Операции по привлечению финансовых ресурсов

Одной из форм бюджетного кредитования малого предпри­нимательства, как указывалось выше, является предоставление инвестиционного налогового кредита. Данная форма финанси­рования деятельности предпринимательских фирм, в том числе и малых, предусмотрена в Налоговом кодексе РФ. Согласно ст. 66 первой части Налогового кодекса РФ, инвестиционный налого­вый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенно­го срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и на­численных процентов. Такой кредит может быть предоставлен малому предприятию, но не индивидуальному предпринимате­лю. Инвестиционный налоговый кредит может быть предостав­лен малому предприятию по налогу на прибыль, а также по реги­ональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет.

Малое предприятие имеет право на инвестиционный нало­говый кредит в следующих случаях:

при проведении этой фирмой научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевоору­жения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружаю­щей среды от загрязнения промышленными отходами;

при осуществлении этой фирмой внедренческой или инно­вационной деятельности, в том числе создании новых или со­вершенствовании применяемых технологий, создании новых видов сырья или материалов;

в том случае, если эта фирма выполняет особенно важный заказ по социально-экономическому развитию региона или пре­доставляет особенно важные услуги населению.

Малое предприятие, получившее инвестиционный налого­вый кредит, вправе уменьшать свои платежи по налогу в тече­ние срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. При этом уменьшение производится по каждому пла­тежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная фирмой в результате всех таких уменьшений (на­копленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, указанной в соответствующем договоре.

В случае проведения предпринимательской фирмой НИОКР инвестиционный налоговый кредит предоставляется в сумме, составляющей 30-процентную стоимость приобретенного фир­мой оборудования, используемого исключительно для проведе­ния НИОКР или технического перевооружения. В остальных случаях он предоставляется на суммы, определяемые соглаше­нием сторон при заключении договора об инвестиционном на­логовом кредите. Проценты на сумму кредита устанавливаются по ставке не менее 'Л и не превышающей ЪА ставки рефинанси­рования Центрального банка РФ.

Помимо инвестиционного налогового кредита Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность получения предпри­нимательскими фирмами, в том числе и малыми предприятия­ми, налогового кредита. Налоговый кредит может предостав­ляться в следующих случаях:

при причинении фирме ущерба в результате стихийного бед­ствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

при задержке финансирования фирме из бюджета или опла­ты выполненного этой фирмой государственного заказа;

при угрозе банкротства фирмы в случае единовременной выплаты ею налога.

В случае предоставления налогового кредита по первым двум основаниям проценты на сумму кредита не начисляются. Если же кредит предоставлен по последнему основанию, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в пери­од предоставления налогового кредита.

Субъекты малого предпринимательства могут получать ссу­ды из федерального бюджета на основании Указа Президента «О порядке предоставления финансовой поддержки предприя­тиям за счет средств федерального бюджета» от 08.07.94 № 1484. Согласно данному Указу беспроцентная возвратная ссуда из средств федерального бюджета может предоставляться предприя­тиям всех форм собственности для следующих целей: на проведение структурной перестройки производства; для расчетов по целевым кредитам, направленным на закуп­ку оборудования и материалов;

на разработку, внедрение и приобретение новейших техно­логий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом.

Последний пункт, думается, больше подходит для малых вен­чурных предприятий. Что же касается ссуды для проведения структурной перестройки производства, то ее получение ослож­няется необходимостью предоставления банковской гарантии о возврате ссуды.

Таким образом, законодательство хотя и предусматривает по­лучение субъектами малого предпринимательства бюджетных кредитов, займов и ссуд, но на практике указанные нормы не всегда реализуются должным образом.

Рассмотрим последнюю форму бюджетного финансирования малого предпринимательства — государственные и муниципальные гарантии.

