Управление ВЭД: системный подход
МЕНЕДЖМЕНТ ВЭД
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Развитие ВЭД в РФ
Термин «внешнеэкономическая деятельность» впервые был законодательно закреплен в Конституции СССР 1917 г., где было записано: «внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности» с указанием их ведения на основе государственной монополии. Однако само понятие ВЭД тогда раскрыто не было.
Содержание понятия ВЭД в российском законодательстве было расшифровано сравнительно недавно, а именно в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183 – ФЗ «Об экспортном контроле», где записано: «Внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)».
Понятие ВТД было первоначально сформулировано в Федеральном законе от 13 октября 1995г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», а затем скорректировано в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: «внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью». В этом определении содержание ВТД раскрыто точнее, чем в прежнем законе, хотя и не отражен ее многоуровневый характер.
В Законе 2003 г. выделено четыре группы объектов (предметов) ВТД: товары, услуги, информация и интеллектуальная собственность.
Словосочетание «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД) стало широко употребляться в нашей стране в последней четверти истекшего века. В 60 – 70 гг. отечественная внешняя торговля значительно расширилась и усложнилась. Наряду с традиционной внешней торговлей появились другие виды ВЭД, включая технико–экономическое и научно–техническое сотрудничество, специализацию и кооперирование производства с зарубежными партнерами, международные транзитные перевозки иностранных грузов, а позднее – прямые связи между отечественными и иностранными предприятиями, совместное предпринимательство, оказания многих видов услуг и выполнения работ, что выходила за рамки обычной внешней торговли.
Во второй половине 80–х гг. начались коренные изменения всей системы ВЭД, завершившиеся в начале 90–х гг. поворотом от государственной монополии к либерализации ВЭД. Если прежде в этой деятельности участвовал лишь ограниченный круг государственных служащих некоторых общественных ведомств и специализированных внешнеэкономических организаций, то в конце 80– начале 90-х гг. сфера ВЭД стала доступной для многих союзных, республиканских и местных организаций, предприятий различных форм собственности.
Начало реформирования внешнеэкономической деятельности в какой-то степени началось с 1985 г., однако в нормативных актах это было отражено лишь в 1986 г. в постановлении № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», с выходом которого начался первый этап реформы внешнеэкономической деятельности. Его можно охарактеризовать как «разрешительный» этап. Действительно, в этот период времени было разрешено самостоятельно выходить на внешний рынок, формировать валютные фонды, организовывать внешнеторговые фирмы. Получили право на существование такие прогрессивные формы внешнеэкономических связей, как прямые связи, совместное предпринимательство.
Второй этап начался в 1989 г. с выходом известного постановления № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Этим постановлением устанавливались достаточно жесткие рамки, по сути свертывающие процесс демократизации внешнеэкономической деятельности. Были введены: обязательность регистрации такой деятельности, процедура квотирования, жесткая система планирования. Данный этап закончился в 1991 г. Сначала отдельные республики, а в декабре 1991 г. и Россия заявили о новом подходе к организации внешнеэкономической деятельности в своих странах. Начался третий этап реформы — этап либерализации внешнеэкономической деятельности.
В России началом третьего этапа можно считать указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности». Вслед за данным eказом появился ряд нормативных актов, определяющих процедуру осуществления внешнеэкономической деятельности.
Наряду с государственными предприятиями большую заинтересованность в проведении внешнеэкономических операций сразу же проявили вновь созданные кооперативы, затем хозяйственные различные общества, коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели. В 2000–е гг. участниками ВЭД стало множество юридических и физических лиц. ВЭД приобрела массовый характер.
Многообразное содержание ВЭД нашло отражение в структуре, функциях и практической деятельности соответствующих органов государственного управления, специализированных внешнеэкономических организаций, отраслевых производственных объединений и предприятий.
В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий:
· расширение сбыта;
· приобретение ресурсов;
· диверсификация источников снабжения и сбыта.
