Предмет, объект и задачи науки

Балансовый метод

Балансовый метод считается основным на всех иерархических уровнях планирования. он заключается в увязке (установлении равновесия) потребностей и ресурсов на предприятии, обеспечивает достижением пропорциональности и сбалансированности всех элементов плана. В зависимости от стадии разработки:

Прогнозные (провизорный) - они позволяют правильно обосновать расчетные показатели плановых заданий по развитию предприятия на предстоящий период

Плановые балансы – в них находятся предварительные расчеты, которые уточняются и проводятся углубленные

Отчетные балансы - база для разработки основных мероприятий по развитию предприятия на плановый период..

В практике планирование на предприятие используется система материальных балансов, где увязывается координация с производством и потреблением конкретного вида продукции (например, в СХП в группу материальных балансов входит материальные балансы продовольственного зерна, кормов в натуральном выражении). трудовые балансы позволяют планировать распределение трудовых ресурсов по отраслям и подразделениям предприятия, обосновывать мероприятия по подготовке кадров и определять показатели использования трудовых ресурсов. Стоимостные балансы составляют для обеспечения стоимостных пропорций в экономике предприятия. Они имеют сводный синтетический характер (финансовый план предприятия).баланс доходов и расходов предприятия. В планировании могут быть широко использоваться натурально-стоимостные балансы в натуральном и денежном выражении. Балансы могут быть дифференцированы.1По назначению и использованию продукции (балансы средств производства, балансы потребления)2. По охвату объекта планирования (отраслевые, территориальные, локальные).3. По видам использования: однопродуктовые, межотраслевые. В планировании на СХП используют большое число балансов в том числе сх угодий, пашни, посевных площадей, энергетических мощностей, труд.ресурсов, кормов, осн.средств и т.д. Баланс по отдельным видам продукции включает два раздела: 1. Ресурсы (1.переходящие запасы 2.выловой сбор 3.покупка 4. прочие поступления 5.всего 6.искл.потери и неиспользованные отходы7. остаток к распределению) 2. распределение (производственное потребление в том числе на семена, на откорм скоту, продажа и выдача, счет оплаты труда (натур.премии), реализованных всего, в т.ч заготовки организации, потребление кооперации, переходящие запасы) Отдельные статьи как 1 так и 2 разделов баланса в зависимости от целей его разработки и вида могут изменяться. С текущем планировании на схп важное значение имеет разработка балансов продукции растениеводства и животноводства. Обычно баланс растениеводства состоит из 2 разделов:1. включает наличие отдельных видов продукции на нач.года и приход с производства и прочие поступления;2. предусматривает расход по направлениям: продажа, на откорм скоту и птице, на семена, в обмен, в порядке натур. платы. Страховые фонды.

Нормативный метод

Нормативный метод – метод разработки планов, основанный на использовании норм и нормативов. Эффективное использование этого метода возможно в том случае если привлекаются научно-обоснованные прогрессивные нормы и нормативы. Норма- руководящее начало, правило, образец. Норматив - расчетная величина затрат раб.времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в нормировании труда, планировании и хозяйственной деятельности предприятия. В экономической литературе под нормами понимают максимально допустимую величину расхода производственных ресурсов на производство ед. продукции или выполнения работ установленного качества принятых в плане единицах измерения. Нормы имеют конкретное отраслевое. внутрихозяйственное или внутрипроизводственное назначение. Они определяются для соответствующих условий раб.места, при допустимых ограничениях в планируемые сроки использования. Нормы как правило устанавливают на краткосрочный период для заданных отраслевых условий, с учетом конкретных производственно-технических, соц-экономических и др.факторов. Норматив – относительный показатель, характеризующий степень потребления и использования различных производственных ресурсов. Норматив - поэлементная составляющая нормы, которая выражает меру удельного расхода ресурсов на единицу измерения продукции (работы, услуги).Использование нормативов позволяет устанавливать и регламентировать важнейшие показатели плановой, организационной и управленческой деятельности. Нормы и нормативы образуют систему плановых экономических и финансовых показателей и составляют нормативную базу для планирования, классифицируемым по различным признакам.

1.1по своему значению нормы и нормативы бывают абсолютные и относительные.

