Баланс пр-ой мощн-ти. Пок-ли эффективности использ пр-ой мощ-ти.

Степень использования производственной мощности опр след показателями:

1.общий коэф использования ПМ-опр отношением обьема выпуска продукции за опр период в нат еденицах к средне годовой мощности за тот же период

К исп=ВП/ПМ ср.г 2.коэ экстенсивного исп ПМ К экс=F об.д/F об.пл

F об.д=∑(N*t шт) F об.пл=С*К см*Т см*Д р

3.коэф интенсивного исп ПМ-опр с учетом производ оборуд и расчит как отн средне дневного выпуска к средне дневной ПМ К инт=ВП дн/ПМ ср.дневная

Эффективности ПМ отражается след показателями: 1.коэф загрузки оборуд 2.коэфиц сменности работы оборудования 3.фондоотдача 4.сьем продукции с одного квадратного метра Плановый обьем производства опр

ВП пл=ПМ ср.г*К исп

Для улучшения исп и дальнейшего наращивания ПМ исп след пути:

1.сокращать внутрисменные и целосменные простой оборудования

2.уменьшать количество измененмя оборудования и быстро вовлекать в производственный процесс неустановленное оборудование

3.повышать фондоотдачу путем внедрения новыхтехнологий и оборудования

4.модернизировать действующий парк основного тех оборудования

5.улучшать структуру ОПФ в сторону увеличения их активной части

Цены и Ценообразование.

Понятие Ц и ее ф-ции. Ц-денежн ст-сть, кот. готов заплатить покупат за полезность товара, а производ при этом готов продать этот товар исходя из затрат на его пр-во. От цены зависит: конкурентоспособ, Uреал-ции, вел-на прибыли, финанс-ая устойчивость пред-ия. Фу-ции цены: 1Информационная-содерж информ-ю о престижн товара, его кач-ве, о издержках про-ва о составе изделия.2Учётная-отражает общественно необх затраты труда на про-во реализ-ию про-ии используется для учёта Vреализ-ии товарного и валового выпуска.3Распределительная- осущ. гос. перераспредел дохода м/у отраслями гос. И др. секторами, регионами. 4Регулирующая-фу-ия позволяет сбалансировать про-во и потребление спроса и предлож. 5Стимуоирующ - формир. эк заинтересованн произ-ля в повышении кач-вп про-ции, в улучшении упаковки, в снижение затрат на про-во про-ции, увелич. Выпуска и повышение спроса на неё.

Гос регулирование Ц Гос.регул-осущ путём совершенствования налогового закона-ва и внешн экон дея-ти, т к наличие высоких ставок налогов, значительных тарифных ограничений явл. причинами роста цен на внутр. рынке.Формир-е цен на пред-ии происхт на основе след. принципов:1 учёт гос. политики в области ценообразования.2сочетание свободных и регулируемых цен.3установление регулируюмых цен но товары работы и услуги на уровне, кот. Обеспеч покрытие эк. обоснованных затрат и получение достат прибыли для дальнейшего развития пр-ва. 4Гос.контроль за соблюд действ порядка ценообразов-ия, соблюд установл нормативов, Ц и тарифов.5с помощью цен гос-во должно поддерживать темпы роста ден.массы на ур-не средних темпов роста ВВП, тогда ур-нь цен будет стабилен, исходя из кол-ва денег в обращении, скорости обращения денег и реального объема пр-ва.

Ценовая пол-ка РБ Ц подитика в РБ направлена на: 1созд условий стимулирующих рыночную перестройку экономики.2созд условий для повыш конкурентоспособности отечественной про-ции.3Контроль над монопольными ценами и их ограничения.4 Стабилизацию роста жизненного уровня населения страны, поддержка незащищённых слоёв населения. Задачи цен-ой политики:1стабилизация цен в стране, недопущение опережающего роста цен по сравнению s ростом доходов населения.2совершенствование механизмов и методик цен-огорегулирования, создание эк-их барьеров для неоправдонного роста затрат и завышенных цен, переход к закупкам на основе открытых тендеров.3поэтапное сокращение бюджетных субсидий в ценах на услуги ЖКХ и транспортных услугах населению.4сужение сферы прямого гос.регулиро-ия цен до регулиро-ия цен лишь на соц. Значимые товары и услуги, про-ию пре-ий монополистов.5 расширение рыночныхмеханизмов ценообразования, то есть преимущественное действие свободных цен.6предупреждение нарушений ценового и антимонопольного законодательств, защита собственных производителей.

Виды Ц и классиф-ция. .Класс-ция цен: 1 по масштабу торг операций и хар-ру реал-ого товара: *отпускЦ-Ц по кот. Реали про-цию пре-ий произ-ль.*оптовые-по кот. Реал товары оптово-сбытовые орг-ции.*розничные-по кот. Реал-ют товары населению, пред-ию розн торговли. 2по степени и способу реализ-ии: *свободные-формир. Под воздейст Р на основе спроса и предлож, освобожд от гос регул-ия.*регулируемые-устанавливаются или ограничиваются гос. Орг-ми ценообразов-ия, эти Ц мб гарантирован, рекомен, лимит, залоговые, пороговыми.*договорные-определяются предварит соглаш м/у покупат и произв.3 по способу фиксации:*твёрдые-устанавлив в момент подпис договора и неизменна в течение всего срока его действия.*подвижные-зафиксированы в договоре, но с оговоркой о возможн изменен при определён услов.* скользящие-коррект s учётом изменен издержок про-ва.4по условиям поставки и продажи:*цена нетто-цена на месте купли продажи.*цена брутто-определяется s учётом условий куплипродажи (вкл.скидки,строховки) 5Взависис-ти от вкл.в цену затрат по транспортир:*Ц франко станция поставщ-оплата всех транспорт услуг производит покупат.*Цфранко станция отправлен*франко вагон станция отправлен*Ц франко вагон станция назначение*Цфранко склад потребителя. 6Взависим-ти:*Цтоварных аукционов*биржевые котеровки*цены торгов.

