Виды налоговых проверок и порядок их проведения

Из всех форм налогового контроля, установленных налоговым законодательством, наиболее эффективной является проверка,проводимая по определенному кругу вопросов путем ознакомления с отдельными сторонами деятельности организации в контексте уплаты налоговых платежей.

Порядок организации и проведения проверок установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК налоговые органы проводят следующие проверки:

1) камеральные;

2) выездные, в том числе дополнительные:

а) проверки, проводимые при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для признания государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей недействительной, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и не направлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления;

б) проверки государственных органов;

в) тематические оперативные проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (за исключением нотариусов, а также лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма);

г) в целях выполнения обязательств, принятых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

д) проверки, проводимые при прекращении деятельности представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь;

3) выездные встречные проверки плательщиков (иных обязанных лиц) (в рамках проведения проверок, указанных в п. 2).

Согласно ст. 70 НК Республики Беларусь камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов), деклараций о доходах и имуществе и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение.

Камеральной проверкой устанавливаются:

1) своевременность и полнота представления налоговых деклараций (расчетов) и других документов, обязанность представления которых установлена законодательством;

2) правильность оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации (расчета) четкость их заполнения;

3) соответствие реквизитов плательщика (иного обязанного лица), указанных в налоговой декларации (расчете), данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц);

4) соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;

5) правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, иных платежей, подлежащих уплате в бюджет согласно представленным налоговым декларациям (расчетам);

6) соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

7) обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;

8) своевременность и полнота уплаты (удержания и перечисления) в бюджет налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, возложен на налоговые органы, и пеней;

9) соблюдение физическими лицами сроков представления деклараций о доходах и имуществе, полнота и достоверность отраженных в них сведений;

10) соблюдение сроков представления деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, балансов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, отчетов, обязанность представления которых установлена законодательством, полнота и достоверность отраженных в них сведений;

11) своевременность постановки на учет в налоговых органах;

12) иные вопросы, связанные со своевременным и полным исполнением налоговых обязательств.

При проведении камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица), налоговый орган вправе истребовать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы и дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин). Исключение существует только в отношении требования иных документов у организации, ее обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика, представительства иностранной организации, индивидуального предпринимателя, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

По результатам камеральной проверки налоговым органом высылается уведомление об устранении недостатков или представлении иных документов и дополнительных сведений, а в случае выявленных правонарушений и невыполнении требований уведомления составляется акт.

Порядок проведения выездной налоговой проверки и оформления ее результатов регламентируется ст. 71–79 НК Республики Беларусь и состоит в следующем:

1) выездные проверки, в том числе дополнительные и встречные, назначаются руководителем (его заместителем) и проводятся должностными лицами налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). При этом дополнительные проверки назначаются: а) в случае получения ответов от государственных органов, иных организаций по направленным в их адрес запросам, а также поступления информации от налоговых органов других государств либо по их запросам; б) для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту или справке проверки либо в жалобе на решение налогового органа, требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения должностным лицом налогового органа установленного порядка назначения и проведения проверок.

Встречная проверка проводится в целях установления (подтверждения) факта и содержания операций, осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся проверки. Встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, не превышает 250 базовых величин, с иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь, – 500 базовых величин, за исключением случаев осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием мер государственной поддержки; установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства, а также если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

Тематическая оперативная проверка физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, проводится налоговыми органами в местах деятельности указанных физических лиц в целях оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности, в том числе в целях установления фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности, сбора оперативной информации, проверки заявлений и жалоб организаций и физических лиц.

Общий срок проведения выездной проверки не должен превышать тридцати рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем (его заместителем) налогового органа.

2) Выездная проверка проводится налоговыми органами на основании предписания руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку, заверенного печатью налогового органа или оформленного на фирменном бланке.

Перед началом проведения выездной проверки или после проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг (если проверка начинается с этих действий), должностное лицо налогового органа, проводящее проверку (лицо, возглавляющее группу), обязано предъявить плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки (копию предписания и приложение к нему, если встречная проверка проводится в другом населенном пункте), а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления).

3)При проведении проверки налоговые органы имеют право:

а) привлекать на договорной основе эксперта, если для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов требуются специальные знания в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, (ст. 72 НК) или специалиста для оказания содействия или участия в конкретных действиях, обладающего специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности (ст. 73 НК);

б) на доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) (ст. 74 НК);

в) истребовать у проверяемого плательщика (иного обязанного лица), а также у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих документами и (или) информацией, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого плательщика (иного обязанного лица), на безвозмездной основе необходимые для проверки документы и (или) информацию, в том числе в электронном виде (ст. 75 НК);

г) изымать оригиналы документов в случаях, если у должностного лица налогового органа, проводящего проверку, имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (в том числе в связи с тем, что документы оформлены с нарушением требований законодательства и (или) содержат недостоверные сведения либо такими документами оформлено движение товарно-материальных ценностей, включая их поступление или выбытие, в то время как эти ценности остались без движения или отсутствуют); невозможности снятия с них копий (представления выписок из них); отказа проверяемого субъекта представить заверенные в установленном порядке копии документов (выписки из них), а также необходимости проведения экспертизы (исследования) документов в целях установления их подлинности на основании постановления налогового органа, проводящего проверку, в присутствии плательщика (иного обязанного лица) или его представителя, а в случае их отсутствия – в присутствии не менее двух понятых (ст. 76 НК);

д) вызывать плательщика (иное обязанное лицо) – физическое лицо, а также любое иное физическое лицо (в том числе должностное), имеющие документы и (или) информацию о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

6.4. Контрольно-ревизионная документация:

Наши рекомендации