Главный недостаток государственного финансирования ма­лого предпринимательства состоит в том, что бюджетные фи­нансовые ресурсы зачастую не доходят до реально функциони­рующих малых предприятий. Сложившаяся система контроля не обеспечивает целевого использования бюджетных ресурсов. Практика свидетельствует о том, что выборочное предоставление прямых льготных кредитов и субсидий оказывает меньшее сти­мулирующее воздействие на формирование финансов малых предприятий, чем осуществление государственной поддержки в форме гарантированного кредита.

Выдача льготных займов для субъектов малого предприни­мательства, так же, как и субсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения больших средств и является доста­точно рискованным проектом для организаций, предоставляю­щих кредиты. Поэтому данный механизм будет работать эффек­тивно только при условии создания действенной системы государственных гарантий.

Использование государственных и муниципальных гарантий по кредитам коммерческих банков под проекты создания и раз­вития малых предприятий имеет несомненные преимущества. Государственные и муниципальные гарантии — это не только эффективный путь использования государственных и муници­пальных ресурсов, но и средства привлечения частных ресурсов. Как показывает практика, на 1 руб. гарантийного фонда можно привлечь 5—8 руб. частных кредитов1.

Согласно ст. 115 Бюджетного кодекса РФ государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответствен­но Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование-гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муни­ципальная гарантия обязательства, перед третьими лицами пол­ностью или частично.

Предоставление субъектам малого предпринимательства государственных гарантий предусмотрено постановлением Пра­вительства РФ «Об утверждении порядка предоставления госу­дарственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюд­жета развития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации» от 22.11.1997 № 1470. В данном постановлении предусмотрены льготы для субъектов малого предпринимательства, участвующих в конкурсном раз­мещении централизованных инвестиционных ресурсов Бюдже­та развития РФ. Субъекты малого предпринимательства в объем собственных средств, направляемых на финансирование инвес­тиционного проекта, по которому выдается государственная га­рантия, кроме источников, предусмотренных для всех остальных субъектов предпринимательства, дополнительно включают прибыль и амортизационные отчисления.

Предоставление государственных гарантий субъектам малого предпринимательства было предусмотрено также Законом № 88. В данном Законе содержались положения, посвященные гаран­тийным функциям фондов поддержки малого предприниматель­ства. Согласно п. 2 ст. 8, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства может выступать гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым Российской Федера­ции на поддержку малого предпринимательства, а также по ин­вестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями Российской Федерации субъектам малого пред­принимательства на коммерческой основе для реализации кон­кретных программ и проектов в области малого предпри­нимательства. Далее в п. 3 предусмотрено: «Порядок выделения средств из государственных и муниципальных фондов поддерж­ки малого предпринимательства и предоставления за счет этих средств гарантий субъектам малого предпринимательства уста­навливается указанными фондами при наличии технико-эконо­мических обоснований программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства».

В отличие от Закона № 88 в п. 4 ст. 116 Бюджетного кодекса РФ сказано, что государственные гарантии РФ предоставляются только Правительством РФ. Данное противоречие уже устране­но, так как с 1 января 2005 г., как известно, ст. 8 Закона № 88 утратила свою силу. Что касается региональных и муниципаль­ных фондов поддержки малого предпринимательства, исходя из , смысла ст. 117 Бюджетного кодекса РФ, можно утверждать, что они вправе предоставлять гарантии субъектам малого предпри­нимательства. В регионах уже начали осуществляться схемы га­рантирования кредитов для малых предприятий.

В мировой практике гарантии, предоставляемые аналогичны­ми организациями, как правило, варьируют в пределах 75—90%. Неполное покрытие суммы кредита повышает ответственность банка, а также самого субъекта малого предпринимательства, «дополняющего» сумму гарантий своим имуществом. Выдача стопро­центных гарантий сделала бы нерациональным поведение креди­тора, поскольку в этом случае выбирались бы проекты без тщательного учета рисков и уровня их окупаемости.

