Организация и порядок проведения преддипломной практики

Организация и учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов осуществляют руководители практикой факультета и кафедрой менеджмента.

Ответственность за организацию практики на предприятии возлагается на работников предприятия, назначенных руководством предприятия.

Студенты направляются на места практики в соответствии с договорами, заключенными с предприятиями – базами практики или по запросу организаций.

Продолжительность преддипломной практики устанавливается: восемь недель для очной формы обучения и четыре недели для заочной формы обучения.

Рекомендуется следующий порядок распределения рабочего времени (в %-ном соотношении к общему времени практики):

- общее ознакомление с предприятием, заполнение дневника практики – 10%;

- изучение одного из структурных подразделений предприятия, сбор материала и проведение его анализа – 50%;

- изучение и анализ деятельности структурного подразделения по индивидуальному заданию – 20%;

- работа в качестве помощника специалиста организации – 10%;

- оформление отчета и получение отзыва у руководителя практики от предприятия – 10%.

Отчет о преддипломной практике составляется по основным разделам программы с учетом индивидуального задания. Объем должен составлять 25 - 30 страниц печатного текста (без приложений).

Студент, не выполнивший программу преддипломной практики и получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно или отчисляется из вуза.

РУКОВОДСТВО ПРЕДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКОЙ

Руководитель практики факультета:

- осуществляет организационное и методическое руководство преддипломной практикой студентов и контроль за ее проведением;

- обеспечивает выполнение подготовительной и текущей работы по организации и проведению практики;

- распределяет студентов по местам практики, готовит и представляет декану факультета списки студентов, их закрепление за организациями – базами практики;

- выдает студентам направление на практику;

- организует и проводит совместно с деканом факультета организационные собрания студентов перед началом практики (прил. 1);

- после окончания преддипломной практики в течение двух недель готовит отчет по итогам ее проведения и представляет его на заседание Ученого Совета факультета;

- организует выставку лучших отчетов студентов по практике в методическом кабинете;

- организует хранение отчетов по практике студентов.

Руководитель дипломной работы является руководителем преддипломной практики на весь период прохождения практики и дипломного проектирования (прил. 2).

Руководитель преддипломной практики:

- выдает задание на практику (прил. 3);

- оказывает научно-методическую помощь;

- рекомендует основную и дополнительную литературу;

- проводит индивидуальные консультации;

- ведет контроль за процессом прохождения преддипломной практики;

- принимает дифференцированный зачет по практике.

После прохождения практики студенты сдают на проверку руководителю преддипломной практики отчеты по практике в установленные руководителем практики факультета сроки.

Непосредственное руководство работой студентов осуществляет руководитель практики от предприятия. Он обеспечивает условия для выполнения студентами программы и индивидуального задания консультирует по вопросам производственного менеджмента, ведения дневника, составления отчета. По окончании практики им проверяются отчеты по практике, и оценивается работа студентов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Наиболее общими задачами студентов при прохождении преддипломной практики являются:

- изучение структуры предприятия, основных функций экономических и управленческих подразделений;

- изучение и анализ планирования производства и сбыта продукции;

- анализ научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технической подготовки производства;

- изучение материально-технического и кадрового обеспечения производства;

- оценка номенклатуры и качества выпускаемой продукции;

- определение финансовых результатов деятельности предприятия;

- оценка социальной эффективности производственной и уп­равленческой деятельности;

- анализ информационного обеспечения управления предпри­ятием;

- выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления производством и персоналом;

- анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением;

- анализ управления с позиций эффективности производства.

Студент в период прохождения преддипломной практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые вы­держки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме дипломной работы, собрать и подготовить статистический материал.

Студенту рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности фирм, организаций и предприятий.

Необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу фирм, организаций и предприятий.

На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики определить его достаточность и достоверность для разработки дипломного проекта, оформить отчет по практике.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

  1. Общая характеристика предприятия.
  2. Организационная структура управления.
  3. Управление производством.
  4. Управление персоналом.
  5. Информационная система управления.
  6. Управление маркетингом.
  7. Правовое обеспечение производства.

По усмотрению руководителя преддипломной практики от вуза вместо некоторых разделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой дипломной работы.

Примерный порядок подготовки разделов тематического плана преддипломной практики.

Общая характеристика предприятия.

Студент должен получить информацию и уточнить:

- историю предприятия;

- цели и задачи предприятия;

- масштаб деятельности предприятия;

- миссию и имидж предприятия;

- систему снабжения и сбыта;

- степень механизации и автоматизации производства и про­цессов управления;

- уровень специализации и концентрации про­изводства;

- организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);

- производственную структуру предприятия (технологический аспект);

- стратегию и тактику управления предприятием;

- уровень организационной культуры.

Организационная структура управления.

Данный раздел предполагает изучение:

- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом ее организационно-правовой формы;

- характер организационных отношений между структурными подразделениями;

- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;

- методы, применяемые на предприятии для совершенствования взаимоотношения между организационными структурами управления на каждом уровне;

- структуру и функции аппарата управления предприятием;

- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;

- эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.

Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется дипломная работа. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия.

Управление производством.

Данный раздел предполагает изучение:

- производственной функции предприятия;

- структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;

- оперативного планирования выпуска продукции;

- нормирования труда и управления запасами;

- календарного планирования и диспетчеризации производства;

- мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;

- управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.

Студенту необходимо:

- ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению;

- изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;

- проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;

- проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;

- ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли);

- дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия;

- изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку.

Управление персоналом.

Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:

- профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);

- планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе по категориям персонала);

- систему материального и морального стимулирования;

- систему управления персоналом (найм, обучение, кадровое планирование, адаптация персонала и т.д.);

Информационная система управления.

По данному разделу сту­дент должен изучить:

- массивы информации;

- коммуникационный процесс;

- коммуникации между уровнями управления и подразделениями;

- коммуникации между предприятием и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);

- характеристику общей схемы информационных потоков в организации;

- информационный процесс (передача, преобразование, характер, оценка и использование информации);

- организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;

- совершенствование коммуникаций в организации.

Экономические службы и финансовый менеджмент.

По этому раз­делу студенту необходимо:

- изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;

- ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования;

- приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия;

- на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия;

- изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;

- осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;

- внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов по их реализации и контролю за выполнением принятых решений.

Управление маркетингом.

Студент должен отразить в отчете:

- задачи службы маркетинга;

- систему организации службы маркетинга;

- задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы;

- анализ маркетинговой среды фирмы;

- структуру и функции маркетинговой информационной системы;

- планирование продукции и товарную политику;

- управление качеством товара;

- стадии жизненного цикла, товара и функции маркетинговых служб;

- инновационную политику;

- ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии;

- роль посредников в товародвижении;

- условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;

- требования к торговым посредникам;

- планирование движения товара на рынке;

- коммуникационную политику фирмы;

- основные методы реализации товаров (услуг);

- стратегию и тактику в области рекламы и ее эффективность;

- инструменты стимулирования сбыта;

- ценовую политику и конкуренцию;

- факторы, определяющие решения по ценам;

- ценовые гарантии и особые соглашения;

- определение цен на новые изделия и их соответствие требованиям рынка;

- систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия; предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Кроме ознакомления с перечисленными вопросами, студент выпол­няет индивидуальное задание, согласованное с руководством организации (прил. 4). Целью данного задания является развитие самостоятельности студента, расширение его научного кругозора как специалиста и проверка умения при­менять на практике теоретические знания, полученные в вузе, для решения конкретных задач и управленческих решений. Индивидуальное задание должно соответствовать теме дипломной работы. Индивидуальным заданием может быть анализ имеющихся моделей управления с точки зрения их адекватности, выработка предло­жений по корректировке действующих систем управления, анализ проводимых исследований.

ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

По завершении преддипломной практики студенты в течение одной недели представляют руководителю практики факультета:

- выполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителями практики от кафедры и от предприятия;

- отзыв руководителя практики от предприятия о работе студента в период практики с оценкой уровня и оперативности выполнения им индивидуального задания по практике, отношения к выполнению программы практики, дисциплины и т.п.;

- отчет по преддипломной практике.

Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом преддипломной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики (прил.5).

В составе отчета по преддипломной практике (прил. 6) студент представляет систематизированные материалы по тематическому плану и индивидуальному заданию по практике, а также систематизированные и структурированные материалы по теме дипломного проекта.

Отчет по практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и подготовленность к выполнению дипломной работы.

Отчет состоит из следующих разделов: введение, основная часть и заключение.

Введение должно обобщить собранные материалы и раскрыть основные вопросы и направления, которыми занимался студент на практике.

Основная часть включает в себя аналитическую записку по разделам примерного тематического плана преддипломной практики, результаты проведенных исследований. Тематика данных исследований определяется заранее, согласовывается с руководителем от предприятия и увязывается с общим направлением работ данного подразделения.

В заключении приводятся общие выводы и предложения, а также краткое описание проделанной работы и даются практические рекомендации по усовершенствованию деятельности организации.

По окончанию срока практики отчет сдается на проверку руководителю преддипломной практики от кафедры.

Защита отчета по преддипломной практике проходит перед руководителем практики от кафедры и предполагает получение дифференцированной оценки, отмечающей качество выполнения индивидуальных заданий и понимание основных процессов деятельности организации (прил. 7).

Студенты, получившие неудовлетворительную оценку при сдаче зачета по преддипломной практике, не допускаются к государственным экзаменам и подлежат отчислению из университета, как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.

Приложение 1

ТИПОВАЯ ПОВЕСТКА СОБРАНИЯ СТУДЕНТОВ

ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

Цель практики: сбор конкретных исходных данных по теме дипломного проекта.

1. Сроки практики – восемь недель (4 недели) (ориентировочно в феврале месяце).

2. Начало дипломного проектирования __________________________. Окончание дипломного проектирования ________________________________.

3. Руководство практикой. В качестве руководителей преддипломной практики назначаются руководители дипломной работы. Руководители выдают «Задание на практику» с индивидуальным заданием по теме дипломной работы.

4. Ведение «Дневника практики». В процессе прохождения практики студент должен вести «Дневник», кратко описывая выполнение работ и получая отметки о их выполнении.

5. Место прохождения практики. Должно строго соответствовать той организации, откуда предоставлено письмо-заявка на студента, и приказу по вузу на преддипломную практику.

6. Отчет студента по преддипломной практике. Отчет принимает руководитель преддипломной практики. Отчет должен содержать обязательные формы» «Задание», «Дневник прохождения практики», таблицы, схемы, материалы анализа проблемы, формы сбора исходной информации и т.п. Отчет подлежит защите перед руководителем преддипломной практики. Все материалы отчета остаются в архиве факультета.

7. Изучение студентами «Программы преддипломной практики», а также отдельных методических указаний по разделам дипломной работы.

8. Подготовка и доведение до сведения студентов – дипломников графика прохождения преддипломной практики и защиты отчетов по преддипломной практике.

Приложение 2

ПАМЯТКА

Наши рекомендации