За рамками модели пяти сил: динамика, теория игр и кооперация
Несмотря на то что модель пяти сил Портера широко используется для анализа конкурентной среды организаций и прогнозирования прибыльности отраслей, она все же неидеальна и имеет своих критиков. Экономисты критикуют несостоятельность ее теоретической базы. Основной экономический подход к организации производства, используемый в данной модели, состоит из следующих элементов последовательности: "структура-поведение-результат_". Этот подход достаточно активно вытесняется подходом, основанным на теории игр. Исследователи в фирме "МакКинзи" (McKinsey & Company) зафиксировали несколько предположений относительно подхода "структура-поведение-результат", которые не подтверждаются на практике. Например, не все компании сохраняют определенную дистанцию в деловых отношениях. Одни отношения построены на привилегии доверия и симпатии, другие составляют взаимозависимые системы из организационных сетей, при этом конкуренция существует как внутри сетей, так и между ними. Например, с одной стороны, сеть "Винтел" (Wintel) конкурирует с сетью "Эппл" (Apple), а с другой стороны, внутри сети "Винтел" между собой конкурируют такие фирмы, как "Компак" (Compaq) и "Делл" (Dell) (21). Помимо обвинений в неоднозначности теоретической базы, модель пяти сил подвергается критике за статичность: отраслевая структура рассматривается в ней как стабильная и определенная внешними факторами. Это касается внешнего детерминирования интенсивности конкуренции, что, в свою очередь, определяет уровень прибыльности отрасли. Однако это не означает, что роль конкуренции ограничивается только определением цен и прибыльности и никак не влияет на отраслевую структуру. Напротив, конкуренция представляет собой динамичный процесс, посредством которого происходит трансформация и эволюция отраслевой структуры. В итоге в модели, не учитывающей этих факторов, отрицается значение конкуренции в процессе изменения структуры отрасли как путем осознанных стратегических действий организаций, так и в виде последствий конкурентного взаимодействия.
Суть конкуренции, таким образом, состоит в динамичности процесса, при котором не существует равновесия и происходит постоянное реформирование отраслевой структуры. Это заключение подтверждается структурными трансформациями в отраслях, вышедших недавно из-под государственного регулирования.
К середине 90-х годов в американской авиапромышленности образовалась структура,
появления которой мало кто из архитекторов дерегулирования ожидал. Экономисты
Совета по гражданской аэронавтике предсказывали, что в отсутствие государственного
регулирования маршрутов и тарифов вход на этот рынок не будет представлять больших проблем, концентрация отрасли уменьшится, а цены упадут до конкурентного
уровня. На практике ситуация в отрасли сформировалась под воздействием стратегических решений ведущих игроков: слияния и поглощения увеличили концентрацию; новая конфигурация в виде узловых базовых аэропортов привела к появлению почти мо
нопольных региональных систем; селективная ценовая конкуренция явилась причиной
банкротства целого ряда новичков, вступивших на рынок со стратегией низких издержек; были созданы новые барьеры входа через установление системы контроля за использованием и распределением выходов на посадку и временных промежутков, отпущенных для взлета и посадки (слотов), в виде автоматизированной системы бронирования билетов, а также посредством осуществления программ, предусматривающих
предоставление скидок часто летающим пассажирам.
• Приватизация компании "Бритиш Телеком" (British Telecom) и дерегулирование британской телекоммуникационной промышленности стали вестниками новой эры конку
рентного противостояния, сопровождающегося быстрыми и радикальными переменами
"вструктуре отрасли. За конкурентной угрозой со стороны компании "Меркури" (Mercury) последовало наступление компаний сотовой связи^таких как "Водафон" (Vodaphone), компаний по обеспечению персональных услуг связи, таких как "Ориндж"
(Orange), а также компаний кабельного ТВ, предлагающих услуги телефонной связи.
Шумпетерианская конкуренция
Джозеф Шумпетер (Joseph Schumpeter) был одним из первых, кто распознал и сумел проанализировать динамическое взаимодействие между конкуренцией и отраслевой структурой. Шумпетер сосредоточил свое внимание на инновации, которую он считал центральной составляющей конкуренции, а также движущей силой эволюции отрасли. Инновацию можно сравнить с "вечно бушующей бурей креативного разрушения", которая заносит семена саморазрушения на благоприятную почву отраслевой структуры, в частности монополию, и одаривает фирмы в отрасли новыми подходами к конкуренции, которыми те могут воспользоваться для разрушительной атаки на существующие устои. Идентифицируемый в данной статье с именем Шумпетера подобный взгляд на конкуренцию как на динамичный процесс соперничества более широко ассоциируется с Австрийской экономической школой (22).