Как показывает опыт развитых стран, распределение кредит­ных рисков между банками и государством является наиболее действенным механизмом обеспечения доступа предпринимате­лей к кредитным ресурсам. По-видимому, и наша страна начина­ет перенимать данный опыт.

В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2004 год» от 23.12.03 № 131-ФЗ было предусмотрено выделение 3 млрд. руб. государственных гарантий для финансовой поддержки малого бизнеса. В соответствии с данным законом было принято поста­новление Правительства РФ «Об утверждении Правил предо­ставления в 2004 году государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного обще­ства «Российский банк развития», осуществляемым на внутрен­нем финансовом рынке для финансирования поддержки субъек­тов малого предпринимательства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств» от 01.03.04 № 118.

Учитывая положения Бюджетного кодекса РФ, деньги направ­ляются через государственного агента — Российский банк развития. Он является получателем гарантии, который заимствует денежные средства на внутреннем финансовом рынке (путем размещения облигаций банка и привлечения кредитов), а затем на льготных условиях под небольшой процент предоставляет эти деньги региональным (уполномоченным) банкам. Региональные банки, в свою очередь, тоже под небольшой процент выдают кредиты всем желающим, юридическим лицам и индивидуаль­ным предпринимателям.

Однако в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2005 год» от 23.12.04 № 173-ФЗ было предусмотрено выделить на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, 1,5 млрд. руб., что в два раза меньше, чем в 2004 г.

Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу, что в российском законодательстве уже есть немало норм, пре­дусматривающих предоставление субъектам малого предпри­нимательства бюджетного финансирования. В то же время не­обходим еще целый ряд мер, направленных на развитие и совершенствование форм государственной финансово-кредит­ной поддержки малого предпринимательства.

Лекция 10.Анализ рисков в деятельности организации и показатели несостоятельности (банкротства) организации. Оценка стоимости организации.

10.1.Экономическое содержание и классификация предпринимательского риска

Производственный риск связан с возможным невыполнени­ем предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов производственной дея­тельности в результате неблагоприятного воздействия внешней среды, а также неадекватного использования новой техники и технологий, основных и оборотных фондов, сырья, рабочего времени. Наиболее важными причинами возникновения произ­водственного риска являются: возможное снижение предпола­гаемых объемов производства, рост материальных и/или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, низкая дис­циплина поставок, повреждение оборудования и т.п.

Хозяйственный (коммерческий) риск — это риск, возникаю­щий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Причинами коммерческого риска являются: возможное снижение объема реализации вслед­ствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повы­шение закупочной цены товаров, потери товара в процессе об­ращения, повышение издержек обращения и др.

Финансовый риск связан с возможностью невыполнения пред­приятием финансовых обязательств. Основными причинами финансового риска являются: обесценивание инвестиционно-финансового портфеля вследствие изменения валютных курсов, неосуществление платежей, войны, катастрофы и т.п.

Риски посреднической деятельности. В условиях рыночной экономики практически все производственные и торгующие предприятия имеют взаимоотношения и связи с посредничес­кими организациями, решающими для них проблему сбыта про­дукции и другие проблемы.

Посреднические риски в подавляющем большинстве явля­ются внешними. Причинами их появления служит деятельность контрагентов — производственных и торгующих предприятий.

Возможно, именно это обстоятельство является причиной того, что посреднические фирмы часто терпят банкротство. Но тем не менее существует и группа внутренних рисков, поддаю­щихся управлению со стороны руководства предприятия. Чем больше оно уделяет внимания изучению и минимизации рисков своей деятельности, тем больше у него шансов достичь успехов.

Страховой риск — это риск наступления предусмотренного условиями страхования события, в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму). Ре­зультатом риска являются убытки, вызванные неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заклю­чению договора страхования, так и на последующих этапах -перестрахование, формирование страховых резервов и т.п. Ос­новными причинами страхового риска являются неправильно определенные страховые тарифы, катастрофы, войны и т.д.

