Тест «Оценка способов реагирования в конфликте»
Данный тест позволяет определить Ваш основной способ реагирования в конфликтных ситуациях.
Инструкция
Выберите в каждом из 30 пунктов одно более приемлемое для Вас утверждение из двух и выделите его:
1. а) иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;
б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2. а) я стараюсь найти компромиссное решение;
б) я пытаюсь уладить его с учетом интересов другого человека и моих собственных.
3. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;
б) я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого;
б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) я пытаюсь избежать неприятности для себя;
б) я стараюсь добиться своего.
7. а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно;
б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться в другом.
8. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий;
б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) я твердо стремлюсь добиться своего;
б) я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.а) первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранять наши отношения.
12.а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;
б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. а) я предлагаю среднюю позицию;
б) я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) я сообщаю другому мою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;
б) я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;
б) я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) я стараюсь не задеть чувств другого;
б) я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) если это сделает другого счастливым, я да ему возможность настоять на своем;
б) я дам другому остаться при свое мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) во время переговоров стараюсь быть внимательным к другому;
б)я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека;
б) я отстаиваю свою позицию.
23. а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;
б) иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;
б) я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) я пытаюсь убедить другого в своей правоте;
б) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого;
26. а) я обычно предлагаю среднюю позицию;
б) я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) зачастую стремлюсь избежать споров;
б) если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) я предлагаю среднюю позицию;
б) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) я стараюсь не задеть чувств другого;
б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Контрольные вопросы
Опишите конструктивную и деструктивную функции конфликта.
Выделите основные компоненты конфликта.
Раскройте основные модели и уровни конфликта.
Должен знать: Понятие конфликта. Конфликты в организации. Причины конфликта. Ложные рефлексы. Иллюзии. Источники конфликта в организации. Сигналы конфликта. Последствия и результаты конфликта. Модели конфликтов. Уровни конфликта. Стратегии разрешения конфликта.Стратегия «выиграть-выиграть». Эффективные методы ведения диалога в конфликтной ситуации.Что охлаждает взаимодействие. Что влияет на успешность взаимодействия в конфликте. Три группы навыков активного восприятия. Оптимальное самоутверждение во взаимодействии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. - С.-Петер., ПИТЕР, 2000.
2.Дизель П.М., Мак-К. Раньян. Поведение человека в организации. – М., «Фонд за экономическую грамотность», 1993.
3.Менеджмент в организации. – М., 1997.
4.Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организации. – М., 1980.
5.Пригожин И.А. Современная социология организаций. - М., 1995.
Дополнительная литература
6. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., Изд-во «Прогресс», 1993.
7. Атватер И. Я вас слушаю… Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. – М., 1984.
8.Бородкин Ф., Коряк Н. Внимание: конфликт! – М., 1989.
9.Вейлл П. Искусство менеджмента. – М., 1993.
10.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., МГУ, 1995.
11.Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. – М., 1993.
12.Доган М., Палесси Д. Сравнительная политическая социология. – М., 1994.
13.Дункан У.Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. – М., 1996.
14.Дятлов А.Н. Современный менеджмент. – М., Изд-во ВШЭ, вып. 1 и 2, 1997.
15.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1989.
16.Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Изд-во «Феникс», 1995.
17.Кэй М. Об умении работать с людьми. М., 1993.
18.Майерс Д. Социальная психология, - С-Пб., Изд-во «Питер, 1997.
19.Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. – М., Изд-во «Дело», 1997.
20.Моль А. Социодинамика культуры. – М., Изд-во «Прогресс», 1973.
21.Практическая психология для менеджеров. – М., ИИД «Филин Ъ», 1996.
22.Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. - М., «Инфра-М», 1996.
23.Рюттингер Р. Культура предпринимательства. – М., 1992.
24. Саймон Г.А., Смитсбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организации. – М., 1995.
25.Теория организаций и организационное проектирование. – Саратов, 1997.
26.Фаткин Л.В. Этика и психология управления. – М., РЭА, 1993.
27.Фаткин Л.В., Петросян Д.С. Психология руководства, - М., 1992.
28.Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. – С-Пб, Изд-во «Питер», 1997.
29.Шепель В.М. Управленческая психология. – М., 1984.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Организационное поведение является составной частью:
А) менеджмента;
Б) экономики;
В) психологии.
2. Стадии развития организации – это:
А) формирование организации по количеству сотрудников;
Б) формирование организации по результатам времени;
В) формирование организации по шкале времени.
3. «Закрытая» модель организации – это:
А) жесткая иерархическая структура;
Б) образование динамическое;
В) образование гибкое.
4. Жизненный путь организации включает:
А) 5 этапов;
Б) 4 этапа;
В) 3 этапа.
