Управление ВЭД: системный подход

МЕНЕДЖМЕНТ ВЭД

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Развитие ВЭД в РФ

Термин «внешнеэкономическая деятельность» впервые был законодательно закреплен в Конституции СССР 1917 г., где было записано: «внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности» с указанием их ведения на основе государственной монополии. Однако само понятие ВЭД тогда раскрыто не было.

Содержание понятия ВЭД в российском законодательстве было расшифровано сравнительно недавно, а именно в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183 – ФЗ «Об экспортном контроле», где записано: «Внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)».

Понятие ВТД было первоначально сформулировано в Федеральном законе от 13 октября 1995г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», а затем скорректировано в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: «внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью». В этом определении содержание ВТД раскрыто точнее, чем в прежнем законе, хотя и не отражен ее многоуровневый характер.

В Законе 2003 г. выделено четыре группы объектов (предметов) ВТД: товары, услуги, информация и интеллектуальная собственность.

Словосочетание «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД) стало широко употребляться в нашей стране в последней четверти истекшего века. В 60 – 70 гг. отечественная внешняя торговля значительно расширилась и усложнилась. Наряду с традиционной внешней торговлей появились другие виды ВЭД, включая технико–экономическое и научно–техническое сотрудничество, специализацию и кооперирование производства с зарубежными партнерами, международные транзитные перевозки иностранных грузов, а позднее – прямые связи между отечественными и иностранными предприятиями, совместное предпринимательство, оказания многих видов услуг и выполнения работ, что выходила за рамки обычной внешней торговли.

Во второй половине 80–х гг. начались коренные изменения всей системы ВЭД, завершившиеся в начале 90–х гг. поворотом от государственной монополии к либерализации ВЭД. Если прежде в этой деятельности участвовал лишь ограниченный круг государственных служащих некоторых общественных ведомств и специализированных внешнеэкономических организаций, то в конце 80– начале 90-х гг. сфера ВЭД стала доступной для многих союзных, республиканских и местных организаций, предприятий различных форм собственности.

Начало реформирования внешнеэкономической деятельности в какой-то степени началось с 1985 г., однако в нормативных актах это было отражено лишь в 1986 г. в постановлении № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», с выходом которого начался первый этап реформы внешнеэкономической деятельности. Его можно охарактеризовать как «разрешительный» этап. Действительно, в этот период времени было разрешено самостоятельно выходить на внешний рынок, формировать валютные фонды, организовывать внешнеторговые фирмы. Получили право на существование такие прогрессивные формы внешнеэкономических связей, как прямые связи, совместное предпринимательство.

Второй этап начался в 1989 г. с выходом известного постановления № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Этим постановлением устанавливались достаточно жесткие рамки, по сути свертывающие процесс демократизации внешнеэкономической деятельности. Были введены: обязательность регистрации такой деятельности, процедура квотирования, жесткая система планирования. Данный этап закончился в 1991 г. Сначала отдельные республики, а в декабре 1991 г. и Россия заявили о новом подходе к организации внешнеэкономической деятельности в своих странах. Начался третий этап реформы — этап либерализации внешнеэкономической деятельности.

В России началом третьего этапа можно считать указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности». Вслед за данным eказом появился ряд нормативных актов, определяющих процедуру осуществления внешнеэкономической деятельности.

Наряду с государственными предприятиями большую заинтересованность в проведении внешнеэкономических операций сразу же проявили вновь созданные кооперативы, затем хозяйственные различные общества, коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели. В 2000–е гг. участниками ВЭД стало множество юридических и физических лиц. ВЭД приобрела массовый характер.

Многообразное содержание ВЭД нашло отражение в структуре, функциях и практической деятельности соответствующих органов государственного управления, специализированных внешнеэкономических организаций, отраслевых производственных объединений и предприятий.

В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий:

· расширение сбыта;

· приобретение ресурсов;

· диверсификация источников снабжения и сбыта.

Основные правила осуществления внешнеэкономической деятельности в России предусматривают следующее:

- внешнеэкономическая деятельность разрешена всем зарегистрированным на территории России предприятиям независимо от форм собственности;

- разрешена посредническая деятельность;

- значительно сокращен список лицензируемой продукции (изделий);

- введена аукционная продажа квот и лицензий;

- сняты ограничения на открытие валютных счетов;

- разрешено проведение валютных операций, при этом курс рубля к иностранным валютам определяется спросом и предложением.

