Организационная структура контроллинга совместных предприятий ВЭД. Организация службы контроллинга в корпорации (холдинге)
Совместное предприятие представляет собой международную фирму, создающуюся двумя или несколькими национальными предприятиями с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта их деятельности. Оно является разновидностью предприятий с иностранными инвестициями и в соответствии с действующим российским законодательством определяется как предприятие с долевым участием российских и иностранных инвесторов. Важным признаком совместного предприятия следует считать наличие в числе его учредителей (участников) наряду с национальным хотя бы одного иностранного инвестора.
Появлению и распространению совместных предприятий как одной из форм согласованной деятельности двух и более партнеров, направленной на достижение общей цели, способствовали процессы интернационализации экономики разных стран, увеличение экспорта капитала. Определенное влияние на развитие совместных предприятий оказывают интеграционные тенденции в области специализации и кооперирования производства. Совместные предприятия как одна из перспективных организационных форм хозяйствования получили распространение в 1970–80-х годах в странах Западной Европы и Азии, а затем – в странах Центральной и Восточной Европы, а также СНГ.
Для внедрения контроллинга в систему управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии необходимо иметь методическое обеспечение, которое содержало бы рекомендации по технологии организации и указания относительно особенностей осуществления отдельных функций контроллинга по этапам технологии.
Анализ предлагаемых методик организации контроллинга деятельности предприятия показал, что рекомендации по проведению контроллинга внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий отсутствуют.
Решение о внедрении контроллинга должно быть взвешенным и обоснованным. В обосновании решения о внедрении контроллинга можно выделить три компонента: наличие экономических и управленческих проблем, доказательство эффективности, уместности и своевременности внедрения контроллинга внешнеэкономической деятельности предприятия. В рамках последней компоненты проверяется наличие у предприятия внешнеэкономической деятельности, достаточных финансовых, производственных и человеческих ресурсов.
Основываясь на положительных результатах от внедрения контроллинга на отдельных отечественных предприятиях технологию внедрения и проведения контроллинга внешнеэкономической деятельности следует осуществлять в соответствии с методами, которые комплексно и программно предусматривали организацию и осуществление его на предприятии.
Комплексная методика внедрения системы контроллинга внешнеэкономической деятельности предприятия должна состоять из следующих этапов:
1. Мониторинг состояния всей деятельности предприятия и его внешнеэкономической деятельности.
1.1. Начать мониторинг состояния внешнеэкономической деятельности предприятия следует из анализа конкурентной среды, то есть условий функционирования и рынка.
1.2. Анализ внутренней среды предприятия, которое ведет внешнеэкономическую деятельность, предусматривающий установление проблем и выявления узких мест и слабых сторон предприятия, вызывающие отклонения от стандартов и целей.
1.3. Оценка состояния всей деятельности предприятия, для чего необходимо выявить общие латентные факторы влияния на всю деятельность предприятия.
1.4. Анализ внешней среды предприятия опирается, прежде всего, на общий анализ политических, законодательно-правовых, экономических и других внешних факторов влияния на внешнеэкономическую деятельность предприятия, дает возможность понимать рыночную инфраструктуру, в которой функционирует предприятие, получить объективную оценку возможностей, недостатков и конкурентных преимуществ конкретного предприятия и его позиции на рынке.
2. Определение места внешнеэкономической деятельности в деятельности предприятия, а именно: удельную долю объемов внешнеэкономической деятельности в хозяйственной деятельности предприятия.
3. Определение форм проведения контроллинга внешнеэкономической деятельности предприятия. Выбор формы контроллинга внешнеэкономической деятельности предприятия зависит от многих факторов, а именно: экономического состояния предприятия, осознание руководством предприятия или владельцем необходимости внедрения контроллинга, размера предприятия, уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции, квалификации управленческого персонала, уровня конкуренции на рынке.
4. Формирование системы подконтрольных показателей.