Состав цены по эл-ам.Состав цены на пром про-цию зависит от вида цены.В зависим от нее меняется состав элементов цены.Цена на пром пр-цию: Ц=С+П+Ак+КН+ОЦсостав осн видов цен на пром про-цию:1-отпускная цена.ОЦ=С+П+КН(НДС и акциз);2-оптовая цена.О=ОЦ+ОН+КН оптовая надбавка должна обеспечить оптово-сбытовой ор-ции покрытие собственных затрат и обеспечить ей прибыль.;3-розничная цена РЦ=ОЦ+ТН+КН торговая наценка должна обеспечить покрытие затрат торговой орг-ции и обеспеч ей прибыль. Примечание: к КН в наст время относится акциз и НДС 20%

Формирование отпускной Ц орг-ции.Расчет косв налогов вкл в Ц. Исх пунктом формиров цены явл с/с пр-ции(ее калькуляция),т.к.люб пред-ие стремитс к тому,чтобы возместить затраты связанные с пр-ом пр-ции.Кроме того пр-ие при продаже товара должно получить прибыль,что позволит не только финансировать получ затраты пр-ва,но и обеспеч развитие пред-ия. Размер П зависит от планир ур-ня доходности продаж или ее рен-ти выраж в % от полной с/с П=с/с*%R/100 ;Цндс=С+Ак=НДСдалее на товары начисл акциз.Ставки акцизов мб установл в %(адвалорной ставки) или твердой суммой на ед про-ции.Сумма акциза по адвалорной ставке:Ак=(СК*П)*С адварол/100-С адв

В наст время в Рб единый КН включ в цену НДС,ставка кот 20%.Есть товар на кот ставка НДС льготируется,а есть товары освобожд от НДС. Сумма уплачиваемого НДС пред-ся производит пр и включ ее в цену про-ции. НДС=(с/с+П+Ак)*Сндс/100%Т.о. отпуск цена пред-ия изг с учетом НДС. На 2ой стадии движ товара, определ оптовую цену товара,в кот также включ :НДС и оптовую надбавку оптовой орг-ции ОЦндс=Цб/ндс+ОН+НДСопт-сбыт ОН=Зоп-сбыт+Поп-сбытНа 3ей стадии ТВ опред розничная цена товара РЦ=ОН б/ндс+ТН=НДСторг-сбытВ РБ принят зачетный метод начисл НДС ,при этом с/с про-ции не вкл сумма НДС входящая(для пр-ия изгот исп НДС,уплаченная по сроку материала и комплектующ издел).Потому что во сех платежных док-тах НДС отражается отдельной строкой,а в расчете цены опред цена с НДС.Поэтому НДС в нек случаях нужно рассчитывать обратным методом,т.е. исходя из выручки или цены НДС=Врп*Сндс/100-Сндс ; НДС=Цндс*Сндс/100-Сндс

Методы формирования Ц.Обоснование Ц пр-ции на основе безубыточности пр-ва. Сущ др методы расчета цен:
1. Рыночн методы – осн на учете спроса, покупат восприятия товара, могут учитываться разл виды скидок.
2. Нармативно-параметрическ методы – предполаг учет потреб свойств и затрат на ед параметра(ст-ость квартиры опред по ст-ости м кВ и этажа) 3. Затратрые методы основаны на определении полноты затрат, т.е с.с Однако это методы не стимулируют рац использ ресурсов, не учитыв спроса на товар и кон-цию на рынке, не зависят от кач-ва пр-ции, поэтому наиб интересен усоверш затратный метод , основынный на анализе безубыточности. В этом методе сопоставл затраты()издержки) с ожидаемым поступл доходов при разл объеме продаж. При этом издержки подразделяются на переменные и условно постеянные. В основе расчета лежит формула
Врп=С +П+КН Ц*N=A+в*N+G+НДС (А – пост завтраты,в – переменные , Врп – доход.)

Доход

Эк сущность выручки и доходов(Д), виды доходов пред-тия.

Доход(Д) – поступление ден ср-тв на пр-тие за проданную пр-цию, выполненную работу, оказанные услуги,а т ж от операций с капиталом и др операций не связ с реализ. 1-ая осн часть общ дохода – выручка от реализ пр-ции, выполн работ и оказ услуг. Выручка явл источником возмещения затрат на пр-во пр-ции и главным источником формир прибыли. Врп=Е(Ц*N) 2-ая часть доходы связ с релиз неиспольз им-ва: выручка от продажи ОбС и ОФ, нематериальных мативов.

3-ая часть дохода – д, получ от операций не связ с реализ, внереализацион операций: аренда, получ. Штрафы, пени и неустойки, возмещение причененных предприятию убытков, сумма кредитор задолжн с истекшим сроком давности, курсовая разница.

Доход орг-ции предст собой сумму доходов от реализац товаров, управление собственностью поступлений от внереализац операций.

Эта совокупная ден сумма наз общим валовым доходом , т к отражает рез-ты не только производственной, но и всей хоз деят.

В валовом доходе исп прошлый труд в виде стоим сырья и материалов , аморт отчислений и тд. Валовой доход без стоим прошлого труда предст собой чистый доход предприятия, потому чистый доход – вновь созданная на пред-ии ст-сть.

Наши рекомендации