Основные правила осуществления внешнеэкономической деятельности в России предусматривают следующее:
- внешнеэкономическая деятельность разрешена всем зарегистрированным на территории России предприятиям независимо от форм собственности;
- разрешена посредническая деятельность;
- значительно сокращен список лицензируемой продукции (изделий);
- введена аукционная продажа квот и лицензий;
- сняты ограничения на открытие валютных счетов;
- разрешено проведение валютных операций, при этом курс рубля к иностранным валютам определяется спросом и предложением.
- введено понятие коммерческого курса рубля;
- введена и система обязательных валютных отчислений;
- введены экспортные тарифы (пошлины) на отдельные группы продукции (изделий). При этом экспортная пошлина подлежит оплате до или в момент предъявления продукции (изделий) к таможенному контролю. Взимание экспортных пошлин производится в рублях. Ставка пошлины в иностранной валюте подлежит пересчету по рыночному курсу рубля, устанавливаемому ЦБ РФ на момент уплаты пошлины.
В соответствии с ФЗ "Об экспортном контроле" "внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)". В более обобщенном виде ВЭД можно определить как процесс сотрудничества с партнерами в мировой и национальной экономике, осуществляемый путем установления внешнеэкономических связей (ВЭС), а ВЭС - как комплексную систему разнообразных форм и направлений внешнеэкономического сотрудничества.
Внешнеэкономическая деятельность в целом охватывает деятельность государственных органов в этой области и непосредственных участников ВЭД — хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции, а также содействующих им организаций.
В последние годы часто упоминается ВЭД предприятий и других коммерческих организаций, что принято считать микроэкономическим уровнем. Поскольку ВЭД — категория уровня хозяйствующего субъекта, то ее главными субъектами являются фирмы, предприятия, организации.
Фирма — это обособившаяся в процессе общественного разделения труда хозяйственная единица, зарегистрированная в соответствующей правовой форме. В качестве юридически самостоятельных фирм могут выступать хозяйственные единицы отдельных отраслей экономики с различной концентрацией капитала и производства, разнообразных форм собственности и правовых форм, с разной национальной принадлежностью.
Внешнеэкономическая деятельность, в отличие от бизнеса внутри страны, имеет ряд особенностей. Импорт и экспорт продукции связаны не только с более сложной логистикой – значение имеют и различия в законодательстве разных стран, и специфика ведения бизнес-переговоров в каждой стране, и повышенные риски при перевозке грузов и выборе иностранных поставщиков.
Также отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.
Формы ВЭД
Внешнеэкономическая деятельность предприятия может осуществляться в различных формах.
Во-первых, по масштабам географии охвата рыночной территории это может быть:
1. Экспортная деятельность
2. Импортная деятельность
3 Внешнеторговая деятельность
4. Внешнеэкономическая деятельность, которая включает вывоз/ввоз капитала в форме прямых и портфельных инвестиций;
5 Международное научно-техническое сотрудничество
6. Строительство объектов за рубежом
7. Инжиниринговые и консалтинговые услуги и другие виды деятельности, включая объекты капитального строительства (комплексные поставки)
8. Встречные сделки, включая компенсационные, , товарообменные (бартерные) сделки, сделки на основе давальческого сырья (толлинг)
9. Биржи, аукционы, торги
10. Операции, связанные с международной производственно-сбытовой кооперацией, участием в консорциумах и т.д.
11. Участие в операциях на иностранных фондовых и валютных рынках
12. Создание совместных предприятий в Республике Беларусь и за рубежом
13. Международная экономическая деятельность (организация бизнеса за рубежом в форме открытия филиалов, собственных предприятий).
Во-вторых, внешнеэкономическая деятельность может быть классифицирована по видам внешнеторговых операций:
- Несвязанные операции;
- Встречные операции.
В-третьих, внешнеэкономическая деятельность может быть классифицирована по сферам (объектам) внешнеторговых операций:
- Экспорт/импорт сырьевых товаров;
- Экспорт/импорт машинотехнических товаров и т.д.
Основа внешнеэкономической деятельности предприятия – экспортно-импортная деятельность в области внешней торговли.
3. Международные коммерческие операции
Международная торговля как одна из основных форм международных экономических отношений осуществляется посредством проведения коммерческих (торговых) операций, т.е. определенных технических приемов по подготовке и реализации торгового сотрудничества.
Международные коммерческие операции – это комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) операций, осуществляемых на возмездной основе между контрагентами разных стран для совершения сделок, которые оформляются внешнеторговыми договорами или контрактами.
К основным операциям в международной торговле относятся:
- операции по купле-продаже или обмену товарами в материально-вещественной форме;
- операции по купле-продаже или обмену научно-техническими знаниями (в форме торговли патентами, лицензиями, "ноу-хау");
- операции по купле-продаже или обмену научно-техническими услугами (консалтинг, инжиниринг);
- международные арендные операции;
- операции по международному туризму;
- операции по предоставлению консультационных услуг в области управления, информации;
- операции по обмену кино - и телепрограммами и т.д.
К вспомогательным или обеспечивающим операциям, связанным с продвижением товаров от продавцов к покупателям, относятся:
- операции по международным перевозкам грузов;
- операции по международным расчетам;
- таможенные операции; -
- операции по страхованию;
- операции по финансированию самих операций;
- операции по заключению соглашений с посредниками;
- операции по заключению соглашений с организациями, исследующими рынок и т.д.
В зависимости от сложности основных операций одна основная может содержать до 10 вспомогательных.
Осуществление международных коммерческих операций требует применения определенных правовых форм и использования конкретных методов их проведения. В международной торговой практике используются два основных метода осуществления операций:
1) Прямой;
2) Косвенный.
Прямой метод предполагает установление связей между непосредственным производителем и конечным потребителем, поставку товара непосредственно конечному потребителю, закупку товара непосредственно у товаропроизводителя на основе договора купли-продажи. Прямой метод чаще всего используется:
- при торговле крупногабаритным и дорогостоящим оборудованием;
- при продажах и закупках на внешних рынках промышленного сырья на основе долгосрочных контрактов;
- при экспорте стандартного многосерийного оборудования через собственные заграничные филиалы и дочерние компании, имеющие свою розничную сеть;
- при закупках сельскохозяйственных товаров непосредственно у фермеров-производителей в развивающихся странах.
Экспортные и импортные операции государственных предприятий также осуществляются прямым методом.
Такой метод торговли позволяет установить с клиентами более тесные контакты, лучше изучать условия рынка. Он предусматривает заблаговременную организацию поставки, что особенно важно для сложного и комплектного оборудования, носит целенаправленный характер (создает систему коммерческих связей). Этот метод создает длительные и устойчивые отношения потребителей и поставщиков, что очень важно для торговли сырьем и материалами. Установившиеся связи обычно не прекращаются и после поставок, монтажа, наладки и пуска оборудования в эксплуатацию. Широко используют прямой метод транснациональные компании в торговле со своими сбытовыми, производственными, дочерними заграничными компаниями.
Косвенный метод предполагает покупку или продажу товара через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора-соглашения с торговым посредником, предусматривающего выполнение посредником определенных обязательств в связи с реализацией или приобретением товара.
Косвенный метод используется при реализации товаров на отдаленных труднодоступных и слабоизученных рынках, при продвижении новых товаров, в случае монополизации ввоза товаров крупными посредническими фирмами, при реализации товаров массового спроса. В международной торговле косвенным методом осуществляется около 50% реализуемых товаров. Привлечение посредников преследует цель повышения эффективности внешнеторговых операций за счет ускорения оборачиваемости капитала, умелого использования конъюнктуры рынка и предоставления всех необходимых торговых услуг.
Эффективность осуществления международных коммерческих операций зависит от:
- наличия теоретических знаний в области международной торговли и умелого их использования в каждом конкретном случае;
- правильного планирования операции, выбора и оптимального сочетания основных и обеспечивающих операций;
- знания особенностей правового режима, действующего в международной торговле.
Планирование ВЭД
5.1.1. Задачи и принципы планирования ВЭД
Планирование — важнейшая функция управления в любой социально-экономической системе. На уровне субъекта хозяйствования его можно охарактеризовать как предвидение целей и результатов деятельности предприятия, а также определение ресурсов, необходимых для их достижения.
