Анализ ресурсов и способностей
Ресурсы фирмы
Можно выделить два уровня анализа ресурсов. Базовыми первичными объектами анализа являются отдельные ресурсы фирмы: элементы капитального оборудования, индивидуальные навыки работников, патенты, брэнды и т.д. Однако чтобы выяснить, как фирма создает конкурентные преимущества, необходимо изучить комбинации ресурсов, совместная "работа" которых порождает способности. Это второй уровень анализа. На рис. 1 показаны взаимосвязи между ресурсами, способностями и конкурентными преимуществами.
Составление инвентарного списка ресурсов фирмы может оказаться удивительно трудным делом. В бухгалтерских и управленческих системах большинства корпораций подобные документы отсутствуют. Балансовый отчет корпорации предоставляет неполную и искаженную картину активов фирмы. В качестве первого шага полезно разделить ресурсы на три основные категории: материальные, нематериальные и человеческие. Наиболее важные характеристики этих категорий ресурсов указаны в табл. 1.
БЛОК 1.
Интенсификация использования ресурсов в компании "Дисней"
Когда Майкл Изнер пришел в компанию "Уолт Дисней Продакшнз" (Walt Disney Productions), заняв пост президента, компания переживала четвертый год подряд снижения чистого дохода, и цены ее акций упали до уровня, привлекательного для "хищников". За период с 1984 по 1988 год выручка от продаж компании "Дисней" возросла с 1,66 до 3,75 млрд долл., чистый доход увеличился с 98 до 570 млн долл. и биржевая стоимость компании повысилась с 1,8 до 10,3 млрд долл. Между тем в первые три года работы Изнера в компании, сначала в качестве президента, а затем в качестве председателя, заметных изменений в стратегии не произошло. Все крупные стратегические мероприятия компании "Дисней" (создание развлекательного центра Epcot Center, тематического парка Tokyo Disneyland в Японии, киностудии Touchstone Films и телеканала Disney Channel, а также приобретение фирмы Arvida Corporation) были инициированы прежним руководством.
Что же произошло? Суть перемен заключалась в мобилизации значительной ресурсной базы компании "Дисней".
Принадлежащие компании "Дисней" 28 000 акров земли во Флориде были пущены в коммерческое использование. С помощью приобретенной в 1984 году компании Arvida Corporation, специализирующейся в освоении земель, компания "Дисней" начала строительство гостиниц, курортов и жилья на принадлежащих ей земельных участках во Флориде. Были организованы новые аттракционы в развлекательном центре Epcot Center и создан новый тематический парк "Путешествие в диснеевские фильмы" (Distiey-MGM Studio Tour). Произошла диверсификация компании "Дисней" в такие отрасли, как содержание курортов, проведение конференций и жилищное строительство.
Компания "Дисней" стала более интенсивно использовать свою огромную фильмотеку. Помимо обычной практики периодического выпуска на экраны диснеевской классики, компания организовала продажу видеокассет с диснеевскими фильмами розничным торговцам и продажу лицензий на показ пакетов фильмов телевизионным сетям. Доход от продажи одной такой лицензии европейской телевизионной сети составил 21 млн долл. Отдача от огромных инвестиций в тематические парки была увеличена благодаря интенсификации маркетинга и повышению входной платы. Воодушевленное успехом проекта Tokyo Disneyland, руководство компании "Дисней" продолжило копирование американских тематических парков за рубежом, приступив к проекту EuroDisneyland.
Наиболее амбициозной инициативой было возвращение компании "Дисней" в отрасль кинопроизводства. Оставаясь верным традиции производства высококачественных семейных фильмов (включая мультипликационные), Изнер начал широкомасштабную экспансию диснеевской товарной марки Touchstone ("Пробный камень"), учрежденной в 1983 году, с целью увеличения загрузки диснеевских киностудий и утверждения компании "Дисней" на рынках тинэйджеров и взрослых зрителей. Диснеевские киностудии очень быстро удвоили количество выпускаемых фильмов. Одновременно компания "Дисней" осуществляла агрессивную политику переманивания ведущих продюсеров, режиссеров, кинооператоров, актеров и сценаристов. В 1988 году фирма "Дисней" стала ведущей кинокомпанией США по кассовым сборам. Увеличению загрузки киностудий способствовало также расширение присутствия компании "Дисней" на телевидении благодаря содержанию собственного канала Disney Channel и продаже программ другим телесетям.
