А.файоль и наука администрирования.
Возникновение административной школы связано главным образом с именем А. Файоля. Файоль создал « Теорию администрации». Его первая статья, посвященная этой теории, вышла в 1900г, а книга «Общее и промышленное управление» - в 1916г.
Важную роль в развитии идей этой школы сыграли Л. Урвик, Д. Муни и др., рассматривающие деятельность организации с точки зрения широкой перспективы и пытающиеся определить общие характеристики и закономерности организации в целом.
Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.
Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.
Файоль сформулировал следующие 14 принципов управления приминительно к деятельности высшего звена управления:
1)Разделение труда, т.е. специализация, необходимая для эффективного использования рабочей силы
2)Власть и ответственность. По мнению Файоля, власть и ответственность связаны между собой, причем последняя является следствием первой.
3)Дисциплина. Понимая дисциплину как уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения, Файоль подчеркивает, что для поддержания дисциплины необходимо наличие хороших руководителей на всех уровнях.
4)Единоначалие. Обеспечивает единство точки зрения.
5)Единство руководства. Виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться единым планом.
6)Подчинение частных интересов общим. Интересы служащего или труппы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия.
7)Вознаграждение. Методы стимулирования труда должны быть справедливыми и доставлять максимально возможное удовлетворение сотрудникам и работодателям.
8)Централизация. Не прибегая к термину «централизация власти», Файоль говорит о степени концентрации или рассредоточения власти. Конкретные обстоятельства будут определять, какой вариант даст лучший общий результат.
9)Скалярная цепь, т.е. цепь начальников от самого высшего до самого низшего ранга, от которой не нужно отказываться, но которую следует сократить, если слишком тщательное следование ей может нанести вред.
10)Порядок. Всему свое место, и все на своем месте.
11)Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.
12)Стабильность рабочего места для персонала.
13)Инициатива. Обдумывание и выполнение плана.
14)Корпоративный дух.
Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление.
Анри Файоль выделил шесть групп операций или существенных функций:
1. технические операции (производство, выделка, обработка)
2. коммерческие (покупка, продажа, обмен)
3. финансовые (вовлечение средств и распоряжение ими)
4. страховые (страхование и охрана имущества и лиц)
5. учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика)
6. административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль)
Каждой группе операций соответствует специальная установка.
Файоль выводит понятие административная установка. По убеждению Файоля, если рабочий руководствуется технической установкой, то менеджер должен руководствоваться административной установкой; по мере подъема по иерархической лестнице относительная важность административной установки возрастает, а значение технической установки убывает.
Каждая из этих установок покоится на совокупности качеств и знаний, которые можно свести к шести рубрикам:
1) физические качества (здоровье, сила, ловкость)
2) умственные качества (понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума)
3) нравственные качества (энергия, стойкость, сознание ответственности, чувства долга, такта, достоинства)
4) общее развитие (запас различных понятий, общая эрудиция)
5) специальные знания в рамках той или иной выполняемой существенной функции
6) опыт (знания, вытекающие из практики , воспоминание об уроках)
Еще одна идея – это идея необходимости и возможности административного образования.
По мнению Файоля, административная установка оказывается тесно связана с такими качествами у будущего руководителя как:
-большая чем у других выдержка
-большая способность влиять на других
-большая методичность
-лучшие чем у других организаторские способности и др.
Файоль указывает на то, что у предприятия должен быть свой административный кодекс (кодекс поведения).
Кодекс поведения – это философия организации.
Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления.