Цена товара учитывающая различное совместное влиячние на нее различных противоречивых факторов и обеспечивающая максимальные прибыли называется оптимальной ценой.
Рыночная цена форимируется в результате совокупности влияния многих производителей товаров, конкуренции между ними и состоянием спроса.
Спрос на товар может быть «эластичным», если изменения его срезу же сказываются на изменении цены, и «не эластичным», если спрос мало чувствительный к изменению цены (характерен для недорогих товаров первой необходимости).
На спрос влияют следующие факторы:
· увеличение количества единиц товара, принцип «уменьшения полезности». Чем больше товара мы имеем, тем меньшую ценность представляет каждая последующая единица;
· колебание доходов потребителей. Увеличение доходов – следует увеличение спроса, уменьшение доходов – следует уменьшение спроса;
· различия в жепеланиях потребителей. Один хочет и может купить дорогой товар, а другой дешевый. При этом спрос на дешевый товар – невостребованный товар падает.
В целом, снижение цен происходит из-за:
1. нежелание покупать или брать данный товар;
2. превышение предложения над спросом;
3. срочность продажи товаров;
4. рост производительности труда по данному товару при неизменных доходах у покупателей;
5. информация о возможном понижении цен;
6. государственные меры (увеличение банковских ставок – становится выгоднее держать деньги в банках, чем покупать товары).
Рост цен происходит из-за:
· рост заработной платы происходит быстрее, чем рост производительности труда по производству товаров и услуг;
· превышение спроса над предложением;
· низкая эффективность использования имеющтихся фондов и ресурсов (трудовые ресурсы, земля, сырье);
· ожидаемый спрос, вызванный отсутствием резервом товаров и неуверенностью в завтрашнем дне потребителя;
· искусственное завышение цены на рынке из-за спекуляции, подавление конкуренции, монополизма.
Формирование цены товара или услуги:
Формирование с учетом 3-х составляющих:
1. стоимость материалов;
2. стоимость работы (все производственные затраты); прямые расходы
3. накладные расходы – включают любые затраты, которые не видны в готовой продукции. Это: стоимость материалов, расходы на хозяйственно-техническое обслужиавние, снабжение, ремонт технических средств производства, отопления, освещения, амортизация средств производства и их страхование, косвенные затраты (работа управляющего персонала, уборщиц), реклама и перевозка товаров.
Помимо затрат на создание товаров важными факторами, влияющими на цены становятся спрос и предложение, затраты на распределение товаров и продукции.
Рыночные или розничные цены предлагаются либо производителем товаров, либо основываются на конкуренции товаров.
Варианты назначения цен, т.не. стратегия ценообразования:
1. устанавливаются цены более низкие, чем у конкурентов («продай дешевле»);
2. устанавливаются цены более высокие, чем у конкурентов («продай дороже»);
3. устанавливаются цены, удобные для потребителя (в «круглых цифрах» - 1000 руб., 2000 руб. и т.д.;
4. устанавливаются цены на комплекты товаров, нужных потребителю в данном сочетании.
6.4. Экономические методы менеджмента: финансирование и кредитование.
Финансирование.
Финансы нужны предприятию для его производственного и финансового развития. Деньги дают предприятию заработать еще больше денег, т.е. прибыль и доход. Чтобы обеспечить себе прибыль предприятие, не ожидая указаний сверху, само станет повышать качество продукции и услуг, снижать их себестоимость, наращивать производительность труда, совершенствовать оборудование и приемы работы.
Финансовая самостоятельность предприятия – самофинансирование, предусматривает не только ноавые права руководителя, но и высокую финансовую ответственность его перед собственником и трудовым коллективом.
Финансовая самостоятельность означает и то, чтовозмещение убытков, принесенных предприятием госкударству и другим организациям, придется делать за свой счет.
Источником денежных средств предприятия являетсяего доход от реализации товаров и услуг.
Однако, этого дохода, особенно на первых порах, может оказаться не достаточно. Выход – брать деньги взаймы, т.е. получать кредит.