Материальные ресурсы
Материальные ресурсы наиболее легко идентифицируются и оцениваются, поскольку финансовые и физические активы перечислены и оценены в финансовых документах фирмы. Тем не менее балансовые отчеты известны своей предрасположенностью искажать стратегически важную информацию и недооценивать или переоценивать активы. Первоначальная стоимость активов очень немногое сообщает об их нынешней рыночной стоимости. Критическим вопросом во время "сражения" между фирмами "Виаком" (Viacom) и QVC за приобретение фирмы "Парамаунт Коммуникейшнз" (Paramount Communications) в 1994 году была оценка стоимости принадлежащей фирме "Парамаунт" фильмотеки, которая в балансовом отчете полагалась равной капитализированным производственным затратам с учетом амортизации.
Хотя изучение балансовых отчетов является необходимым первым этапом оценки стратегической ценности активов, более важное значение имеет идентификация и анализ факторов, определяющих содержащийся в ресурсах потенциал для создания конкурентных преимуществ. Информация о том, что сталелитейная компания "Бетлехем Стил" (Bethlehem Steel) обладает постоянными активами с балансовой стоимостью 480 млн долл., почти бесполезна для оценки стратегической ценности этих активов. Стратегическое значение имеют месторасположение заводов фирмы, производственные мощности и гибкость производства, позволяющая быстро приспосабливаться к изменениям величины и структуры спроса. Согласно экономической теории, ценность любого долговечного ресурса равна чистой текущей стоимости денежных потоков, которые этот ресурс могут генерировать. Для оценки этой величины знания первоначальной стоимости с учетом амортизации или продажной стоимости ресурса явно не достаточно.
Рис. 1 Взаимосвязи между ресурсами, способностями и конкурентными преимуществами
Стратегическая оценка материальных ресурсов направляет внимание менеджеров на следующие два ключевых вопроса:
1 Какие возможности существуют для более экономного использования финансов, товарноматериальных запасов и постоянных активов? Экономия может означать сокращение объемов используемых материальных ресурсов для поддержания нынешнего объема выпуска или увеличение объема выпуска при нынешних объемах используемых материальных ресурсов. Способность компаний "КонАгра" (ConAgra), "НейшнсБанк" (Nationsbank) и "Эмерсон Электрик" (Emerson Electric) создавать добавленную стоимость путем приобретения бизнесов зависит от способности их менеджеров серьезно сокращать активы, необходимые для функционирования приобретенных бизнесов.
2 Какие возможности существуют для более прибыльного использования имеющихся активов? Компания может увеличить отдачу от своих материальных ресурсов посредством более продуктивного их использования. Компания "Арко" (Агсо) существенно увеличила объем добычи и прибыльность своих морских нефтяных месторождений благодаря применению более совершенных методов разведки и управления добычей нефти. Компания "Федерал Экспресс" (Federal Express) увеличила производительность своей огромной сети распределения посредством переманивания менеджеров из других компаний, занятых распределительной деятельностью. Если актив оценивается более высоко другой фирмой, увеличение отдачи может быть достигнуто посредством его продажи. С 1990 года фирма "Шеврон" (Chevron) сократила количество принадлежащих ей нефтяных месторождений в США с 1800 до 300. Максимизация отдачи от малых удаленных месторождений потребовала продажи их независимым операторам, способным эксплуатировать их более эффективно.
Нематериальные ресурсы
В последнее время значение материальных ресурсов, составляющих постоянный и оборотный капитал, для создания фирмами добавленной стоимости и завоевания конкурентных преимуществ постепенно уменьшается, тогда как роль нематериальных ресурсов возрастает. Тем не менее нематериальные активы, как правило, не отражаются в финансовых документах компании. В балансовые отчеты европейских компаний могут быть включены такие статьи, как "условная стоимость при приобретении", капитализированные затраты на НИОКР и объекты интеллектуальной собственности (патенты, товарные знаки и брэнды). Однако принятые в США принципы бухгалтерского учета препятствуют включению нематериальных активов в балансовые отчеты компаний. Тем не менее в 1993 году стоимость брэндов фирм "Мальборо" (Marlboro), "Кока-Кола" (Coca-Cola) и "Интел" (Intel) была оценена в 39; 33,4 и 17,8 млн долл. соответственно. Отсутствие или недооценка нематериальных активов в балансовых отчетах компаний являются главной причиной растущих различий между балансовой стоимостью компаний и их биржевой или рыночной стоимостью (табл. 2). Среди компаний с наиболее высокими значениями отношения цены акции к балансовой стоимости в расчете на акцию доминируют высокотехнологичные компании (производители компьютеров, программного обеспечения и лекарств) и компании с очень сильными товарными марками (производители товаров широкого потребления краткосрочного пользования).
