Стадии разработки и реализации инвестиционного проекта.
Инвестиционные проекты могут носить инновационный характер. Несмотря на многообразие возможных идей, каждый инвестор оценивает свои финансовые возможности, уровень конкуренции, отдачу на вложенный капитал, риск и другие факторы реализации проекта в будущем.
Любой инвестиционный проект проходит три этапа разработки и реализации: предынвестиционный, инвестиционный и эксплуатационный, составляющие в своей совокупности его жизненный цикл.
Первый предынвестиционный этап включает в себя следующие мероприятия: проверку первоначального замысла проекта; составление задания на разработку и обоснование проекта; разработку бизнес-плана; выбор местоположения объекта; выделение инвестиций на проектирование; проведение тендеров на проектирование; выбор проектной организации и заключение с ней договора; разработку техникоэкономического обоснования проекта; разработку проектносметной документации; утверждение проектносметной документации; отвод земли под строительство; получение разрешения на строительство; проведение тендеров на строительство; разработку рабочей документации;
заключение подрядного договора. Выделяют три уровня предынвестиционных исследований:исследования возможностей; подготовительные, или предпроектные, исследования; оценка осуществимости или техникоэкономические исследования. Обобщающим документом предынвестиционных исследований является бизнес-план инвестиционного проекта.Инвестиционный этап реализации проекта состоит из следующих мероприятий: строительства объектов, входящих в проект; монтажа оборудования; пусконаладочных работ; производства опытных образцов; выхода на проектную мощность. В течение инвестиционного этапа осуществления проекта формируются активы предприятий, заключаются контракты на поставку сырья, комплектующих, производится набор рабочих и служащих, формируется портфель заказов.Эксплуатационный этап проекта существенно влияет на эффективность вложенных средств в проект. Чем дальше будет отнесена во времени его верхняя граница, тем больше будет совокупный доход. В течение этой фазы осуществляется текущий мониторинг экономических показателей проекта, для того чтобы инвестор мог соотносить результативность проекта со своими ожиданиями
61.Назначение бизнес-плана. Функции бизнес-плана. Показатели бизнес-планов.
Бизнес-план - это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности фирмы и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов. функции: оценка перспективы развития фирмы или проекта, которая позволяет быть готовым к изменениям рыночной и экономической ситуации; повышение квалификации аппарата управления, заставляя менеджеров практически думать о возможностях фирмы, ее конкурентах и других проблемах, что ведет к принятию более квалифицированного решения; защита средств инвесторов, что является моральным и юридическим долгом предпринимателя; определение основных потребителей НТ и стратегии конкурентной борьбы; информирование инвестора о состоянии дел предпринимателя, что очень важно для преодоления возможных финансовых проблем; обеспечение поставок сырья и комплектующих изделий без предоплаты, так как поставщик, благодаря бизнес-плану, может увидеть своего потенциального надежного клиента; рекламирование и формирование убеждения потенциальных потребителей в способности фирмы производить свою продукцию в достаточном количестве и достаточного уровня качества; снижение вероятности банкротства в связи с обнаружением возможных дорогостоящих ошибок.
62.Структура бизнес-планов..
1. ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ)
2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
4. АНАЛИЗ РЫНКА
5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
6. ПЛАН СБЫТА
7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
8. АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
9. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ
63. Требования к составу бизнес-плана.
а) В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, текст основных разделов бизнес-плана, приложения.
б) На титульном листе указывается название инвестиционного проекта (далее - проекта), предприятия - инициатора проекта, организации - разработчика бизнес-плана, утверждающая подпись руководителя предприятия и организации-разработчика, заверенные печатью, требования конфиденциальности документа. В случае, если разработчиком бизнес-плана является предприятие - инициатор проекта при участии консалтинговых, аудиторских и других фирм, то в нижней части титульного листа указывается: "Бизнес-план разработан предприятием при участии" и указываются названия привлеченных организаций.
в) В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы.
г) Бизнес-план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из следующих основных разделов:"Резюме"; "Характеристика предприятия и стратегия его развития"; "Описание продукции (услуги)"; "Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга"; "Производственный план"; "Организационный план"; "План реализации проекта"; "Инвестиционный план"; "Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности"; "Показатели эффективности проекта"; "Юридический план";"Информация о разработчике бизнес-плана".
