Анализ использования трудовых ресурсов. Анализ обеспеченности предприятий основными производственными фондами

Анализ обеспеченности предприятий основными производственными фондами

Показатели обеспеченности предприятий основными производственными фондами:

Фондовооруженность (Фв) определяется делением среднегодовой стоимости основных средств (ОФ) на среднесписочную численность работников основной деятельности (Р) и является одним из важнейших показателей, характеризующих технический прогресс.

Фв = ОФ/Р

Фондообеспеченность представляет собой отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения к площади сельскохозяйственных угодий.

Фоб = ОФ/ПЛ*100 га.

Для оценки уровня обеспеченности необходимо показатели ФО и ФВ сравнить в динамике по анализируемому предприятию с передовыми предприятиями, со средне районными данными.

Наиболее точная оценка обеспеченности хозяйства отдельными видами техники та, при которой их фактическое наличие сравнивается с потребностью в технике в период макс. производственной необходимости для выполнения работ в лучшие агротехнические сроки.

100га пашни = 90 лошадиных сил

При анализе обеспеченности животными берется факт. кол-во животных сравн. с факт. наличием скотомест.

Энергетические ресурсы: двигатели, электроустановки и электродвигатели, рабочий скот, прочие механические двигатели. Мощность измеряется в лошадиных силах.

Энергообеспеченность = ЭОБ= (∑ЭЛ.С./∑Sсх угодий)*100га

Энерговооруженность = ЭВ=∑ ЭЛ.С./кол-во раб-ов

На следующем этапе анализируется состав и структура осн. произв. фондов. Четыре группы осн. ср-в:

I. здания, сооружения и передаточн. устройства

II. машины и механизмы

III. рабочий и продуктивный скот

IV. многолетние насаждения

Эти группы наиболее полно показывают вещественный состав осн. ср-в.

Оптимальная структура осн. ср-в: I=35% II=42-49% III=12-15% IV=1-14%

Показатели состояния осн. ср-в:

К-т прироста =

=(ОСПОСТУП-ОСВЫБ)/ОСНАЧ

К-т износа = ∑Износа ОПФ/∑ОПФ

К-т годности =

=(∑ОПФ-∑ИзносаОПФ)/∑ОПФ

Показатели движения осн. ср-в:

К-т обновления =

=∑ОПФПОСТУП/∑ОПФКОН

К-т выбытия = ∑ОПФВЫБЫВШ/∑ОПФНАЧ

Резервы роста производительности труда

Основные резервы роста производительности труда:

- увеличение объема пр-ва продукции

- сокращение затрат труда на пр-во продукции за счет повышения уровня механизации, совершенствования орг-ии и повышения уровня интенсификации труда

Расчет резерва роста производительности труда (Р↑ПТ)

Р↑ПТ = (ВПФАКТ+Р↑ВП)/(ЗТФАКТ +

+ЗТДОП - Р↓ЗТ)-(ВПФАКТ/ЗТФАКТ)

где: ВПФАКТ – валовая продукция фактическая

Р↑ВП – резерв увеличения валовой продукции

ЗТФАКТ – затраты труда фактические

ЗТДОП – дополнительные затраты труда на освоение

Р↓ЗТ – резерв снижения затрат труда

Анализ использования трудовых ресурсов

По каждому работнику определяют фонд рабочего времени (ФРВ)

ФРВ = кол-во раб-ов*кол-во дней*

*прод-ть раб.дня

Выделяют два вида потерь:

1. целодневные простои раб. времени (ЦПРВ)

ЦПРВ = (ДФАКТПЛ)*кол-во раб-овОТЧ.Г *

*прод-ть раб. дня ПЛ

Д - отработано за год одним работником дней

2. внутрисменные потери раб. времени (ВСП)

ВСП = (ПФАКТПЛ)* кол-во раб-овФАКТ *

*кол-во днейФАКТ

П – средняя продолжительность рабочего дня

4. Анализ интенсификации с/х п/п. Для с/х характерным является интенсивный путь развития производства. Интенсификация осуществляется при внедрении в производство усовершенствованных машин и орудий труда, правильным, на научной основе внесением органических и минеральных удобрений, повышении культуры земледелия и животноводства, повышении уровня механизации производственных процессов, углублении специализации производства и т.д. Интенсификация сельскохозяйственного производства -это сложное экономическое явление, в котором тесно переплетаются многие производственно-технические и экономические элементы. Поэтому обобщающую характеристику степени интенсификации производства при анализе дает целая система экономических показателей, раскрывающих уровень вложений в единицу площади земельных ресурсов. А именно. 1) показатели, характеризующие уровень интенсификации (сумма основных и оборотных средств на 100 га сельхозугодий, сумма затрат на 100 га сельхозугодий, расход удобрений на 1 га, энергообеспеченность, обеспеченность хозяйства тракторами, численность поголовья скота на 100 га сельхозугодий, сумма инвестиций в мелиорацию и др.);2) показатели, характеризующие результаты интенсификации (валовой доход, товарная продукция на 100 га сельхозугодий, чистый доход на 100 га сельхозугодий, урожайность культур, продуктивность животных); 3) показатели, характеризующие эффективность интенсификации на основе сравнения дополнительных вложений с их результатами (объем производства и реализации продукции на рубль совокупных вложений, рентабельность продукции, производительность труда, фондоотдача, окупаемость удобрений, кормов и т.д.). В процессе анализа изучается уровень данных показателей, их динамика, проводятся межхозяйственные сопоставления, оценивается достигнутый уровень интенсификации и эффективности производства в исследуемом хозяйстве и выявляются резервы его повышения. Представленная система обобщающих и частных показателей достаточно полно характеризует достигнутый уровень интенсификации сельскохозяйственного производства. Экономический анализ показателей в динамике за ряд лет позволяет определить основные направления и тенденции в интенсификации производства. Сопоставление показателей достигнутого уровня интенсивности с аналогичными показателями передовых хозяйств, со средними данными по совокупности предприятий, с нормативными материалами научных учреждений дает возможность оценить достигнутый уровень интенсивности сельскохозяйственного производства исследуемого объекта. Для анализа экономической эффективности интенсификации сельского хозяйства используются следующие экономические показатели: Произведено валовой с/х продукции (в сопос- тавимых ценах) в расчете:1. на 100 га с/х угодий, тыс.руб.; 2. на 100 руб. среднегодовых основных производственных фондов с/х назначения, руб.; 3. на 100 руб. производственных затрат в с/х отраслях, руб.; 4. на 100 руб. совокупных затрат, руб.;5. на 1 чел.-ч затрат труда в с/х отраслях, руб.6. Получено прибыли от реализации с/х продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий, руб. Основным критерием эффективности интенсификации с/х производства является опережающий рост выхода продукции с гектара земли по сравнению с размерами вложенных затрат. Экономическую отдачу интенсификации определяют путем сопоставления показателей уровня интенсификации производства со стоимостью валовой продукции, полученной в результате дополнительных затрат, с валовым и чистым доходом, прибылью.

5. АНАЛИЗ РАЗМЕРОВ С/х П/п Рациональные размеры сельскохозяйственных предприятий и их производственных подразделений, установленные для данной зоны и соответствующего производственного направления, способствуют рос- ту экономической эффективности производства. В таких хозяйствах, как правило, лучше используется земля и основные фонды, выше про- изводительность труда и эффективность производства. При оценке размеров сельскохозяйственных предприятий и их анализе используется следующая система экономических показателей, основными из которых являются:1. Стоимость валовой сельскохозяйственной продукции в сопос- тавимых ценах, тыс.руб.2. Стоимость среднегодовых основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения, тыс.руб. 3. Численность среднегодовых работников в сельскохозяйствен- ном производстве, чел. 4. Площадь сельскохозяйственных угодий, га. 5. в том числе пашни.6. Среднегодовое поголовье животных, гол: 7. крупного рогатого скота - всего 8. в том числе коров 9. свиней - всего 10. в том числе основных свиноматок 11. овец - всего 12. в том числе основное стадо 13. птица - всего 14. в том числе взрослая. В результате экономического анализа размеров предприятий фактические размеры производства сравнивают с размерами, установ- ленными планом организационно-хозяйственного устройства предприя- тий, рекомендациями научных учреждений, или с размерами произ- водственных единиц передовых хозяйств. Анализ размеров и организационной структуры предприятий поз- воляет установить тенденции в изменении показателей размеров про- изводства, определить возможные факторы, оказывающие влияние на их изменение по годам, сравнивая при этом с показателями однотип- ных хозяйств и показателями оптимальных размеров предприятий. Кроме того, при анализе размеров производства и организаци- онной структуры хозяйства определяется количество и размеры внут- рихозяйственных подразделений, их специализация; рассматривается размещение производственных подразделений и дается оценка распо- ложению производства на территории сельскохозяйственного предпри- ятия. Анализ организационной структуры хозяйства должен включать также определение структуры, размеров, состава вспомогательных и обслуживающих подразделений, их связей с подразделениями основно- го производства. На основе анализа организационной структуры определяется, насколько целесообразна сложившаяся форма разделения и кооперации труда в предприятии, и в соответствии с этим намечаются основные пути упрощения организационного устройства, которые в основном сводятся к следующему: во-первых, к сокращению числа первичных производственных подразделений (бригад, ферм) путем оптимизации их размеров; во-вторых, к углублению специализации производства внутрихо- зяйственных подразделений на производстве ограниченного вида про-дукции или вида услуг; в-третьих, к укреплению отделений, производственных участков и их специализации с учетом природно-экономических условий; в-четвертых, к определению размеров, количества и структуры вспомогательных и обслуживающих подразделений. При этом выполне- ние целого ряда работ и услуг централизуется и осуществляется их концентрация и специализация. Из лекции при анализе размеров нужно учитывать: основные( стоимость ВП,ТП, сумму ВД), дополнительные(Sс/х угодий, численность животных, стоимость фондов основ. И обор., числен. Работников, мощность предприятия)