В условиях рыночной экономики роль планирования на уровне субъектов хозяйствования возрастает, так как предприятие работает как «открытая система», когда нужно учитывать действия конкурентов, требования потребителей, спрос и ряд других внешних факторов. Только ориентируясь на рынок, предприятие обеспечивает свое финансовое благополучие. Содержанием планирования является проектирование желаемого будущего, а конечным результатом — плановые решения, составляющие основу последующей управленческой деятельности. Они должны не только определять цели предприятия на рынке, но и предусматривать конкретные действия для их достижения. Смысл планирования ВЭД состоит в определении ее целей как части внутрикорпоративного управления и выработки путей их достижения. В процессе планирования ВЭД решаются частные задачи:
• расширение объема продаж за счет освоения новых рынков;
• минимизация издержек производства;
• совершенствование организации сбыта, обеспечивающее снижение издержек реализации товаров;
• повышение качества продукции.
Характер и содержание плановой деятельности определяются основными принципами планирования, соблюдение которых создает условия для эффективной работы предприятия, уменьшает нероятность получения отрицательных результатов. К числу основных принципов относятся единство (системность), непрерывность, точность, участие.
Принцип единства (системности) означает, что планирование на предприятии должно носить системный характер. Данный нринцип реализуется по вертикали путем интеграции, по горизонтали — путем координациипланов функциональных подразделений предприятия. Координация выражается в том, что планирование одних частей организации должно быть связано с плановой деятельностью других ее частей. Интеграция означает, что планы отдельных частей организации должны исходить из общей стратегии фирмы. Планы, созданные в организации, — это не набор документов и решений, а взаимосвязанная система.
Принцип непрерывности находит отражение в непрерывности процесса планирования, его постоянстве. Неопределенность внутренней и внешней среды, смена условий существования делают необходимым постоянную корректировку планов.
Принцип гибкости связан с принципом непрерывности. Понятие гибкости означает придание процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств, поэтому в планах, как правило, должны предусматриваться оптимальные резервы, которые называют «финансовыми подушками».
Принцип точности означает необходимость конкретизации и детализации планов с такой степенью точности, насколько позволяют внешние и внутренние условия деятельности субъекта хозяйствования, особенно это важно при разработке планов на короткие промежутки времени, в которых конкретность и проработка деталей планов должны быть обязательными.
Принцип участия означает, что каждый член организации в той или иной мере становится участником плановой деятельности независимо от выполняемой им функции. Процесс планирования затрагивает всех. Преимущества от реализации принципа участия выражаются в следующем:
• каждый работник предприятия получает обширную и объективную информацию о деятельности организации, что позволяет более глубоко понимать различные стороны ее деятельности;
• участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственным потребностям работников, так как планы предприятия становятся личными планами работающих. Более ярко проявляется мотивация к эффективному труду, формируется командный дух в коллективе;
• работники предприятия, занимаясь планированием, расширяют свой кругозор, приобретают навыки, знания, а организация получает дополнительные ресурсы для решения новых задач.
Организация процесса планирования имеет свои особенности на разных по масштабам деятельности предприятиях. Крупные фирмы имеют в своем составе специальные плановые подразделения, располагают достаточными финансовыми возможностями для привлечения внешних консультантов, особенно при определении стратегических задач. Средние и мелкие предприятия встречаются с большими трудностями при планировании, но процесс этот им нужен еще в большей степени. Внешняя среда таких предприятий более неопределенная и непредсказуемая. С другой стороны, внутренняя среда такой организации более проста, управляема, а потому лучше обозрима.
5.1.2. Структура планов предприятия
Планирование на предприятии включает систему планов. Во временном аспекте — это, во-первых, планы на длительную перспективу. При разработке таких планов определяются общие цели предприятия и средства их достижения. Такие планы называют стратегическими, они составляются на 5, 10 и 15 лет. Во-вторых, это кратко- и среднесрочные планы. Общие цели предприятия, определенные стратегическими планами, конкретизируются в целях текущей деятельности. На их основе разрабатываются текущие планы, как правило, на один год, с распределением по кварталам и месяцам.