Наименования брэндов и товарные знаки относятся к репутационным активам.Их ценность заключена в доверии к ним потребителей. Материальным выражением такого рода ценности является надбавка к цене, которую готовы заплатить потребители за марочный продукт по сравнению с "безымянным" продуктом или продуктом с незнакомой товарной маркой. Прогнозируемый годовой доход от товарной марки равен произведению ожидаемой надбавки к цене на ожидаемый объем продаж. Стоимость товарной марки равна текущей стоимости прогнозируемых годовых доходов, рассчитываемой с учетом амортизации товарной марки. Стоимость брэндов фирмы может возрастать при расширении ассортимента продукции фирмы и географии ее рынков. Табачная фирма "Филип Моррис" (Philip Morris) накопила большой опыт интернационализации своих брэндов. Сила товарной марки позволяет фирме "Харлей-Дэвидсон" (Harley-Davidson) не только продавать свои мотоциклы по ценам на 40% выше, чем у конкурентов, но и получать доходы от предоставления прав на использование наименования своей товарной марки производителям одежды, кофе, прохладительных напитков и сигарет и владельцам ресторанов.
Репутация может быть связана как с товарной маркой, так и с самой фирмой. Например, известность британской фирмы розничной торговли "Маркс & Спенсер" (Marks & Spencer) как гаранта высокого качества товаров и обслуживания намного превосходит известность ее товарной марки St. Michael. В действительности репутационные активы не ограничены известностью среди потребителей. Среди наемных работников фирма "Маркс & Спенсер" пользуется репутацией честного работодателя, предоставляющего зарплату выше среднего уровня, дополнительные льготы и возможности для развития и служебного продвижения. Среди поставщиков фирма "Маркс и Спенсер" имеет репутацию надежного партнера, способного на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество. В отношениях с государством фирма "Маркс & Спенсер" имеет репутацию добропорядочного корпоративного гражданина.
Таблица 2Фирмы с наивысшим отношением цены акции к балансовой стоимости в расчете на акцию
КОМПАНИЯ ОТНОШЕНИЕ ОТРАСЛЬ
Northwest Airlines 43,6 Авиаперевозки
Glaxo Wellcome (Великобритания) 35,4 Лекарства
Avon Products (США) 35,0 Гигиенические средства
EMI Group (Великобритания) 33,6 Звукозапись
General Mills (США) 32,7 Продукты питания
TIM (Италия) 27,7 Телекоммуникации
Coca-Cola (США) 27,6 Напитки
Dampskibsselskabet (Дания) 26,5 Морские перевозки
Dell Computer (США) 24,2 Компьютеры
SAP (Германия) 22,2 Программное обеспечение
Peoplesoft (США) 22,0 Деловые услуги
Ciena (США) 21,6 Электрическое и электронное оборудование
Microsoft (США) 21,4 Программное обеспечение и обслуживание
компьютеров
SmithKline Beecham 21,1 Лекарства
Gucci Group (Голландия) 20,9 Потребительские товары
Sophus Berendsen (Дания) 19,7 Диверсифицированная компания
KVBN (Голландия) 19,1 Продукты питания
UST(CUJA) 18,6 Табачные изделия
Schering-Plough (США) 16,1 Лекарства
Cisco System (США) 15,6 Программное обеспечение и обслуживание компьютеров
Источник: "Business Week Global 1000", Business Week, July 7,1997
Важнейшими нематериальными ресурсами, помимо репутации, являются технологии. Главный вопрос при оценивании технологических ресурсов - вопрос прав собственности. Права собственности фирмы на некоторые из ее технологических ресурсов установлены официально и защищены законами о патентах, авторских правах и коммерческой тайне. Однако как только мы вступаем в обширную область знаний типа "ноу-хау", различия между знаниями, принадлежащими фирме и ее работникам, становятся неопределенными. Далее, поскольку экономическая отдача от технологий может быть оценена только по результатам их практического применения, то чем ближе технологические знания к фундаментальным научным знаниям, тем труднее оценить их стоимость. Нередки случаи, когда высшее руководство компании неправильно понимает и недооценивает имеющиеся технологические ресурсы. Растранжиривание фирмой "Ксерокс корпорейшн" (Xerox Corporation) открытий, совершенных ее исследовательской лабораторией в Пало Альто в области персональных компьютеров в 1980-е годы, стало легендарным. Напротив, большинство из устойчиво прибыльных компаний составляют те компании, которые проявляют наибольшую изобретательность в использовании и охране патентованных технологий. Примерами могут служить фирмы "Интел" (Intel), "Майкрософт" (Microsoft), "Моторола" (Motorola) и "Мерк" (Merck).
