Понятие организации (предприятия), цель и задачи создания и функционирования.
Понятие организации (предприятия), цель и задачи создания и функционирования.
Предприятие – это самостоят-ный хозяйствующ. субъект, созданный в соответствии с действующ. законодат-вом для пр-ва определ. вида продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения потребностей конкретн. потребит-лей.
Черты : 1) производств.-технич. единство (общность производства, капитала, технологии); 2) организацион. единство (единое руководство, план); 3) экономич. единство (общность матер., фин. и техн. ресурсов, экон. результатов работы).
Главн. цель П:каждое предприятие осуществляет опред. деят-ть д/удовлетворения обществ. потребностей и получения прибыли наиболее эффективным способом.
Др. цели П: 1) максимизация объема выпуска прод-ии, работ, услуг; 2) обеспечение конкурентосп-ти прод-ии на основе исп-я достижений НТП; 3) устойчивость и стабильность функционирования; 4) удержание позиций на рынке (завоевание новых рынков) и обеспечение выс. эффективности пр-ва; 5) достижение комплексности производства.
Задача указывает в общих чертах на направление реализации конкретной цели.
Виды: 1) разработка технико-технол., организац. и коммерч. политики, позволяющей учитывать конъюнктуру рынка и обеспечивать адаптивность к внешней экон. среде; 2) обоснование варианта реализации выбранной политики д/воздействия на рынок в нужном направлении; 3) макс. возможное удовлетворение спроса покупателей; 4) увеличение рынка сбыта; 5) создание условий д/аккумулирования достаточных ден. ср-в для самоокупаемости и самофин-я; 6) насыщение рынка высококач Т и У; 7) содействие повышению культ. уровня и мор. оздоровлению общ-ва; 8) создание условий д/реализации творч. потенциала своих сотрудников и др.
Классификация организаций по различным признакам: по формам собственности, виду экономической деятельности, размерам, участию иностранного капитала и др.
По форме собственности — государственные, частные
По отраслевой принадлежности — промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и пр.;
По размеру - Крупные, средние и малые
По специализации - Специализированные, диверсифицированные, комбинированные
По назначению готовой продукции - Предприятия, производящие средства производства, товары народного потребления
По виду деятельности - Производственные, торговые, финансовые организации (банки, страховые налоговые компании) и консалтинговые и аудиторские компании
Государственным является такое предприятие, имущество которого принадлежит государству. Оно может создаваться за счет бюджетных ассигнований, вкладов других государственных предприятий или иных источников. Различают государственные предприятия, находящиеся в республиканской собственности, и коммунальные предприятия.
Управление имуществом первых осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь. Коммунальные предприятия являются собственностью административно – территориальных единиц.
Государственные предприятия имеют следующие преимущества по сравнению с предприятиями частной формы собственности: значительные финансовые возможности для расширения и совершенствования производства за счет средств бюджета; высокий рейтинг кредитоспособности, что облегчает возможность получения кредитов; использование высококвалифицированных специалистов в различных областях менеджмента, что может позволить себе только крупный собственник.
Отмеченные преимущества государственных предприятий позволяют им эффективно функционировать в странах с развитой рыночной экономикой и успешно конкурировать с частными предприятиями.
Частным является предприятие, принадлежащее физическому лицу или членам его семьи, а также негосударственному юридическому лицу. Различают единоличные и семейные частные предприятия. В отличие от единоличных семейные предприятия основаны на общей собственности всех членов семьи. Негосударственное частное предприятие может принадлежать также одновременно нескольким лицам на основе долевой или коллективной собственности. К таким предприятиям относятся хозяйственные общества, хозяйственные товарищества и производственные кооперативы.
Коэффициент стабильности кадров (Кск) рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством как на организации в целом, так и в отдельных подразделениях. Стабильность кадров рассчитывается по формуле
К = (1 –Чу) \ (Чсс + Чпр)
где Чу – численность работников, уволившихся с предприятия по собственному желанию и из-за нарушения трудовой дисциплины за отчетный период, чел; Чсс – среднесписочная численность работа- ющих на предприятии в период, предшествующий отчетному, чел; Чпр – численность вновь принятых работников за отчетный период, чел.
4. Коэффициент соответствия персонала профилю работы (Ксп) может быть рассчитан по формуле:
5. Коэффициент текучести кадров (Ктк) определяется делени- ем числа работников организации (подразделения), уволенных по неплановым причинам (уволенные по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины) (Чунп) на среднесписочное число работников (Чсс) за тот же период (в %):
6. Коэффициент явки (Кя) определяется отношением явочного
числа работников (Чя) к среднесписочному числу работников (Чсс).
Коэффициент явки обычно рассчитывается как средневзвешенная
величина.
7. Относительный излишек (недостаток) рабочей силы (ΔЧ) определяется сравнением фактической численности работающих (Чф) с плановой среднесписочной численностью (Чп), скорректированной на уровень выполнения
плана по объему товарной (валовой) продукции (IВП): ΔЧ = Чф – Чп* IВП
Функции заработной платы.