Ключевой вопрос для Шумпетера состоял в следующем: "Является ли текущая структура отрасли надежным ориентиром для определения характера конкуренции и функционирования отрасли в будущем?" В этом смысле важно учитывать темпы отраслевых структурных изменений. Если для отрасли характерна ускоренная трансформация, а потенциальный вход быстрыми темпами подрывает рыночную власть доминирующих на рынке фирм, если инно вация незамедлительно оказывает влияние на отраслевую структуру путем привнесения изменений в технологические процессы, способствуя появлению новых товаров-заменителей и внося изменения в базовые параметры конкуренции, тогда использование структуры отрасли в качестве основы для анализа конкурентной ситуации и прибыльности в отрасли нецелесообразно.
Результаты многих эмпирических исследований на тему изменений отраслевой структуры со временем заставляют говорить о шумпетерианском процессе "креативного разрушения" не как о буре, а, скорее, как о ветерке. Изучение многих отраслей промышленности США и Канады (23) показало, что потенциальный вход осуществляется такими медленными темпами, что если и оказывает какое-либо разрушительное влияние на прибыль, то очень медленно. В одном из опросов прозвучало;"... конкурентный процесс крайне замедлен, если не сказать большего" (24). В целом исследования показали достаточно общую картину темпов изменения прибыльности и структуры отрасли. Как на уровне организации, так и на уровне отрасли прибыль, в конечном итоге, имеет тенденцию к стабильности (25). Структурные изменения, касающиеся прежде всего аспектов концентрации, входа и профилей лидирующих фирм, в среднем по отрасли происходят медленно (26).
Однако развитие некоторых отраслей практически полностью соответствует шумпетерианской модели. Джеффри Вилльямс (Jeffrey Williams) характеризует "шумпетерианские отрасли" как подверженные быстрым инновациям продукта и ускоренному накоплению опыта. В этих отраслях структура имеет тенденцию к нестабильности. В таких отраслях, как компьютерная, телекоммуникационных услуг, доступа в Интернет и электронных игр использование текущих тенденций отраслевой структуры для прогнозирования прибыльности рынка на несколько лет вперед дело ненадежное по следующим двум причинам: отношения между конкуренцией и отраслевой структурой нестабильны, изменения в отраслевой структуре скоротечны и непредсказуемы. Мы вернемся к вопросу об эволюции отрасли и прогнозированию отраслевой структуры в статье 6.
Гиперконкуренция
Представление Шумпетером конкуренции как процесса креативного разрушения получило дальнейшее развитие в концепции гиперконкуренции Рича Давени (Rich D'Aveni).
Гиперконкуренция представляет собой среду, которая характеризуется интенсивными и молниеносными конкурентными шагами и в которой соперники должны очень быстро передвигаться в сторону наращивания конкурентного преимущества, с одной стороны, и подрывания преимущества противников - с другой. Этот процесс ускоряет динамичные стратегические взаимодействия среди конкурентов.
Гиперконкурентное поведение - это процесс непрерывного генерирования нового конкурентного преимущества с параллельным разрушением, списыванием со счетов и нейтрализацией конкурентного преимущества оппонентов, с созданием тем самым дисбаланса сил, который приводит к разрушению совершенной конкуренции и нарушению статус-кво на рынке. Этот процесс инициируется фирмами, взбирающимися вверх по лестнице эскалации быстрее конкурентов, возобновляя циклы или захватывая новые арены для борьбы (27).
Движущая сила конкуренции - борьба за прибыль посредством установления конкурентного преимущества. Однако сам факт соперничества за конкурентное преимущество означает, что преимущество - это временная категория. Только путем непрерывного воссоздания и возобновления конкурентного преимущества фирмы могут удерживать лидирующую позицию на рынке и, в конечном итоге, высокую результативность.
Значение теории игр
Критика модели пяти сил Портера как статической аналитической схемы в основном сосредоточена на одном недостатке: неспособности модели полностью охватить весь объем конкурентных взаимодействий между фирмами. Сутью стратегической конкуренции является такое взаимодействие между игроками, при котором решения, принимаемые одним игроком, зависят от реальных или ожидаемых решений других участников. Модель пяти сил, привязывая конкуренцию лишь к одному параметру, связывающему структуру отрасли и прибыльность, не позволяет проанализировать, почему фирмы выбирают конкурентную или кооперативную модель взаимоотношений, какой будет последовательность их конкурентных шагов, а также оценить значение угроз, обещаний и приверженности. Теория игр вносит два особенно ценных вклада в область стратегического менеджмента.