6. Жизненный цикл товаровТовар - продукт труда или услуга, произведенные для продажи. С точки зрения маркетинга, это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность. Жизненный цикл товара- это продолжительность жизни товара на рынке. В общем случае он состоит из четырех стадий, различающихся по объемом продаж и доходам.Основные стадии жизненного цикла товара: Внедрение на рынок. Рост. Зрелость. Спад. На первой стадии - стадии внедрения, производитель стимулирует спрос, то есть проводит рекламную кампанию, осуществляет продвижение товара, различные исследования. Эта стадия характеризуется большими затратами и низкими прибылями. На стадии роста происходит резкое увеличение объема продаж и прибыли. Стабилизируются цены, сокращаются издержки на единицу продукции, следовательно, возрастают доходы на вложенный капитал. Но одновременно с этим происходит увеличение числа конкурентов, и производитель вынужден вкладывать дополнительные средства в продвижение товара для конкурентной борьбы. Стадия зрелости характеризуется достижением стабильного объема продаж. Это самая длительная стадия жизненного цикла товара. Повышения объема продаж на этой стадии можно добиться путем усовершенствования товаров, повышения их привлекательности, снижением цен. На стадии спада происходит постепенное уменьшение объемов продаж и прибыли по причинам изменения вкусов потребителя или совершенствования технологий и др. На этой стадии производитель должен принять решение продолжать или прекратить производство.

7. Анализ стратегических альтернативКонкретные альтернативы, которые может рассматривать каждая конкретная организация, многочисленны и не могут быть описаны в общем виде. Но их можно классифицировать и выделить некоторые однородные группы. Рассмотрим три основных типа альтернатив: ограниченный рост, активный рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий. Ограниченный рост. Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого уровня с учетом небольшого прироста, необходимого для поддержания положения компании на её рынках. Стратегия ограниченного роста применяется в зрелых отраслях со статичной технологией, для организаций, которые, в основном, удовлетворены своим положением. Организации выбирают эту альтернативу потому, что это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия. Люди часто предпочитают не рисковать, действовать привычными методами и исходят из того соображения, что если фирма была прибыльной в прошлом, придерживаясь стратегии ограниченного роста, то, скорее всего, имеет смысл следовать этой стратегии и впредь. Активный рост. Стратегия активного роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Стратегия активного роста является второй наиболее часто выбираемой альтернативой. Их применяют в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями, в отраслях с быстрорастущим рынком, но могут применять и компании, использующие некоторое конкурентное преимущество (например, ценовое) для интенсивного вытеснения конкурентов со стабильного или стагнирующего рынка и увеличения за их счет собственного присутствия на рынке. Активный рост может быть внутренним или внешним. Внутренний рост может происходить путем расширения ассортимента товаров и объема продаж в результате интенсивного саморазвития.Внешний может происходить в форме вертикального роста за счет вертикальной интеграции в процессе приобретения других компаний, оперирующих в смежных отраслях. Сокращение. Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители и которую часто называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. Уровень целей в этом случае устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Фактически для многих фирм сокращение может означать здравый путь рационализации и переориентации операций. В рамках альтернативы сокращения можно выделить несколько вариантов. Ликвидация – предполагает полную распродажу активов и запасов и планомерный вывод капитала из неперспективного бизнеса с тем, чтобы сохранить его в максимальной мере. Использование целенаправленной стратегии ликвидации может оказаться для компании меньшим злом, чем лишенная перспектив борьба за выживание, которая грозит завершиться банкротством. Отсечение лишнего предполагает ликвидацию отдельных подразделений и направлений деятельности с тем, чтобы высвободить ресурсы для поддержания перспективных направлений и оплаты накопившихся долгов. Разумеется, применение этого варианта стратегии предполагает, что компания достаточно велика и осуществляет разнообразную деятельность. Сокращение и переориентация предполагает замораживание некоторых видов деятельности в условиях низкой конъюнктуры на соответствующих рынках. Компании применяют эту стратегическую альтернативу в случае, когда они считают целесообразным сохранить производственные мощности с тем, чтобы вновь развернуть деятельность при изменении к лучшему ситуации на рынке. Крупные многопрофильные компании часто используют одновременно некоторую комбинацию описанных вариантов стратегического поведения или прибегают к стратегии сочетания. Стратегия сочетания представляет собой объединение любых из рассмотренных выше стратегий – ограниченного роста, активною роста и сокращения.