д) Общие требования к подготовке основных разделов, таблиц и приложений бизнес-плана: каждый раздел формируется на основании проверенных исходных данных, подтвержденных исследованиями и оформленных соответствующими документами; отдельными приложениями к бизнес-плану оформляются документы, подтверждающие исходные и другие данные, используемые в бизнес-плане (копии контрактных и предконтрактных, учредительных и отчетных документов, материалов аудиторской проверки);информация по обоснованию включения производств, предприятий, основанных на новых и высоких технологиях, в Реестр высокотехнологичных производств и предприятий оформляется в соответствии с действующими в республике нормативными документами и помещается в состав соответствующего раздела бизнес-плана или оформляется в виде приложения;раздел "Информация о разработчике бизнес-плана" заполняется в случае привлечения к разработке бизнес-плана других организаций (проектных, консалтинговых, аудиторских и т.д.).
е) При разработке бизнес-плана рекомендуется соблюдать следующие принципы и подходы:
при разработке производственной и финансово-экономической частей бизнес-плана использовать методы имитационного моделирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров проекта на его эффективность и реализуемость; при создании или реконструкции отдельных производств показывать влияние инвестиционного проекта на производственную деятельность предприятия в целом и наоборот;
при решении вопроса о строительстве нового предприятия проводить альтернативные расчеты и обоснования его расположения на имеющихся площадях (посредством реконструкции) или новых; для проектов, реализуемых с участием средств или предоставлением преференций государства, выполнять расчеты платежей в бюджет и внебюджетные фонды без предоставления льгот и при предоставлении льгот, а также потерь государства и компенсации этих потерь; составлять бизнес-план на весь период реализации инвестиционного проекта (далее - горизонт расчета). Как правило, горизонт расчета должен охватывать срок возврата заемных средств плюс 1 год. Допускается установление другого обоснованного горизонта расчета;шаг отображения информации в таблицах, представляемых в органы государственного управления, принимать равным 1 году;
64.Резюме бизнес-плана
Резюме — это главная составляющая любого бизнес-плана, если оно не произведет хорошего впечатления на инвестора, то в дальнейшем ваш план читать никто не будет и тем более ожидать инвестиций не следует.
Общие запросы к резюме
1. Ограниченный объем, который не превышает 4-х машинописных страниц;
2. Доступность материала, чтобы было понятно для любого человека;
3. Максимальная простота, краткость изложения, свести к минимуму специальные термины;
4. Отчетливая цель всей работы, где изложены основные мероприятия для достижения поставленной цели и отличие от аналогов вероятных конкурентов.
Резюме является независимым рекламно-информационным документом, который призывает убедить предполагаемого инвестора в целесообразности вклада средств в ваш бизнес. Резюме составляют после разработки всех прочих областей бизнес-плана предприятия, и содержит краткие выводы по разделам.
Описание продукта
При характеристике конкретного продукта, на производство и реализацию которого направлен бизнес-план, следует отразить основные технико-экономические и потребительские качества продукции, которые выражаются в следующих параметрах: функциональное назначение; характерные свойства продукции; стоимость; технологичность (в том числе, себестоимость); универсальность; соответствие национальным и международным стандартам, наличие сертификатов, свидетельств, патентов и т.д.; доля данного продукта в общем объеме производства; этап жизненного цикла, на котором находится продукт; наличие гарантийного и постгарантийного обслуживания; возможности дальнейшего развития (совершенствования) продукта и увеличения объемов его производства (наличие технических возможностей для расширения производства продукта).
В данном разделе бизнес-плана не рекомендуется делать основной акцент только исключительно на достоинствах предлагаемой к производству продукции, а также попытаться выявить и оценить существующие недостатки и проблемные (узкие) места, которые в дальнейшем необходимо доработать.
План описаниятехнико-экономических и потребительских качества продукции: Функциональное назначение продукции (какие потребности покупателей удовлетворяет продукт); Характерные свойства продукции и описание внешнего вида; Стоимость продукции, ее сопоставление с продуктами-аналогами (здесь же – оценка конкурентоспособности продукции); Технологичность (в том числе, себестоимость); Универсальность в использовании (какие дополнительные потребности покупателей продукт может удовлетворить); Соответствие национальным и международным стандартам, наличие сертификатов, свидетельств, патентов и т.д.; Доля данного продукта в общем объеме производства; Этап жизненного цикла, на котором находится продукт; Наличие гарантийного и постгарантийного обслуживания; Возможности дальнейшего развития (совершенствования) продукта и увеличения объемов его производства (наличие технических возможностей для расширения производства продукта).