Программа учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практики
студентов
Специальности 1-23 01 08 «Журналистика» (по направлениям)
Минск 2011
Программа прохождения всех видов практики и рекомендации по составлению отчетных документов о практике студентами специальности 1-23 01 08 «Журналистика» (далее – Программа практики) Частного учреждения образования «Институт парламентаризма и предпринимательства» (далее – Институт парламентаризма и предпринимательства, Институт) подготовлены в соответствии с Положением о порядке организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения практики студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утверждённым Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 03.06.2010 № 860, и определяет порядок организации, проведения и подведения итогов практики студентов частного учреждения образования «Институт парламентаризма и предпринимательства» (далее – Институт, вуз), а также Положением о практике студентов Института парламентаризма и предпринимательства, одобренным Научно-методическим советом 24.11.2010 (протокол №2).
Авторы-составители:
· Зразикова Валентина Алексеевна, заведующий кафедрой журналистики и филологии, кандидат филологических наук;
· Лебедева Марина Леонидовна, доцент кафедры журналистики и филологии, кандидат филологических наук.
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры журналистики и филологии Частного учреждения образования «Институт парламетаризма и предпринимательства». Протокол №______ от ____________2011 года.
Заведующий кафедрой журналистики и филологии _________________В.А.Зразикова «_____»_______________2011 г. |
Программа одобрена Научно-методическим Советом Частного учреждения образования «Институт парламетаризма и предпринимательства». Протокол №______ от ____________2011 года.
Председатель Научно-методического Совета Института
________________________________
«_____»_______________2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ………………………………………………………….
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ……………………………………
РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРАКТИКАНТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАКТИКАНТУ
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
III. ПРОГРАММА ПРАКТИКИ………………………………………
ПРОГРАММА УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ II КУРСА
ПРОГРАММА ПЕРВОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ III КУРСА
ПРОГРАММА ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ IV-V КУРСОВ
ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ V КУРСА
IV. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….
ПЛАН ОТЧЕТА О ПРАКТИКЕ
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК БАЗОВЫХ РЕДАКЦИЙ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК БАЗОВЫХ РЕДАКЦИЙ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
I. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ,
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Практическая деятельность студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.
На протяжении всего периода обучения на специальности «Журналистика» студенты Института парламентаризма и предпринимательства выполняют значительное количество практических заданий. Для полноценной подготовки журналистов, последовательного повышения их профессионального уровня крайне важно подкрепить индивидуальную творческую работу студентов социально ориентированной деятельностью.
Практика студентов специальности «Журналистика» является неотъемлемой составляющей подготовки профессионалов в сфере средств массовой информации и коммуникации. Она проводится в соответствии с «Положением о порядке организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения практики студентов высших учебных заведений Республики Беларусь» и представляет собой методологически обоснованную, целенаправленную и системную деятельность студентов по освоению избранной специальности. При этом акцент делается на практическом закреплении теоретических знаний и умений, в особенности в области фотожурналистики, приобретению и развитию профессиональных навыков, что соответствует целям и задачам учебного процесса, организованном Институтом парламентаризма и предпринимательства.
Практическая деятельность студентов в сфере отечественных средств массовой информации предопределяется учебным планом, составной частью которого и является учебно-ознакомительная, производственная и преддипломная практика. Структурированная таким образом практическая деятельность студентов Института парламентаризма и предпринимательства позволяет будущим журналистам на этапе получения высшего образования ознакомиться с принципами организации рабочего процесса в учреждениях СМИ и культуры, рекламных агентствах, фотолабораториях и т.д.
Каждая из видов практики имеет свои цели и задачи, а также отличается уровнем сложности заданий, базами проведения практики, формами отчетности и контроля. Заслуживает особого внимания тот факт, что все виды практик отличаются преемственностью содержания, степенью ответственности студента-журналиста за результаты своей профессиональной деятельности, уровнем творческой активности и самостоятельности студента-практиканта.