8. Содержание пояснительной записки.Пояснительная записка - это один из основополагающих документов в бухгалтерской отчетности, пункт 5 ПБУ 4/99 (Бухгалтерская отчетность организаций), устанавливает нормы по описания института Пояснительной записки. ПБУ устанавливают, что подобные записки являются полноценным видом бухгалтерской отчетности. Существуют традиционные сроки сдачи подобных пояснительных записок, как правило это завершение отчетного года, но законодательство допускает их представление и в другие сроки, например, по окончанию квартала или полугодия. Во всяких случаях пояснительная записка должна быть составлена по требованию либо учредителей компании, либо контролирующих органов в силу имеющихся у них по закону полномочий. Пояснительная записка сдается всеми предприятиями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, такие требования не относятся к общественным объединениям и бюджетным организациям. Эти положениями установлены Законом "О бухгалтерском учете", а если предприятия ведут упрощенную систему налогообложения, такую записку они могут не представлять в надлежащий период. После ее составления, записка подписывается руководителем и главным бухгалтером. Ее несвоевременная сдача свидетельствует о неполной бухгалтерской отчетности. В обязательном порядке в Пояснительной записке должны быть пояснения по основным статьям бухгалтерского баланса. Причем такие пояснения должны раскрывать существенные моменты основных показателей бухгалтерского баланса и показателей убытков и прибыли предприятия. Все ПБУ, в разделах "Раскрытие информации в отчетности" определяют тот объем сведений, который должен быть представлен в пояснительной записке, равно как и статья 13 Закона "О бухгалтерском учете", а его общий объем выявляется из формы или эффективности деятельности того или иного предприятия. Раздел 4 всех ПБУ указывает какой должна быть последовательность раскрытия этой информации. Обязательно, если отсутствует расшифровка в формах, ее надлежит изложить в такой Пояснительной записке. Общая форма, предъявляемая к структуре такой записки, не утверждена на законодательном уровне. Достаточно соблюсти требования, предъявляемые к содержанию Пояснительной записки, а составить ее можно в произвольной форме. Следует помнить, что преамбула Пояснительной записки должна содержать общие сведения о предприятии. Начиная от юридического наименования, организационно-правовой формы (ООО, ИП и т.п.), уставного капитала, оканчивая сведения об оценщиках, аудиторах и так далее. Записка считается надлежаще оформленной, если она соответствует всем правилам содержания, установленным действующим законодательством. В разделе разъяснений к Отчету о прибылях и убытках и Бухгалтерскому балансу требуется указать информацию о положениях применяемой учетной политики, модификациям учетной политики, только за отчетный период, в течение которого предприятие допустило такие изменения, допущения, которые применяет организация в процессе своей деятельности. Глава "раскрытие информации в бухгалтерской отчетности" требует указания требований, которые относятся к учетной политике. В главе о сравнительных данных, если имеются какие то вступительные остатки по счетам, данные обязательно должны быть эквивалентны данным, указанным в разделе "На конец отчетного периода", указанным в предшествующем отчете. Если в ходе деятельности предприятия сложились определенные события, повлиявшие на изменение ее прибыльности, о них в обязательном порядке должно быть указано в записке, делается же это в рамках анализа и оценки структуры баланса и динамики прибыли. Если входе деятельности за отчетный период предприятия, на основные средства были обременены правами третьих лиц, например, как результат залоговых обязательств, об этом также надо указать. Причем с конкретными основаниями порождения таких обязательств. В том случае, если предприятие начало осуществлять с кем-либо совместную деятельность, такая информация должна быть отражена в Пояснительной записке, также указываются основные правила ее обособления. Также надлежит указать информацию о сегментах деятельности предприятия, например, о различных его подразделениях, причем такую, которая значима для каких-либо финансовых результатов. В случае, если предприятие в силу тех или иных причин приняло решение прекратить деятельность по определенному сегменту своего бизнеса, эти сведения надлежит указать в Пояснительной записке. Такие правила установлены ПБУ. Новые данные об обязательствах, доходах, убытках, которые были выявлены до сдачи годовой отчетности, но после ее составления, если они существенным образом сказываются на финансовом состоянии предприятия должны быть отражены в соответствующем разделе записки с обязательной оценкой события. В случае же, если невозможно это подвергнуть оценке, надлежит разъяснить причины отсутствия такой возможности. Под условными фактами хозяйственной деятельности понимаются такие факты, которые еще неизвестны на момент составления отчетности в силу того или иного обстоятельства, например, судебные процессы, которые еще не завершены к моменту сдачи отчетности.