Вышеприведенный перечень рисков является общим и дает представление только о направлениях возможного возникнове­ния рисковых ситуаций в бизнесе. Для конкретной фирмы риски всегда определены, а анализ рисков делится на два взаимно до­полняющих друг друга вида: качественный, задачей которого яв­ляется определение факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и количественный, позволяющий вычис­лить как размеры отдельных рисков, так и их совокупности.

В общем определении риска как разброса (дисперсии) до­ходности следует выделять две компоненты:

1.Деловой риск, определяемый как возможность того, что фир­ма не сможет работать на конкурентном рынке с теми активами, которые она приобрела. Например, ее оборудование может плохо работать, производимую продукцию невозможно продать, това­ры-субституты (заменители) могут вытеснять продукцию фирмы с рынка. Все это деловые, операционные проблемы, формирую­щие соответствующий риск.

2.Финансовый риск — это возможность того, что инвестиции не смогут произвести денежного потока, достаточного для по­крытия расходов по обслуживанию долга (своевременных выплата процентов и основной суммы), а также для обеспечения необходимой прибыльности фирмы. Если фирма не достигает целей доходности, то она, возможно, будет способна оплатить операционные расходы, но издержки финансирования могут остаться неоплаченными.

Предпринимательский риск является объективной категорией, так как возникает под воздействием непредвиденных заранее при­чин, в то же время его появление отражается на практической де­ятельности самого предпринимателя.

Систематический риск характерен для всей экономической сис­темы или отдельного рынка и не поддается диверсификации. Дан­ный тип риска определяется факторами, влияющими на все отрас­ли и предприятия: возможные политические изменения в стране и мире, уровень инфляции, экономические колебания и т.д.

Несистематический риск связан со спецификой деятельности фирмы, сложностями ее функционирования, а также с проблема­ми отрасли, в которой она действует. Он может быть предопределен посредством диверсификации. Для предпринимателя наиболее сложной проблемой является оценка не диверсификационного риска, так как трудно предсказать возможность возникновения данного типа риска и его последствий.

В предпринимательской деятельности можно выделить риск в сфере принятия решений и в сфере их реализации. Существенным отличием этих рисков друг от друга является то, что на стадии принятия решения, когда оно только прорабатывается, можно вне­сти изменения и исправить положение, тогда как на стадии реали­зации предпринимательского проекта гораздо труднее что-либо су­щественно изменить.

Типы предпринимательского риска:

а) По возможности страхования (страхуемый, не страхуемый);

б) По возможности диверсификации (систематический, специфический);

в) В зависимости от этапа решения проблем (в области принятия решения, в области реализации решения);

г) По природе возникновения (хозяйственный, связанный с личностью предпринимателя, связанный с недостатком информации);

д) По масштабам (локальный, глобальный);

е) По сфере возникновения (внешний, внутренний);

ж) По длительности воздействия (кратковременный, долговременный);

з) По ожидаемым результатам (спекулятивный, обычный);

и) По степени допустимости (допустимый, критический, катастрофический).

Итак, мы рассмотрели основные типы риска. Теперь для более полного представления о предпринимательском риске целесооб­разно рассмотреть основные его виды.

Поскольку предпринимательский риск — это риск, возникаю­щий при любых видах деятельности, связанной с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией, товарно-денежными отношениями и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических про­ектов, наиболее правильно, на наш взгляд, выделить следующие типы риска: экономический, технический, политический.

Экономический риск включает следующие риски: производствен­ный; коммерческий; кредитный; инвестиционный; валютный; ин­фляционный; финансовый и др.

Производственный риск связан с производством продукции, то­варов, услуг; с осуществлением любых видов производственной Деятельности. Среди наиболее важных причин возникновения про­изводственного риска — возможное снижение предполагаемых объе­мов производства, рост материальных и/или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, потери от низкого качества и сертифицированной продукции и др.

Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реали­зации товаров и услуг, произведенных или купленных предприни­мателем. Основные причины коммерческого риска: снижение объе­мов реализации из-за изменения конъюнктуры рынка или других обстоятельств, повышение закупочной цены товара, непредвиден­ное снижение объемов закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения. Коммерческий риск включает риски, связанные с: реализацией товара (услуг) на рынке; транспортировкой товара; приемкой товара (услуг) покупателем; платежеспособностью покупателя, а также риск, связанный с форс мажорными обстоятельствами.

Кредитный риск - он связан с возможностью невыполнения предприниматель­ской фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фир­мы внешнего займа. Таким образом, кредитный риск возникает в процессе делового общения предприятия с его кредиторами: бан­ком и другими финансово-кредитными организациями; контра­гентами: поставщиками и посредниками, а также с акционерами.

Инвестиционный риск, который связан со спецификой вложения предпринимательской фирмой денежных средств в различные проекты. Данный риск вклю­чает все возможные риски, возникающие при инвестировании де­нежных средств.

Валютный риск — это вероятность финансовых потерь в резуль­тате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим осуществлением рас­четов по нему. Следует отметить, что предпринимательские фир­мы, не имеющие выхода на международный рынок, также подвер­жены риску, связанному с валютными операциями, поскольку их внутренние рынки сбыта могут переключаться на иностранных по­ставщиков. Негативные последствия валютного риска на развитие предпринимательства наглядно проявились после финансового кри­зиса, разразившегося в августе 1998 г.

На конечные результаты деятельности предпринимателей суще­ственное негативное влияние оказывает инфляционный риск, прояв­ляющийся в снижении покупательской способности национальной валюты, росте цен на товары (работы, услуги) и снижении уровня покупательского спроса.

Технический риск проявляется при непредсказуемых остановках производства из-за выхода из строя оборудования, нарушении тре­бований технологических процессов, что приводит к непредвиден­ным потерям материальных ресурсов, снижению качества продукции и т.п.

Анализ рисков

Для оценки риска чаще всего используются три подхода:

1.Коэффициент (ß (бета): математическая оценка рискован­ности одного актива в терминах ее влияния на рискованность группы (портфеля) активов.Учитывается только рыночный риск и рассчитывается показатель (3: чем он выше, тем выше риск.

2.Стандартное отклонение: статистическая мера разброса (дисперсии) прогнозируемых доходов. Мерой рискованности удержания актива является его стандартное отклонение, пред­ставляющее разброс доходности: чем оно выше, тем выше риск.

3.Экспертные оценки: в учет берутся скорее качественные оценки, чем количественные. Собираются и усредняются лич­ные мнения экспертов.

Смысл дохода. Разные инвесторы могут по-разному понимать доходность. Некоторые главное значение предают краткосрочным денежным потокам и более длительные выгоды оценивают ниже, покупая, например, акции компаний, которые постоянно выплачивают большие дивиденды наличными. Другие инвесторы больше це­нят рост, разыскивая проекты со значительным (выше среднерыночного) внутренним потенциалом роста продаж и заработ­ков. А третьи, пользуясь финансовыми коэффициентами, стре­мятся найти проекты с высокой совокупной доходностью на инвестицию или капитал. Т.е. отношение инвесторов к риску разное. Кривая индифферентности для такого инвестора изоб­ражена на рис.

Кривая безразличия (индифферентности) инвестора

Ожидаемый доход, %

Операции по привлечению финансовых ресурсов - student2.ru

Риск

Нет риска Низкий Средний Высокий

Для характеристики этого отношения был выработан инст­румент кривой индифферентности, которая представляет собой геометрическое место точек соответствия риска и доходности, которые готов принять на себя данный инвестор. Например, предположим, что инвестор не хочет рисковать ради дохода до 11%. Он готов принять на себя небольшой риск, если предлага­емая доходность составляет 13%. От средне рисковой инвести­ции он требует от 13 до 17% годового дохода. Риск выше верх­ней части среднего для данного инвестора неприемлем.

Наши рекомендации