Предложенные данной программой разработки осуществлены с целью максимальной эффективности организации и планомерной подготовки всех видов практик, а также призваны помочь студенту-практиканту в выполнении творческих и производственных заданий, а руководителю от вуза – осуществлять методическую помощь и контроль над прохождением всех видов и этапов практики.
Цель учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практики заключается в формировании фактических навыков и умений в сфере журналистики на основе полученных теоретических знаний у студентов, обучающихся по специальности «Журналистика». Выпускники Института парламентаризма и предпринимательства должны быть подготовлены для работы в газетах, журналах, информационных агентствах, на телевидении и радио, в сетевых СМИ, информационно-рекламных службах, структурах PR (связи с общественностью). Студенты-журналисты должны быть способны осуществлять такие виды профессиональной деятельности, как журналистская авторская (создание собственных материалов для СМИ; журналистская организаторская (привлечение к сотрудничеству со СМИ общественности и разных слоев аудитории); журналистская редакторская (приведение предназначенных к публикации материалов в соответствие с требованиями, нормами, принятыми в СМИ); программирующая (участие в информационном маркетинге, в разработке и корректировке концепции органа информации, в планировании редакционной работы и анализе ее результатов); производственно-технологическая (подготовка текстов к печати, выходу в эфир, работа с ретранслируемой информацией, участие в процессе выхода издания, программы «в свет»).
Основная задача практики – повышение уровня качества профессиональной подготовки журналистов, закрепление полученных знаний по учебным дисциплинам, проверку умения студентов использовать знания в реальной деятельности редакций СМИ (печатных и сетевых периодических изданий, телевидения и радиовещания, информационных агентствах, в пресс-службах промышленных и других предприятий и организаций). Практическая деятельность студентов осуществляется согласно установленным срокам и программе прохождения практики. При этом практическую отрасль журналистики студенты Института начинают осваивать на базе факультета, выпуская учебные газеты, активно сотрудничая со средствами массовой информации и коммуникации в качестве фотокорреспондентов и авторов материалов.
В результате этого общие задачи практики могут быть сформулированы следующим образом:
· изучение организации и планирования работы различных типов СМИ;
· участие во всех этапах создания номера газеты либо теле-, радио- программ, выпусков информационных агентств и т.д.;
· практическое освоение различных жанров журналистики;
· закрепление теоретических знаний и претворение их в практические умения самостоятельного решения профессиональных задач.
Кроме того, в ходе учебно-ознакомительной и производственных практик студент-журналист должен овладеть следующими видами профессиональной деятельности и научиться решать соответствующие профессиональные задачи:
· поиск и анализ сведений о людях, фактах, проблемах, ситуациях для подготовки заявки на тему газетного, теле-, радио-, сетевого и фотоматериала;
· предварительное ознакомление с существующими сведениями на заданную тему и определение перспектив и хода разработки последней;
· организация работы на объекте: сбор и анализ информации, необходимой для подготовки печатного, теле-, радио- или иного материала, текстов для сетевых СМИ (непосредственное наблюдение событий, беседы с людьми, обращение к документам, Wеb и другим источникам информации с целью изучения фактов, ситуаций, проблем);
· составление фотокомпозиции материала; плана, сценарной разработки, подбор участников телевизионных проектов и радиопередач и т.д.;
· реализация профессионально-творческого замысла – непосредственное создание материала для газеты, телевидения, радио, сетевых СМИ в новостных, проблемно-аналитических и художественно-публицистических жанрах с использованием необходимых компонентов (иллюстративного, видео-, аудио- и другого материала), выразительных языковых средств.
В период практики отрабатываются и закрепляются навыки, приобретенные за учебный год.
Определены следующие виды учебной и производственной практик:
1. Учебно-ознакомительная практика (II курс, 3 семестр, 4 недели, сентябрь); цель – познакомить студентов с организацией работы средств массовой информации и коммуникации, сформировать практические умения, направленные на подготовку студентами-практикантами собственных фотоиллюстраций и журналистских публикаций.
