Сельскохозяйственных потребительских кооперативов

(СПоК)

ПЕНЗА 2006

УДК 334

ББК 65.321.8

М 54

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор В.Г. Савенко

доктор экономических наук, профессор И.С. Санду

Коллектив авторов:

И.В. Палаткин, В.Б. Моисеев, Г.М. Антонов, М.В. Антонова, Л.Н. Крапчина, О.К. Атюкова, Е.В. Бурлюкина, Д.Н. Левин, Ю.Ю. Частухина, О.Б. Зотова

Ответственный за выпуск – доктор экономических наук И.В. Палаткин

ISBN

Методические рекомендации по организации и практической деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) / под общей редакцией И.В. Палаткина, Л.Н. Крапчиной. ‑ Пенза, ‑ 2006. – 214 с.

Книга содержит рекомендации по организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК), по формированию их организационно-управленческой структуры. Раскрываются особенности деятельности СПоК, налоговой, учетной политики, требования Банка при их кредитовании, методика подготовки бизнес-плана перерабатывающего кооператива. Предлагаются проекты нормативно-правовых документов, необходимых для организации и осуществления деятельности СПоК, Бизнес-план, примерный Устав.

Книга предназначена для руководителей и специалистов СПоК, владельцев ЛПХ, глав К(Ф)Х потенциальных членов СПоК, а таких работников сельских, районных и областных органов управления АПК.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 5

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы: сущность, особенности, классификация.. 8

Понятие сельскохозяйственного потребительского кооператива и принципы его создания и функционирования. 8

Специфика сельскохозяйственного потребительского кооператива. 10

Классификация кооперативов. 12

Организация сельскохозяйственных потребительских кооперативов 14

Подготовительная работа и этапность ее проведения. 14

2.2 Разработка бизнес – плана (технико-экономического обоснования) деятельности СПоК 15

Разработка Устава СПоК.. 29

2.4. Подготовка общего организационного собрания кооператива, его проведение и оформление отношений с учредителями. 31

Государственная регистрация СПоК.. 32

Сельскохозяйственный потребительский кооператив и его члены 36

Состав учредителей и порядок вступления в СПоК.. 36

Прекращение членства. 47

Управление сельскохозяйственным потребительским кооперативом 50

Формирование структуры органов управления. 50

Полномочия органов управления. 53

Организационно-управленческая структура сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых и обслуживающих кооперативов.. 60

Сельскохозяйственные потребительские снабженческо-сбытовые кооперативы 60

Сельскохозяйственные потребительские обслуживающие кооперативы.. 70

Имущество сельскохозяйственного потребительского кооператива 82

Источники формирования имущества, виды фондов. 82

Распределение прибыли. 84

Учетная и налоговая политика в сельскохозяйственном потребительском кооперативе.. 86

Ведение документации и отчетности. 86

Особенности налогообложения. 86

Организация кредитования СПоК.. 91

Требования, предъявляемые к действующим и вновь создаваемым кооперативам 91

Базовые условия кредитования СПоК в ОАО «Россельхозбанк». 94

Осуществление залоговых операций. 100

Основные направления государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственной потребительской кооперации.. 108

Совершенствование законодательной базы.. 108

Финансово-кредитная поддержка. 109

Информационное, консультационное и методическое обеспечение деятельности СПоК 113

Подготовка кадров. 118

Список использованной литературы... 119

Приложение 1. 120

Приложение 2. 122

Приложение 3. 125

Приложение 4. 154

Приложение 5. 177

Приложение 6. 182

Приложение 7. 184

Приложение 8. 185

Приложение 9. 186

Приложение 10. 196

Приложение 11. 199

Приложение 12. 204

Приложение 13. 221

Приложение 14. 224

Приложение 15. 226

"Успех кооперации измеряется ростом

Доходов ее членов, а не прибылями

самого кооператива..."