- введено понятие коммерческого курса рубля;

- введена и система обязательных валютных отчислений;

- введены экспортные тарифы (пошлины) на отдельные группы продукции (изделий). При этом экспортная пошлина подлежит оплате до или в момент предъявления продукции (изделий) к таможенному контролю. Взимание экспортных пошлин производится в рублях. Ставка пошлины в иностранной валюте подлежит пересчету по рыночному курсу рубля, устанавливаемому ЦБ РФ на момент уплаты пошлины.

В соответствии с ФЗ "Об экспортном контроле" "внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)". В более обобщенном виде ВЭД можно определить как процесс сотрудничества с партнерами в мировой и национальной экономике, осуществляемый путем установления внешнеэкономических связей (ВЭС), а ВЭС - как комплексную систему разнообразных форм и направлений внешнеэкономического сотрудничества.

Внешнеэкономическая деятельность в целом охватывает деятельность государственных органов в этой области и непосредственных участников ВЭД — хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции, а также содействующих им организаций.

В последние годы часто упоминается ВЭД предприятий и других коммерческих организаций, что принято считать микроэкономическим уровнем. Поскольку ВЭД — категория уровня хозяйствующего субъекта, то ее главными субъектами являются фирмы, предприятия, организации.

Фирма — это обособившаяся в процессе общественного разделения труда хозяйственная единица, зарегистрированная в соответствующей правовой форме. В качестве юридически самостоятельных фирм могут выступать хозяйственные единицы отдельных отраслей экономики с различной концентрацией капитала и производства, разнообразных форм собственности и правовых форм, с разной национальной принадлежностью.

Внешнеэкономическая деятельность, в отличие от бизнеса внутри страны, имеет ряд особенностей. Импорт и экспорт продукции связаны не только с более сложной логистикой – значение имеют и различия в законодательстве разных стран, и специфика ведения бизнес-переговоров в каждой стране, и повышенные риски при перевозке грузов и выборе иностранных поставщиков.

Также отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Формы ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность предприятия может осуществляться в различных формах.

Во-первых, по масштабам географии охвата рыночной территории это может быть:

1. Экспортная деятельность

2. Импортная деятельность

3 Внешнеторговая деятельность

4. Внешнеэкономическая деятельность, которая включает вывоз/ввоз капитала в форме прямых и портфельных инвестиций;

5 Международное научно-техническое сотрудничество

6. Строительство объектов за рубежом

7. Инжиниринговые и консалтинговые услуги и другие виды деятельности, включая объекты капитального строительства (комплексные поставки)

8. Встречные сделки, включая компенсационные, , товарообменные (бартерные) сделки, сделки на основе давальческого сырья (толлинг)

9. Биржи, аукционы, торги

10. Операции, связанные с международной производственно-сбытовой кооперацией, участием в консорциумах и т.д.

11. Участие в операциях на иностранных фондовых и валютных рынках

12. Создание совместных предприятий в Республике Беларусь и за рубежом

13. Международная экономическая деятельность (организация бизнеса за рубежом в форме открытия филиалов, собственных предприятий).

Во-вторых, внешнеэкономическая деятельность может быть классифицирована по видам внешнеторговых операций:

- Несвязанные операции;

- Встречные операции.

В-третьих, внешнеэкономическая деятельность может быть классифицирована по сферам (объектам) внешнеторговых операций:

- Экспорт/импорт сырьевых товаров;

- Экспорт/импорт машинотехнических товаров и т.д.

Основа внешнеэкономической деятельности предприятия – экспортно-импортная деятельность в области внешней торговли.

3. Международные коммерческие операции

Международная торговля как одна из основных форм международных экономических отношений осуществляется посредством проведения коммерческих (торговых) операций, т.е. определенных технических приемов по подготовке и реализации торгового сотрудничества.

Международные коммерческие операции – это комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) операций, осуществляемых на возмездной основе между контрагентами разных стран для совершения сделок, которые оформляются внешнеторговыми договорами или контрактами.