2. Первая производственная практика (III курс, 5 семестр, 4 недели, сентябрь); цель – обеспечить освоение студентами принципов производства печатного издания, подготовки практикантами собственных фотоматериалов, статей, радио- и телевизионных сюжетов (в соответствии с местом прохождения практики) различной жанровой принадлежности;
3. Вторая производственная практика (IV курс, 7 семестр, 4 недели, сентябрь), цель – упрочить знания, умения и навыки студентов, полученные ими в ходе. В программу включается подготовка практикантами фоторепортажей различной жанровой принадлежности и публикаций той или иной проблемно-тематической направленности, а также апробация различных видов деятельности практикующего журналиста (по направлениям, обусловленным местом прохождения практики);
4. Третья производственная практика (V курс, 9 семестр, 4 недели; сентябрь), цель – актуализировать практические знания и умения студентов, а также развить навыки, сформированные в результате учебно-ознакомительной, первой и второй производственных практик. Программа практики включает в себя подготовку студентами фотоматериалов различных жанров, структуры, идейно-тематической направленности, а также проблемно-аналитических печатных статей, радио- и телевизионных сюжетов (в соответствии с избранной специализацией, обусловленной местом прохождения практики);
5. Преддипломная практика (V курс, 10 семестр, 4 недели, февраль), цель – обеспечить полноценную практическую работу студентов в средствах массовой информации и коммуникации. Программа практики подразумевает практическую актуализацию интеллектуального арсенала студентов выпускного курса.
Неотъемлемой частью производственной практики II – V курсов является выполнение студентом или группой студентов конкретного задания, связанного с деятельностью кафедры (подготовка и оформление стендов, буклетов; сбор материалов и обновление страницы кафедры на сайте Института парламентаризма и предпринимательства; подготовка и проведение мероприятий кафедры журналистики и филологии, непосредственно связанных с будущей профессией студентов; оформление архива кафедры, факультета, Института).
Прохождение учебно-ознакомительной практики предусмотрено в редакциях газет, журналов, заводского, ведомственного, городского, областного, районного теле- и радиовещания. Производственная практика проходит, как правило, в областных и республиканских аудиовизуальных СМИ.
Сроки и содержание практики определяются образовательным стандартом, учебными планами и программами. Все виды практики носят обязательный характер.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
С целью прохождения практики студенты закрепляются за редакциями печатных и аудиовизуальных СМИ Республики Беларусь, где они работают в качестве внештатных корреспондентов. Институт парламентаризма и предпринимательства формирует информационную базу данных о средствах массовой информации, постоянно обновляет сведения о редакциях и учреждениях, в которых студенты должны проходить практику.
Практика студентов организуется на основании договоров, заключаемых с организациями Республики Беларусь независимо от их формы собственности и подчиненности, соответствующими профилю подготовки специалистов (далее – организации).
Основанием для прохождения практики является приказ ректора Института. В вузе общее руководство практикой осуществляют руководители практики от Института по специальностям, тогда как непосредственное – руководитель практики от кафедры журналистики и филологии. Учебно-методическое руководство практикой осуществляют социально-экономический факультет и кафедра журналистики и филологии Института.
В вузе общее руководство практикой осуществляют руководители практики от Института по специальности, которые ежегодно определяются заведующими выпускающими кафедрами и назначаются приказом ректора. В соответствии с Положением о практике студентов Института парламентаризма и предпринимательства, одобренным Научно-методическим советом 24.11.2010 (протокол № 2) руководители практики от Института по специальности организуют проведение практики, ее документальное оформление и обеспечивают ежегодное, своевременное (за один месяц до начала практики) заключение договоров об организации практики студентов; подготовку проектов приказов о направлении студентов на практику согласно заключенным договорам с организациями и назначении непосредственного руководителя практики от кафедры журналистики и филологии. При необходимости обеспечивается проведение медицинского осмотра студентов, направляемых на практику. Руководитель отвечает за своевременное направление студентов на практику; осуществляет учебно-методическое руководство практикой, в том числе по вопросам охраны труда, а также контроль над выполнением программы практики. Преподаватели, руководящие практикой, ведут работу по совершенствованию процесса проведения практики; контроль над ходом практики, а также анализируют и обобщают ее результаты; ведут организационную работу по обеспечению расчетов с непосредственными руководителями практики от организаций и с иными работниками организаций за проведение лекций, консультаций, семинаров и экскурсий, предусмотренных программой практики; анализ ежегодных результатов выполнения программ практики по специальности и составляют справку о качестве проведения практики в прошедшем году, а также готовят предложения по совершенствованию её организации.