10. Анализ в системе бюджетного планированияНаличие системы бюджетного управления позволяет повысить финансово-экономическую эффективность предприятия, обеспечить его финансовую устойчивость и, как следствие, позволяет предприятию сохранить и усилить свою позицию на рынке и легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. В рамках системы бюджетного управления решаются следующие основные задачи:руководство предприятия обеспечивается информацией, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений; участники управленческих процессов координируют свои действия для достижения стратегических целей компании; менеджеры компании несут ответственность за принятие решений в соответствии с их полномочиями; менеджеры вовлекаются в процессы планирования и контроля, вследствие чего повышается их заинтересованность в результатах работы подразделений и компании в целом. Существующие в компаниях системы финансового (бюджетного) управления нередко являются малоэффективными и не позволяют полноценно использовать все имеющиеся ресурсы для получения максимально возможного экономического эффекта. Недостатки действующих на предприятиях систем финансового управления: отсутствует четкое разграничение прав и обязанностей по уровням управления; система показателей управления непригодна для формирования обоснованных управленческих решений, а методология расчета показателей (таких как себестоимость, нормативы оборотных средств) не соответствует потребностям управления; отсутствует связь между бюджетом и системой поощрения и оценки деятельности подразделений и их руководства; не установлен регламент взаимодействия структурных подразделений в процессе формирования бюджетов и контроля их исполнения.; действующие на предприятии система и методы учета не соответствуют задачам управления; отсутствует взаимосвязь тактического уровня планирования со стратегией компании, вследствие чего происходит ориентация на достижение частных тактических целей, которые могут противоречить стратегии компании. В соответствии с указанными недостатками существующих систем бюджетного управления предприятий можно выделить управленческий и методологический аспекты совершенствования таких систем. Управленческий аспект Формирование объектов управления, которое осуществляется через выделение центров ответственности (ЦО) - структурных подразделений компании, руководители которых несут ответственность за достижение установленных контрольных показателей. Выделение центров ответственности решает задачи координации, распределения ответственности и мотивации всех подразделений в достижении стратегических целей компании. Разработка единого регламента взаимодействия подразделений в системе бюджетирования подразумевает единый регламент планирования и контроля. Оптимизация организационно-функциональной структуры предприятия. Методологический аспект. Совершенствование систем планирования заключается в обеспечении сквозной связи между горизонтами планирования – от стратегического планирования (обычно на несколько лет) к тактическому (на год, квартал) и оперативному (на месяц, неделю). Формирование целостной системы планов и бюджетов, охватывающей все области предприятия – от плана и бюджета продаж к планам производства, планам затрат и закупок и далее к финансовым бюджетам. Организация контроля исполнения планов предполагает сбор и консолидацию информации о фактическом исполнении плановых бюджетных показателей, выявление отклонений "план-факт", анализ причин отклонений и принятие управленческих решений. Совершенствование системы управленческой отчетности направлено на контроль и анализ деятельности центров ответственности и всей компании в целом. Разработка и внедрение (или совершенствование существующей) системы финансово-экономического управления включает: выявление специфики деятельности компании и разработку уникальной системы бюджетирования, адаптированной под компанию и учитывающей особенности ее бизнеса; осуществление постоянных изменений (в том числе преломление старых стереотипов и неэффективных методов работы) в течение выполнения всех работ (Change management); учитывая относительно большой срок разработки и внедрения системы бюджетирования (от 4 месяцев до года и больше), требуется постоянная корректировка результатов, поскольку за этот период меняется сама компания; обучение сотрудников компании новым методам и технологиям работы, подготовку команды специалистов из числа сотрудников компании, которые могут не только поддерживать работоспособность системы, но и развивать ее после внедрения - это является залогом успешной работы системы бюджетного управления.