4.1. Первой процедурой данного этапа является теоретико-логический анализ показателей, характеризующих внешнеэкономическую деятельность предприятия. Теоретически обосновано и практически доказано, что контроллинг внешнеэкономической деятельности рекомендуется проводить по следующим составляющим: показатели эффективности, показатели динамики изменений и показатели структурных сдвигов.
4.2. Определение системы подконтрольных показателей по каждому направлению контроллинга внешнеэкономической деятельности основывается на данных финансового и управленческого учета предприятия.
5. Разработка эталонного уровня значений подконтрольных показателей.
6. Определение внешне-правовых факторов влияния внешнеэкономической деятельности предприятия, предусматривающий установление влияния изменений в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность.
7. Оценка внешнеэкономической деятельности предприятия.
7.1. Сложившаяся система отдельных подконтрольных показателей создает основу для разработки иерархической системы отдельных и интегральных показателей внешнеэкономической деятельности.
7.2. Выявление резервов функционирования и развития деятельности предприятия.
8. Контроль и анализ нормального функционирования внешнеэкономической деятельности предприятия.
8.1. Планирование и прогнозирование значений подконтрольных показателей, исходя из реальных условий функционирования и развития внешнеэкономической деятельности предприятия.
8.2. Установление размеров отклонений фактических результатов подконтрольных показателей внешнеэкономической деятельности установленных стандартов значений (нормативов) осуществляется как в относительных, так и в абсолютных показателях.
8.3. Выявление основных причин отклонений фактических результатов подконтрольных показателей от установленных эталонных уровней проводится по предприятию в целом и по отдельным направлениям (видам продукции, странам или партнерам, с которыми сотрудничает предприятие).
9. Проведение контроля отклонения значений подконтрольных показателей ВЭД.
10. Разработка управленческих решений по внешнеэкономической деятельности предприятия по результатам отчетов.
10.1. Разработка комплекса управленческих мер по устранению выявленных критических отклонений подконтрольных показателей.
Холдинг – структура коммерческих организаций, включающая в себя материнскую компанию и сеть мелких дочерних компаний, которые она контролирует. Материнская компания владеет контрольным пакетом акций, а дочерние распределяют между собой оставшиеся акции.
Корпорация – это юридическое объединение с определенными экономическими целями, предусматривающее долевое участие собственников, правовой статус и правоспособность которой определяется местом её создания. Термин корпорация применяется как синоним термину акционерное общество, которое имеет свою организационную структуру, наделенную определенными функциями управления.
Часто холдинг и корпорация рассматриваются как синонимы, Корпорация – общее понятие, синоним "акционерного общества", обычно объединение независимых учредителей. Холдинг более частное определение отношений собственности между учредителями. На начальном этапе существования корпорации, когда в нее входит всего несколько предприятий, служба контроллинга может существовать на каждом из предприятий. После образования корпорации в ней выделяется управляющая компания, координирующая деятельность всех предприятий, входящих в холдинг. Служба контроллинга управляющей компании контролирует деятельность других предприятий с помощью их служб контроллинга. Службы контроллинга входящих в группу компаний административно подчиняются финансовым директорам этих компаний, а методически – службе контроллинга управляющей компании. Эта служба получает от других контроллинговых служб отчеты, сводит их в консолидированный и предоставляет президенту и вице-президентам холдинга. В службу контроллинга управляющей компании входят наиболее профессиональные специалисты. Они помимо прочего контролируют деятельность подчиненных служб контроллинга, следят за своевременностью предоставления ими отчетов.
В дальнейшем одновременно с ростом корпорации будет изменяться и форма организации контроллинговой работы. Для сохранения управляемости может потребоваться децентрализация функций управления. Как правило, первыми передаются функции сбыта и маркетинга, потом функция текущего контроля над производством, затем – функция контроля над финансовыми потоками. При этом создание в каждом дивизионе своей службы контроллинга происходит не при передаче функций сбыта и маркетинга, а незадолго перед передачей функции контроля над финансовыми потоками.