Общая характеристика затрат предприятий туризма. Метод директ-костинга.
К явным (или бухгалтерским) издержкам относятся издержки, которые проходят по счетам бухгалтерского учета, т. е. когда фирма тратит денежные средства на оплату ресурсов в размере, необходимом для того, чтобы удержать этот ресурс в своем распоряжении.
К неявным издержкам относятся издержки, которые носят внутренний характер и не связаны с денежными выплатами со счетов фирмы, а, следовательно, не учитываются в бухгалтерских отчетах. К ним относятся издержки упущенных возможностей, связанные с использованием собственных денежных средств фирмы. Примером могут служить издержки по размещению денежных средств в акциях.
Прямые расходы обычно включают заработную плату производственных рабочих, расходы на сырье, оплату электрической и тепловой энергии и некоторые другие.
Косвенные издержки связаны с формированием и реализацией нескольких различных видов туристского продукта, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно на объект калькулирования.
Производственные затраты связаны с основным видом деятельности фирмы, например, у туроператора это затраты по формированию турпродукта.
Коммерческие (внепроизводственные) затраты связаны с реализацией турпродукта и включают в себя расходы на рекламу, средства, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, комиссионные сборы и другие подобные расходы.
Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента: заработная плата, амортизация и другие.
Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов. К ним можно отнести цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входят заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные расходы.
Производственные затраты связаны с осуществлением собственно производственной деятельности. Они имеют место при формировании и продвижении турпродукта, но в большей своей части отсутствуют при свертывании туристской деятельности.
Периодические затраты являются функцией длительности отчетного периода. Так, амортизация помещения или арендная плата за пользование помещением за три месяца при прочих равных условиях будет в три раза больше, чем за один месяц.
Понятие «Директ-костинг» было введено в 1936 году американцем Д. Харрисом в его работе. Основной характеристикой является подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. При этом в себестоимость продуктов включаются только переменные затраты, а постоянные затраты сразу относятся на финансовый результат.
Главной особенностью является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета финансовых результатов.
Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списываются с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются остатки готовой продукции на складах на начало и конец года, и незавершенное производство.
Схема построения счетов в доходах многоступенчатая. В них содержится 2 финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.
Под маржинальным доходом (предельным доходом) понимается разность между выручкой предприятия и ее переменными затратами. Фактически маржинальная прибыль содержит две составляющие это: постоянные затраты компании и ее прибыль. Логика такой трактовки маржи исходит из того что, чем больше ее сумма, тем больше вероятность компенсации постоянных затрат предприятия и получения им прибыли от хозяйственной деятельности.
Маржинальный доход, получаемый в целом по предприятию, рассчитывается по следующей формуле:
МД = ЧВ – ПЗ
где, МД - маржинальный доход; ЧВ - чистая выручка (без НДС и акцизов); ПЗ - переменные затраты.
Прибыль — разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка - Затраты (в денежном выражении)
Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность.
Директ-костинг является системой управленческого учета. Эта система включает в себя использование учета и калькулирования для принятия решений, планирования и контроля.
Существует несколько вариантов организации управленческого учета по системе директ-костинга.
Первый вариант – организация раздельного учета на счетах финансовой и управленческой бухгалтерии (вариант автономии).
Второй вариант – предполагает привычную интеграцию финансовой и производственной бухгалтерии и использование привычных для учета затрат счетов 20-29 (традиционный).
Компания может выбирать тот вариант, который в большей степени отвечает ее потребностям.
Плюсы: позволяет руководителю заострить внимание на изменении маржинального дохода; обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.
Минусы: трудность при разделении затрат на постоянные и переменные.