Лекция 1. Виды и формы организаций и анализ видов экономической деятельности.
Лекция 1. Виды и формы организаций и анализ видов экономической деятельности.
Экономическая теория предпринимательской деятельности
В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII в. Р. Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, поскольку риск возникает в связи с необходимостью продажи товара в условиях ценовой неопределенности при уже произведенных затратах. Положение Р. Кантильона развили французы К. Бодо, Р. Торго. По их мнению, предпринимательской деятельности необходимы такие условия, как наличие у предпринимателя информации о конъюнктуре рынка, технологических знаний и, самое главное, капитала. Капитал обеспечивал предпринимательский доход, если не возникали форсмажорные обстоятельства. Получение дохода — экономическая суть предпринимательства.
Со времен А. Смита и Р. Кантильона существуют две теории получения предпринимательского дохода: 1) «активные» теории (Ж.Б. Сей, М. Вебер, И. Кирцнер и др.); 2) теории принятия риска (Р. Кантильон, К. Тюнен, Ф. Найт, Д. Шумнетер, П. Друкер и др.)
1.2.Экономическое содержание и виды предпринимательства
Предпринимательскую деятельность можно классифицировать по различным характерным признакам, однако в теории и практике сложилась классификация по следующим признакам: по формам собственности, по законности, по охвату территории, по распространению на различных территориях, по составу учредителей, по численности персонала и объему оборота, по темпам роста и уровню прибыльности, по уровню использования нововведений и др.
По признакам законности предпринимательство подразделяется на законное, незаконное, лжепредпринимательство.
В зависимости от распространения деятельности на различных территориях предпринимательство подразделяется на местное, региональное, национальное, международное и мировое.
В зависимости от состава учредителей (участников) собственного дела выделяется женское и молодежное предпринимательство.
С точки зрения темпов развития, уровня прибыльности и доходности предпринимательские организации можно подразделить на: быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития компании, высоко прибыльные и низко рентабельные организации.
По формам ответственности участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной ответственностью, а также с солидарной и субсидиарной ответственностью.
В зависимости от механизма создания, числа учредителей (участников), процессов функционирования и управления следует выделить простые и сложные предпринимательские организации.
С учетом направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов выделяются следующие виды предпринимательства.
Во-первых, производственное предпринимательство. Это процесс производства конкретных товаров, осуществления работ и оказания услуг для их реализации (продажи) потребителям (покупателям).
Третьим видом предпринимательства является финансово-кредитное. Это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги (российский рубль).
Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг представляет совокупность этой деятельности (с учетом специфики и особенностей) на следующих рынках:
• на рынке ценных бумаг;
• на рынке банковских услуг;
• на рынке страховых услуг;
• на рынке иных финансовых услуг.
Лекция 2. Производственный процесс, качество товара и основы анализа финансово-хозяйственной деятельности организации
Качество продукции.
Качество как экономическая категория — это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворенности потребителей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которой наделили продукцию ее изготовители для этих условий.
Показатель качества численно характеризует степень проявления определенного свойства, входящего в состав качества. Его наименование определяет характеризуемое свойство.
1. Показатели назначения. Характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.
2. Показатели надежности.
3. Сохраняемость. Показатели сохраняемости характеризуют свойство объекта сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после хранения (или транспортировки).
4. Показатели долговечности характеризуют свойство объекта сохранять работоспособность до определенного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.
5. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность ее товарного вида и т.д.
Жизненный цикл товара (ЖЦТ)
Жизненный цикл товара — это время существования товара на рынке. Концепция ЖЦТ исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром.
Цель фазы внедрения — создать рынок для нового товара. Темп роста продаж обычно относительно невелик, их объем незначителен, торговля нередко убыточна, маркетинговые расходы невелики, конкуренция как правило ограничена. Фаза роста — признание товара покупателями и быстрое увеличение спроса на него. Объем продаж растет, а за ним и прибыльность.
В дополнение к изложенному относительно ЖЦТ отметим также следующие важные моменты.
1. Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка.
2. Жизненный цикл одного и того же товара, но на разных рынках неодинаков.