Человеческие ресурсы
С точки зрения ресурсного подхода человеческие ресурсы - это производительные услуги, которые люди оказывают фирме, используя свои знания, навыки и способности рассуждать и принимать решения. Экономисты называют их "человеческим капиталом", подчеркивая тот факт, что они долговечны и создаются посредством инвестиций в образование и обучение. Идентификация и оценка запаса человеческого капитала компании является трудной задачей. Человеческие ресурсы оцениваются при приеме на работу, когда в качестве показателей производительного потенциала используются квалификационные свидетельства и опыт, и во время работы, для чего обычно используются ежегодные аттестации. Неудовлетворительность квалификационных свидетельств, персональных рекомендаций и традиционных аттестаций как средств оценки производительного потенциала индивидуума становится все более очевидной. Существующие аттестационные методы не обеспечивают надлежащий учет того обстоятельства, что большинство работников трудятся в командах. Это означает, во-первых, что критически важное значение имеют навыки сотрудничества с коллегами и, во-вторых, что индивидуальный вклад работника невозможно объективно оценить или измерить. В результате фирмы, оценивая потенциал или текущую деятельность работника, вынуждены полагаться на субъективные впечатления и суждения. (Насколько энергичной выглядит м-с Джонс? Насколько "профессионально" она работает? Вписывается ли она в команду?)
В последнее десятилетие получили распространение более систематические и тщательные методы оценки человеческих ресурсов. Многие компании создали специальные аттестационные центры для всесторонней количественной оценки навыков и индивидуальных качеств работников. Можно отметить метод моделирования компетентности,который заключается в идентификации профиля компетентности, т.е. сочетания навыков, знаний, личностных качеств и ценностей, ассоциируемых с превосходным выполнением рассматриваемой категории работ, и последующей оценке соответствия индивидуальных качеств каждого работника этому профилю. Результаты подобной оценки компетентности могут быть использованы для идентификации потребностей в обучении, отбора для найма или служебного продвижения и определения размера вознаграждения. Этот метод был предложен Дэвидом МакЛеландом из Гарвардского университета и затем развит исследователями из фирм "МакБер" (МсВег & Company) и "Хей Груп" (Hay Group). Среди ведущих адептов моделирования компетентности - дипломатические службы и службы военно-морского флота США, а также компании "Истман Кодак" (Eastman Kodak) и "Вестингхауз" (Westinghouse). Существенная особенность моделирования компетентности заключается в акцентировании внимания не только на технических и профессиональных способностях, но и на психологических и социальных характеристиках, столь важных для мобилизации технических и профессиональных способностей индивидуума с целью достижения высокой производительности. Например, в корпорации "Амоко корпорейшн" (Amoco Corporation) оценка компетентности работников верхнего эшелона сконцентрирована на следующих четырех областях:
• достижениецелей, т.е. стремление к совершенствованию, готовность принимать риски (или инициативность), ответственность за порученное дело;
• решение проблем,т.е. сбор и оценка информации, вынесение суждений, систематизированный поиск оптимальных решений;
• взаимодействие с другими людьми,т.е. организационная изобретательность, эффективное общение, доверие;
• командная работа,т.е. достижение консенсуса, наставничество, забота о развитии коллег и подчиненных.