1 Эта теория позволяет задавать рамки стратегических решений. Помимо ее непосредственной теоретической ценности, описание игры в следующих рамках;
• идентификация игроков;
• уточнение возможных вариантов для каждого игрока;
• определение выигрыша по каждой комбинации вариантов;
• установление последовательности решений при помощи игровых деревьев предоставляет нам возможность понять структуру конкурентной ситуации и помогает выработать систематический рациональный подход к принятию решений.
2 Теория игр позволяет по-новому взглянуть на ситуации, связанные с конкуренцией и
переговорами, и благодаря этому может предсказывать баланс сил в конкурентной ситуации и последствия стратегических ходов любого игрока. Теория игр позволяет проникнуть в самые глубины центральных стратегических вопросов, понимание и решение
которых выходит за пределы обычной интуиции. С помощью простой игровой модели
(например, "дилеммы заключенного") можно спрогнозировать отношения кооператив
ного или конкурентного характера, а более сложные игры позволяют проанализировать
эффект влияния репутации (28), угрозы (29), информации (30) и приверженности (31),
особенно в контексте многоэтапных игр. Что особенно важно для практикующих менеджеров, теория игр может подсказать стратегии для улучшения структуры и результатов игры через манипулирование выигрышем среди игроков (32).
Несмотря на всплеск интереса к теории игр в 80-х годах, практическое применение, особенно в области стратегического менеджмента, оставалось ограниченным вплоть до 90-х годов. Недавно интерес к теории игр возобновился в результате выхода в свет целого ряда инструкций по применению инструментария и оригинальных концепций теории игр (33). Теория игр предложила поразительно проницательную оценку целого ряда ситуаций, включая кубинский кризис 1962 года (34), снижение налогов президентом Рейганом в 1981 году (35), субсидии на развитие "Эрбас Индастри", проблемы OPEC, вызванные сокращением объема производства, сильный конкурентный шаг компании "Филип Моррис" (Philip Morris) no снижению цен на сигареты "Мальборо Мандей" (Marlboro Monday) в 1993 году (36) и аукционная продажа лицензий на радиочастоты для телекоммуникационных отраслей, организованная правительствами США и Новой Зеландии (37).
Одно из существенцых преимуществ теории игр заключается в способности рассматривать деловые взаимодействия как включающие в себя одновременно и конкуренцию и кооперацию, в то время как модель пяти сил, и это ее основной недостаток, определяет соперничество и стремление получить для себя более выигрышную позицию на рынке как изначально конкурентные по своей природе. Центральной темой книги Адама Бранденбургера и Барри Налебуфа (Adam Brandenburger and Barry Nalebuff) "Co-opetition" является признание двойственности деловых отношений по типу кооперация/конкуренция. В то время как отношения между "Кока-Колой" и "Пепси-Колой" - чисто конкурентные, отношения между компаниями "Интел" и "Майкрософт" (Microsoft) построены в основном по принципу дополнительности. Таким образом:
• Другой/игрок является дополняющим вас партнером,если покупатели больше ценят ваш продукт, когда он продается вместе с продуктом этого другого игрока, а не когда ваш продукт продается отдельно.
• Другой игрок является вашим конкурентом,если покупатели меньшеценят ваш продукт, когда он продается вместе с продуктом этого другого игрока, а не когда ваш продукт продается отдельно.
Сеть создания ценностипризнает оба типа этих отношений (рис. 5). Важно осознавать, что игрок может исполнять несколько ролей одновременно. "Майкрософт" и "Нетскейп" (Netscape) жестко сражаются за доминирующее положение на рынке Интернет-браузеров. В то же время эти две компании сотрудничают в разработке протоколов безопасности для защиты прав собственности и выработке мер против мошенничества с кредитными картами при оплате по Интернету. Хотя потребители и поставщики в большинстве случаев являются партнерами в процессе создания ценности, при необходимости они конкурируют между собой за распределение этой ценности. Стремление конкурентов сгруппироваться (например, продавцы антиквариата на Лондонском рынке Бермондси или рекламные агентства на Мэдисон Авеню) указывает на существование отношений на основе дополнительности среди конкурентов с целью увеличения размера рынка и развития его инфраструктуры.
Рис. 5 Сеть создания ценности
Самая любопытная находка теории игр - способность игроков вскрывать возможности для изменения структуры игры с целью увеличения размера выигрыша. Рассмотрим следующие примеры:
• Выгоды от повторной игры.Классическая игра "дилемма заключенного" состоит в приобретении продукта, качество которого невозможно определить до покупки (например, подержанная машина). Продавец склонен предлагать товар низкого качества, покупатель склонен платить низкую цену, полагая, что качество приобретаемого товара будет низким (см. статью 8 для более детального анализа). Оба участника выиграли бы, если бы изначально гарантировалось высокое качество товара. Как можно разрешить эту дилемму? Один из ответов заключается в замене однократной игры (одиночная сделка) на повторяющуюся игру (долгосрочные отношения с продавцом товара).