3. С помощью средств маркетинга ЖЦТ на целевом рынке может быть как продлен, так и сокращен.
Товарный знак и его сущность. Товарный знак (торговая марка) — зарегистрированное в установленном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других и указания на его производителя (предприятие, фирму). Он представляет собой рисунок (символ, знак), определенное сочетание букв, чисел. Понимаемый как средство индивидуализации производителя товарный знак рассматривается как торговая марка или фирменный знак. Товарный знак регистрируется в государственных учреждениях России, других государств и пользуется правовой защитой. Такой знак защищает исключительные права изготовителя-продавца на пользование маркой и/или эмблемой. Основные функции товарного знака — свидетельствовать о высоком качестве продаваемого товара, вызывать доверие покупателя благодаря хорошей репутации владельца товарного знака (не обязательно изготовителя продукта), осуществляющего контроль за качеством товара. Существуют четыре типа обозначения знака (марки): 1) фирменное имя — слово, буква или группа слов, букв, которые могут быть произнесены; 2) фирменный знак — символ, рисунок или отличительный цвет или обозначение; 3) торговый образ — персонифицированная торговая марка; 4) торговый знак — фирменное имя, фирменный знак, торговый образ или сочетания их, защищенные юридически.
Упаковка и маркировка товара. Созданию упаковки должно предшествовать формирование ее концепции, раскрывающей принципы предлагаемой упаковки и роль, какую она должна сыграть для конкретного товара. В концепции определяется основная функция упаковки, а ею могут быть, например, обеспечение более надежной защиты товара либо новый метод раздачи или разлива, либо четкая информационная направленность на покупателя. Затем предстоит принять решения и о других составляющих конструкции упаковки: ее размерах, форме, материале, цвете, текстовом оформлении, наличии торгового (марочного, фирменного) знака.
После разработки конструкции упаковки она подвергается серии испытаний. Технические испытания должны удостоверить, что упаковка отвечает требованиям условий «нормальной» эксплуатации; испытания на обзорность и внешний вид должны выявить, нравится ли упаковка посредникам, считают ли они ее удобной при грузообработке; и, наконец, испытания на потребителях должны показать, насколько благоприятно они воспринимают новинку. Неразрывной частью стратегии проектирования и использования упаковки является маркировка товаров с применением—этикеток, ярлыков и т.д. незамысловатой бирки, прикрепленной к товару, или сплошной графической композиции, являющейся неотъемлемой частью упаковки.
Структура персонала.
Независимо от сферы приложения труда весь персонал предприятия подразделяется на категории, среди которых в настоящее время принято выделять следующие: рабочие, служащие, специалисты и руководители.
По социальным категориям рабочих можно разделить: а) на работников очень высокой, средней, малой квалификации, неквалифицированных; б) на работников сферы производства и вспомогательных сфер (обслуживание, склады, упаковка, транспорт ит.п.); в) на работников, осуществляющих автоматизированные, механизированные операции и работников ручного (физического) труда.
Преимущество такого группирования в том, что оно позволяет в качестве основы использовать типовой перечень профессий, а также определить уровень механизации и автоматизации труда рабочих. Для этого достаточно численность рабочих, включенных в группу (в), разделить на общую численность рабочих. В результате получим коэффициент механизации и автоматизации труда: Км = Lм :Lсп ,
гдеLм - число рабочих, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, а также наблюдающих за работой автоматического оборудования.
Цели и задачи анализа структуры численного состава работающих на предприятии не исчерпываются перечисленными выше. Укажем еще на несколько аспектов, которые помогут дать характеристику персонала предприятия.
Движение рабочей силы.
В последнее время в России обострились проблемы занятости. Формы, в которых находят свое выражение подвижность и неустойчивость уровня занятости, различны, но среди них, помимо увольнений и приема на работу, можно выделить: временную работу, работу с испытательным сроком, работу по совместительству, по контракту с ограничительными условиями и т.д. Представление о наличии и движении кадров в целом и по категориям и группам персонала может дать баланс движения кадров (баланс ресурсов рабочей силы), который включает в себя следующую систему показателей.
Коэффициент интенсивности оборота по приему: Кип = Lп :Lсп
гдеLп - число принятых за период работников.