1.2общие и частные

1.3перспективные и текущие

1.4 плановые и фактические

1.5 макро и микроэкономические

2. Систему плановых норм и нормативов можно объединить в следующие группы по классифицир. признакам

2.1по видам ресурсов (предметы труда, средства труда, раб.сила)

2.2 по стадиям производства(производство, переработка)\2.3. по выполняемым функциям (плановые, экономико-технические,организационные)

2.4По времени действия(перспективные, годовые, постоянные, временные)

2.5.по сфере распространения (межотраслевые, отраслевые, производственные, региональные, муниципальные)

2.6 По методам разработки (научно-обоснованные, расчетно-аналитические, экспериментальные)

2.7.По форме выражения (табличные, графические, аналитические)

2.8 По степени детализации( индивидуальные и групповые, дифференциальные и укрупненные)

2.9.по численным значениям(оптимальные, допустимые, максимальные, минимальные и средние)

2.10.По целевому назначению (расходные и технические, оценочные и технико-экономические, оперативные и календарные)

рассмотренная классификация позволяет все многообразие норм и нормативов объединить в систему, которая обеспечивает правильное определение видов и объемов производимой продукции. расходов и доходов предприятия.

Программно-целевой метод

Программно-целевой метод – формирование системы плановых решений, включающий выявление важнейших научно-технических и соц-экономических проблем развития предприятия, определение конкретных целей, детализирующих выявление проблемы. разработку мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных целей. Метод позволяет увязывать цели плана с ресурсами, путем разработки целевых программ. Таким образом при использовании программно-целевого метода обязательно должны быть определены цели, средства, исполнители и ресурсы. Данный метод основан на последовательном применении принципов планирования. Основными принципами формирования и осуществления комплексных программ являются:1.увязка конечной цели со стратегическим планом;2.единство научно-исследовательских проектных и производственных работ и их подчиненность общей цели программы3.наличие органа управления.4.единая методологическая основа. Программно-целевой метод способствует обеспечению единства планов предприятия, увязка их целей и задач, а также плановых периодов различной продолжительности. Он позволяет разукрупнять главные цели проблемы до более частных и локальных, представлять их в системе показателей плана. Помимо усиления целевой ориентации плана создаются предпосылки для отражения обратных связей плановых расчетов, укрупнение и разукрупнение отдельных показателей. Несмотря на практическую значимость этого метода его не следует абсолютизировать. Этот метод не является альтернативой другим, он не заменяет их, а наоборот предполагает комплексное использование и взаимодействие этих методов. Действительно применение программно-целевого метода планирование способствует большей целевой ориентации системы балансовых расчетов, использование прогрессивных норм и нормативов, согласованности и преемственности заданий в системе планов. Без его применения трудно осуществить переход к долгосрочным планам. Метод используется при оптимизации плановых расчетов по различным критериям оптимальности с учетом целей и задач развития предприятия.

11. Методы оптимального планирования.

Основной метод оптимального плнан-ния-моделирование. Под моделированием понимают воспроизведение или имитацию какой либо существующей сис-мы, на специально созданном аналоге. Модел-ние базируется на аналогии между двумя объектами или явлениями, кот имеют часто качественно разную природу.Модель -важный инструмент научной абстракции, позволяющий выделить в процессе исследования наиболее существенные хар-ки изучаемого объекта. В некоторых случаях модель может быть схожа с объектом и отличаться каким-либо параметрам(размерам)такие модели физические они используются в науке и технике. Математическую модель можно сравнить с реальным объектом природы, это рпедст-ет собой сис-му уравнений и неравенств, где в основе лежат взаимосвязи . Матем.модель отличается от реальной однако выражает гл.её свойства, все экон.модели исследованы при помощи матем.моделей.

Модели можно проклассифицировать

1.По масштабам (АПК,сельскохоз.предприятия)

2.По классификации моделей на кот. опирается матем аппарат (линейного,динамич.програмиро-ния.,межотраслевого баланса)

3.По структуре (одно-илимногофакторные;одно-или многоблочные)

4.По информац.характеристикам (Статистические и нормативные; детерминированные и стохастические)

При построении моделей следует придерживаться принципов:

1.Принцип развития- постоянное совершен-ние сис-мы моделей.

2.Принцип единства - представление всего комплекса ЭВМ в единой стр-ре взаимосвяз-ных блоков.

3.Принцип отн.автономии-возможность выделения из общей сис-мы отн.самостоят.частей.

4.Принцип соответствия и адаптации-общая струк-ра моделей должна соот-ть сложившимся видам пранир-ния.(перспективному, текущему и оперативному) Модели для каждого вида плана должны отличаться степенью детализации и перечнем показателей.

12.Система показателей в планировании.

Показатель - форма выражения конкретного задания, содержащегося в управленческом решении.Система плановых пок-лей должна учитывать объективные потребности и закон-ти экон. исоц.развития предприятия АПК.

Плановые показатели не могут устанавливаться произвольно, чтобы выполнять свою функ-цию выражать меру развития того или иного соц-эк явления и процесса они должны соот-ть определенным требованиям:

1. Охватывать все стороны и аспекты развития пред-тия.