Заработная плата – совок-ть вознаграждений в ден. и натур.форме, получ. работниками за фактически выполненную работу, а так же за периоды, включаемые в трудовое время.
В условиях рыночной экономики заработная плата выполняет стимулирующую, воспроизводственную и регулирующую функции.
Стимулирующее назначение заработной платы состоит в том, чтобы создать материальную заинтересованность в индивидуальных и коллективных результатах труда, повышении эффективности производства товаров и услуг, улучшении качественных показателей работы.
Воспроизводственнаяфункция определяет абсолютный уровень оплаты труда, необходимый для обеспечения жизненных потребностей работника и его семьи.
Регулирующее назначение заработной платы заключается в ее воздействии на соотношение между спросом и предложением рабочей силы, на формирование персонала, численности работников и уровень их занятости.
Важнейшей задачей предприятия в современных условиях является усиление стимулирующей функции заработной платы.
Среди многообразия факторов повышения стимулирующей роли заработной платы доминирующее значение имеют внутренние факторы, т. е. организация оплаты труда. Вся деятельность предприятия
в области оплаты труда осуществляется на основе научно обоснованных принципов. К числу наиболее характерных принципов
относятся:
· дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работников и условий труда;
· самостоятельность предприятий в вопросах организации и оплаты труда;
· соответствие уровня заработной платы реальным результатам труда;
· постоянный рост номинальной заработной платы;
· материальная заинтересованность работников в достижении высоких конечных результатов труда;
· минимальные гарантии размеров оплаты труда;
· обеспечение опережающих темпов роста производительности труда по сравнению с темпами повышения заработной платы;
· материальная ответственность за выполнение трудовых обязанностей.
Классификация инвестиций.
Виды инвестиций:
1. в зависимости от объекта: прямые – в создание нового производственного оборудования, лицензии, недвижимость, портфельные – в ценные бумаги
2. в зависимости от характера:
· реальные - долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства
· финансовые - это вложения средств в финансово-кредитную деятельность хозяйствующих субъектов, включая операции с ценными бумагами
· интеллектуальные – вложения в подготовку специалистов, передачу опыта, лицензии, ноу-хау, а также на совместные научные разработки
3. по субъектам инвестирования: частные,государственные
4. по форме: материальные – в основной капитал, оборотный капитал нематериальные – права пользования ресурсами, научно-исследовательские разработки.
Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в виде капитальных вложений (новое строительство, расширение действующих предприятий, реконструкция, техническое перевооружение).
По составу капитальные вложения бывают – на строительно-монтажные работы, на приобретение основных фондов, на научно-исследовательские работы и др.
По назначению – производственные капитальные вложения (в здания, сооружения, оборудование и т.д.) и непроизводственные (объекты социально-культурного назначения, библиотеки и др.).
Инновации: понятие, виды.
Инновации– это вновь созданный материал, продукция или технология впервые внедряемые в производство, другими словами – это качественное изменение производства, которые могут относится к технике, технологии, форма организационного производства и управления.
Инновационная деятельность охватывает процесс возникновения идеи, ее разработку, использование результатов в производстве, управление этим процессом, предпринимательство, выход на рынок и достижение коммерческого успеха.
Различие понятий «научно-техническая разработка» и «инновация» заключается в том, что научно-техническая разработка заканчивается разработкой комплекта документации и созданием опытного образца, а инновация имеет круг потребителей.
По содержанию инновации делятся на:
· производственные (новые виды оборудования, сырья, материалов)
· управленческие (новые методы организации производства, управления, продвижения товара на рынок)
· информационные (новые способы сбора, обработки и передачи информации)
· социальные (охватывают изменения условий труда, быта, экологии)
По уровню новизны инновации делятся на продукцию, изготовленную на основе: высоких технологий, продвинутых технологий, технологий среднего уровня, технологий низкого уровня.
По месту использования выделяются инновации: в производственной сфере (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве), в непроизводственной сфере (образование, наука).
По масштабам применения (единичные и массовые)
По уровню новизны – базисные инновации (позволяют сформировать новое поколение техники), улучшающие (изобретения, позволяющие поддерживать стабильность экономического развития), псевдоинновации ( «косметическое» улучшение продукции)
В зависимости от этапа инновационного процесса инновации могут выступать в виде ноу-хау, патента, комплекта документации, новой продукции.
Каждая инновация проходит жизненный цикл, который охватывает следующие фазы: выход на рынок, рост, зрелость, упадок, уход с рынка.
61.Характеристика инновационного процесса, содержание его этапов.
Инновационная деятельность может состоять из разных этапов, которые взаимосвязаны и обеспечивают эффективность инновационного процесса.
Идея => НИР => ОКР => Опытное производство => Освоение => Производство => Рынок
На стадии научно-исследовательских работ (НИР) исследуются возможности реализации возникшей идеи, разрабатываются методические подходы к оценке возможностей создания нового продукта (технологии). Если получены положительные результаты, то на их основе осуществляются опытно-конструкторские работы (ОКР) – разрабатывается конструкторская документация и создается опытный образец, который проходит опытные испытания (опытное производство). Если испытания проходят успешно, начинается производство новой продукции.
