Операции по привлечению финансовых ресурсов
Одной из форм бюджетного кредитования малого предпринимательства, как указывалось выше, является предоставление инвестиционного налогового кредита. Данная форма финансирования деятельности предпринимательских фирм, в том числе и малых, предусмотрена в Налоговом кодексе РФ. Согласно ст. 66 первой части Налогового кодекса РФ, инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит может быть предоставлен малому предприятию, но не индивидуальному предпринимателю. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен малому предприятию по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет.
Малое предприятие имеет право на инвестиционный налоговый кредит в следующих случаях:
при проведении этой фирмой научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
при осуществлении этой фирмой внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создании новых или совершенствовании применяемых технологий, создании новых видов сырья или материалов;
в том случае, если эта фирма выполняет особенно важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляет особенно важные услуги населению.
Малое предприятие, получившее инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. При этом уменьшение производится по каждому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная фирмой в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, указанной в соответствующем договоре.
В случае проведения предпринимательской фирмой НИОКР инвестиционный налоговый кредит предоставляется в сумме, составляющей 30-процентную стоимость приобретенного фирмой оборудования, используемого исключительно для проведения НИОКР или технического перевооружения. В остальных случаях он предоставляется на суммы, определяемые соглашением сторон при заключении договора об инвестиционном налоговом кредите. Проценты на сумму кредита устанавливаются по ставке не менее 'Л и не превышающей ЪА ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Помимо инвестиционного налогового кредита Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность получения предпринимательскими фирмами, в том числе и малыми предприятиями, налогового кредита. Налоговый кредит может предоставляться в следующих случаях:
при причинении фирме ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
при задержке финансирования фирме из бюджета или оплаты выполненного этой фирмой государственного заказа;
при угрозе банкротства фирмы в случае единовременной выплаты ею налога.
В случае предоставления налогового кредита по первым двум основаниям проценты на сумму кредита не начисляются. Если же кредит предоставлен по последнему основанию, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в период предоставления налогового кредита.
Субъекты малого предпринимательства могут получать ссуды из федерального бюджета на основании Указа Президента «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» от 08.07.94 № 1484. Согласно данному Указу беспроцентная возвратная ссуда из средств федерального бюджета может предоставляться предприятиям всех форм собственности для следующих целей: на проведение структурной перестройки производства; для расчетов по целевым кредитам, направленным на закупку оборудования и материалов;
на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом.
Последний пункт, думается, больше подходит для малых венчурных предприятий. Что же касается ссуды для проведения структурной перестройки производства, то ее получение осложняется необходимостью предоставления банковской гарантии о возврате ссуды.
Таким образом, законодательство хотя и предусматривает получение субъектами малого предпринимательства бюджетных кредитов, займов и ссуд, но на практике указанные нормы не всегда реализуются должным образом.
Рассмотрим последнюю форму бюджетного финансирования малого предпринимательства — государственные и муниципальные гарантии.
Главный недостаток государственного финансирования малого предпринимательства состоит в том, что бюджетные финансовые ресурсы зачастую не доходят до реально функционирующих малых предприятий. Сложившаяся система контроля не обеспечивает целевого использования бюджетных ресурсов. Практика свидетельствует о том, что выборочное предоставление прямых льготных кредитов и субсидий оказывает меньшее стимулирующее воздействие на формирование финансов малых предприятий, чем осуществление государственной поддержки в форме гарантированного кредита.
Выдача льготных займов для субъектов малого предпринимательства, так же, как и субсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения больших средств и является достаточно рискованным проектом для организаций, предоставляющих кредиты. Поэтому данный механизм будет работать эффективно только при условии создания действенной системы государственных гарантий.
Использование государственных и муниципальных гарантий по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий имеет несомненные преимущества. Государственные и муниципальные гарантии — это не только эффективный путь использования государственных и муниципальных ресурсов, но и средства привлечения частных ресурсов. Как показывает практика, на 1 руб. гарантийного фонда можно привлечь 5—8 руб. частных кредитов1.
Согласно ст. 115 Бюджетного кодекса РФ государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование-гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия обязательства, перед третьими лицами полностью или частично.
