Пример анализа на основе модели пяти сил конкуренции портера

«Лидахлебопродукт» является лидером по производству муки в РБ, а «Лидская мука» мукой№1 в Беларуси. Но, не смотря на это, в отрасли есть и много других производителей муки. В списке у Департамента по хлебопродуктам Министерства сельского хозяйства и продовольствия 37 мукомольно-крупяных предприятий. Они имеют конкурентоспособные технологии и вырабатывают продукцию высокого качества и широкого ассортимента. Мукомольной промышленностью республики полностью решена проблема обеспечения потребителей ржаной и пшеничной мукой собственного производства в необходимом ассортименте.

1. Угроза выхода на рынок новых соперников.

Барьеры вхождения на рынок производства муки очень высоки.

Экономика масштаба производства: этот барьер играет существенную роль в данной области, т.к. чтобы получать прибыль от производства муки, необходимо добиться большого объема производства, потому что с ростом объема производства уменьшаться и удельные затраты. Кроме того, предприятия в отрасли, как правило, занимаются не только мукой, но и производством других продовольственных товаров: крупы, хлопьев, комбикорма и т.д. То есть объемы необходимо наращивать в разных направлениях.

Финансовые требования: процесс переработки зерна в муку - сложный технологический процесс, состоящий из многих операций, каждая из которых оказывает существенное влияние на пищевую ценность и качество готового продукта. Предъявляемые сегодня требования к готовому продукту высоки, поэтому новые соперники должны будут делать упор на качество своего товара. Естественно, что для этого необходимо высококачественное оборудование, а также использование отборного сырья. Это потребует существенных финансовых вложений.

Сила марки товаров:На рынке муки присутствуют хорошо известные торговые марки, которые пользуются спросом у покупателей. Первое место занимает «Лидская мука», но популярностью пользуются и мука «Гаспадар» производства ОАО «Барановичхлебпродукт», «Столичная мельница» производства ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов» и другие. Предприятиями постоянно проводятся PR-акции для укрепления имиджа своих торговых марок. Это является высоким барьером вхождения для новых конкурентов. Однако если новый конкурент проведет мощную PR-кампанию, то сможет вызвать интерес к новому продукту. А если качество нового продукта будет на высоком уровне, то этот барьер окажется вполне преодолимым.

Затраты на замену. Отказ от одного поставщика и выбор другого может вызвать большие затраты. Поставщики могут поставлять предприятию, производящему муку, либо сырье, либо упаковку. Особое значение имеет поставка сырья - при смене поставщика, необходимо чтобы новый поставщик предлагал сырье такого же или лучшего качества. При этом может потребоваться дополнительное время для заключения нового контракта и знакомства с новыми поставщиками. Что также может вызвать сбои в производственном процессе.

Доступ к каналам распространения.Прежде всего, очень сложно придется конкурентам, пришедшим из-за границы, так как в настоящее время действует принцип «поддержки отечественного производителя». К тому же, на местах административные органы часто принимают решения о запрете реализации продукции из других областей на подведомственной им территории. Это так называемая проблема «внутриреспубликанских барьеров». Магазины отказываются давать место товарам из других областей на своих прилавках. При этом иногда на это даже нет письменных запретов, но проблема остается. С этим пришлось столкнуться ОАО «Лидахлебопродукт», лидеру на рынке, так что можно только представить, что будет ждать новичка.

Нормативно-правовое регулирование: так же представляет собой высокий барьер в силу поддержки государством отечественного производителя. Государство осуществляет контроль и надзор за качеством муки. Так как хлеб является социально-значимым товаром, то государство установило предельные цены на него, что отражается и на ценах на муку.

Вывод: барьеры вхождения на рынок высоки.

Сила давления поставщиков

Беларусь производит собственное сырье для выработки муки. А также закупает зерно в других странах – России, Казахстане. Государство помогает осуществить закупку зерна, при этом проводятся тендеры для определения поставщиков. Основная задача в данный момент для предприятий Департамента по хлебопродуктам заключается в минимизации затрат на закупку импортного зерна, цены на которое в мире существенно возросли. Соответственно поставщики могут оказывать влияние на предприятия мукомольной промышленности с помощью цен.

Вывод: сила давления поставщиков высока.

Наши рекомендации