В производственно-структурном аспекте планы делятся на корпоративные (для предприятия, организации и других субъектов хозяйствования), планы филиалов предприятия, планы подразделений предприятия (производство, цех, участок, бригада).
В содержательном аспекте система планов характеризует различные стороны деятельности предприятия. Их взаимосвязь представлена на рис. 1.
Рис. 1. Взаимосвязь планов работы предприятия
5.1.3. Виды планирования
В процессе планирования внешнеэкономической деятельности предприятия первостепенное значение имеет стратегическое планирование. Его суть заключается в формировании глобальных целей предприятия, видении генеральных направлений развития, определении системы мер, обеспечивающих их достижение.
Сформировать стратегию предприятия означает выработать глобальные цели, определить направления действий и необходимые средства.
Объектами стратегического планирования являются основные стороны деятельности предприятия. Как правило, это маркетинг, совершенствование технической и производственной базы, новая продукция, кадры, финансовое благополучие, эффективность хозяйствования.
Стратегическое планирование — процесс многоэтапный.
Содержанием первого этапа является анализ и оценка внешней среды по общеэкономическим, научно-техническим, конъюнктурным, социальным и политическим факторам. При оценке внешней среды необходимо учитывать изменения, воздействующие на разные аспекты текущей деятельности, определять факторы, представляющие потенциальные угрозы, предусмотреть возможности достижения целей путем корректировкипланов.
Содержание второго этапа — рассмотрение стратегической позиции предприятия на рынке, т.е. осуществление стратегического диагноза. Его суть — выяснение конкурентной позиции, зависящей от рынка, факторов конкуренции, финансово-экономических и социально-психологических факторов.
На третьем этапе осуществляется разработка стратегий развития, преобразование данных анализа среды в стратегический план предприятия. Формирование стратегии предприятия предусматривает решение следующих задач:
• формирование общей стратегии;
• формирование конкурентной стратегии;
• формирование функциональных стратегий предприятия.
Когда стратегия сформирована, она превращается в открытую декларацию миссии предприятия. На ее основе разрабатывается план стратегического развития, включающий общие цели, общую, деловую и функциональные стратегии, программу действий, проекты, бизнес-планы.
Реализация стратегических планов достигается на основе текущего технике-экономического планирования. Его содержанием является текущее планирование (как правило, годовой период) всех сторон производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Это планы маркетинга по освоению новой продукции, по труду и зарплате, издержкам и финансам, материально-техническому обеспечению, техническому, производственному и социальному развитию и другим сторонам деятельности. Все они сводятся в текущий комплексный план развития предприятия — бизнес-план текущей работы предприятия. Наряду с этим для привлечения инвестиций, получения кредитных источников финансирования деятельности предприятие разрабатывает бизнес-план инвестиционных проектов.
5.1.4. Показатели планирования внешнеэкономической деятельности
Важнейшими показателями, характеризующими объем внешних связей предприятия, являются внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, внешнеторговое сальдо.
Внешнеторговый оборот — сумма стоимостей экспорта и импорта на определенный календарный период (год, квартал, месяц).
Экспорт — продажа иностранному партнеру товаров в материально-вещественной форме с вывозом их за границу, продажа услуг и научно-технической продукции. Объектами экспорта являются как товарыотечественного, так и иностранного производства, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные характеристики товаров.
Импорт — ввоз из-за границы товаров, научно-технической продукции, платное пользование услугами зарубежных фирм. В состав импорта включаются иностранные инвестиции и кредиты.
Планирование и учет экспорта в стоимостной оценке осуществляются по ценам, учитывающим стоимостьтовара
и расходы по его доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки страны-экспортера.При стоимостной оценке импортируемых товаров учитываются их стоимость и расходы по транспортировке до границы страны-импортера.
При планировании экспорта и импорта наряду со стоимостными применяются натуральные и условно-натуральные измерители. Натуральные показатели (тонны, килограммы, метры, штуки и т.д.) определяют долю предприятия на рынке, характеризуют производственную специализацию предприятия. На их основе определяется потребность в производственных мощностях, материальных, трудовых, энергетических и иного вида ресурсах.