Предоставление субъектам малого предпринимательства государственных гарантий предусмотрено постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации» от 22.11.1997 № 1470. В данном постановлении предусмотрены льготы для субъектов малого предпринимательства, участвующих в конкурсном размещении централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ. Субъекты малого предпринимательства в объем собственных средств, направляемых на финансирование инвестиционного проекта, по которому выдается государственная гарантия, кроме источников, предусмотренных для всех остальных субъектов предпринимательства, дополнительно включают прибыль и амортизационные отчисления.
Предоставление государственных гарантий субъектам малого предпринимательства было предусмотрено также Законом № 88. В данном Законе содержались положения, посвященные гарантийным функциям фондов поддержки малого предпринимательства. Согласно п. 2 ст. 8, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства может выступать гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым Российской Федерации на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями Российской Федерации субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов в области малого предпринимательства. Далее в п. 3 предусмотрено: «Порядок выделения средств из государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и предоставления за счет этих средств гарантий субъектам малого предпринимательства устанавливается указанными фондами при наличии технико-экономических обоснований программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства».
В отличие от Закона № 88 в п. 4 ст. 116 Бюджетного кодекса РФ сказано, что государственные гарантии РФ предоставляются только Правительством РФ. Данное противоречие уже устранено, так как с 1 января 2005 г., как известно, ст. 8 Закона № 88 утратила свою силу. Что касается региональных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, исходя из , смысла ст. 117 Бюджетного кодекса РФ, можно утверждать, что они вправе предоставлять гарантии субъектам малого предпринимательства. В регионах уже начали осуществляться схемы гарантирования кредитов для малых предприятий.
В мировой практике гарантии, предоставляемые аналогичными организациями, как правило, варьируют в пределах 75—90%. Неполное покрытие суммы кредита повышает ответственность банка, а также самого субъекта малого предпринимательства, «дополняющего» сумму гарантий своим имуществом. Выдача стопроцентных гарантий сделала бы нерациональным поведение кредитора, поскольку в этом случае выбирались бы проекты без тщательного учета рисков и уровня их окупаемости.
Как показывает опыт развитых стран, распределение кредитных рисков между банками и государством является наиболее действенным механизмом обеспечения доступа предпринимателей к кредитным ресурсам. По-видимому, и наша страна начинает перенимать данный опыт.
В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2004 год» от 23.12.03 № 131-ФЗ было предусмотрено выделение 3 млрд. руб. государственных гарантий для финансовой поддержки малого бизнеса. В соответствии с данным законом было принято постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления в 2004 году государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества «Российский банк развития», осуществляемым на внутреннем финансовом рынке для финансирования поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств» от 01.03.04 № 118.
Учитывая положения Бюджетного кодекса РФ, деньги направляются через государственного агента — Российский банк развития. Он является получателем гарантии, который заимствует денежные средства на внутреннем финансовом рынке (путем размещения облигаций банка и привлечения кредитов), а затем на льготных условиях под небольшой процент предоставляет эти деньги региональным (уполномоченным) банкам. Региональные банки, в свою очередь, тоже под небольшой процент выдают кредиты всем желающим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Однако в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2005 год» от 23.12.04 № 173-ФЗ было предусмотрено выделить на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, 1,5 млрд. руб., что в два раза меньше, чем в 2004 г.
Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу, что в российском законодательстве уже есть немало норм, предусматривающих предоставление субъектам малого предпринимательства бюджетного финансирования. В то же время необходим еще целый ряд мер, направленных на развитие и совершенствование форм государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.
Лекция 10.Анализ рисков в деятельности организации и показатели несостоятельности (банкротства) организации. Оценка стоимости организации.
10.1.Экономическое содержание и классификация предпринимательского риска
Производственный риск связан с возможным невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов производственной деятельности в результате неблагоприятного воздействия внешней среды, а также неадекватного использования новой техники и технологий, основных и оборотных фондов, сырья, рабочего времени. Наиболее важными причинами возникновения производственного риска являются: возможное снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и/или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, низкая дисциплина поставок, повреждение оборудования и т.п.
Хозяйственный (коммерческий) риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Причинами коммерческого риска являются: возможное снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения и др.