2. Обеспечивать единство и обязательность опред-ных пок-лей.

3. Обеспечивать сопоставимость и сводимость различных видов плана.

4.Быть динамичными, отражающей изменения в состоянии объектов план-ния, тенденциях их развития.

5. Ориентировать пред-тие на поддержание рацион.пропорций и рост соц-эк.эффективности.

6.Соот-ть ориентации пред-тия поддержанию устойчивой конкурентоспос-ти на соответ-щих рынках.

7. Иметь ограничения в рамках обоснованной достаточности.

Классификация показателей.

1. Натуральные и стоимостные. есть также условно-натуральные-туб(консервированные банки) и условно-стоимостные.

2.Количественные- выражаются как в натур.и стоимостном. они отражают масштабы произ-ва, размеры и объемы затрат.Качественные-харак-ют интенсивность и ффективность произ-ва а также качество работы.

- Экономические(издержки произ-ва и обращения)

-технико-производ-ные(нормы произ-ит оборудования, расхода топлива сырья)

3. Абсолютные-харак-ют содержание плнановых заданий в абс.величинах(размер зп, объем произ-ва) и относительные(%, доли, индексы)

4. Утверждаемые, по кот.оценивается выполнение плана, их число ограничено, они обязательны для пред-тия и отражают существенные стороны развития.Расчетные-не регламентируются, явл-ся вспомогательными для утверждающих.

5. Частные отражают конкретное представление об отдельном эк.явлении.Общие-для системного виденья( показатели эк.эффек-т и, тмпов роста)

13. Технология плановых расчетов.

На пред-тии АПК широко исп-ся плановые расчеты- под кот.понимают увязку плановых показателей с поставленной стратегической целью.Сущностьплановых расчетов закл-ся в обосновании динамики плановых показ-лей, на основе анализа составляющих их величин.

плановые расчеты исп-ся как в текущем так и перспек.план-нии.при этом испол-ют различные способы и приемы расчета. Наибольшее рапространение получили след.методы:

1. Метод обоснования плановых пок-дей по фактич.достигнотому уровню основан на вычислении произведения базового пок-ля и предполагаемого темпа его роста(снижения)

2.Метод планир-ния на основе укрупненных экон.расчетов предполагает обоснование планового пок-ля ,путем анализа составляющих его величин и определяющих их факторов.Напримет валовый сбор зерна зависит отс р-ры посевных площадей, освоение научно-обоснованных севооборотов, введение конкурентоспособных и эк.эффективных сортов., внесение мин.и орг.удобрений.

Особую роль плановые расчеты играют в решении проблем сопряженности различных видов плана и стадий их разработки(перспективные и текущие). Эти планы органически едины и сопряжены во времени разработки и реализации. Тем не менее существеные различия продолжит-ти подготовки различных планов пощзволяют посторить их сис-му в опред-ной последовательности и временной сопряженности.

14. Особенности планирования на предпиятии АПК.

В современ.науке каждое предприятие опред-ся как сис-ма деят-ти,т.е.выделенный из общественно-экон.среды самоорганизующийся комплекс элементов.,связанный между собой цепью причинно-следственных взаимотношений и управляемый на основе получаемой и передаваемой инф-ции.

Пред-тия АПК обладают рядом черт,кот харак-ют его как сис-му:

1. Открытый характер по отношению к внеш.среде.

2. Комплексность.

3. Динамизм

4. Саморегулирование.

В результате приватизации многое изменилось, предприятия столкнулись с трудностями:

-неустойчивость и незавершенность правовой реформы

-Жесткий налоговый прессинг

-дефицит оборотных сре-в

-проблемы получения банковских кредитов.

-проблемы кадрового обеспечения

Планирование на предприии позволяет ответить на вопросы:

1.какую продукцию следует производить

2.сколько продукции выдано производ-лем

3.какие эк.ресурсы следует исп-ть

4.как производ-ть эк.выгодную продукцию

5.по каким ценам

6.кто будет потреблять данную продукцию.

Пред-тие Апк саморегул-щая сис-ма она может и должна приспосабливаться к внутрен.и внешним изменениям.

В условиях рынка на механизме взаимодействия спроса и предложения построены система саморегулирований и планир-ние на уровне предприятий.

15.Классификация планов

Планирование органически вписывается в рын.механизм.При этом важно опред-ть что должно план-ть предприятие а что гос-во, а что предприятие . чтобы решить эту задачу необходимо рассмотреть сис-му план-ния.

