Отраслевая специфика формирования затрат (издержек) предприятий туризма

---не материальность услуги

---неразрывность производства и потребления услуги

---разрыв (по времени и месту) между потреблением и покупкой услуги

Нет таких статей, как: сырье, хранение на складе, транспортировка услуги.

Расходы и отчисления средств по статьям
1. Платежи в бюджет.
2. Отчисления в резервный фонд.
3. Отчисления в фонды накопления и потребления.
4. Выплаты дивидендов.
5. Долгосрочные инвестиции.
6. Погашение долгосрочных займов и уплата по ним процентов.
7. Пополнение оборотных средств.
8. Прочие расходы и отчисления.
Итого расходов и отчислений:

Целесообразно осуществлять планирование издержек по основным статьям расходов в сумме и по уровню. Планирование условно-постоянных расходов осуществляется на основе технико-экономических расчетов, исходя из оплаты прошлых лет, изменения ставок и договорных отношений ну услуги сторонних организаций, уровня инфляции и проводимая политика по оптимизации расходов. По статьям условно-постоянных расходов планирование и оптимизация осуществляется по сумме.

Условно-переменные расходы планируются вначале по уровню, а затем исходя из вырученной определенной суммы. При этом оптимизируется уровень этих расходов.

Затраты, по которым имеются ограничения на отнесение их на себестоимость, необходимо привести в соответствие с этими ограничениями, иначе перерасход приведет к оплате этих расходов из чистой прибыли.

Существующие ограничения:

1.расходы на рекламу (до 1% от выручки)

2.расходы на научные исследования (до 0,5 % от выручки)

3.взносу по договорам добровольного личного страхования, включаемые в себестоимость (до 3% от суммы расходов на оплату труда)

4.совокупная сумма взносов работодателей, выплачиваемая по договорам пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения работников (до 12% от суммы расходов на оплату труда)

5.представительские расходы (до 4%от суммы оплаты труда)

27. Методы планирования и прогнозирования развития предприятий туризма.

Методы планированиия – это способы, приёмы и алгоритмы, с помощью которых обеспечивается обоснование плановых показателей.

Основными методами планирования являются:

1.Балансовый. В основе этого метода лежит принцип равенства направлений и объёмов использования ресурсов и источников их получения.

2.Метод экстрополяции. Основан на определении будущего состояния предприятия с учётом сложившихся в прошлом и настоящем темпов и пропорций (использование трендовой модели).

3.Программно-целевой метод. Предполагает разработку комплекса целевых программ, обеспечивающих реализацию поставленной цели.

4.Нормативный метод. Предполагает использование плановых расчетов, относительных и абсолютных норм и нормативов (нормы внешнего характера: отчисления в бюджет, внутреннего: нормы уборки помещения на 1 уборщицу).

5.Метод технико-экономических расчётов. Предполагает, на основе утверждённого алгоритма проводить обоснование плановых показателей, если они имеют определённую стабильность во времени и формируют базовые условия функционирования предприятия.

6.Метод экспертной оценки. Базируется на рациональных доводах экспертов при высоком уровне неопределённости внешней среды и использовании косвенных данных о развитии объекта планирования. Применяется для определения спроса на те или иные услуги, товары, изменения цен и т.д. При этом целесообразно выражать плановые показатели, определённые этим методом в предельных величинах (т.е «от» и «до»).

28. Показатели финансового плана и порядок его обоснования.

Включает обоснование следующих основных показателей:

1.Необходимого объёма реализации продукции и услуг для обеспечения достижения поставленных целей и задач.

2.Валовый доход и валовая прибыль, обеспечивающую расширенное воспроизводство деятельности предприятия.

3.Оптимизация затрат на производство и реализацию продукции и услуг.

4.Расчёт прибыли по её видам и составляющим.

5.Направления использования прибыли.

Расчитывается чистая прибыль, направленная на:

1.накопление: необх. Об.инвестиций-Об. Заемного (инвест.) капитала – Аморт.отч. на инвестиции

2.на потребление (мин размер): (%выплат по облигациям*сумму выпущенных обл.) + (%выплат по привелиг. Акциям* Сум.акц.) + (%выплат по обыч.акц*Сумму) + сумма премий рабочим + Затраты на содержание соц-культ. Подразд., сооруж.