5. Бихевиористическая теория гласит, что поведения человека подчиняется влиянию:
А) природного;
Б) социального;
В) подсознательных сил.
6. Поведение человека – это:
А) внешняя активность;
Б) внутренняя активность;
В) внешняя и внутренняя активность.
7. Установки – это:
А) желания человека;
Б) знания человека;
В) убеждения человека.
8. Группа – это:
А) объединение 2-х и более людей для реализации конкретных целей
Б) объединение 3-х и более людей для реализации конкретных целей
В) объединение 5-х и более людей для реализации конкретных целей
9. Лидер – это:
А)интеллектуальный авторитет;
Б)эмоциональный авторитет;
В)авторитет по физической силе.
10. Формальная группа – это:
А)объединение членов организации на эмоциональной основе;
Б) объединение членов организации на основе интересов;
В) объединение членов организации на основе прав и обязанностей.
11. Неформальная группа – это:
А) объединение членов организации на эмоциональной основе;
Б) объединение членов организации на основе интересов;
В) объединение членов организации на основе прав и обязанностей.
11. Метод социометрии измеряет:
А) профессиональную компетентность;
Б) статус человека в группе;
В) организаторские способности.
12. Внутриролевой конфликт возникает, когда:
А) индивид исполняет много различных ролей;
Б) к исполнителю одной роли предъявляют разные требования;
В) индивид не знает, какую роль ему выделить.
13. Руководство – это:
А) мотивация людей;
Б) контроль деятельности;
В) определение и распределение задач.
14. Управление – это:
А) стратегическое руководство компанией;
Б) мотивация людей;
В) контроль деятельности.
15. Экономические методы управления:
А) убеждение;
Б) материальное вознаграждение;
В) правовые санкции.
16. Стиль управления – это:
А) система способов деятельности руководителя;
Б) способности руководителя;
В) уровень интеллекта руководителя.
17. Мотивация является:
А) технологическим приемом;
Б) свойством личности;
В) элементом культуры компании.
18. Мотивировка – это:
А) желания сотрудников;
Б) замена истинных причин поведения;
В) стимулирование сотрудников.
19. Стимулирование – это:
А) моральная оболочка мотивации персонала;
Б) мотивация персонала;
В) материальная оболочка мотивации персонала.
21. Наказание – это:
А) способ активизации человека;
Б) способ поощрения человека;
В) способ обучения человека.
22. Коммуникация – это:
А) общение;
Б) передача информации;
В) восприятие.
23. Конфликт – это ситуация, в которой:
А) не умеют слушать;
Б) отсутствует организатор процесса;
В) отсутствует согласие между сторонами.
24. Эффективное слушание – это:
А) настаивание на своих правах;
Б) отделение человека от проблемы;
В) поддержание постоянного контакта глаз.
25. Что охлаждает взаимодействие:
А) внимание;
Б) понимание;
В) угрозы.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Авторитарный стиль- это стиль руководства, который дает защищенность группе. Группа у такого руководителя работает точно, максимально используя свои профессиональные навыки.
Администратор- контролирует процесс.
Бихевиоризм – теория, которая объясняет поведение человека влиянием социальной среды.
Внутригрупповой конфликт - возникает, когда к исполнителю одной и той же роли предъявляют разные требования.
Виды конфликта: внутриличностный, межличностный, межгрупповой.
Внутреннее предпринимательство - стадия развития организации, которая предполагает максимальное участия каждого из сотрудников в предпринимательской среде.
Восходящие коммуникации – это передача информации от сотрудников к руководству.
Группа- это объединение двух и более людей для реализации конкретных целей.
Гуманистическая школа - теория, которая подчеркивает, что в каждом человеке заложено стремление реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития своих возможностей.
Демократический стиль - это стиль руководства, который дает возможность самореализации всем членам группы. Кроме того, наблюдается высокий уровень производительности труда.
Другие формы коммуникаций: электронные, телекоммуникативные системы.
Закрытая модель организации: жесткая, иерархическая структура с определенными отношениями власти и подчинения.
Защитные механизмы: вытеснение, замещение, проекция, сублимация.
Источники конфликта в организации: организационное изменение; личностные расхождения; различные системы ценностей; угроза статусу; контрастирующее восприятие; недостаток доверия.
Команда- это небольшая группа, постоянно взаимодействующих и координирующих свою силу сотрудников, стремящихся к достижению общей цели.
Коммуникация-это передача информации от одного человека к другому.
Коммуникационные барьеры: личностные, физические, семантические.
Коммуникационный процесс включает: 1) рождение идеи; 2) кодирование; 3) передача сообщения, 4) получение информации; 5) декодирование; 6) принятие сообщения; 7) использование информации получателем; 8) обеспечение обратной связи.