Внутрихоз-ное план-ние направлено на произ-во мат благ, удовлетворение различных потребностей.между внутрихо-ным и гос.план-нием существует эконом.взпимодействие которое базируется на рын.отношении, равенстве спроса и предложения.

Все форма внутрихоз-го и корпоративного планир-ния могут быть систематизированы по определенным классиф.признакам

1. По содержанию.

1.1 технико-эк. план-ние

1.2 оперативно-производственое план-ние

1.3 огранизационн-технолог-кое

1.4.соц-трудовое

1.5снабженческо-сбытовое

1.6финансово-инвестиционное

1.7 бизнес планир-ние

2. По уровню управления в завис-ти от числа линейных звеньев

2.1 фирменное, корпоративное, заводское

2.2 цеховое-на среднем уровне

2.3 производственное на низшем

3.По методам обоснования

3.1 рыночное

3.2 интигактивное

3.3централизованнное(админист)

4.По времени действия

4.1 краткосрочное(текущее и оперативное)

4.2 среднесрочное

4.3 долгосрочное

5. По сфере применения

5.1межцеховое

5.2 внутрицеховое

5.3 бригадное

5.4 индивидуальное

6. По стадии разработки

6.1 предварительное

6.2 окончательное

7. По степени точности

7.1 укупненное

7.2 детализированное

8. По типам целей

8.1 стратегическое

8.2 тактическое

8.3 оперативное

16. Перспективные планы

Перспективные планы опред-ют масштабы и темпы соц-эк равития предприяти на несколько лет вперед. Их суть поиск лучшего варианта исп-ния огран.ресурсов, получение макс.произ-ва продукции при мин затратах и получение макс.прибыли

на СХП разрабатывают 3 вида перспективных планов:

-организационно-хоз-го устройства

-стратегического

-бизнес-план

План организационн-хоз-го устройства-проект его рациональной организации в котор.все отрасли и элементы сис-мы находятся в нучно-обоснованных пропорциях.эти пропорции обнспечивают расширение воспроиз-во и высокоэффект-ное развитие хоз.деят-ти.Радикальные реформы в аграрном секторе делают его разработку обязательной для всех СХП во всеж орган-правовых формах.

На пред-ях раст-го направления период действия орхозплана опр-ся периодом времени освоения земледелия. в жив-ве_временем достижения запланированной структуры стада, численности поголовья, его продуктивности при полном удовлетворении кормом.

Орхозплан состоит из 2 частей:

1. Развитие рацюсис-мы ведения произ-ва по комплексу отраслей.

-юр.статус пред-тия

-природные и орган-эк-кие условия

-специализация, концетрация, размер пред-тия

-сис-ма ведения раст-ва, жив-ва, вспомогат.произ-в, подсобных пред-тий

-кап.вложения и осн.ср-ва.

-механизация, электрификация и автоматизацтия.

-раб.сила ее оспроиз-во население и трудовые ресурсы.

-результативные показ-ли.

2.Программа соц развития коллектива

-совер-ние соц.структуры коллектива

-улучшение соц-эк условия, стимулирование труда.

-развитие соц.инфраструктуры

-рост соц.активности работника.

Орхозплан разрабатыавется непосредственно на пред-тии перед его сосьавление специалисты проводят консультации с др.органами управления на АПК . делают заявки научно-исслед.институтам и на основе консультаций составляют проектные задания. Также необходимо наличие:

1. Анализа эк-ки пред-тия в динамике

2.прогноз возможного перспективного развития

3. уточнить нормы и нормативы

4. определить прогнозное значение осн.тех-эк.пок-лей

5. изменение в структуре осн.ср-в

17.Текушие планы

Годовой план стороится на основе перспективных планов сх произ-ва и предст-ет собой программу пред-тия на календарный од. Годовой план по сравнению с перспективным более конкрете его разрабатывают по широкому чмслу показателей, детализируют сроки выполнения заданий, доводят их до исполнителя.

этапу непосредственной разработки год.плана предшествует период подгот.работы: Углубленный эк. анализ; критич.обзор результатов анализа;инвентаризация и разработка доп.мероприятий.

Достигнутые рез-ты сравнивают с передовыми рез-ми предпиятий , опытных станций. Этот анализ позволяет вывить недостатки и проанал-ть причины по кот.данные показатели не достигаются и сыскать резервы.

Для всех СХП Министерсво СХ рекомендовал план Годового плана прои-но-фин-вой деят-ти. едина яформа плана дает воз-ть получать сводные планы по районам области, республики. Она позволяет обеспечить пре-тие едиными метод.рекомендациями по разработке говых планов.

Состав разделов и показетелей год.плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности пред-тия.

