Тест «Индивидуальный управленческий профиль»
Данный тест определяет доминирующий стиль руководства менеджера. Полученные знания позволят менеджеру в своей управленческой деятельности опираться на свои более сильные профессиональные стороны и корректировать менее развитые.
Инструкция
Проранжируйте варианты ответов по степени их близости к вашему мнению (цифрой «1» отметьте ответ, который наиболее согласуется с Вашим видением ситуации, а цифрой «4» - ответ, который наименее Вам подходит).
1. Руководитель, желающий изменить неправильное поведение подчиненного по отношению к правилам организации, должен:
А поговорить с ним, и объяснить, что от него требуется;
В наказать его сразу же после того, как было выявлено очередное несоблюдение правил;
С изменить правила по согласованию с подчиненными и другими коллегами;
Д поговорить с подчиненными и согласовать цели и ценности организации и его собственные.
2. Взаимодействие между людьми жизненно важно для работы организации, потому что:
А ) в противном случае невозможно реализовать поставленные цели;
В) вся деятельность организации зависит от того, насколько эффективно организована коммуникация в организации;
С) знание сотрудниками целей и принципов организации является залогом ее успеха;
Д) только хорошо знакомые и сработавшиеся люди будут работать эффективно.
3. Представьте себе, что Вам предстоит руководить новым коллективом, в котором все намного опытнее Вас. Что вас будет беспокоить:
А) что мне будет сложно их инструктировать и формулировать задания;
В) что мне будет сложно ставить перед ними цели;
С) что я не смогу быть самым компетентным и в случае чего ответить на их вопросы;
Д) что мне будет трудно и неудобно производить контроль за их деятельностью.
4. Роли руководителя определяются:
А) целями и стратегией организации;
В) особенностями его деятельности и спецификой подчиненных;
С) ситуацией, которая определяется задачей и наличием ресурсов;
Д) особенностями деятельности и структуры организации.
5. По Вашему мнению, лучших результатов достигнет тот руководитель, который:
А) бдительно следит за тем, чтобы его подчиненные выполняли свои функции;
В) умеет показать подчиненным важность и значимость той работы, которая им поручается и заинтересовать их;
С) занимается обучением и развитием подчиненных, решением внутриорганизационных проблем (конфликтов);
Д) умеет организовать работу так, чтобы для решения задачи всегда привлекались наиболее компетентные сотрудники.
6. Хотели бы Вы, чтобы подчиненные видели в Вас:
А) человека, который умеет проанализировать ситуацию, поставить цели развития организации и определить стратегию их достижения;
В) человека, который умеет организовать работу наиболее оптимальным образом;
С) человека, наиболее компетентного и знающего;
Д) человека, который всегда может обеспечить сотрудников всем необходимым.
7. Если в коллективе возник конфликт, то какой способ поведения Вы выберете:
А) поговорю с каждым участником и постараюсь понять, не вызван ли конфликт особенностями организации трудового взаимодействия;
В) поговорю с каждым участником и накажу того, кто окажется не прав;
С) поговорю с каждым участником, и постараюсь убедить стороны в необходимости прекращения конфликта во имя сохранения эффективной рабочей атмосферы;
Д) поговорю с каждым участником и постараюсь показать каждому, как конфликт влияет на процесс достижения целей организации и каждого из сотрудников.
8. Двусторонний контакт между подчиненными и руководителем очень важен, потому что:
А) руководитель может проконтролировать процесс решения задачи и выделить дополнительные ресурсы в случае необходимости;
В) руководитель может соотнести цели организации и подчиненного;
С) руководитель может координировать работу нескольких подчиненных или подразделения в целом;
Д) руководитель может помочь подчиненному, в случае если тот не справляется или что-то не знает.
9. Руководитель организации должен отвечать:
А) за рабочую атмосферу и компетентность своих подчиненных, только при данных условиях задачи всегда будут выполнены точно в срок;
В) за наличие необходимых ресурсов, которые нужны для эффективной деятельности подразделения;
С) за эффективную организацию работы;
Д) за наличие целей и стратегии работы организации.
Контрольные вопросы
1.Выделите основные отличия в функциях управления, администрирования и лидерства.
2.Перечислите основные характеристики лидерства в управлении.
3.Назовите основные функции менеджера.
4.Обозначьте эффективные стили поведения менеджера.
5.Раскройте значимость власти в деятельности менеджера.
Должен знать: определение понятия «руководство», «управление»; различия между техником, менеджером и администратором; определение понятия «лидерство»; какими качествами должен обладать менеджер; как влияет на менеджера группа, ситуация, организация; виды групп; каково влияние рабочей группы на производительность труда; значение групповых воздействий для менеджера.
Классификации функций менеджера; что в себя включает подготовка и принятие управленческого решения; как выявлять проблемы организации, собирать эффективно информацию по определенной задаче, анализировать ее, формулировать задачу, выбирать пути решения задачи; определение понятие «власть»; методы руководства.
Стили управления: авторитарный, демократический, либеральный, их достоинства и недостатки; бихевиористские теории; континуум руководства; суппортивную теорию; что поведение руководителя может быть в двух измерениях: «внимание» и «инициативная структура»; ситуационный подход; ситуационные модели руководства Фидлера, П. Герси и К. Бланчарда; влияние уровня развития сотрудников на стиль руководства; основные факторы, влияющие на стиль руководства; управленческую решетку Р. Блэйка и Дж. Моутона; треосевую таблицу Реддина; восемь стилей менеджмента.
Определение понятия «власть»; виды источников власти: власть вознаграждения, власть принуждения или наказания, нормативная власть, власть эталона, власть знатока, информационная власть; взаимодействие основных форм власти; поведение и власть менеджера; источники власти и мотивационная основа сотрудника; актуальная и потенциальная власть; модель власти Картрайта и Кипниса.
ТЕМА 5. МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Литература (3), главы 5, 6.
Задания и вопросы для самопроверки
Тест «ИП»
Результаты данного теста позволяют выявить основные доминирующие потребности личности на данном этапе его развития.
Инструкция
Вам даются 15 утверждений. Сравните эти утверждения попарно между собой. Начинайте сравнивать первое утверждение со вторым, потом первое с третьим и т.д. Результаты вписывайте в колонку 1. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку вписывайте цифру 2. Если предпочтительным окажется первое утверждение, то вписывайте цифру 1. И так делайте при каждом сравнении.
Далее проделывайте аналогичные операции со вторым утверждением: сравнивайте его сначала с третьим, потом с четвертым и т.д. Результаты вписывайте в колонку 2.
Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк. Каждое сравнение пар делайте после проговаривания «Я хочу…».
«Я хочу…»
1. Добиться признания и уважения.
2. Иметь теплые отношения с людьми.
3. Обеспечить себе будущее.
4. Зарабатывать на жизнь.
5. Иметь хороших собеседников.
6. Упрочить свое положение.
7. Развивать свои силы и способности.
8. Обеспечить себе материальный комфорт.
9. Повышать уровень мастерства и компетентности.
10. Избегать неприятностей.
11. Стремиться к новому и неизведанному.
12. Обеспечить себе положение.
13. Покупать хорошие вещи.
14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.
15. Быть понятым другими.
Бланк ответов
Контрольные вопросы
1. Определите сущность таких понятий, как: потребности, мотивы, мотивация.
2. Рассмотрите теории мотивации. Выделите их преимущества и ограничения.
3. Покажите особенности использования теорий мотивации в практике менеджеров.
Должен знать:Понятие мотива, мотивации. Этапы формирования мотива. Мотиваторы. Манипуляция. Функции мотивов. «Теория Х» и «Теория У» Д. Макгрегора. «Теория Z» В. Оучи. Теория мотивации А. Маслоу. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Теория справедливости. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания В. Врума, Л. Портера и др. Возможности модели ожидания. Модель атрибуции. Мотивация просоциального поведения. Схема мотивации труда. Мотивация к достижениям. Мотивация принадлежности к группе. Мотивация компетентности. Мотивация власти. Мотивация труда. Духовные мотивы. Методы удовлетворения потребностей: социальные потребности, потребность в уважении, потребность в самовыражении.