К основным операциям в международной торговле относятся:

- операции по купле-продаже или обмену товарами в материально-вещественной форме;

- операции по купле-продаже или обмену научно-техническими знаниями (в форме торговли патентами, лицензиями, "ноу-хау");

- операции по купле-продаже или обмену научно-техническими услугами (консалтинг, инжиниринг);

- международные арендные операции;

- операции по международному туризму;

- операции по предоставлению консультационных услуг в области управления, информации;

- операции по обмену кино - и телепрограммами и т.д.

К вспомогательным или обеспечивающим операциям, связанным с продвижением товаров от продавцов к покупателям, относятся:

- операции по международным перевозкам грузов;

- операции по международным расчетам;

- таможенные операции; -

- операции по страхованию;

- операции по финансированию самих операций;

- операции по заключению соглашений с посредниками;

- операции по заключению соглашений с организациями, исследующими рынок и т.д.

В зависимости от сложности основных операций одна основная может содержать до 10 вспомогательных.

Осуществление международных коммерческих операций требует применения определенных правовых форм и использования конкретных методов их проведения. В международной торговой практике используются два основных метода осуществления операций:

1) Прямой;

2) Косвенный.

Прямой метод предполагает установление связей между непосредственным производителем и конечным потребителем, поставку товара непосредственно конечному потребителю, закупку товара непосредственно у товаропроизводителя на основе договора купли-продажи. Прямой метод чаще всего используется:

- при торговле крупногабаритным и дорогостоящим оборудованием;

- при продажах и закупках на внешних рынках промышленного сырья на основе долгосрочных контрактов;

- при экспорте стандартного многосерийного оборудования через собственные заграничные филиалы и дочерние компании, имеющие свою розничную сеть;

- при закупках сельскохозяйственных товаров непосредственно у фермеров-производителей в развивающихся странах.

Экспортные и импортные операции государственных предприятий также осуществляются прямым методом.

Такой метод торговли позволяет установить с клиентами более тесные контакты, лучше изучать условия рынка. Он предусматривает заблаговременную организацию поставки, что особенно важно для сложного и комплектного оборудования, носит целенаправленный характер (создает систему коммерческих связей). Этот метод создает длительные и устойчивые отношения потребителей и поставщиков, что очень важно для торговли сырьем и материалами. Установившиеся связи обычно не прекращаются и после поставок, монтажа, наладки и пуска оборудования в эксплуатацию. Широко используют прямой метод транснациональные компании в торговле со своими сбытовыми, производственными, дочерними заграничными компаниями.

Косвенный метод предполагает покупку или продажу товара через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора-соглашения с торговым посредником, предусматривающего выполнение посредником определенных обязательств в связи с реализацией или приобретением товара.

Косвенный метод используется при реализации товаров на отдаленных труднодоступных и слабоизученных рынках, при продвижении новых товаров, в случае монополизации ввоза товаров крупными посредническими фирмами, при реализации товаров массового спроса. В международной торговле косвенным методом осуществляется около 50% реализуемых товаров. Привлечение посредников преследует цель повышения эффективности внешнеторговых операций за счет ускорения оборачиваемости капитала, умелого использования конъюнктуры рынка и предоставления всех необходимых торговых услуг.

Эффективность осуществления международных коммерческих операций зависит от:

- наличия теоретических знаний в области международной торговли и умелого их использования в каждом конкретном случае;

- правильного планирования операции, выбора и оптимального сочетания основных и обеспечивающих операций;

- знания особенностей правового режима, действующего в международной торговле.

Планирование ВЭД

5.1.1. Задачи и принципы планирования ВЭД

Планирование — важнейшая функция управления в любой социально-экономической системе. На уровне субъекта хозяй­ствования его можно охарактеризовать как предвидение целей и результатов деятельности предприятия, а также определение ре­сурсов, необходимых для их достижения.