План содержит 36 форм и 7 разделов:

1. юр.статус

2. организац.структура

3. основные эк.показетели.

4. производственная программа

5. ценообразование

6. инвестиционная дея-ть

7. фин.дея-ть.

19. Сущность и содержание стратегического план-ния.

Стратег.план-ние-один из видов долгосрочного план-ния. Потребность в долгосроч плна-нии обусловлена длит циклом воспроиз-ва продукции и необходимостьюиметь четкие представления о перспективах развития эк-ки.

Долгосроч.план способствует определению реальных направлений развития, выявлению ресурсных ограничений, кол-ных и качест.последствий деят-ти.

Применяется на всех уровнях иерархии.Страт.план-ние- это процесс разработки и реализации сратегии формирования и развития пред-тия , соц-эк.систем. В страт.план-нии сферадеят-ти пред-тия рассматривается объемно, т.е в нее включаются эл-ты как внеш.так и внут. среды. Оно ориентирует на перемены и нововедения их стим-ние, на страт.мыление о действиях, кот будут опережать изменения.

Страт план-ние- это подсистема упр-ния кот ориентирована на страт. цели,задачи, факторы, проблемы и рез-ты и альтернативы.

В отличие от перспективного план-ния 1. в страт план-нии экстраполяцию(историчекий опыт) заменяют страт. анализом, кот связывает между собой песпективы и цели.2.страт план-ние более сложные процесс, оно приводит к более значительным и предсказуемым рез-там.

Принципы страт.план-ния

1.Страт.напрвленность всех моментов страг.план-ния, предпол-щая исп-ние страт.инфо-ции.

2. Ориетация на сис-му хозяйствования-адаптации к внеш. и внут. среде

3. Обоснование временного горизонта решения стра.задач.

4. Ориентация на срат.точки роста и приоритетные напрвления развития пред-тия.

5. Обеспечение макс.децентрализации и по воз-ти сочетание с необходимой централизацией.

6. Оптим.исп-ние страт.возожностей.

7. Взаимосзязь между страт.и тактическим план-ем.

Функции страт план-ния

1. Опред-ние стратегии, миссии, целей и задач развития пред-тия.

2. Создание страт. хоз.подразделений.

3.Обоснование и уточнение основных целей макетинг.исследований.

4. Выполнение ситуационного анализа и выбор направления эк.роста

5. Разработка стратегии маркетинга и укрупнение плани-ния произ-ва продукции.

6.Выбор тактики, плани-ние способов и ср-в достжения поставленных задач.

7.Контроль и оценка осн.рез-тов. корректировка выбранной стратегии и способов ее реа-ции.

20. Этапы стратегического план-ния на пред-тии.

Функции страт.план-ния выполняются наследующих этапах:

1. Анализ внеш. и внут.среды пред-тия. Оценка сложившихся тенденций в эк-ке, внешних факоров и эк.потенциала. Для анализа внеш.и внутр среды необходима страт.база данных,чтобы оценить сильные и слабые стороны развития пред-тия, конкурентов, возможностей рисков.Осн эл-ты внут среды:произво, финансы, маркетинг, рабочая среда. Наиболее распространенный и признанный метод оценки среды это SWOT анализ.

2. Прогнизирование состояния внеш.среды и всвязи с этим возмож-тей расширенного воспроиз-ва. На данном этапе определяют основные ориентиры, кот можно разделить на 3 типа:1. Идеалы-которых невозможно достич в обозримом периоде, но надо стремится к ним приблизится.2.Цели- ориентиры, рпедприн-кой деят-ти в плановом периоде, достижение кот предполагается в полном объеме.3. Задачи-конкретные кол-ные измерители по ориентирам, определяющие форму и время выполнения заданий.Цеи в отличие от миссии(идеала) выражают конкретные направления:положение на рынкке, инновации, произ-ть, ресурсы, прибыльность, персонал, соц.аспекты.

3. Разработка альтернативной стратегии и выбор базовой и функциональной стратегий.В соврем.условия в качестве базовой стратегии можно исп-ть: 1. Оптимизация рын.отношений на основе усиления проникновения на рынок.2.Рацион.диверсификация или смена предприним-кой деят-ти.3. Расширение внешнеэкон.связей.Базовые стратегии могут реализовываться лишь в органической взаимосвязи с сис-мой функционирования стратегии.к этим сисетмамотносят (Стратегия маркетинга;Фин.стратеги;НИОКР;Производ.и соц стратегии.)

4.Разработка страт.целевых программ и проектов , сис-мы страт.планов.

Они разрабатываются по след.ключевым моментам:

-формирование и развитие инновац.предприн-ва

-использование достижений НТП

-оптимизация инвестиц.деят-ти.

