Методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.

Применяются след. Основные методы учета и калькулирования фактической себестоимости продукции: нормативный, позаказный, попередельный.

Для определения фактической себестоимости изделия его нормативную себестоимость по каждой статье умножают на индексы отклонения от норм, исчисленные в ведомости сводного учета затрат. Полученные таким образом суммы прибавляют с соответствующим знаком к нормативной себестоимости изделия по каждой статьей калькуляции.

Расчеты фактической себестоимости (Sфакт) осуществляются по формуле

Sфакт = Sнорм+- ОнSнорм – нормативная себестоимость, руб.Он – отклонение от норм, нормативов(экономия или перерасход. Фактическая себестоимость единицы изделий или работ определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат по заказу на количество изготовленных по этому заказу изделий.Нормативный метод основан на составлении нормативной калькуляции, по действующим на начало календарного периода нормам, и последующем выявлении в течение производственного цикла изготовления изделий отклонений отэтих норм и параметров.При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенное количество продукции ( изделий).При этом методе затраты цехов учитываются по отдельным заказам и статьям калькуляции, а затраты сырья, материалов, топлива, энергии – по отдельным группам.При попередельном методе затраты не производство продукции или работ учитываются по цехам ( переделам, фазам, стадиям) и статьям расходов. Перечень переделов ( фаз, стадий производства), по которым осуществляется учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, порядок определения групп продукции и исчисления себестоимости незавершенного производства или ее оценки устанавливаются в отраслевых инструкциях.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУЦИИ.

С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем: в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия; в улучшении финансового состояния предприятия и снижения степени риска банкротства; в возможности снижения продажной цены на свою продукцию в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки. План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:1.Смета затрат на производство продукции (по экономическим элементам)2. Себестоимость всей товарной и реализованной продукции.3. Плановые калькуляции отдельных изделий4. Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико- экономическим факторам. Важнейшими качественными показателями плана по себестоимости продукции являются: себестоимость товарной и реализованной продукции; себестоимость единицы важнейших видов продукции; затраты на 1 руб. товарной продукции; процент снижения себестоимости по технико- экономическим факторам; процент снижения себестоимости сравнимой продукции.

2 метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия. Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, т.к. он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влить на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:1. технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой технике и технологии;2. организационные. Под этими факторами понимается совершенствование организации производства труда на предприятии в плановом периоде;3. изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;4. уровень инфляции в плановом периоде; 5. специфические качества, которые зависят от особенностей производства; Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, производительность труда, изменение норм и цен на материальные ресурсы.

Наши рекомендации