В условиях рыночной экономики роль планирования на уровне субъектов хозяйствования возрастает, так как предприятие рабо­тает как «открытая система», когда нужно учитывать действия конкурентов, требования потребителей, спрос и ряд других внеш­них факторов. Только ориентируясь на рынок, предприятие обес­печивает свое финансовое благополучие. Содержанием планирова­ния является проектирование желаемого будущего, а конечным результатом — плановые решения, составляющие основу последу­ющей управленческой деятельности. Они должны не только опре­делять цели предприятия на рынке, но и предусматривать кон­кретные действия для их достижения. Смысл планирования ВЭД состоит в определении ее целей как части внутрикорпоративного управления и выработки путей их достижения. В процессе плани­рования ВЭД решаются частные задачи:

• расширение объема продаж за счет освоения новых рынков;

• минимизация издержек производства;

• совершенствование организации сбыта, обеспечивающее снижение издержек реализации товаров;

• повышение качества продукции.

Характер и содержание плановой деятельности определяются основными принципами планирования, соблюдение которых соз­дает условия для эффективной работы предприятия, уменьшает нероятность получения отрицательных результатов. К числу ос­новных принципов относятся единство (системность), непрерыв­ность, точность, участие.

Принцип единства (системности) означает, что планирова­ние на предприятии должно носить системный характер. Данный нринцип реализуется по вертикали путем интеграции, по гори­зонтали — путем координациипланов функциональных подраз­делений предприятия. Координация выражается в том, что пла­нирование одних частей организации должно быть связано с пла­новой деятельностью других ее частей. Интеграция означает, что планы отдельных частей организации должны исходить из общей стратегии фирмы. Планы, созданные в организации, — это не на­бор документов и решений, а взаимосвязанная система.

Принцип непрерывности находит отражение в непрерывнос­ти процесса планирования, его постоянстве. Неопределенность внутренней и внешней среды, смена условий существования дела­ют необходимым постоянную корректировку планов.

Принцип гибкости связан с принципом непрерывности. По­нятие гибкости означает придание процессу планирования спо­собности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств, поэтому в планах, как правило, должны предусматриваться оптимальные резервы, которые назы­вают «финансовыми подушками».

Принцип точности означает необходимость конкретизации и детализации планов с такой степенью точности, насколько поз­воляют внешние и внутренние условия деятельности субъекта хо­зяйствования, особенно это важно при разработке планов на ко­роткие промежутки времени, в которых конкретность и прора­ботка деталей планов должны быть обязательными.

Принцип участия означает, что каждый член организации в той или иной мере становится участником плановой деятельности независимо от выполняемой им функции. Процесс планирования затрагивает всех. Преимущества от реализации принципа учас­тия выражаются в следующем:

• каждый работник предприятия получает обширную и объективную информацию о деятельности организации, что поз­воляет более глубоко понимать различные стороны ее деятель­ности;

• участие в достижении целей организации приносит удовлет­ворение собственным потребностям работников, так как планы предприятия становятся личными планами работающих. Более ярко проявляется мотивация к эффективному труду, формирует­ся командный дух в коллективе;

• работники предприятия, занимаясь планированием, расши­ряют свой кругозор, приобретают навыки, знания, а организация получает дополнительные ресурсы для решения новых задач.

Организация процесса планирования имеет свои особенности на разных по масштабам деятельности предприятиях. Крупные фирмы имеют в своем составе специальные плановые подразделе­ния, располагают достаточными финансовыми возможностями для привлечения внешних консультантов, особенно при опреде­лении стратегических задач. Средние и мелкие предприятия встречаются с большими трудностями при планировании, но про­цесс этот им нужен еще в большей степени. Внешняя среда таких предприятий более неопределенная и непредсказуемая. С другой стороны, внутренняя среда такой организации более проста, уп­равляема, а потому лучше обозрима.

5.1.2. Структура планов предприятия

Планирование на предприятии включает систему планов. Во временном аспекте — это, во-первых, планы на длительную пер­спективу. При разработке таких планов определяются общие це­ли предприятия и средства их достижения. Такие планы называ­ют стратегическими, они составляются на 5, 10 и 15 лет. Во-вто­рых, это кратко- и среднесрочные планы. Общие цели предприя­тия, определенные стратегическими планами, конкретизируются в целях текущей деятельности. На их основе разрабатываются те­кущие планы, как правило, на один год, с распределением по кварталам и месяцам.

В производственно-структурном аспекте планы делятся на корпоративные (для предприятия, организации и других субъек­тов хозяйствования), планы филиалов предприятия, планы под­разделений предприятия (производство, цех, участок, бригада).