Финансовый риск связан с возможностью невыполнения предприятием финансовых обязательств. Основными причинами финансового риска являются: обесценивание инвестиционно-финансового портфеля вследствие изменения валютных курсов, неосуществление платежей, войны, катастрофы и т.п.
Риски посреднической деятельности. В условиях рыночной экономики практически все производственные и торгующие предприятия имеют взаимоотношения и связи с посредническими организациями, решающими для них проблему сбыта продукции и другие проблемы.
Посреднические риски в подавляющем большинстве являются внешними. Причинами их появления служит деятельность контрагентов — производственных и торгующих предприятий.
Возможно, именно это обстоятельство является причиной того, что посреднические фирмы часто терпят банкротство. Но тем не менее существует и группа внутренних рисков, поддающихся управлению со стороны руководства предприятия. Чем больше оно уделяет внимания изучению и минимизации рисков своей деятельности, тем больше у него шансов достичь успехов.
Страховой риск — это риск наступления предусмотренного условиями страхования события, в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму). Результатом риска являются убытки, вызванные неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах -перестрахование, формирование страховых резервов и т.п. Основными причинами страхового риска являются неправильно определенные страховые тарифы, катастрофы, войны и т.д.
Вышеприведенный перечень рисков является общим и дает представление только о направлениях возможного возникновения рисковых ситуаций в бизнесе. Для конкретной фирмы риски всегда определены, а анализ рисков делится на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, задачей которого является определение факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и количественный, позволяющий вычислить как размеры отдельных рисков, так и их совокупности.
В общем определении риска как разброса (дисперсии) доходности следует выделять две компоненты:
1.Деловой риск, определяемый как возможность того, что фирма не сможет работать на конкурентном рынке с теми активами, которые она приобрела. Например, ее оборудование может плохо работать, производимую продукцию невозможно продать, товары-субституты (заменители) могут вытеснять продукцию фирмы с рынка. Все это деловые, операционные проблемы, формирующие соответствующий риск.
2.Финансовый риск — это возможность того, что инвестиции не смогут произвести денежного потока, достаточного для покрытия расходов по обслуживанию долга (своевременных выплата процентов и основной суммы), а также для обеспечения необходимой прибыльности фирмы. Если фирма не достигает целей доходности, то она, возможно, будет способна оплатить операционные расходы, но издержки финансирования могут остаться неоплаченными.
Предпринимательский риск является объективной категорией, так как возникает под воздействием непредвиденных заранее причин, в то же время его появление отражается на практической деятельности самого предпринимателя.
Систематический риск характерен для всей экономической системы или отдельного рынка и не поддается диверсификации. Данный тип риска определяется факторами, влияющими на все отрасли и предприятия: возможные политические изменения в стране и мире, уровень инфляции, экономические колебания и т.д.
Несистематический риск связан со спецификой деятельности фирмы, сложностями ее функционирования, а также с проблемами отрасли, в которой она действует. Он может быть предопределен посредством диверсификации. Для предпринимателя наиболее сложной проблемой является оценка не диверсификационного риска, так как трудно предсказать возможность возникновения данного типа риска и его последствий.
В предпринимательской деятельности можно выделить риск в сфере принятия решений и в сфере их реализации. Существенным отличием этих рисков друг от друга является то, что на стадии принятия решения, когда оно только прорабатывается, можно внести изменения и исправить положение, тогда как на стадии реализации предпринимательского проекта гораздо труднее что-либо существенно изменить.
Типы предпринимательского риска:
а) По возможности страхования (страхуемый, не страхуемый);
б) По возможности диверсификации (систематический, специфический);
в) В зависимости от этапа решения проблем (в области принятия решения, в области реализации решения);
г) По природе возникновения (хозяйственный, связанный с личностью предпринимателя, связанный с недостатком информации);
д) По масштабам (локальный, глобальный);
е) По сфере возникновения (внешний, внутренний);
ж) По длительности воздействия (кратковременный, долговременный);
з) По ожидаемым результатам (спекулятивный, обычный);
и) По степени допустимости (допустимый, критический, катастрофический).
Итак, мы рассмотрели основные типы риска. Теперь для более полного представления о предпринимательском риске целесообразно рассмотреть основные его виды.
