Обеспечение безопасности малого и среднего бизнеса.
Литература
Основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.
Дополнительная литература
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008 . – 672 с.: ил.
1. Булатов А. С. // Экономика 2-е издание переработанное и дополненное. - М. : БЭК, 1997. 2. Гражданский Кодекс. Часть первая.
4. Постановление Правительства РСФСР “О мерах поддержке малых предприятий в РСФСР” от 18 июля 1991г. № 406.
5. Постановление Правительства РФ “ О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 11 мая 1993 г. №446.
6. Торкановский Е. М. “Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России” // Бизнес и политика – М. , 1998. № 3-4.
7. Малый бизнес: уроки выживания
О важности поддержки малого бизнеса говорится много. Ведь нынешний кризис в первую очередь ударит как раз по нему. Однако у людей, занимающихся малым бизнесом в России, накоплен достаточный опыт выживания в трудных условиях. Главное, чтобы чиновники не чинили препятствий.
О необходимости поддержки малого и среднего бизнеса в России говорят в последнее время достаточно активно. Ведь эксперты не раз отмечали, что нынешний кризис в первую очередь ударит по некрупному бизнесу.
Причиной плохой конъюнктуры для небольших предприятий называлась практически полная недоступность для них кредитных ресурсов. В связи с кризисом ликвидности заемные деньги могут получить очень немногие и в основном крупные игроки. Следствиями же мирового финансового ожидаются консолидация и укрупнения бизнеса во всех сегментах.
Вместе с тем, поддержка малых и средних предприятий является приоритетной задачей во многих странах, борющихся с кризисом. Например, в США восстановление кредитования малого бизнеса стало одной из основных расходных статей в антикризисном пакете объемом $200 млрд.
В России необходимость поддержки малого бизнеса также обговаривалась на государственном уровне. Вчера, к примеру, московские власти решили выделить в 2009 году 5.4 млрд руб. на погашение разницы между рыночной стоимостью площади и льготной ставкой аренды для предприятий малого бизнеса.
Bigness.ru решил выяснить в чем же сильные и слабые стороны малого бизнеса, и как реально этому сегменту экономики в России можно помочь.
Преподаватель и координатор научных программ Международного института экономики и финансов ВШЭ Алексей Белянин отметил, что преимущества и недостатки малого бизнеса вытекают из его малости.
Наиважнейшим недостатком малых предприятий является отсутствие возможностей для покрытия потерь, связанных с падением спроса, что актуально для нынешнего кризиса. Например, крупный многоотраслевой холдинг может продать какой-либо невыгодный актив и развивать наиболее прибыльные сегменты бизнеса. Иными словами, крупной компании легче перепрофилироваться. Маленькая фирма зачастую занимается каким-либо одним видом бизнеса. В ситуации, когда этот бизнес становится неприбыльным, возможностей для маневра у малых компаний меньше. Слабость малого и среднего бизнеса в данном случае очевидна.
Но, с другой стороны, в малости и мобильности заключена и сила такого бизнеса. В известной степени малый бизнес, сложившийся в России в последние годы, много с чем сталкиваться, многое пережил.
Малые предприниматели научились перепрофилироваться и переквалифицироваться. Не секрет, что многие бизнесмены - это вчерашние «челноки», а по образованию многие из них - школьные учителя и инженеры. Способность приспосабливаться к разным условиям у таких людей может быть даже выше, чем у менеджеров крупных компаний. В этом смысле у малого бизнеса есть перспективы развития.
Главная же проблема, с которой сталкиваются малые предприятия, заключается в другом, считает А.Белянин. По его словам, малому бизнесу надо предоставить возможность работать, эффективно перестраиваться, уходить из неприбыльных сегментов в прибыльные. Если же сегодня эту возможность предпринимателям не предоставить, их недовольство может дестабилизировать и политическую ситуацию в стране. А русский бунт, как известно, бессмысленный и беспощадный, никому пользы не приносит.
Наш чиновничество уже научилось тому, что бизнес можно «доить», получать с него доход. Если в текущей кризисной ситуации чиновники не поймут, что аппетиты надо поумерить, это может кончиться печально.
В таком контексте становится актуальным вопрос о том, какие меры все-таки стоило бы предпринимать для поддержки малого бизнеса. А.Белянин отметил, что, прежде всего, необходимо было бы снизить налоги для малого бизнеса.
Также важной поддержкой была бы борьба с коррупцией на уровне чиновников средней руки. Борьба с взяточничеством в России - дело, конечно, обреченное, заметил наш собеседник. Однако важно хотя бы не закрывать глаза на то, что ущемления в отношении предпринимателей происходят.
Государство также должно способствовать и возможностям таких предприятий перепрофилирования. Для этого важна, в том числе, и мобильность рабочей силы. По словам А.Белянина из Международного института экономики и финансов, в настоящее время существуют достаточно «разумные» программы по стимулированию перемещения рабочей силы из Москвы в регионы. Деньги для участников программы предлагаются, конечно, «смешные». Однако если человек будет ехать в регион не с целью жить на госсубсидию, а с желанием реализовываться самому, то дополнительные средства от государства могут стать хорошим стимулом.
Потенциал в провинции достаточно большой. На фоне снижения количества трудоспособного населения, в регионах сосредоточено много ресурсов, в том числе и природных. Однако наш собеседник подчеркнул, что для успеха таких программ государство должно показать, что оно готово помогать тем, кто готов помогать себе сам.
Заключение
Налоговая система и налоговая политика в стране являются тормозом развития малого бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов малого предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса остается только на бумаге.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.
Таким образом, можно сказать, что малое предпринимательство развивается не благодаря, а “вопреки” заботам государства, ведь малое предпринимательство вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение НТП, становления так необходимого в нашей стране “среднего” класса.
Законодательная база по налогообложению, учету и отчетности должна быть построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом порядке идти на нарушение закона. В этом случае применяемые репрессивные санкции будут на порядок более оправданы и эффективны.
Сегодня, когда с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые.
Необходимы новые типы самих предприятий, равно как стимулирование их деятельности за счет упрощения процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создания бизнес центров, кредитных линий и т. д.
Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно при последовательном снижении уровня налогообложения, усиление контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса.
Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.