Способности работников соизмерять усилия и интегрировать разнородные навыки зависят нетолько от навыков межличностного общения, но и от организационного контекста, который влияет на уровень сотрудничества внутри организации и определяется еще одним нематериальным ресурсом - культурой организации. Как известно, определения термина "организационная культура" весьма многообразны. Обычно она связывается с существующими в организации ценностями, традициями, социальными нормами. Основываясь на наблюдениях Питерса и Уотермана, согласно которым "фирмы с устойчиво превосходными финансовыми показателями обычно характеризуются наличием системы влиятельных управленческих ценностей, определяющих способы ведения бизнеса", Джей Барни определил организационную культуру как важный стратегический ресурс фирмы, обладающий очень большой потенциальной ценностью.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ
Немногие ресурсы являются продуктивными. Нейрохирург почти бесполезен без рентгенолога, анестезиолога и сложного хирургического и прочего оборудования. Продуктивная деятельность обычно требует тесного взаимодействия "команды" ресурсов. Мы используем термин "способности организации"для обозначения способности осуществлять тот или иной вид продуктивной деятельности. Точно так же как индивидуум может обладать способностью играть на скрипке, кататься на коньках или говорить на мандаринском наречии китайского языка, организация может обладать способностью изготовлять мобильные телефоны, распределять их в прибалтийских странах и страховаться от потерь при обмене вырученной валюты. В англоязычной литературе термины "способность" (capability) и "компетентность" (competence) используются как синонимы. Разные авторы сопровождают эти термины различными эпитетами. Так, например, Селзник использовал термин "отличительная компетентность"для обозначения тех способностей организации, в которых она превосходит конкурентов. Игорь Ансофф использовал тот же термин в книге, посвященной стратегиям корпоративного роста. Хамел и Прахалад ввели термин "ключевые компетентности"для обозначения способностей, имеющих фундаментальное значение для деятельности фирмы и ее стратегии. Согласно Хамелу и Прахаладу, ключевые компетентности -те, которые:
1 вносят непропорционально большой вклад в конечную потребительскую ценность продукции или
в эффективность производства и
2 создают основу для вторжения на новые рынки.
Ценность терминов "отличительные компетентности" и "основные способности" заключается в том, что они фокусируют внимание на конкурентных преимуществах. Нас интересуют способности фирмы не сами по себе, а в сравнении с аналогичными способностями конкурентов. Многие компании способны производить персональные компьютеры, но способны ли они производить их при столь же низких затратах, обеспечивать столь же высокое качество и продавать их столь же быстро, как фирма "Делл Компьютер" (Dell Computer)? Для создания конкурентных преимуществ фирма должна выяснить, что она может делать лучше, чем конкуренты.
Прахалад и Хамел критикуют компании США за их увлечение управлением продуктами в ущерб управлению компетентностями. Авторы сравнивают стратегии фирм "Сони" (Sony) и RCA в отрасли бытовой электроники. Обе фирмы потерпели неудачи на рынке домашнего видео. Фирма RCA предложила свой формат видеозаписи на диски, фирма "Сони" - формат видеозаписи на ленты "Бетамакс" (Betamax). Для фирмы RCA провал первого продукта означал закрытие венчурного предприятия и последующий уход из нескольких сегментов рынка бытовой электроники. В конце концов фирма RCA была приобретена фирмой "Дженерал Электрик" (General Electric), которая продала подразделение бытовой электроники французской фирме "Томсон" (Thomson). Несмотря на неудачу формата "Бетамакс", фирма "Сони" продолжала развивать свои способности в области видеотехники. Фирма освоила формат VHS и выпустила серию чрезвычайно успешных видеокамер.
Примером фокусирования внимания на способностях, а не на продуктах также может служить развитие фирмы "Кэнон" (Canon). Технологические способности фирмы "Кэнон" связаны с областями микроэлектроники, точной оптики и механики. На рис. 2 показано, что все эти три вида способностей используются при производстве почти всех продуктов фирмы.
Рис. 2 Фирма "Кэнон": продукция как результат технических способностей
Идентификация способностей: функции и виды деятельности
Прежде чем мы сможем идентифицировать основные способности или отличительные компетентности фирмы, мы должны определить все способности, которыми она обладает. Для изучения способностей необходима какая-то их классификация. Существует два широко используемых подхода к этой проблеме:
1 Функциональная классификация идентифицирует способности, связанные с каждой из ключевых функций фирмы. В табл. 3 перечислены ключевые функции фирмы и указаны организационные способности, связанные с каждой из них.