Поскольку предпринимательский риск — это риск, возникающий при любых видах деятельности, связанной с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией, товарно-денежными отношениями и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов, наиболее правильно, на наш взгляд, выделить следующие типы риска: экономический, технический, политический.
Экономический риск включает следующие риски: производственный; коммерческий; кредитный; инвестиционный; валютный; инфляционный; финансовый и др.
Производственный риск связан с производством продукции, товаров, услуг; с осуществлением любых видов производственной Деятельности. Среди наиболее важных причин возникновения производственного риска — возможное снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и/или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, потери от низкого качества и сертифицированной продукции и др.
Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска: снижение объемов реализации из-за изменения конъюнктуры рынка или других обстоятельств, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение объемов закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения. Коммерческий риск включает риски, связанные с: реализацией товара (услуг) на рынке; транспортировкой товара; приемкой товара (услуг) покупателем; платежеспособностью покупателя, а также риск, связанный с форс мажорными обстоятельствами.
Кредитный риск - он связан с возможностью невыполнения предпринимательской фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы внешнего займа. Таким образом, кредитный риск возникает в процессе делового общения предприятия с его кредиторами: банком и другими финансово-кредитными организациями; контрагентами: поставщиками и посредниками, а также с акционерами.
Инвестиционный риск, который связан со спецификой вложения предпринимательской фирмой денежных средств в различные проекты. Данный риск включает все возможные риски, возникающие при инвестировании денежных средств.
Валютный риск — это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим осуществлением расчетов по нему. Следует отметить, что предпринимательские фирмы, не имеющие выхода на международный рынок, также подвержены риску, связанному с валютными операциями, поскольку их внутренние рынки сбыта могут переключаться на иностранных поставщиков. Негативные последствия валютного риска на развитие предпринимательства наглядно проявились после финансового кризиса, разразившегося в августе 1998 г.
На конечные результаты деятельности предпринимателей существенное негативное влияние оказывает инфляционный риск, проявляющийся в снижении покупательской способности национальной валюты, росте цен на товары (работы, услуги) и снижении уровня покупательского спроса.
Технический риск проявляется при непредсказуемых остановках производства из-за выхода из строя оборудования, нарушении требований технологических процессов, что приводит к непредвиденным потерям материальных ресурсов, снижению качества продукции и т.п.
Анализ рисков
Для оценки риска чаще всего используются три подхода:
1.Коэффициент (ß (бета): математическая оценка рискованности одного актива в терминах ее влияния на рискованность группы (портфеля) активов.Учитывается только рыночный риск и рассчитывается показатель (3: чем он выше, тем выше риск.
2.Стандартное отклонение: статистическая мера разброса (дисперсии) прогнозируемых доходов. Мерой рискованности удержания актива является его стандартное отклонение, представляющее разброс доходности: чем оно выше, тем выше риск.
3.Экспертные оценки: в учет берутся скорее качественные оценки, чем количественные. Собираются и усредняются личные мнения экспертов.
Смысл дохода. Разные инвесторы могут по-разному понимать доходность. Некоторые главное значение предают краткосрочным денежным потокам и более длительные выгоды оценивают ниже, покупая, например, акции компаний, которые постоянно выплачивают большие дивиденды наличными. Другие инвесторы больше ценят рост, разыскивая проекты со значительным (выше среднерыночного) внутренним потенциалом роста продаж и заработков. А третьи, пользуясь финансовыми коэффициентами, стремятся найти проекты с высокой совокупной доходностью на инвестицию или капитал. Т.е. отношение инвесторов к риску разное. Кривая индифферентности для такого инвестора изображена на рис.
Кривая безразличия (индифферентности) инвестора
Ожидаемый доход, %
Риск
Нет риска Низкий Средний Высокий
Для характеристики этого отношения был выработан инструмент кривой индифферентности, которая представляет собой геометрическое место точек соответствия риска и доходности, которые готов принять на себя данный инвестор. Например, предположим, что инвестор не хочет рисковать ради дохода до 11%. Он готов принять на себя небольшой риск, если предлагаемая доходность составляет 13%. От средне рисковой инвестиции он требует от 13 до 17% годового дохода. Риск выше верхней части среднего для данного инвестора неприемлем.