Коэффициент оборота по выбытию: Кв = Lв :Lсп
где Lв - число выбывших за период работников.
Коэффициент текучести: Кт = Lвл :Lсп
где Lвл — число выбывших за период работников по причинам, относимым к текучести кадров.
Коэффициент замещения: Кэ = (Lп -Lв) :Lсп .
Коэффициент постоянства кадров: Кпк = Lпост :Lк , где Lпост - число работников, проработавших весь отчетный период.
Рабочее время.
Время — это ресурс, ограниченность которого ни у кого не вызывает сомнения. Для измерения затрат рабочего времени используются единицы, принятые для измерения времени вообще — минута, час, сутки, неделя, месяц, квартал, год. Правда, минута как очень малая единица измерения в экономических рас- четах применяется редко и только в специальных целях, например при техническом нормировании.
Исходя из физиологических особенностей человека основными единицами учета рабочего времени определены: чел.-ч и чел,- дн.
Календарный фонд времени работников как в целом, так и по отдельным категориям и группам определяется: а) суммированием списочного числа работников за все календарные дни периода; б) умножением среднего списочного числа работников на число календарных дней в том периоде, за который было определено среднее списочное число.
Полная фактическая продолжительность рабочего дня:
Пф = Общее количество отработанных рабочими за смену чел.-ч (включая сверхурочные работы) : Число работавших в смене рабочих
Фактическая урочная средняя продолжительность рабочего дня
Пу = Общее количество чел.-ч, отработанных рабочими в урочное время : Число работавших в смене рабочи
Режимная продолжительность рабочего дня:
Пу = Общее количество чел.-ч, которые рабочие должны отработать в урочное время : Число рабочих в смене
В ряду показателей, характеризующих использование рабочего времени более детально, определяют среднее число дней работы одного рабочего Дср, среднее число часов работы одного среднесписочного рабочего СЧЧр, среднюю продолжительность рабочего дня (смены) Нсм. Показатели вычисляют по следующим формулам: Дср = ФЧД Т :Lcn, где ФЧД — фактически отработанные чел.-дн.;Lcn — среднесписочная численность работников;
Анализ рисков
Для оценки риска чаще всего используются три подхода:
1.Коэффициент (ß (бета): математическая оценка рискованности одного актива в терминах ее влияния на рискованность группы (портфеля) активов.Учитывается только рыночный риск и рассчитывается показатель (3: чем он выше, тем выше риск.
2.Стандартное отклонение: статистическая мера разброса (дисперсии) прогнозируемых доходов. Мерой рискованности удержания актива является его стандартное отклонение, представляющее разброс доходности: чем оно выше, тем выше риск.
3.Экспертные оценки: в учет берутся скорее качественные оценки, чем количественные. Собираются и усредняются личные мнения экспертов.
Смысл дохода. Разные инвесторы могут по-разному понимать доходность. Некоторые главное значение предают краткосрочным денежным потокам и более длительные выгоды оценивают ниже, покупая, например, акции компаний, которые постоянно выплачивают большие дивиденды наличными. Другие инвесторы больше ценят рост, разыскивая проекты со значительным (выше среднерыночного) внутренним потенциалом роста продаж и заработков. А третьи, пользуясь финансовыми коэффициентами, стремятся найти проекты с высокой совокупной доходностью на инвестицию или капитал. Т.е. отношение инвесторов к риску разное. Кривая индифферентности для такого инвестора изображена на рис.
Кривая безразличия (индифферентности) инвестора
Ожидаемый доход, %
Риск
Нет риска Низкий Средний Высокий
Для характеристики этого отношения был выработан инструмент кривой индифферентности, которая представляет собой геометрическое место точек соответствия риска и доходности, которые готов принять на себя данный инвестор. Например, предположим, что инвестор не хочет рисковать ради дохода до 11%. Он готов принять на себя небольшой риск, если предлагаемая доходность составляет 13%. От средне рисковой инвестиции он требует от 13 до 17% годового дохода. Риск выше верхней части среднего для данного инвестора неприемлем.
Лекция 1. Виды и формы организаций и анализ видов экономической деятельности.