А.В.Чаянов

Введение

Одним из приоритетных направлений развития аграрного сектора экономики в России является возрождение и устойчивое развитие системы сельскохозяйственной кооперации и, в частности, потребительской.

Россия - страна с традиционно сильными кооперативными традициями и кооперативным духом. В декабре 2006 года отмечается юбилей - 175 летие российской кооперации. Факт объединения в России крестьян и ремесленников имел место ещё в 17-18 в.в. Вместе с тем за точку отсчета взят 1831 год, когда декабристы создали в Забайкалье первое потребительское общество "Большую артель". Артель вела торговлю, организовывала общественное питание, заготовку продуктов, занималась огородничеством, закупкой, разведением и откормом скота.

Своего пика отечественная кооперация достигла в годы столыпинской реформы и в период НЭПа, тогда в кооперативы были объединены 70 процентов крестьянских хозяйств, а половина оптового и 2/3 розничного оборота находилось в руках кооперации. К 1917 году Россия вышла на первое место в мире по количеству кооперативов и численности их членов. Кооперативная сеть насчитывала 927 союзов и более 63 тыс. первичных объединений. Членами кооперативов, как правило, являлись главы семей, с учётом числа их членов кооперативными услугами на тот момент пользовалось 80 млн. населения страны[1].

Возрождение сельскохозяйственной кооперации в современной России связано с переходом к рыночным условиям хозяйствования и выходом в свет в 1995 году Федерального закона РФ «О сельскохозяйственной кооперации», а также реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Целью проекта является увеличение объема товарной продукции, повышение деловой активности, решение проблем занятости и доходов населения, сохранение сельской поселенческой сети и традиционной культуры народов России. Внимание государства к мелкотоварному сектору имеет серьезное основание, так как здесь производится более половины валовой продукции сельского хозяйства, и в этой хозяйственной деятельности участвует более 30 млн. граждан.

В условиях рыночной экономики крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства испытывают серьезные проблемы сбыта сельхозпродукции собственного производства. Представителю малого и микро агробизнеса трудно получать и анализировать о рыночной конъюнктуре. Слабо развиты любые виды инфраструктур, обеспечивающих устойчивое ведение хозяйственной деятельности. Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации позволит решить эти и другие насущные проблемы малого бизнеса на селе.

В условиях низкой технической оснащённости сельского хозяйства и не развитой производственной и социальной инфраструктуры села организация перечисленных кооперативов позволит сельским труженикам совместными усилиями обеспечить свои хозяйства необходимыми средствами производства, совместно перерабатывать и сбывать произведённую продукцию, не прибегая к услугам посреднических структур, тем самым повышая доходность своей производственной деятельности. Это доказывают как историческая практика России, так и зарубежный опыт.

Однако процесс кооперирования сельских товаропроизводителей проходит медленно и нелегко. Так на 1 января 2006 года по данным Росстата функционировало около 20 тысяч сельскохозяйственных производственных кооперативов и только 911 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (из которых 141 перерабатывающий, 161 снабженческо-сбытовых, 501 кредитный и 108 прочих). Причины этого имеют как социальный, так и экономический характер. Но следует отметить, что на современном этапе одним из важнейших направлений аграрной политики страны является создание первичных кооперативов и их всесторонняя поддержка со стороны государства и местных органов управления. Это способствует повышению интереса сельских товаропроизводителей к процессам кооперирования.

В этой связи актуальным становится решение проблемы методического обеспечения всех заинтересованных в создании СПоК и обеспечения свободного доступа к информации сельских жителей. Предлагаемые к рассмотрению методические рекомендации освещают основные правовые и экономические вопросы по организации СПоК, представляющие практический интерес как для руководителей и членов уже созданных кооперативов, так и для владельцев ЛПХ, глав К(Ф)Х, планирующих кооперирование по обслуживанию своих подворий, а также работников сельских, районных и областных органов управления АПК.

Наши рекомендации