-стратегия управления и маркетинга.

5. Обоснование страт.мероприятий и методов выполнения страт.программ и планов.

6. Реализация страт.программ, планов, проектов.

7.Контроль за ходом и рез-ми страт планир-ния. Корректировка страт.плана.

21. Структура и содерж. стратег.планов предпр-я.

Осн док-т страт.план-ия на пред-ии – это страт план, кот. Опред-ет глав цели, страт линии использ-я и распред ресурсов. Стр-ра страт плана состоит из 14 разделов: 1.Предисловие; 2. Цели и задачи пред-я; 3.Текущ деят-ть и долгосроч задачи (5-10 лет); 4.Стратегия Марк-га; 5Страт-я использ-я конкурен преимуществ пред-я; 6.Страт-я произ-ва; 7.Соц страт-я; 8. Страт-я ресурс обеспеч-я пр-ва; 9. Стратегич фин план пред-я; 10. Страт-я НИОКР. Её напрвления: а)технологичес прогноз-ие и план-ие, б)стр-ра НИОКР [При разработке страт-ии НИОКР проводят след разделение инновац работ: 1.опред-е наиб эфф соотношения м\у собст разработ-ми и участием в закупке патентов 2.обоснование оптим баланса м\у НИ и ОКР 3.систематизация НИОКР по степени воздействия на рынок] , в)управление НИОКР[Данная специфика требует адекв сис-мы управ-я, гибкой, способной наил образом исполь-ть квалификац персонал]

11.В разделе внеш эконом отнош-й рассм-ся след.: экспорт цели, импорт цели, выбор рода м\народ деят-ти, обоснование и согласование страт-ии внешэконом отнош-й пред-я; 12.Страт-я управл-я вкл-ет подразделы: мех-змы улавливания изменений, переформулир-е страт-ий, стратегич контроль, внедрение страт-ии в действие, управл-е страт и такт рашениями. 13.Организ-я реализ-ии и контроля выполнения страт плана. 14 .Приложения вклю-ет: хар-ка конкурентов, инструкции,методики,стандарты, описание технологий и др вспомог материалы. Приведен состав и содерж разделов страт плана явл-ся примерным. Менеджер должен самост с учетом особенностей построить уникал страт план.

22. Роль, цели, задачи, функции и принципы бизнес-план-ия.

Бизнес – это эк.деят-ть субъекта, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализ-ии опред прод-ии (работ, услуг). БПлан – это основа для оценки перспек-ти создав-х пред-й или намеченных для реализ-ии проектов выпуска прод-ии или реконст-ии пред-я. БП это аналитич док-т для планир-я предприн деят-ти.Он должен отвечать на ? стоит ли вклад-ть $$ в данн дело и принесет ли оно прибыль? Осн цель БП – план-е хоз деят-ти пред-я в соответ-ии с потребностями рынка и возмож-ью получ-я необх ресурсов. Возможны и др цели: получ-е кредитов и инвестиций, опред-е степени реальности достиж-я намечен целей, доказ-во целесообр-ти реорганиз-ии работ. Задачи:1.организ-управленческая и фин-экон.оценка наст состояния пред-я; 2.выявление потенц возмож-ей предпри деят-ти (силь и слаб сторон деят-ти);3.формир-е инвестиц-проектных целей деят-ти на план период. БП выполняет след функц: 1.возмож-ть исполз-я БП для разработки страт-ии бизнеса;2.Планир-е;3.Привлеч-е ден сред-в; 4.Привлеч-е партеров; 5.Координация усилий, распред обяз-тей мотивация раб-ов путем привлеч-я их к процессу создания БП. Для реализ-и БП надо соблюдать след принципы:1 гибк-ть к внеш среде, 2непрерывность, 3коммуникативность (координация и интеграция усилий), 4интерактивность (применение творческого хар-ра), 5многовариантность, 6участие в процессе план-ия всех субъ-ов, объ-ов, структ подразд-й пред-я, 7адекват-ть отраж-я реал проблем и оценки возмож-ей в процессе план-я.