11. Оценка эффективности капитальных вложенийКапиталообразующие инвестиции это вложения в новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и поддержание действующего производства, а также вложения средств в создание товарно- производственных запасов, прирост оборотных средств и нематериальных активов. Капитальные вложения - составная часть капиталообразующих инвестиций. Они представляют собой затраты, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов. Капитальные вложения являются необходимым условием существования предприятия. Пренебрегая ими, фирма может увеличить свои прибыли в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде это приведет к потере прибыли, неспособности фирмы конкурировать на рынке. В состав капитальных вложений входят: затраты на строительно- монтажные работы; затраты на приобретение основных фондов (станки, машины, оборудование); затраты на НИОКР, проектно-изыскательские работы и т.д.; инвестиции в трудовые ресурсы; прочие затраты. Важнейшими направлениями использования капитальных вложений являются:* новое строительство, т.е. строительство новых предприятий на вновь осваиваемых площадях; * расширение действующих предприятий путем сооружения их вторых и последующих очередей, введения в строй дополнительных цехов и производств, расширение уже функционирующих основных и вспомогательных цехов; * реконструкция,* техническое перевооружение действующего предприятия. Выбор фирмой того или иного направления капитальных вложений зависит от целей, которые она преследует при осуществлении инвестиций. Необходимость капитальных вложений обусловлена долгосрочными прогнозами сбыта, которые определяют мощность и форму производственных процессов, в отдельных случаях на много лет. Проектным анализом называется анализ доходности капитального проекта на основе сопоставления затрат на проект и выгод, которые будут от него получены.На всех стадиях проекта (и особенно на стадии разработки) необходим анализ его основных аспектов. Различают следующие виды анализа.1. Технический анализ, на основе которого определяется наиболее подходящая для данного инвестиционного проекта техника и технология.2. Коммерческий анализ, охватывающий анализ рынка сбыта той продукции, которая будет производиться после реализации инвестиционного проекта.3. Институциональный анализ, в задачу которого входит оценка организационно-правовой, административной и даже коммерческой среды, в которой будет реализовываться проект и приспособление его к этой среде, особенно к требованиям государственных организаций. Другой важный момент - приспособление самой организационной структуры предприятия к проекту.4. Социальный (социально-культурный) анализ, задача которого состоит в том, чтобы исследовать воздействие проекта на жизнь местных жителей, добиваться благожелательного или хотя бы нейтрального отношения к проекту.5. Анализ окружающей среды, на основе которого выявляется и дается экспертная оценка ущербу, наносимому проектом окружающей среде, и одно- временно формируются предложения по смягчению или предотвращению этого ущерба. 6.Финансовый анализ.7.Экономический анализ.Показатели доходности проекта: Чистая приведенная стоимость (чистая приведенная величина дохода) определяется как разница между текущей приведенной стоимостью потока будущих доходов (выгод) и текущей приведенной стоимостью потока будущих затрат на реализацию и функционирование проекта во время всего цикла его жизни. Внутренняя норма доходности (окупаемости) - это расчетная процентная ставка, при которой получаемые выгоды (доходы) от проекта становятся равными затратам на проект, т.е. расчетная процентная ставка, при которой чистая приведенная стоимость равняется нулю. Вычисление внутренней нормы доходности осуществляется обычно на компьютере по специальной программе. Показатель наименьших затрат - это величина расходов на проект по наименее дорогому варианту. Рентабельность проекта определяется как соотношение между всеми дисконтированными доходами от проекта и всеми дисконтированными расходами на проект. Срок окупаемости проекта показывает, за какой период времени окупается проект; он рассчитывается на базе недисконтированных расходов. Этот показатель применим для быстрой оценки при выборе альтернативных проектов, но он не учитывает фактора времени.

