Информационное, консультационное и методическое обеспечение деятельности СПоК
Одной из главных предпосылок успешного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации являются меры по обеспечению доступа К(Ф)Х, ЛПХ, субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных потребительских кооперативов к рынку научных, образовательных, консультационных услуг и информации.
Поскольку потребительские кооперативы представляют собой единую систему с хозяйствами своих членов и другими сельхозпредприятиями, постольку и консультационное, и информационное обслуживание их работников и членов кооперативов целесообразно осуществлять из единых учебно-методических (или информационно-консультационных) центров. Создавать отдельные информационно-консультационные центры только для кооператоров нецелесообразно. Это правило следует распространить на все уровни построения информационно-консультационной системы.
В настоящее время Минсельхозом России формируется Единая система информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК), в рамках которой члены кооперативов и потенциальные кооператоры смогут получать своевременную и качественную информацию о государственной аграрной политике, условиях кредитования, налогообложения, субсидирования, объемах торговли, ценах и т.д.
Предполагается создание специализированных баз данных, издание и распространение учебной, справочно-информационной и методической литературы, проведение соответствующих научных исследований, организация специализированной выставочно-демонстрационной деятельности.
Реализация этих мероприятий позволит значительно повысить информированность сельского населения, в том числе по правовым вопросам, подготовить методологическую базу для развития целевой группы и постоянно повышать уровень квалификации ее участников, создать условия для постоянного обмена передовым опытом.
Для осуществления этой работы целесообразно создание информационно-консультационной службы развития кооперации как части (подразделения) единой системы ИКС АПК под эгидой Минсельхоза России и АККОР. Взаимоотношения между Минсельхозом России и АККОР, другими заинтересованными государственными органами могут строиться на основе специальных соглашений.
Предлагается двухуровневая модель информационно-консультационной службы развития кооперации, схематически представленная на рисунке 8. Звеном первого (высшего) уровня является федеральная служба при Минсельхозе России и АККОР. В нем может быть создан Федеральный учебно-методический центр по развитию малых форм хозяйствования в АПК и сельскохозяйственной потребительской кооперации, ответственный за содержание, методическое обеспечение и стратегию развития всей кооперативной системы.
Среди основных задач Центра:
- осуществление пилотных проектов по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации и обобщение их результатов;
- консультирование сотрудников Минсельхоза России и других федеральных министерств и ведомств по вопросам организации регулирования кооперативного движения при реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК»;
- обучение и консультирование работников региональных ИКС и региональных учебно-методических центров;
-проведение независимого мониторинга реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК».
Рис. 8 - Модель информационно-консультационной службы развития кооперации
На втором (нижнем) уровне находятся региональные службы и региональные учебно-методические центры, непосредственно реализующие программу образовательного, информационного и консультативного содействия в развитии кооперативного движения региона. Региональные службы могут существенно отличаться друг от друга по масштабам, формам и тематике своей работы. Эти отличия определяются уровнем развития кооперации, потребностями населения в кооперативных формах организации решения своих жизненных проблем, видами кооперативов, уровнем деятельности союзов кооперативов, спросом на определенные услуги со стороны кооперативов и населения, желающего создать кооперативы. Все звенья информационно-консультационной службы развития кооперации, включая пользователей, функционально связаны друг с другом, что обеспечивает их единство в достижении конечной цели. Желательным является создание опорных пунктов региональных служб в отдельных сельских административных районах.
Консультационная и организаторская работа должна быть направлена на создание новых кооперативов там, где это необходимо. расширение числа членов в уже существующих кооперативах, оказание помощи членам кооперативов более активно участвовать в процессе принятия решений и управлении делами кооперативов, оказание помощи членам и работникам кооперативов в создании хозяйственного механизма, основанного на кооперативных ценностях и принципах, адекватного современной экономической системе.