23. Место БП в сис-ме план-я, стр-ра, послед-ть разраб-ки БП

БПлан – это основа для оценки перспек-ти создав-х пред-й или намеченных для реализ-ии проектов выпуска прод-ии или реконст-ии пред-я. По объему, полноте излож-я фактов, докумен-но подтвержд-х и науч-обоснован-х аргументов БП м\б 3-х видов: Полнй(содержит все расчеты, справки свидет-ва),Достаточный (содер-т все разделы БП без подроб расчетов), В виде резюме(только крат выводы по кажд разделу без расчетов). Стр-ра БП: 1Концепция бизнеса (резюме), 2Опис-е пред-я и отрасли,3Хар-ка прод-ии и услуг,4Исслед-е и а-з рынков сбыта,5Конкуренция и конкур преимущ-ва,6План марк-га,7Производст план,8Организац план,9Фин план, 10Фин страт-ия, 11Оценка рисков. Последователь-ть разработки:а)Сбор и а-з инфо о прод-те (п3); б)Сбор и а-з инф о рынке сбыта (п4),в)А-з конкур-ии на рынке сбыта (п5),г)А-з состояния и возмож-ей пред-я (п2),д)Разраб-ка страт-ии Марк-га, товарн, ценов, сбыт.пол-ки (п6),е)Опред-е потреб-ти и путей обеспеч-я зданиями, сооруж-и, площ-ью, кадрами и др ресурсами (п7), ж)Расчет необх капитала, опред затрат, а-з и план-е осн фин показ-ей (п9), з)Опред-е источников финан-ия, масштабности проекта.Расчет эфф-ти (п10), и)Разработка организац стр-ры, графика реализ-и проекта (п8), к)Реш-е вопросов о рисках и гаран-ях (п11), л)Состав-е крат содерж-я проекта (п1), м)Состав-е аннотации на проект (п.0 Аннотация), н)Оформл-е титул листа (п0 Титуль лист). Требования к БП:*оформлен-е должно соответ-ть имиджу успеш фирмы, *материал д\б четким, наглядным и кратким, *не надо вкл второстепен справоч инфо, *изложен-е д\б простым без терминологии,* объектив оценка трудностей на пути реализ-ии плана, *БП д\б реалистичным,*фин расчеты д\б точными, *Учесть риски пред-я, * не д\б несущественных или неопределен утверждений.

24. Особенности и технология бизнес-планир-я на СХП

При разработке БП СХП необх учитывать особен-ти с\х: сезонность, незаверше-ть пр-ва, повышен степень риска в с\х пр-ве, зависимость пр-ва от конъюнк-ры рынка, неравномер поступл-е доходов и необ-ть в кред-х под текущие затраты, медленная оборачив-ть капитала. Начинается с Титуль. листа (название пред-я, месторасполож, назван БП,дата, кому, конфиденц-ть, требов-е о возвр.), Аннотация (крат описан-е цели и осн полож-й), Оглавление (перечень того,что включено с номером стра-ц), Введение (задачи составления БП и круг адресатов, необ-ть проекта). 1-й раздел БП – Резюме (Концепция БП).Это сжатый обзор инфо о намечаемом бизнесе и целях, кот ставит пред собой пред-е (пред-ль) 2й раздел БП – Общая хар-ка СХП (направ-е деят-ти, стр-ра товар прод-ии, хар-р деят-ти, цели,задачи предпр деят-ти. А-з производст-фин деят-ти).3й раздел – Хар-ка с\х товаров и услуг (хар-ка прод-ции, название, ГОСТ или ТУ, уникал-ть прод-та, лиценз или автор права на предлагаемую прод-ию). 4й раздел – Марк-г и сбыт прод-ии (требов-я к потребит св-вам прод-ии, конкурен на рынке, рынок сбыта, каналы сбыта, стратегия продвижения на рынке,цена и объем сбыта (опред-ся по 1)миним приемлемой доле прибыли в цене;2)эксперт оценке; 3)а-з безукбыточ-ти и целевой прибыли). 5й раздел – Производств. План (нач-ся с программы развития раст-ва и живот-ва.1.Расчет объемов оборота,2.Расчет издержек пр-ва,3 Расет прибыли и рентаб-ти оборота. 6й раздел – Стратег-я Марк-га и сбыта (сбыт готовой прод-ии пред-е организует по мере увелич-я объемов произ-ва и расширения каналов реализ-ии прод-ии. 7й раздел – Фин план и графин погашения кредита. 8й раздел – Расчет эффективности проекта (ч\з рентаб-ть или ч\з риски. Расчит-ть срок окупаемости кредит. Средств)

25.Формир-е заказа на пр-во и реализ-ю с/х прод-и.