12. Анализ себестоимости продукции животноводства и резервы её снижения.При исчислении себестоимости часть основных затрат можно прямо отнести на конкретную культуру или вид животных. К ним относятся затраты на оплату труда, стоимость горючего, смазочных материалов, семян, кормов, подстилки, удобрений, средств защиты растений и животных, другие расходы, связанные с конкретным объектом калькуляции. Те расходы, которые невозможно прямо включить в себестоимость определенного вида продукции распределяются косвенным путем, то есть пропорционально тому или иному признаку. Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:* материальные затраты;* затраты на оплату труда;* отчисления на социальные нужды;* амортизация основных фондов;* прочие затраты. В общей сумме затрат по животноводству наибольше количество приходится на корма, причем не в связи с увеличением объема производства или повышения численности поголовья, а из-за роста темпов инфляции и неэффективного использования кормов, несбалансированных рационов кормления животных. Производственная себестоимость включает в себя затраты на производство и транспортировки продукции к месту хранения. Полная себестоимость единицы продукции вычисляется путем деления полной себестоимости всей проданной продукции на количество этой продукции в натуральном выражении. Довольно много затрат идет на содержание основных средств, причем большая часть этих затрат приходиться на откорм крупного рогатого скота. Пути снижения себестоимости. Себестоимость продукции является одним из важных факторов и одновременно показателей экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Себестоимость показывает, во что обходиться производство сельскохозяйственной продукции в том или ином предприятии. Снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции является важной народнохозяйственной проблемой, одним из основных условий повышения экономической эффективности сельского хозяйства. Себестоимость единицы любого вида продукции является, как известно, результатом соотношения двух величин: производственных затрат и качества продукции. Себестоимость может быть снижена, если, во-первых, будет уменьшаться величина затрат при неизменном выходе продукции; во-вторых, если будет увеличиваться количество таловой продукции при неизменных затратах и, наконец, в-третьих, если темпы роста валовой продукции будут опережать темпы увеличения затрат. Факторы себестоимости продукции сельского хозяйства многообразны.1) пай обе составные части себестоимости, т. е. на величину производственных затрат и количество продукции, 2) только на величину затрат и 3) только на количество продукции. Факторы первой группы — материальная заинтересованность, работников, экономически обоснованная специализация и рациональные размеры производства, ресурсосберегающие технологии в животноводстве способствуют как экономном использованию производственных ресурсов, так и росту продуктивности.1. Материальная заинтересованность работников в экономном использовании производственных ресурсов, снижении издержек производства продукции. 2. Специализация и концентрация производства.3. Технология производства. Вторая группа факторов отражает степень эффективности использования производственных ресурсов отрасли и оказывает влияние на себестоимость продукции через величину затрат, т.е. потребленной части этих ресурсов. В обобщенном виде факторы этой группы сводятся к ресурсоемкости производства, т.е. к его трудо-, земле-, фондо- и материалоемкости. Третья группа факторов включает в себя те, которые оказывают влияние на себестоимость продукции через ее количество, — урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность скота, структура посева и стада, а также сохранность продукции. Существует несколько путей снижения себестоимости продукции животноводство:* повышение производительности труда, для чего требуется осуществление комплексной механизации и автоматизации всех процессов;* повышение перспектив использования земли, роста урожайности культур и продуктивности животных. При этом, как правило, сокращаются все издержки в расчете на единицу продукции;* ликвидация перерасхода кормов за счет составления сбалансированных рационов кормления животных, внедрение интенсивных методов откорма;* сокращение затрат на управление производства;* борьба с потерями при хранении и транспортировки продукции. Рассмотренные пути снижения себестоимости не исчерпывают себестоимости не исчерпывают всего комплекса мероприятий. Они дают представления об общем направлении в организации более эффективного и экономного производства продукции животноводства.

Наши рекомендации