Условно-натуральные измерители позволяют привести все виды выпускаемой продукции к одному образцу, принятому за базу (удобрения азотные N в тоннах, удобрения калийные К20 в тоннах, микросхемы серии «X» и т.д.).
На динамику внешнеторгового оборота, экспорта и импорта оказывают влияние структура товаров, средние цены, рост (снижение) физических объемов ввоза (вывоза) продукции. Планируя данные показатели ВЭД, необходимо определить влияние каждого из них.
В качестве примера рассмотрим динамику экспортных поставок тканей на предприятии (табл. 1).
Таблица 1
Показатель | Базовый год | Планируемый год | Изменения |
Объем поставок в стоимостном выражении, млн дол. США | 15,225 | +4,225 | |
Количество, млн пог. метров | 10,5 | +0,5 | |
Ср. цена 1 пог. метра, дол. США | 1,1 | 1,45 | +0,350 |
Определим влияние факторов:
1) рост физического объема экспорта:
(10,5 — 10,0)*1,1 = 0,550 млн дол. США;
2) рост средней цены:
(1,45 — 1,1)*10,5 = 3,675 млн дол. США.
Всего изменения: 0,55 + 3,675 = 4,225 млн дол. США.
Таким образом, рост экспортных продаж на 87 % (3,675 из 4,225) связан с повышением средней цены поставляемых тканей. Дальнейший анализ требует выявления соответствующих причин. Если такой рост вызван углублением степени обработки ткани, улучшением их потребительских характеристик и не отражается на снижении конкурентоспособности товара, его можно предусматривать в планах ВЭД предприятия.
Внешнеторговое сальдо представляет собой разницу между экспортом и импортом. Если экспорт превышает импорт, сальдо является положительным, в противном случае — отрицательным.
Определение размеров внешнеторгового оборота предприятия является основой для планирования доходов от внешнеэкономической деятельности, издержек производства, прибыли, валютных доходов и других параметров деятельности предприятия.
Доходы от внешнеэкономической деятельности — составная часть общего результата хозяйственной деятельности предприятия. Однако при их определении необходимо учитывать ряд особенностей:
во-первых, денежные средства, из которых формируются доходы от ВЭД, поступают в иностранной и национальной валюте;
во-вторых, часть валютных средств в соответствии с законодательством должна быть продана государству с компенсацией в национальной валюте;
в-третьих, величина дохода от ВЭД зависит и от курсовой разницы, т.е. изменения курса национальной валюты по отношению к иностранной.
Доходы от ВЭД состоят из выручки от продажи товаров, услуг, научно-технической продукции, финансовых и других неторговых операций, курсовой разницы.
При планировании доходов от ВЭД расчеты производятся в иностранной и национальной валюте, в последнем случае валютная выручка умножается на прогнозируемый на данный календарный период курс иностранной валюты к национальной.
Издержки предприятия при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Любые виды ВЭД требуют определенных затрат (материальных, трудовых, финансовых), связанных пак с производством, так и с реализацией или закупкой товаров (маркетинг, упаковка, транспортировка и т.д.). Кроме того, предприятия платят налоги, часть которых также включается в издержки. Все затраты предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с производством и реализацией продукции, принято называть ее себестоимостью.
Планирование себестоимости ВЭД осуществляется по общей схеме планирования на предприятии.
Определение себестоимости производится в соответствии с действующими основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Однако специфика ВЭД, особенности правового поля, в рамках которого она осуществляется, вызывают необходимость учитывать ряд особенностей. Наряду с особенностями, характерными для планирования доходов предприятия, необходимо принимать во внимание следующее:
• в процессе ВЭД предприятие расходует денежные средства как в своей стране, так и за рубежом;
• структура расходов, связанных с ВЭД, отличается возрастанием доли коммерческих расходов.
