Тема 2. Понятие торгового предприятия.

Вопросы:

1. Понятие торгового предприятия.

2. Классификация торговых предприятий. Регистрация предприятий.

3. Государственные предприятия, унитарные торговые предприятия.

4. Арендные предприятия.

Вопрос 1. Понятие торгового предприятия.

Основным организационно-хозяйственным звеном торговли является торговое предприятие.

Торговое предприятие –самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, не имеющий в своем составе других юридических лиц, осуществляющий торговую деятельность и оказывающий связанные с ней торговые услуги на принципах хозяйственного расчета.

Главной задачейторгового предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей обслуживаемого населения и получение прибыли.

 
  Тема 2. Понятие торгового предприятия. - student2.ru


Экономические Организационные Правовые
ü выполнение полного цикла торгово-хозяйственной деятельности ü наличие обособленного имущества (основные фонды и оборотные средства) ü самостоятельный баланс ü деятельность осуществляется на основе хозяйственного расчета ü наличие определенной организационной структуры ü наличие соответствующих органов управления ü организационное единство, закрепленное в учредительных документах (уставе, положении) ü обладание правами юридического лица ü фирменное наименование

Вопрос 2. Классификация торговых предприятий.

1. По структуре организации: - предприятия, принадлежащие одному владельцу; - товарищества или партнерства, основанные на паях; - корпорации, принадлежащие многим собственникам. 2. По формам организации: - арендные; - акционерные; - кооперативные; - народные; - государственные хозрасчетные. 3. В зависимости от размеров: - малые; - средние; - крупные. 4. По формам собственности: - государственные; - частные.    

Розничные торговые объекты классифицируются по видам в зависимости от:

1. формы собственности:

государственной формы собственности;

частной формы собственности;

2. подчиненности:

подчиненные государственным органам;

подчиненные общественным объединениям;

без ведомственной подчиненности;

3. типа строения:

стационарные;

нестационарные;

4. места расположения:

в составе торгового центра;

на торговой площади магазина;

в административном здании, здании вокзала, аэропорта, в объекте бытового обслуживания, объекте почтовой связи, физкультурно-спортивном сооружении, учреждении образования, организации здравоохранения, в ином объекте;

на автозаправочной станции;

придорожного сервиса;

на рынках;

в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь;

на площадках по продаже декоративных растений и продукции цветоводства;

5. формата:

магазин;

павильон;

киоск;

палатка;

неизолированный торговый объект;

автомагазин;

торговый автомат;

лоток;

емкость для хранения и (или) продажи товаров;

тележка для продажи товаров.

Магазины классифицируются по видам в зависимости от:

1. способов организации торговли:

автономные;

сетевые;

фирменные;

2. типа постройки:

встроенные;

встроенно-пристроенные;

отдельно стоящие;

пристроенные;

3. ассортимента товаров:

продовольственные;

непродовольственные;

с универсальным ассортиментом товаров;

специализированные, узкоспециализированные;

неспециализированные (с комбинированным либо со смешанным ассортиментом товаров);

4. метода продажи товаров:

самообслуживания;

традиционного обслуживания;

индивидуального обслуживания;

с продажей товаров по образцам;

с продажей товаров по предварительным заказам;

5. уровня цен:

дискаунтеры;

дисконтные магазины;

6. места нахождения:

городские;

районные;

сельские;

шаговой доступности.

Вопрос 3. Процесс образования предприятий, их регистрация, лицензирование.

Торговый реестр является государственным информационным ресурсом, представляющим собой единую базу данных Республики Беларусь.

Владельцем Торгового реестра является МАРТ РБ. Торговый реестр ведется в целях:

обеспечения единого государственного учета субъектов торговли, общественного питания. Создание и ведение Торгового реестра осуществляются Министерством антимонопольного регулирования и торговли на основе территориальных баз данных Торгового реестра соответствующих административно-территориальных единиц.

При создании и ведении Торгового реестра МАРТ координирует работу областных, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в г.Минске по формированию территориальных баз данных и осуществляет контроль за выполнением такой работы.

В Торговый реестр включаются сведения:

-о субъекте торговли, общественного питания, юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, создавших торговые объекты;

-полное наименование юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя;

-учетный номер плательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;

-регистрационный номер в Едином государственном регистре ;

-наименование регистрирующего органа, дата государственной регистрации;

-наименование торговой сети;

-государственный орган (организация), в подчинении (составе, системе) которого находится юридическое лицо (при наличии);

-место нахождения юридического лица, место жительства индивидуального предпринимателя;

-информация об обособленных подразделениях (филиалах, представительствах) юридического лица;

-сведения о реорганизации юридического лица;

-информация о ликвидации (прекращении деятельности) юридического лица, индивидуального предпринимателя;

-информация о руководителе.

При отсутствии у субъекта торговли торговых объектов в Торговый реестр дополнительно включаются следующие сведения:

-вид торговли;

-форма розничной торговли;

-реализуемые классы, группы и (или) подгруппы товаров в соответствии с перечнем потребительских товаров, утверждаемым Министерством торговли;

-место нахождения торгового объекта;

вид и тип торгового объекта;

-вид торговли;

-методы продажи товаров;

-режим работы

-торговая, складская площадь и др.