Сталкиваясь с необходимостью поддерживать долгосрочные деловые отношения, продавец будет в большей степени заинтересован предлагать товар лучшего качества, а покупатель заплатит ту цену, которая удовлетворит потребности продавца.
• Запугивание.Можно понизить размер выигрыша других игроков, заставляя их нести дополнительные издержки в невыгодных для них сферах деятельности. Например, во время первой мировой войны, когда было заявлено со всей определенностью, что дезертиры будут расстреливаться на месте, британская армия сделала дезертирство менее привлекательной альтернативой, чем продолжение наступления на немецкие военные силы. Аналогично крупные авиалинии вынудили авиакомпанию "Саусвест" отказаться от расширения сети маршрутов, пригрозив в противном случае снизить свои тарифы на новых маршрутах до уровня тарифов "Саусвеста".
• Привлечение конкурентов.Создание альянсов и подписание соглашений с конкурентами может повысить ценность игры за счет увеличения размера рынка и наращивания силы против других конкурентов. Ключевым моментом здесь является трансформация игры с исходом "выигрыш-проигрыш" (или даже "проигрыш-проигрыш") в игру с выигрышем для всех ("выигрыш-выигрыш"). После разработки микропроцессора 8086 "Интел" сдал свою монопольную позицию, предложив компаниям AMD и IBM производство микропроцессоров на лицензионной основе. Несмотря на то что "Интел" шел на порождение собственных конкурентов, он также поощрял применение чипа 8086 производителями компьютеров (включая ШМ), которые высказывали все большую озабоченность возрастанием зависимости от "Интела". Как только "Интел" зафиксировал свою технологию в качестве отраслевого стандарта, он разработал целую семью чипов: 286, 386, 486 и процессор "Пентиум" (Pentium) и стал проводить более жесткую политику в отношении лицензирования. Еще один пример решения на основе кооперации связан с конкурентной борьбой компаний "Норфолк Саусерн" (Norfolk Southern) и CSX за контроль над компанией "Конрейл" (Conrail). В 1997 году тендерная война закончилась, когда CSX и "Норфолк Саусерн" согласились разделить "Конрейл".
Теория игр позволяет глубоко проникнуть в природу ситуаций, связанных со множественными взаимодействиями среди многочисленных игроков. Она проясняет характер отношений и взаимодействий между игроками, определяет альтернативные варианты для разных игроков и соотносит каждый вариант с возможным исходом игры. Теория игр не раз оказывала ценную поддержку по вопросу принятия решений в переговорном процессе, а также при моделировании различных вариантов конкурентных действий и противодействий. Моделирование военных действий, основанное на принципах теории игр, широко используется как техника планирования военных действий, а также в управленческом консультировании такими компаниями, как "Буз Аллен" (Booz Allen) и "Купере & Лайбренд" (Coopers & Lybrand). Тем не менее нужно учитывать, что применение теории игр к конкретной деловой ситуации может иметь некоторые ограничения, в частности с ее помощью трудно произвести недвусмысленные, значимые и точные прогнозы. Значение теории игр в большей степени сосредоточено на обеспечении проницательного анализа и глубокого понимания ситуации, чем на прогнозировании путей выхода из ситуации и разработке стратегии. Узость применения является следствием математической строгости, присущей теории игр. Эта теория может давать четкие прогнозы только в высокостилизованных ситуациях с небольшим количеством внешних факторов и очень ограниченными предположениями. В результате создается математически сложная область теоретических знаний, которая страдает от нереальных предположений, недостатка универсальности и попыткок анализа динамичных ситуаций методом последовательных статических равновесий (38). В процессе применения к более сложным (а значит, и более реальным) ситуациям теория игр часто приводит в итоге к отсутствию равновесия или к наличию множественных равновесий, кроме того полученные результаты высокочувствительны к малейшим отклонениям в предположениях. Опыт в применении теории игр по большей части разочаровывает. Аукционы FCC на передачу лицензий на PCS, разработанные на основе теории игр, рассматриваются многими как неудавшиеся как для FCC, так и для самих участников тендера, которые использовали именно теорию игр для разработки своих конкурентных стратегий. Хотя теория игр находится в фазе быстрого развития, она не может в полной мере служить теоретической основой стратегического менеджмента. Несмотря на то что мы будем ссылаться на теорию игр в других статьях, наше основное внимание при этом будет сосредоточено не столько на анализе действий и противодействий соперников и на других подходах к "проведению игры", сколько на трансформации конкурентных -. игр в процессе создания устойчивого конкурентного преимущества (39).