Осн задача при планир-ии- обоснование плана пр-ва и реализ-ии прод-и по составу, объёму, кач-ву и срокам реализ-ии. Д. этого используют данные по издержкам пр-ва, по прибыли, рент-ти, мат-технич. обеспечению. До 90-х годов ХХ века - жест гос регул-е путём разработки и утверждения планов эк. и соц. развития. (ГОСПЛАН, ГОССНАБ) Также сущ-ли област план органы. Права пред-й в области формир-ия портфеля заказов сводились в осн. к состав-ю предложений по развитию пр-ва на планир период. Эти предлож-я впослед. подвергались корр-кам в министерских и центр. плановых органах. На базе гос. портфеля заказов разрабатывались планы произв-фин. деятельности пред-я. В то же время в условиях жёст централиз-ой сис-мы управ-я, функции планир-я и конт-ля на предпр-и отводилась преувелич. роль, что вело к усилению администрирования, а не творческого хар-ра управленч-го труда. В этих условиях выполнение многих функций было чисто формальным. Кроме того в сис-ме централиз-го план-я не было необх-ти изучать рынок и спрос на прод-ию. Это привело к ориентации пр-ва не на потребителя, а на план. В конкурентн. борьбе выходить на рынок со своей прод-й без заранее продуманного плана невозможно. АПК. Важн. роль м. сыграть в рег-и гос. заказ на пр-во и реализ. прод-и. Гос–во заинтерес-но остав-ся прямым заказчиком больш-ва видов прод-ии АПК. Это обусловлено след причинами:

1. Гос- во должно обеспечивать продов-ем орг-и и учрежд-я, кот нах-ся на гос. обеспеч. (школы, дет. сады, бол-цы, армия). Гос- во гар-ет с/х произв-м сбыт прод-ии и опред. уровень цен.

2. Гос-во сосред. в своих руках опред. долю продов-я д. регулир-я межрегион. поставок, обесп. доступ к прод. питания

3.Гос- во восстанавливает равновесие м-ду D и S.

4.Гос-ву необх. резервные фонды и экспортные ресурсы.

Рук-во страны постепенно начало возвращаться к планир-ю развития народ хоз-ва. Для с/х пред-й определена сис-ма планов, постановление пр-ва РФ №392 «Об экономич. условиях функционирования АПК». В соотв. с ним вместо директив и плановых установок, предлагается определить ориентировочные данные по след. направлениям:

- Объём закупок с/х прод-ии в фед., регион., прод. фонды

- Условия реализации излишек с/х продукции ч-з сис-му фед. продовольст. корпораций

- Эк. поддержка и стимул СХП(гарант.закупки, установка закуп. цен, обесп. эфф. пр-во, льгот. налогообл.)

- Информ. о рынке: платёжесп. спрос, конъюнктура, положение на регион рынках.

26. Роль отраслевых спец-ов и экон. группы в орг-и внутрипроизводственного планирования.

Планиров-е на СХП– это первая стадия производ. процесса, кот-я устан-ет соотн-е. различн. факторов орган-ии пр-ва, определяющая темпы его роста, и обеспеч-я расширенное воспроизводство с/х прод-и. Эфф-ть планово –эк. работы в значит. степени зависит от её орг-и, поставлен. цели, состава исполнителей, их обязанностей, методов и содерж-я выполняемой работы. В плановой работе участвуют все службы управ-я. Для разраб-ки плана создаётся комиссия, кот состоит только из рук-лей спецподразд-й и раб-ков планово–экон службы. Комиссию возглавляет рук-ль. Создают группы по планир-ю развития раст-ва, жив-ва, мех-зации и электрификации, строит-ва. В плановой работе важная роль принадлежит разграничению функций между исполнителями и назначением рабочих, осущ-х произв. процесс. Обязанности рук-ля состоят в опред-ии страт-ии развития. Группу по планир-ию развития раст-ва возгл. глав. агроном, рук-ль пред-я, раб-к план-ой службы, семеновод, бригадиры растен. бригады и актив – группы раб-ков раст – ва Специалисты этой группы анализируют состояние растениеводч. отрасли за отчёт. период, рассм-ют сложившиеся стр-ры посев. площадей, севооборотов, урож-ть, выявляют возможности по совершенст-ию орг-и произ-ва, делают реком-ции и опред-т планир-е показатели. Группу по планир-ию жив-ва возгл. глав. зооинженер, зооветер служба,бригады животн. ферм, рук-ль пред-я, актив раб-ов жив-ва.

Групу по планир. развития мех-и и электрификации пр-ва возгл. гл. инженер. Раб. и спец-ты инженер. служб, рук-ль пред-я, актив работников.

Гр. по стр-ву возгл. гл. прораб.

Экономич. гр. Гл. экономист. Все глав. специалисты, рук-ль пред-я, раб-ки эк. и представители бухгал. службы.

- Осущ-т общий анализ хоз. деят-ти за отчётный период

- Определяет имеющиеся производств. ресурсы, возможности их пополнения

- Уточняет и дополняет нормы и нормативы, разраб-ет технологич карты

- Обосновывает потребности в про<

Наши рекомендации