Роль региональной ИКС и регионального учебно-методического центра может выполняться различными организациями:
- государственными структурами;
- учебными и научными заведениями;
- специальными консалтинговыми службами, созданными на базе органов крестьянского самоуправления, в том числе на базе региональных и районных АККОР;
- самими кооперативами, в особенности, второго и последующего уровней.
Органы управления АПК субъекта Российской Федерации и региональная ассоциация АККОР должны решить вопрос о наиболее эффективной организационно-правовой форме ИКС (в настоящее время многие из них существуют в форме государственных унитарных предприятий или филиалов государственных учреждений) с учетом мероприятий, предусмотренных в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 г.» и Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. Можно рекомендовать создание ИКС и учебно-методических центров в форме единой консалтинговой коммерческой или некоммерческой организации (например, фонда), осуществляющей весь спектр услуг по консультированию как в области развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации, так и в сфере распространения рыночной информации, юридических и экономических консультаций и т.п.
Возможным вариантом является создание ИКС на базе региональных и районных АККОР (в настоящее время имеется опыт Ростовской, Саратовской, Новосибирской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Республики Адыгея). Преимущества такой службы заключаются в широкой клиентской базе, непосредственной связи с субъектами малых форм хозяйствования, дополнительных источниках финансирования за счет членских взносов и платных услуг АККОР.
Одним из главных условий информационно-консультационного и учебно-методического обеспечения кооперативного движения является развитие научных исследований по проблемам развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации в системе Российской академии сельскохозяйственных наук и Минсельхоза России, а также проведение научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров по данной тематике.
Подготовка кадров
Для успешного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации необходима постоянная подготовка и повышение квалификации фермеров, владельцев ЛПХ, сельских предпринимателей, специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельских кредитных и страховых кооперативов, микрофинансовых и информационно-консультационных организаций; кадров для организаций фермерского самоуправления и других некоммерческих организаций целевой группы; государственных и муниципальных служащих, ответственных за регулирование деятельности и поддержку К(Ф)Х, ЛПХ, малых предприятий, сельскохозяйственной кооперации.
В этих целях Минсельхоз России планирует:
- разработать учебно-методические материалы для сельскохозяйственных и кооперативных учебных заведений, а также для созданных федерального и региональных кооперативных учебно-методических центров;
- предусмотреть введение в сельскохозяйственных вузах и техникумах в качестве обязательной дисциплины курса по экономике и организации сельскохозяйственной кооперации;
- расширить подготовку сельскохозяйственных производителей, работников органов управления АПК и муниципальной власти и преподавателей по вопросам сельскохозяйственной потребительской кооперации через систему повышения квалификации при сельскохозяйственных учебных заведениях, университетах общего назначения и созданных учебно-методических центров.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с изменениями от 7 марта 1997 г., 18 февраля 1999 г., 21 марта 2002 г., 10 января, 11 июня 2003 г.).
2. Гражданкий кодекс РФ.
3. Налоговый кодекс РФ.
4. Вахитов К.И. Кооперация. Теория, история, практика: Избранные изречения, факты, материалы, комментарии. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 557 с.
5. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смолек С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2001. – 832 с.
6. Гамольский П. Особенности бухучета, отчетности и налогообложения в некоммерческих организациях / Бухгалтерское приложение. ‑ 1998. № 22. ‑ с. 11-17.
7. Гордеева А.В. Тезисы выступления на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. 25 октября 2006
8. Захаров И.В., Пахомов В.М., Рассказов А.Н. Создание и организация деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004.
9. Кузнецова Н.А. Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. – Саратов: СГСЭУ, 2006.
10. Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация: Учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. ‑ 304 с.
Приложение 1
ПРОТОКОЛ № 1
ОРГАНИЗАЦИОННОГО СОБРАНИЯ потенциальных членов СПоК
от «___» ___________ 20 __ г.
Присутствовало: ___________ владельцев ЛПХ, __________ глав К(Ф)Х, ____________ юридических лиц
Председатель собрания: _____________________________________________
(ФИО)
Секретарь собрания: ________________________________________________
(ФИО)
Президиум: ________________________________________________________
Утверждается повестка дня и порядок голосования (тайное, открытое, условия принятия результатов). Собрание открывает и председательствует председатель инициативной группы, избирается секретарь собрания.
Повестка дня:
Докладчик: председатель инициативной группы ___________________
1. О создании сельскохозяйственного потребительского кооператива
Докладчик: ___________________________________________________
2. Избрание организационного комитета Прием в члены кооператива.
За утверждение повестки дня и порядка голосования:
«за» ____ чел., ____ %;
«против» ____ чел., ____ %;
«воздержалось» ____ чел., ____ %.
Постановили: избрать счетную комиссию _______________________
Результаты голосования
Рассмотрели предложения председателя инициативной группы ____________________________ принять решение о создании СПоК.
В обсуждении предложения приняли участие: _____________________
Постановили:создать сельскохозяйственный потребительский кооператив (например сбытовой) _____________________________________.
(фирменное наименование)
Результаты голосования:
Постановили:выдвинуть в члены оргкомитета следующие кандидатуры
ФИО ________________ за ______ против ________
ФИО ________________ за ______ против ________
ФИО ________________ за ______ против ________
По большинству голосов в состав организационного комитета избраны следующие кандидатуры:
________________________
________________________
________________________
Председатель собрания ______________________
Секретарь _________________________________
Потенциальные члены СПоК:
___________________
___________________
___________________
Приложение 2
Предприятие _______________________________________________
Адрес: ______________
____________________
____________________
____________________
Подпись руководителя:
____________________
М.П.
БИЗНЕС-ПЛАН
СЕЛЬСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КООПЕРАТИВА
по ____________________________________________
на ________________________________ годы
Предприятие _______________________________________________
________________________________________________________________
Адрес _____________________________________________________
Телекс _____________, факс _____________, телефон _____________
Строго конфиденциально.
Просьба вернуть, если вас не заинтересовал проект,
Кому: _____________________________________________________
Краткое название проекта ____________________________________
________________________________________________________________
Полное название проекта _____________________________________
________________________________________________________________
Руководитель предприятия ___________________________________
Телефон: _____________
Проект подготовил __________________________________________
Телефон: _____________
Дата начала реализации проекта _______________________________
Продолжительность проекта __________________________________
Период времени от даты, на которую актуальны исходные данные, до даты начала проекта ____________________________________________
Дата составления ____________________________________________
РЕЗЮМЕ
1.1. Наименование бизнес-плана:
Бизнес-План «Организация работы сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива «Восток» на 2006-2008 годы».
1.2. Сведения об организации, представляющей проект:
- Полное наименование: сельскохозяйственный перерабатывающий снабженческо-сбытовой потребительский кооператив «Восток»;
- Организационно-правовая форма: сельскохозяйственный потребительский кооператив;
- Форма собственности: коллективная;
- Местонахождение: Пензенская область, Нижнеломовский район, с. Вирга;
- Предмет деятельности: переработка и сбыт животноводческой продукции;
- Учредители кооператива: ООО «Прохоров», ООО «Коопснаб», ЛПХ Прохоров А. И., ЛПХ Прохоров Л.Д., ЛПХ Жаднов К.А.
- Должность, фамилия, имя, отчество лица, представляющего проект: председатель кооператива «Восток» Прохоров Александр Иванович.
1.3. Цель бизнес-плана
Основной целью бизнес-плана является представить кредиторам план производственно-финансовой деятельности предприятия на 2006-2008 годы, а также ожидаемые финансовые результаты и основные индикаторы.
В рамках бизнес-плана решаются следующие задачи:
- планирование финансового результата деятельности предприятия на 2006-2008 годы;
- прогнозирование денежных потоков, определение предполагаемого дефицита денежных средств и источника их покрытия;
- расчет плановой себестоимости производимой предприятием продукции;
- фиксирование основных интегральных показателей, установление индикаторов для предприятия в 2006-2008 годах.