В содержательном аспекте система планов характеризует раз­личные стороны деятельности предприятия. Их взаимосвязь пред­ставлена на рис. 1.

Управление ВЭД: системный подход - student2.ru

Рис. 1. Взаимосвязь планов работы предприятия

5.1.3. Виды планирования

В процессе планирования внешнеэкономической деятельнос­ти предприятия первостепенное значение имеет стратегическое планирование. Его суть заключается в формировании глобальных целей предприятия, видении генеральных направлений разви­тия, определении системы мер, обеспечивающих их достижение.

Сформировать стратегию предприятия означает выработать глобальные цели, определить направления действий и необходи­мые средства.

Объектами стратегического планирования являются основные стороны деятельности предприятия. Как правило, это маркетинг, совершенствование технической и производственной базы, новая продукция, кадры, финансовое благополучие, эффективность хо­зяйствования.

Стратегическое планирование — процесс мно­гоэтапный.

Содержанием первого этапа является анализ и оценка внеш­ней среды по общеэкономическим, научно-техническим, конъюн­ктурным, социальным и политическим факторам. При оценке внешней среды необходимо учитывать изменения, воздействую­щие на разные аспекты текущей деятельности, определять факто­ры, представляющие потенциальные угрозы, предусмотреть воз­можности достижения целей путем корректировкипланов.

Содержание второго этапа — рассмотрение стратегической по­зиции предприятия на рынке, т.е. осуществление стратегичес­кого диагноза. Его суть — выяснение конкурентной позиции, за­висящей от рынка, факторов конкуренции, финансово-экономи­ческих и социально-психологических факторов.

На третьем этапе осуществляется разработка стратегий раз­вития, преобразование данных анализа среды в стратегический план предприятия. Формирование стратегии предприятия пред­усматривает решение следующих задач:

• формирование общей стратегии;

• формирование конкурентной стратегии;

• формирование функциональных стратегий предприятия.

Когда стратегия сформирована, она превращается в открытую декларацию миссии предприятия. На ее основе разрабатывается план стратегического развития, включающий общие цели, об­щую, деловую и функциональные стратегии, программу дей­ствий, проекты, бизнес-планы.

Реализация стратегических планов достигается на основе те­кущего технике-экономического планирования. Его содержани­ем является текущее планирование (как правило, годовой пери­од) всех сторон производственно-хозяйственной и финансовой де­ятельности предприятия. Это планы маркетинга по освоению но­вой продукции, по труду и зарплате, издержкам и финансам, ма­териально-техническому обеспечению, техническому, производ­ственному и социальному развитию и другим сторонам деятель­ности. Все они сводятся в текущий комплексный план развития предприятия — бизнес-план текущей работы предприятия. Наря­ду с этим для привлечения инвестиций, получения кредитных ис­точников финансирования деятельности предприятие разрабаты­вает бизнес-план инвестиционных проектов.

5.1.4. Показатели планирования внешнеэкономической деятельности

Важнейшими показателями, характеризующими объем внеш­них связей предприятия, являются внешнеторговый оборот, эк­спорт, импорт, внешнеторговое сальдо.

Внешнеторговый оборот — сумма стоимостей экспорта и импорта на определенный календарный период (год, квартал, месяц).

Экспорт — продажа иностранному партнеру товаров в мате­риально-вещественной форме с вывозом их за границу, продажа услуг и научно-технической продукции. Объектами экспорта яв­ляются как товарыотечественного, так и иностранного производ­ства, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной перера­ботке, изменяющей основные характеристики товаров.

Импорт — ввоз из-за границы товаров, научно-технической продукции, платное пользование услугами зарубежных фирм. В состав импорта включаются иностранные инвестиции и кредиты.

Планирование и учет экспорта в стоимостной оценке осуществляются по ценам, учитывающим стоимостьтовара

и расходы по его доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки стра­ны-экспортера.

При стоимостной оценке импортируемых товаров учитывают­ся их стоимость и расходы по транспортировке до границы страны-импортера.

При планировании экспорта и импорта наряду со стоимостны­ми применяются натуральные и условно-натуральные измерите­ли. Натуральные показатели (тонны, килограммы, метры, штуки и т.д.) определяют долю предприятия на рынке, характеризуют производственную специализацию предприятия. На их основе оп­ределяется потребность в производственных мощностях, матери­альных, трудовых, энергетических и иного вида ресурсах.