Инновационная деятельность характеризуется следующими отличительными чертами - повышенным риском, цикличностью развития, тесной взаимосвязью уровня новизны продукции и эффективности использования ресурсов, специальными моделями продвижения нового продукта на рынок.
Важной чертой является взаимосвязь уровня новизны продукции и эффективности использования ресурсов.
Продукция может различаться в зависимости от уровня новизны применяемых технологий: (продукция, производимая без использования научно-технических разработок, продукция на основе технологий низкого уровня, продукция на основе технологий среднего уровня, на основе продвинутых технологий, на основе высоких технологий).
При формировании программы выпуска изделий необходимо стремиться к увеличению доли продукции, производимой на основе технологий высокого или продвинутого уровня.
Методы оценки качества.
Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Контроль качества представляет собой проверку соответствия показателей качества конкретного товара требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, а также требованиям, определенным в договоре поставки. Цель контроля — проверка ограниченного числа показателей и установление сорта изделия.
Оценка качества — это более широкое понятие, чем контроль качества. При проведении оценки качества учитывают большее количество показателей качества.
Оценка уровня качества — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. Уровень качества является относительной характеристикой качества продукции, основанной на сравнении значений показателей качества оцениваемого товара с базовыми значениями соответствующих показателей.
Методы оценки показателей качества подразделяются в зависимости от способов сравнения показателей качества и источника получения информации или используемых средств.
В зависимости от способа сравнения показателей качества различают дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки уровня качества.
1) Дифференциальный метод подразумевает сопоставление единичных показателей качества оцениваемой продукции с единичными базовыми показателями, установленными для данного вида продукции. При дифференциальном методе оценки уровня качества считают, что все показатели одинаково значимы в общей оценке качества продукции
2) Преимущество комплексной оценки — учет значимости отдельных свойств и получение одной итоговой оценки. Однако она не дает полного представления об отдельных свойствах продукции и не исключает возможности компенсации недостатка одного показателя избыточным другим. Поэтому комплексные оценки обычно не рекомендуют для контроля качества продукции. Эти оценки должны дополнять, а не заменять отдельные показатели качества продукции. Поэтому предпочтительнее использовать комбинированный метод оценки качества.
3) Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных показателей качества продукции. Его применяют, когда совокупность показателей велика и один комплексный показатель недостаточно полно характеризует все особенности продукции.
В зависимости от источника информации или используемых средств могут применяться следующие методы оценки показателей качества: измерительный, расчетный, регистрационный, органолептический, экспертный, социологический и смешанный.
Установление норм показателей и требований к ним осуществляется при стандартизации. Нормы и требования к важнейшим показателям качества регламентируются в действующих стандартах и (или) технических условиях.
Сравнение фактических показателей качества с базовыми осуществляется подбором такого базового образца, сравнение с которым обеспечивает конкурентоспособность продукции.
Оптимальными называются такие значения показателей качества продукции, при которых достигается: наибольший эффект от эксплуатации продукции при заданных затратах на ее создание и реализацию, заданный эффект при наименьших затратах, наибольшее отношение эффекта на эксплуатацию к затратам.
Понятие организации (предприятия), цель и задачи создания и функционирования.
Предприятие – это самостоят-ный хозяйствующ. субъект, созданный в соответствии с действующ. законодат-вом для пр-ва определ. вида продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения потребностей конкретн. потребит-лей.
Черты : 1) производств.-технич. единство (общность производства, капитала, технологии); 2) организацион. единство (единое руководство, план); 3) экономич. единство (общность матер., фин. и техн. ресурсов, экон. результатов работы).
Главн. цель П:каждое предприятие осуществляет опред. деят-ть д/удовлетворения обществ. потребностей и получения прибыли наиболее эффективным способом.
Др. цели П: 1) максимизация объема выпуска прод-ии, работ, услуг; 2) обеспечение конкурентосп-ти прод-ии на основе исп-я достижений НТП; 3) устойчивость и стабильность функционирования; 4) удержание позиций на рынке (завоевание новых рынков) и обеспечение выс. эффективности пр-ва; 5) достижение комплексности производства.
Задача указывает в общих чертах на направление реализации конкретной цели.
Виды: 1) разработка технико-технол., организац. и коммерч. политики, позволяющей учитывать конъюнктуру рынка и обеспечивать адаптивность к внешней экон. среде; 2) обоснование варианта реализации выбранной политики д/воздействия на рынок в нужном направлении; 3) макс. возможное удовлетворение спроса покупателей; 4) увеличение рынка сбыта; 5) создание условий д/аккумулирования достаточных ден. ср-в для самоокупаемости и самофин-я; 6) насыщение рынка высококач Т и У; 7) содействие повышению культ. уровня и мор. оздоровлению общ-ва; 8) создание условий д/реализации творч. потенциала своих сотрудников и др.