2 Цепочка ценностей представляет собой последовательность продуктивных действий фирмы. На рис. 3 показана типичная цепочка ценностей промышленной фирмы, построенная на основе предложенной фирмой "МакКинси" (McKinsey and Company) концепции "деловой системы".
Таблица 3 Функциональная классификация организационных способностей
Рис. 3 Простая цепочка ценностей или "деловая система", предложенная фирмой "МакКинси"
Рис. 4 Цепочка ценностей, согласно Портеру
Майкл Портер предложил более сложную классификацию действий фирмы, выделив основные виды деятельности (преобразование входных ресурсов в конечную продукцию и непосредственное взаимодействие с потребителями) и вспомогательные виды деятельности. Модель Портера проиллюстрирована на рис. 4. Цепочка ценностей позволяет детально проанализировать разнообразные способности фирмы, что особенно ценно для принятия решений о перепоручении работ внешним подрядчикам. Если ключевые компетентности фирмы "Эппл Компьютер" (Apple Computer) связаны с проектированием компьютеров и созданием программного обеспечения, то не следует ли ей перепоручить подрядчикам такие функции, как логистика, производство и послепродажное обслуживание?
Архитектура организационных способностей
Как отмечалось ранее, способности сформированы из совместно работающих ресурсов. Представляется очевидным, что некоторые способности требуют объединения в большей степени специализированных способностей. Следовательно, способности организованы иерархически. Способности низких уровней узкоспециализированны и связаны с частными задачами, тогда как способности высших уровней объединяют в большей степени специализированные способности. Рассмотрим два примера:
• Способность больницы лечить болезни сердца обеспечивается интеграцией способностей, связанных с диагностированием пациентов, кардиохирургией, предоперационным и послеоперационным уходом, а также способностей, связанных с множеством административных и прочих вспомогательных функций.
• Способность фирмы "Тойота" (Toyota) производить автомобили при низких затратах является в высшей степени сложной способностью, требующей интеграции множества в большей степени специализированных способностей, связанных с литейным производством, изготовлением деталей и узлов, конвейерной сборкой, процедурами контроля качества, системами для управления инновациями и непрерывного совершенствования и механизмами, обеспечивающими "поставку точно в срок" комплектующих, поступающих от внешних и внутренних поставщиков.
Специализированные способности фирмы, связанные с конкретными задачами, объединяются в более сложные функциональные способности: маркетинговые, производственные, способности в НИОКР и т.д. К высшему уровню относятся способности, требующие интеграции широкого спектра функциональных способностей. Способность к инновациям требует интеграции способностей в НИОКР, маркетинге, производстве, управлении финансами и стратегическом планировании. На рис. 5 представлена структура способностей гипотетической фирмы, производящей телекоммуникационное оборудование.
Важно отметить, что, хотя способности высших уровней представляют собой объединение способностей низших уровней, способности не могут быть интегрированы непосредственно. Интеграция способностей возможна только посредством интеграции знаний индивидуумов. Именно поэтому способности высших уровней столь трудно создать и использовать. Создание нового продукта требует интеграции широкого спектра специализированных знаний и навыков, тогда как ни один из участников проекта, количество которых ограничено, не обладает всеми указанными знаниями и навыками. Широко используемым методом решения данной проблемы является создание межфункциональных проектных команд. Это может показаться простым делом, но результаты исследований инноваций свидетельствуют о том, что успех в решающей степени зависит от способности команды добывать и интегрировать разнообразные специализированные знания, которые должны быть "вложены" в новый продукт. Крупным достижением японских промышленных корпораций является создание сложных координационных механизмов, обеспечивающих интеграцию широкого спектра специализированных знаний и значительное сокращение сроков разработки новых продуктов. Такие компании, как "Тойота", "Сони", "Мацушита" (Matsushita) и "Кэнон", служат образцами для американских и европейских фирм, стремящихся ускорить разработку новых продуктов. Своим возрождением автомобильная фирма "Крайслер" (Chrysler) в значительной степени обязана копированию процессов разработки новых продуктов, используемых фирмой "Хон-. да" (Honda).
Рис. 5 Иерархия способностей фирмы, производящей телекоммуникационное оборудование