Порядок проведения налоговых проверок субъектов хозяйственной деятельности.Права и обязанности налоговых органов при проведении проверок

  1. Порядок проведения налоговых проверок.

Налоговой проверкой признается проверка, предметом которой является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций (расчетов), регистров налогового учета, а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком налогов, а также исполнения плательщиком иных требований налогового законодательства.

Доступ на территорию или в помещение плательщика должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого плательщика.

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений плательщика либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об объектах налогообложения или объектах, используемых для осуществления деятельности, документальным данным, представленным плательщиком.

При недопущении должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на указанные территории или в помещения должностным лицом налогового органа составляется подписываемый этим лицом и плательщиком (иным обязанным лицом) акт, на основании которого должностное лицо налогового органа вправе определить суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате, на основании имеющихся у него сведений о данном плательщике. При отказе плательщика (иного обязанного лица) подписать акт в нем делается соответствующая запись.

При недопущении должностного лица налогового органа, на указанные территории составляется подписываемый плательщиком. При отказе плательщика подписать акт в нем делается соответствующая запись. Доступ, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц допускается только с санкции прокурора с участием понятых при наличии информации: о хранении и (или) реализации товаров без уплаты налога.

Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого плательщика, необходимые для проверки документы и (или) информацию, в том числе в электронном виде.

Документы и (или) информация представляются по письменному запросу должностного лица налогового органа, в котором должен быть установлен разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов и (или) информации

Изъятие документов производится на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (подлежит утверждению руководителем (его зам-м) налогового органа) и в присутствии лиц, у которых производится изъятие документов, а в случае их отсутствия – в присутствии понятых. Не подлежат изъятию документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. Изъятые документы перечисляются и описываются в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования и количества изъятых документов.

По итогам налоговой проверки должностными лицами налоговых органов составляются акт или справка по форме, установленной законодательством. Справкой оформляются результаты налоговой проверки, в ходе которой не выявлены нарушения налогового законодательства.

По фактам выявленных нарушений должностным лицом налогового органа в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Акт или справка проверки подписываются должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, а также:

1. руководителем плательщика

2. лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом плательщика В случае отказа указанных лиц от подписания акта или справки проверки в них делается соответствующая отметка и акт или справка проверки направляются плательщику (иному обязанному лицу) заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются ему или его представителю под роспись. При этом лицо, отказавшееся от подписания акта или справки проверки, имеет право письменно изложить мотивы отказа от их подписания.

На основании акта проверки в течение 30 рабочих дней со дня его выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки.

права налоговых органов в рамках проведения налоговых проверок:

• требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

• производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

• вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

• приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;

• в порядке, предусмотренном НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

• определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчётным путём на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчёта налогов документов, отсутствия учёта доходов и расходов, учёта объектов налогообложения или ведения учёта с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

• требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

• взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ;

• требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

• привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

• вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

В рамках проведения налоговых проверок налоговые органы обязаны соблюдать следующие права налогоплательщиков:

• направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

• по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

• по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

• соблюдать налоговую тайну и обеспечивать её сохранение.

законами.

Наши рекомендации