Конфликт-это ситуация, в которой отсутствует согласие между двумя сторонами.
Лидер- это эмоциональный авторитет в группе.
Либеральный стиль- это стиль руководства, при котором руководитель возлагает свои функции на подчиненных. При этом группа утрачивает способность продуктивно трудиться.
Метод социометрии- это метод исследования группы, который позволяет выявить статус личности в группе.
Межролевой конфликт- возникает, когда одному человеку одновременно приходиться исполнять много разных ролей.
Механизация- этап развития организации, при котором происходит создание отлаженного эффективно функционирующего и независимо от отдельных персоналий механизма.
Миссия организации- это то, что данная организация несет в социум.
Многомерная модель организации: основой многомерной организации является рабочая автономная группа, выполняющая: обеспечение ресурсами; производство для конкретного потребителя; обслуживание конкретного потребителя.
Модальности Я-концепции: актуальное Я, идеальное Я, динамическое Я, отраженное Я, маска, фантастическое Я.
Мотив- опредмеченная потребность.
Мотивировка - это рациональное объяснение человеком причин своего поведения.
Наказание- это сложнейший способ активизации человека.
Неформальная группа- это объединение лиц, взаимоотношения между которыми имеют эмоционально - психическую окраску и основаны на личных предпочтениях.
Неформальная роль(межличностная) - это поведение, которое мы принимаем на себя с учетом ожиданий на неформальном уровне.
Нисходящие коммуникации- поток информации, направленный от высшего руководства к подчиненным.
Организационное поведение - это научная дисциплина, исследующая поведение людей в организациях.
Организатор- это человек, который организует процесс деятельности в компании.
Открытая модель организации: главное свойство данной модели - совместимость и партнерство людей.
Партисипативная модель организации - участие работников всех уровней в принятии решений, установление целей, в решение проблем.
Принципы стимулирования- доступность, ощутимость, постепенность, минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой, сочетание материальных и моральных стимулов, сочетание стимулов и антистимулов.
При наказании необходимо: проявлять уважение и требовательность к сотруднику, наказание должно иметь «вес» для сотрудника, не применять одну и ту же форму наказания.
Причины конфликта- ложные рефлексы, иллюзии.
Психоаналитики- теория, которая утверждает, что поведение человека в различной степени подчиняются влиянию подсознательных сил, которые обусловлены инстинктами.
Руководитель- человек, основная функция которая - постановка и распределение задач.
Синхронная модель организации: близка к закрытой модели, но акцент делается на позитивной мотивации совместного достижения желаемого результата. От людей требуется самостоятельность и ответственность.
Ситуационный подход- этот метод требует от руководителя при принятии решения оценивать ситуацию в целом, в единстве ее элементов.
Символы общения: слова, рисунки, действия.
Система материального стимулирования- это комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности в форме заработной платы, бонусов, премий и др.
Случайная модель организации: образование динамичное, способное быстро перестраиваться.
Социальная роль- это нормативно одобренный способ поведения, который ожидают от человека в обществе.
Стратегия организации- это принятие решений, которые влияют на развитие организации.
Стадии развития организации: формирование, интенсивный рост, стабилизация, стагнация(застой), кризис.
Стиль управления- это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.
Стимулирование труда- это внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда.
Стратегия разрешения конфликта: уход, смягчение, силовой подход, компромисс, выиграть-выиграть.
Типы команд- кружок, комбинат, клика, команда лидеров.
Управление качеством- это такой уровень организационного развития, при котором главной задачей компании становиться захват приоритетов на рынке через задание своих стандартов качества.
Управленец- это руководитель, который ставит стратегические задачи.
Уровни конфликта: стычки, столкновения, кризисы.
Установка- определенные правила, убеждения человека по отношению к любым предметам, явлениям мира.
Формальная группа- представлена в правах и обязанностях ее членов по отношению друг к другу.
Формальная роль- включает в себя требования и ожидания общества.
Функции менеджера: целеполагание, планирование, организация, стимулирование, координирование, контроль.
Функции мотива:побуждающая, направляющая, управляющая, организующая.
Эдхократическая модель организации - это модель, которая предполагает установление напряженных целей. Средства выбираются исполнителями. Формальности - нетипичны.
Элементы системы организационного поведения: цель, миссия, видение, люди, организационная структура, стадии развития организации, технология, окружающая среда.
Этапы развития команды- адаптация, группирование, нормирование деятельности, функционирование, расформирование.
Я- концепция – это система представлений человека о своем месте в мире, своей личностной позиции, определяющаяся ценностными ориентациями.