Кафедра журналистики и филологии информирует студентов о сроках практики; организует проведение курсовых собраний по организационно-методическим вопросам с участием руководителя практики по специальности «Журналистика»; организует проведение инструктажа студентов по охране труда; контролирует своевременность сдачи отчетной документации и дифференцированных зачетов студентами после окончания практики; анализирует отчет кафедры журналистики и филологии о результатах выполнения программ практики и вносит предложения Совету Института по совершенствованию процесса проведения практики студентов.
Место прохождения практики утверждается на заседании кафедры журналистики и филологии после рассмотрения заявления студента; при этом учитывается место жительства студента, обеспеченность его жильем.
Перед началом практики студентам выдаются индивидуальные направления (дневник практики и договор), адресованные главному редактору СМИ или руководителю организации. В направлении указывается фамилия, имя студента, специальность (специализация), а также место и сроки прохождения практики.
РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
Кафедра журналистики и филологии разрабатывает и утверждает программы практики, знакомит студентов с целями, задачами и программами практики; разрабатывает и, по мере необходимости, пересматривает и корректирует методические указания для студентов и руководителей практики от кафедры, а также формы отчетной документации. Кафедра выявляет и своевременно устраняет недостатки в ходе проведения практики, а при необходимости сообщает о них руководству вуза и организации; после окончания практики организует принятие дифференцированных зачетов у студентов; анализирует выполнение программ практики, обсуждает итоги и в течение недели после заседания кафедры представляют декану факультета отчеты о результатах проведения практики.
Руководитель практики откафедры журналистики и филологии отвечает за проведение всех организационных мероприятий: перед выездом студентов связывается с редакциями, выдает направления на практику, содействует закреплению студентов за опытными журналистами и др. Этот преподаватель курирует студента-практиканта, как правило, в течение всего периода обучения. Он определяет со студентами творческие подразделения для прохождения практики, контролирует закрепление руководителей из числа опытных журналистов. В его обязанности входит также обсуждение с каждым студентом хода выполнения программы практики, качества фотоматериалов, публикаций, сюжетов, вышедших в эфир, в подготовке которых принимал участие практикант.
Кроме того, руководитель практики от кафедры журналистики и филологии:
· осуществляет контроль над соблюдением сроков практики и ее содержанием;
· обеспечивает высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие ее учебному плану и программе;
· организует на базе практики совместно с руководителем предприятия консультации для студентов;
· при необходимости предоставляет студенту консультационные услуги по телефону или электронной почте;
· осуществляет контроль над обеспечением на базе практики нормальных условий труда студентам, за выполнением практикантами правил внутреннего трудового распорядка;
· на основании дневника практики студента, отзыва руководителя от предприятия, отчета студента и результатов защиты оценивает результаты прохождения практики.
Руководитель практики от редакции назначается из наиболее квалифицированных журналистов. Он знакомит студента с организацией и планированием работы творческих подразделений, дает рекомендации по составлению индивидуального плана, оказывает помощь в совершенствовании навыков сбора информации и методике подготовки материалов. По окончании практики руководитель от редакции выдает студенту творческую характеристику, в которой оценивает его деятельность, профессиональные качества, сообщает о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, а также рекомендует свою оценку.