Контроллинг транспортировки международной торговли товарами и услугами

Международная торговля – система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI-XVIII веках.

Что касается эффективности построенных систем контроллинга, то в торговой сфере наблюдается определенное отставание. Это связано с тем, что контроллинг до сих пор не рассматривался как необходимый атрибут системы управления торговой компанией. Поэтому философия контроллинга в торговой сфере (задачи, организация и инструменты) до сих пор не была глубоко проработана. При разработке системы контроллинга необходимо учесть особенности торговой сферы, большое значение для нее следующих факторов:

- места расположения (в том числе филиалов);

- жизненных циклов различных типов предприятий (дискаунтеров, супермаркетов, гипермаркетов, специализированных рынков и др.);

- широты и глубины ассортимента в противоположность значению отдельных позиций;

- потребности в наличии информации и в координации деятельности сферы закупок и сферы продаж (из-за аспектов, связанных с управлением ассортиментом);

- управления физическими потоками товаров;

- организации и управления площадями, на которых выставлен товар;

- управления персоналом.

Изучением транспортировки и всех сопутствующих процессов занимается контроллинг логистики. В широком смысле понятие логистики охватывает все процессы как в системах, так и между ними, которые служат для преодоления временных и пространственных расстояний, а также для управления и регулирования соответствующих процессов.

Целевой задачей контроллинга логистики (КЛ) является текущий контроль над экономичностью процессов складирования и транспортирования материальных ресурсов. Контроллинг должен обеспечить руководство предприятия информацией, необходимой для принятия решений в сфере логистики, а также осуществить согласование и оптимизацию материальных потоков с другими процессами, протекающими на предприятии.

Первоочередные задачи KJI – текущий контроль экономичности и информационное обеспечение принятия решений в тех сферах логистики, которые существенны для достижения цели предприятия. С помощью контроллинга необходимо определить оптимальную степень готовности поставщиков с учетом соответствующих затрат на складирование, транспортных издержек и выбрать оптимальные места для складирования на территории предприятия. KJI должен обеспечить формирование оптимальных стратегий предоставления подразделениям предприятия материалов, рассчитать оптимальную структуру сети дистрибьюторов, выбрать наиболее подходящие системы складирования. Аналогичным образом можно выделить задачи КЛ в сфере услуг, где значение логистики за последнее время приобрело едва ли не решающее значение. Это торговля, особенно сетевая, транспортные компании, организации, работающие в сфере финансов (операционные потоки) и государственных услуг.

Инструменты КЛ

Планирование потребности в материалах. Исходя из информации, содержащейся в производственной программе, точно устанавливающей вид, качество и количество производимых в единицу времени продуктов, контроллинг определяет соответствующие потребности в материалах, полуфабрикатах и комплектующих.

Расчет издержек. Предпосылкой проведения расчетов издержек служит системный охват работ в области логистики и связанных с ними издержек. Методы учета, используемые в производственном процессе, дают возможность определить виды издержек. Основные места возникновения издержек в логистике – это места приема материалов и полуфабрикатов, входной склад, система транспортирования ресурсов по предприятию, склад готовой продукции.

Контроль экономичности деятельности службы логистики. В этой области контроллинг призван вырабатывать рекомендации для руководителей разного уровня таким образом, чтобы достигалась оптимальная комбинация затрат в логистике.

Система международных информационных потоков. Требования к информации, используемой во ВЭД

Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей действительности, об их параметрах, свойствах и состоянии, которые снижают степень неопределенности и неполноты знания об этих объектах и явлениях. Кроме того, информация – это данные, которые используются для получения новых знаний или принятия решений.

Международная информация – это документированные или публично объявленные сведения о событиях и явлениях в международном сообществе (международном информационном пространстве), зафиксированные на материальных носителях с реквизитами, которые позволяют идентифицировать эти сведения.

Изучением информационных потоков занимается логистика. Информационным потоком считают совокупность сообщений, циркулирующих внутри логистической системы, а также между этой системой и средой, внешней по отношению к ней, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Сообщения, составляющие информационные потоки, выгоняются на разных носителях информации:

- бумажных документах традиционного типа;

- электронных документах (магнитных и бумажных — перфоленте, перфокартах) и др.

Сообщения могут быть и устными, телефонными, а также речевыми.

Выделяют следующие группировки информационных потоков: 1) горизонтальные, 2) вертикальные, 3) внешние, 4) внутренние, 5) входные, 6) выходные.

Международное информационное пространство характеризуется следующими факторами:

1. Территория распространения информации с помощью глобальной системы коммуникаций.

2. Инфраструктура или технологические средства и возможности хранения, обработки и распространения информации по вертикали и горизонтали.

3. Наличие международной и национальной информационной политики, комплекса норм и принципов, регулирующих функционирование и использование международной информации.

4. Наличие международных соглашений в области коммуникаций, которые базируются на понимании мировой роли информационных процессов, и их влияния на развитие цивилизаций.

5. Доступ к информации мировой общественности и участие субъектов международных отношений в общей системе связи.

Международная информационная политика – стратегия, направления и задачи государства в сфере сбора, хранения, использования и распространения информации и информационных ресурсов в системе международных отношений.

Среди требований, предъявляемых к информации ВЭД, можно выделить следующие:

- своевременность;

- достоверность (с определенной вероятностью);

- достаточность;

- надежность (с определенной степенью риска);

- комплектность системы информации;

- адресность;

- правовая корректность информации;

- многократность использования;

- высокая скорость сбора, обработки и передачи;

- возможность кодирования;

- актуальность информации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляют собой целевые функции и элементы системы контроллинга?

2. Дайте характеристику структуры службы контроллинга внешнеторгового предприятии.

3. Что такое международные информационные потоки в системе контроллинга ВЭД?

4. Какие методы сбора и обработки данных службой контроллинга ВЭД?

Литература:

- основная: 1, 3, 5

- дополнительная: 6, 9, 18, 38,

Наши рекомендации