Появляются новые виды затрат: оплата таможенных пошлин, таможенных и экологических сборов, разрешений на проезд транспортных средств по территории иностранного государства, сертификатов и лицензий; предприятие несет расходы по обработке и страхованию грузов, страхованию гражданской ответственности, заграничным командировкам; значительно возрастают транспортные издержки. Все это необходимо предусматривать, планируя издержки при осуществлении ВЭД.
Непроизводительные расходы, связанные с уплатой штрафов и неустоек за нарушение законодательства в области таможенного, валютного и налогового законодательства, а также с невыполнением обязательств перед зарубежным партнером, не планируются.
Прибыль от внешнеэкономической деятельности определяется как разность между доходами от ВЭД и расходами на нее.
Прибыль от ВЭД планируется в национальных денежных единицах в составе общей прибыли при формировании финансового плана предприятия. Валютная прибыль, как правило, рассчитывается при выборе возможных вариантов экспортно-импортных и других внешнеэкономических операций. На основе определения валютной прибыли определяется и валютная эффективность.
Планированию прибыли ВЭД должен предшествовать анализ факторов, влияющих на ее размеры. При экспорте — это рост объема продаж и снижение себестоимости.
В качестве примера проведем расчет влияния этих факторов на изменение размера прибыли, исходя из данных табл. 2.
Удельные издержки на рубль экспорта составили: в базовом году — 1,8 / 2,0 = 0,9 р.; в планируемом — 2,047 / 2,3 = 0,89 р.
За счет снижения удельных затрат планируется получить:
2300 (0,9 0,89) = 0,023 млрд р. прибыли.
За счет роста объема экспорта:
(2,3 2,0) • (1 0,9) = 0,03 млрд р.
Рост прибыли за счет обоих факторов составит:
0,023 + 0,03 = 0,053 млрд р.
Показатель | Базовый год | Планируемый год | Результат |
Объем экспорта в национальной валюте, млрд бел. р. | 2,3 | +0,3 | |
Полные затраты на выполнение экспортной программы в национальной валюте, млрд бел. р. | 1,8 | 2,047 | +0,247 |
Прибыль от экспорта, млрд бел. р. | 0,2 | 0,253 | +0,53 |
Таблица 2
Анализ показывает, что за счет снижения затрат на производство и реализацию продукции за рубеж планируется получить около 44 % прироста прибыли.
Валютные фонды предприятий образуются за счет части валютной выручки, приобретения валюты за национальные денежные средства, иностранных валютных кредитов. Планирование валютных фондов предусматривает определение их размеров и источников, направлений использования. В числе последних — техническое перевооружение, включая проектирование, закупки оборудования, лицензий, ноу-хау, сырья, оплату зарубежного опыта, консультирование в сфере управления, производства, маркетинга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности. В числе других направлений использования валютных фондов — затраты на подготовку кадров, обслуживание валютных кредитов и их возврат, зарубежные командировки и прочие предусмотренные законодательством расходы.
Планирование ВЭД предприятия осуществляется на основе действующих норм и нормативов, цен, таможенного и валютного законодательства. Основная задача планирования ВЭД — обеспечение валютного самофинансирования и самоокупаемости в экспортно-импортной деятельности, научно-техническом и производственном сотрудничестве с зарубежными партнерами.
Планирование внешнеэкономической деятельности осуществляется наряду с планированием деятельности на отечественном рынке и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана внешнеторговой, или внешнеэкономической, деятельности. План внешнеэкономической деятельностивключает показатели по экспорту и импорту с разбивкой по товарам и видам услуг, по странам и регионам в денежном и физическом эквиваленте за определенный период.
Планы внешнеэкономической деятельности часто сопровождаются бизнес-планами проектов развития и совершенствования работы фирмы за рубежом, в которых приводится обоснование необходимости привлечения соответствующих средств из внешних источников и доказываются общая эффективность проекта и реальность его окупаемости и выгодности. Бизнес-план внешнеэкономического проектапредполагает обоснование эффективности разработки, освоения и расширения внешних рынков для организации. Обычно в нем приводятся:
•анализ и характеристика рынка на предмет проникновения или усиления рыночной позиции фирмы;
•анализ конкурентов, их сильных и слабых сторон;