3.1+2 = итого чистая прибыль.

Задачами явл-ся дать ответы на след вопросы:

во что оценивается реализация проекта

каков размер прибыли от реализации проекта

срок окупаемости и когда начнет приносить прибыль

какова точка безубыточности

какова будет рентабельность проекта

какие риски существуют при реализации

Особенности: выбор потребителя базируется на доверии к продавцу и зависит от очень многих факторов (настроение)

Составление сбалансированного финансового плана – это процесс писка компромисса между различными финансовыми показателями. При этом баланс финансовых возможностей означает сочетание желаемого уровня развития и возможного его достижения. Критериями оптимизации может быть прибыль на вложенный капитал (т.е чистая прибыль).

ROA = ЧП / ВК (чистая прибыль, вложенный капитал).

При заданных пропорциях и показателях определяется их соотношение и анализируется на сколько они ухудшаются по сравнению с текущим периодом, в случае, если не возникает проблем ни с ликвидностью, ни с кредитоспособностью предприятия.

29. Финансовый план предприятий туризма, его особенности и задачи.

Финансовый план обобщает ряд предварительно разрабатываемых планов:

1. Прогнозный расчёт объёма реализации продукции и услуг.

2. План доходов и расходов.

3. План денежных поступлений и выплат.

4. Балан активов и пассивов.

5. План по источникам использования средств.

6. Расчёт точки самоокупаемости, запаса финансовой прочности.

7. Сводный план финансовых результатов.

Прогнозный расчёт объёма реализации продукции и услуг.

Определяется на основе плана маркетинга экстрополяции сложившейся тенденции в прошлом (если рынок постоянен и конкуренты не могут предпринимать решительных действий по вытеснению предприятия с рынка).

Мнения экспертов о развитии предприятия.

Расчёты делаются в вариантах, т.е что будет, если…:

---минимальный.

---максимальный.

---реальный.

Вариантность расчётов даёт возможность учесть факторы, влияющие на деятельность предприятия, предусмотреть меры снижения нежелательных последствий снижения объёма деятельности.

План доходов и расходов.

Включает следующие показатели:

Доходы от реализации продукции и услуг.

Себестоимость реализованной продукции.

Прибыль от реализации (доходы - себестоимость).

Общехозяйственные расходы (коммерческие и управленческие расходы ).

Прибыль до уплаты налогов (т.е налогооблагаемая или балансовая прибыль).

Налоги (на прибыль, на имущество, транспортный налог).

Прибыль после уплаты налогов (т.е чистая прибыль). Она накапливается в различных фондах.

План денежных поступлений и выплат.

Это документ, определяющий источники и направления использования наличности, т.е возможные и необходимые денежные потоки и их совместимости по срокам и объёмам.

Платёжный календарь – это финансовый документ, в котором подробно отражается оперативный денежный оборот.

Платёжный календарь позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также указывает на необходимость использования средств, в виде заёмного капитала.

План денежных поступлений и выплат.

Поступления денежных средств Использование денежных средств
1. Остаток средств в кассе и на р/с. 1. Заработная плата и приравненные к ней платежи.
2. Выручка от реализации продукции, товаров, услуг и работ. 2. Платежи в бюджет по направлениям.
3. Поступления просроченной дебиторской задолженности. 3. Платежи во внебюджетные фонды.
4. От реализации ценных бумаг и валют. 4. Оплата счетов за товарно-материальные ценности.
5. Полученные авансы от покупателей и заказчиков. 5. Погашенная кредиторская задолженность.
6. Поступления средств от неторговых операций. 6. Арендная плата и другие коммунальные услуги.
7. Целевые поступления. 7. Оплата услуг сторонних организаций.
8. Средства, поступившие в счёт оплаты уставного капитала. 8. Платежи в счёт оплаты ценных бумаг.
9. Прочие поступления 9. Выплата дивидендов и процентов по ним.
  10. Остаток, лимит денежных средств на р/с и в кассе на конец периода.
Итого: Итого:

Платёжный календарь сопоставляется и выявляются тенденции и проблемы в деятельности предприятия, т.е хватает ли наличных денег для обслуживания денежного оборота.

Наши рекомендации