учета - Прогнозируемость системы управленческого учета - Экономичность представляемой информации - - Принцип делегирования ответственности и мотивации исполнителей - предполагает перераспределение ответственности между руководителями различных иерархических уровней управления и выбор критериев оценки деятельности, максимально способствующих их мотиваций.
- Принцип управления отклонениями- - означает, что внутренняя отчетность должна содержать информацию об отклонениях фактических показателей от плановых, что позволяет установить ответственность за возникшие неблагоприятные отклонения и оперативно устранить их причины.
- Принцип контролируемости показателей внутренней отчетности - предполагает раздельное составление отчетности по показателям, контролируемым и неконтролируемым руководителем сегмента предпринимательской деятельности.
- Принцип своевременности представления информации - в ряде случаев принцип полноты и документальной обоснованности хозяйственных операций может игнорироваться ради обеспечения своевременности предоставления информации.
Метод управленческого учета представляет собой совокупность различных приемов и способов, посредствам которых объекты управленческого учета отражаются в информационной системе организации. Он состоит из следующих элементов: документация, инвентаризация, оценка, группировка и обобщение, счета и двойная запись, планирование, нормирование и лимитирование, анализ, контроль.
Документация - первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности организации. Инвентаризация - способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризации определяют отклонения от учетных данных: либо неучтенные ценности, либо потери, недостачи, хищение. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролю за их использованием, установлению полноты и достоверности учетной информации. Группировка и обобщение - способ изучения, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте в разрезе определенных признаков. Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура хозяйствующего субъекта, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и сделать необходимые и разумные выводы для принятия оперативных и стратегических решений. Планирование, нормирование и лимитирование - входят в систему управления организацией. Планирование - непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей организации с условиями рынка. Оно связано с решением проблем будущего, использует методы выбора альтернативных решений, направления которых имеют как общий, так и частный характер. Планирование только тогда эффективно, когда оно базируется на статистических исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности. Нормирование - процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в выпуск продукции. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство организации, которое охватывает все сферы его деятельности.
Нормативные технологические показатели увязывают технико-экономическое планирование с оперативно-производственным еще на стадии технической подготовки производства. Плановые и нормативные показатели определяют систему показателей учета производства, что в немалой степени способствует сопоставимости показателей нормирования, планирования, учета по нормам затрат и отклонениям от них. Технологические нормативы можно рассматривать как аналитическую базу производственного учета, обеспечивающую его соответствующими данными о деятельности подразделений и уровне внутреннего хозяйствования.
Лимитирование - первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит - установление границ выдачи, исходя из нормы расходов ресурсов на единицу продукции, установленной технологической документацией, и планируемой производственной программы каждому производственному подразделению. Анализ - в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми остальными составляющими. В сферу изучения попадает как производственная деятельность всей организации, так и отдельных подразделений, выраженная экономическими показателями. Выбор показателей определяется целями и возможностями системы управления. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства, принимаются соответствующие управленческие решения. Контроль - завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности.
Билет.
Экономика предприятия, её сущность и значение. Предмет, задачи курса, связь с другими дисциплинами, методы исследования.
Экономика – наука о том, как общество использует свои опр.ограниченные ресурсы для создания необходимых обществу товаров и услуг и распределяет их среди различных групп населения.
Дисциплина систематизировано излагает осн.положения экономики как науки, рассматривает инструментарий, реализующий эти положения на уровне предприятия.
Предмет науки – исследование эк.отношениё, возникающих в процессе производства и обращения товаров и услуг.
Осн.задачи курса: 1.изучение особенностей экономики и организации предприятий разл.форм собственности и ОПФ; 2.освоение новых форм и методов хозяйствования в соответствии с изменениями требований рынка; 3.разработка системы показателей для оценки эффективности деят-сти предприятия; 4.выявление с помощью данной системы факторов, оказыв.негативное влияние на деят-сть предприятия, и опр-е путей их устранения; 5.разработка предложений по повышению эффективности деят-сти предприятия.
Объекты изучения: структура предприятия; организация процесса управления; ресурсы предприятия и их эффективность; издержки предприятия, калькуляция с себестоимость; ценовая политика предприятия; инновационная и инвестиционная деятельность предприятия. Таким образом, эк-ка предприятия – это самостоятельная эк.дисциплина, предметом изучения к-рой явл.деят-сть предприятия, процесс разработки и принятия хоз.решений.
Связь с др.дисциплинами: эк.география; бух.учет и финансы; эк.анализ и статистика; предпринимат<