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ В ТОРГОВЫЙ РЕЕСТР.

Внесение сведений в Торговый реестр осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по:

месту нахождения торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков;

месту государственной регистрации субъектов торговли, осуществляющих торговлю без (вне) торговых объектов.

Для включения сведений в Торговый реестр заявитель представляет в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган заявление о включении сведений в Торговый реестр с приложением к нему заявления о согласовании режима работы торгового объекта, объекта общественного питания, торгового центра, рынка, субъекта торговли, осуществляющего розничную торговлю без (вне) торговых объектов, в том числе интернет-магазина. Субъект торговли ежегодно до 1 апреля представляет в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган заявление о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, включенные в Торговый реестр. Исключение сведений из Торгового реестра осуществляется по:

-заявлению заявителя об исключении сведений из Торгового реестра;

-решению местного исполнительного и распорядительного органа.

Лицензирование.

Лицензирование–комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

В розничной и оптовой торговли необходима лицензия на :

1. на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий. Лицензиат – только юридическое лицо Республики Беларусь;
складские помещения, принадлежащие лицензиату на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, должны находиться на территории Республики Беларусь;.

2. на розничную торговлюалкогольными напитками:
лицензиат – только юридические лица Республики Беларусь, либо зарегистрированные в Республике Беларусь индивидуальные предприниматели (вправе осуществлять розничную торговлю только в объектах общественного питания в розлив).

Лицензии выдаются лицензирующими органами на основании заявлений.

Вопрос 4.Государственные, унитарные и арендные предприятия.

В республике Беларусь существуют следующие формы собственности:

- государственная,

- частная.

В зависимости от этого в РБ существуют различные типы предприятий, основанные на государственной, коллективной и частной собственности.

Государственные предприятия основаны на государственной форме собственности. Государственная собственность является достоянием всех людей данной страны. Управление и распоряжение объектами собственности здесь от имени народа осуществляют органы государственной власти. В государственной собственности находятся те предприятия, преобразование которых в негосударственные формы нецелесообразно: связь, водоснабжение, энергетика и др.

В Республике Беларусь государственная собственность существует в 2-х разновидностях: республиканской и коммунальной.

Республиканская собственность является достоянием всех граждан Республики Беларусь. К ней относятся: земля, ее недра, республиканские банки, средства государственного бюджета, предприятия и народнохозяйственные комплексы, учебные заведения и др. имущество. Коммунальная (муниципальная) собственность выражает отношения по поводу имущества ассоциации граждан, живущих в областях, районах и др. административно-территориальных образованиях. Права собственника здесь осуществляют местные органы власти. К ней относятся средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные и строительные предприятия, учреждения народного образования, культуры и т.д.

Существенное место в государственной торговле занимает система Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. Образовано с 8.09.2016. В состав министерства передаются Департамент ценовой политики Министерства экономики, а также управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома. На новый антимонопольный орган возложены функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции на товарных рынках республики, в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен и тарифов, контроля и регулирования потребительского рынка, в области госзакупок, рекламной деятельности и защиты прав потребителей. Ключевой целью нового министерства является решение проблемы защиты внутреннего рынка республики путем создания равных конкурентных условий для всех его участников, создание цивилизованных и эффективных инструментов контроля ценообразования.

Задачами такой реорганизации являются:

1. выработка предложений об основах государственной политики в области ценообразования, разработка методологии формирования и применения цен и тарифов, осуществление контроля за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании, в том числе в строительстве, за исключением контроля за соблюдением указанного законодательства субъектами хозяйствования, осуществляющими реализацию потребительских товаров (в том числе при их производстве и оптовой, розничной торговле);

2. организация и осуществление государственного контроля за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, деятельностью субъектов естественных монополий;

3. ганизация, формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, Государственного реестра субъектов естественных монополий;

разработка методов и средств, направленных на:

·проведение единой государственной ценовой и антимонопольной политики на основе научных исследований, изучения и использования мирового опыта путем осуществления в рамках компетенции Департамента мер антимонопольного и ценового регулирования;

·создание условий для развития конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующих на товарных рынках республики.


Для организации и координации торговой деятельности в республике в его составе Министерства сформированы функциональные управления, такие как:

УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
  Тема 2. Понятие торгового предприятия. - student2.ru
УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
  Тема 2. Понятие торгового предприятия. - student2.ru
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ
  Тема 2. Понятие торгового предприятия. - student2.ru
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ И ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 2. Понятие торгового предприятия. - student2.ru  
УПРАВЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И КОНТРОЛЯ ЗА РЕКЛАМОЙ
  Тема 2. Понятие торгового предприятия. - student2.ru
УПРАВЛЕНИЕ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  Тема 2. Понятие торгового предприятия. - student2.ru
УПРАВЛЕНИЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ и другие.  

Наши рекомендации