Условно-натуральные измерители позволяют привести все ви­ды выпускаемой продукции к одному образцу, принятому за базу (удобрения азотные N в тоннах, удобрения калийные К20 в тон­нах, микросхемы серии «X» и т.д.).

На динамику внешнеторгового оборота, экспорта и импорта оказывают влияние структура товаров, средние цены, рост (сни­жение) физических объемов ввоза (вывоза) продукции. Планируя данные показатели ВЭД, необходимо определить влияние каждо­го из них.

В качестве примера рассмотрим динамику экспортных поста­вок тканей на предприятии (табл. 1).

Таблица 1

Показатель Базовый год Планируемый год Изменения
Объем поставок в стоимостном выражении, млн дол. США 15,225 +4,225
Количество, млн пог. метров 10,5 +0,5
Ср. цена 1 пог. метра, дол. США 1,1 1,45 +0,350

Определим влияние факторов:

1) рост физического объема экспорта:

(10,5 — 10,0)*1,1 = 0,550 млн дол. США;

2) рост средней цены:

(1,45 — 1,1)*10,5 = 3,675 млн дол. США.

Всего изменения: 0,55 + 3,675 = 4,225 млн дол. США.

Таким образом, рост экспортных продаж на 87 % (3,675 из 4,225) связан с повышением средней цены поставляемых тканей. Дальнейший анализ требует выявления соответствующих при­чин. Если такой рост вызван углублением степени обработки тка­ни, улучшением их потребительских характеристик и не отража­ется на снижении конкурентоспособности товара, его можно предусматривать в планах ВЭД предприятия.

Внешнеторговое сальдо представляет собой разницу между экспортом и импортом. Если экспорт превышает импорт, сальдо является положительным, в противном случае — отрицатель­ным.

Определение размеров внешнеторгового оборота предприятия является основой для планирования доходов от внешнеэкономи­ческой деятельности, издержек производства, прибыли, валют­ных доходов и других параметров деятельности предприятия.

Доходы от внешнеэкономической деятельности — состав­ная часть общего результата хозяйственной деятельности пред­приятия. Однако при их определении необходимо учитывать ряд особенностей:

во-первых, денежные средства, из которых формируются до­ходы от ВЭД, поступают в иностранной и национальной валюте;

во-вторых, часть валютных средств в соответствии с законода­тельством должна быть продана государству с компенсацией в на­циональной валюте;

в-третьих, величина дохода от ВЭД зависит и от курсовой раз­ницы, т.е. изменения курса национальной валюты по отношению к иностранной.

Доходы от ВЭД состоят из выручки от продажи товаров, ус­луг, научно-технической продукции, финансовых и других не­торговых операций, курсовой разницы.

При планировании доходов от ВЭД расчеты производятся в иностранной и национальной валюте, в последнем случае валют­ная выручка умножается на прогнозируемый на данный кален­дарный период курс иностранной валюты к национальной.

Издержки предприятия при осуществлении внешнеэконо­мической деятельности. Любые виды ВЭД требуют определен­ных затрат (материальных, трудовых, финансовых), связанных пак с производством, так и с реализацией или закупкой товаров (маркетинг, упаковка, транспортировка и т.д.). Кроме того, пред­приятия платят налоги, часть которых также включается в из­держки. Все затраты предприятия, выраженные в денежной фор­ме и связанные с производством и реализацией продукции, при­нято называть ее себестоимостью.

Планирование себестоимости ВЭД осуществляется по общей схеме планирования на предприятии.

Определение себестоимости производится в соответствии с действующими основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Однако специфика ВЭД, особенности правового поля, в рамках которого она осуществля­ется, вызывают необходимость учитывать ряд особенностей. На­ряду с особенностями, характерными для планирования доходов предприятия, необходимо принимать во внимание следующее:

• в процессе ВЭД предприятие расходует денежные средства как в своей стране, так и за рубежом;

• структура расходов, связанных с ВЭД, отличается возраста­нием доли коммерческих расходов.

Появляются новые виды зат­рат: оплата таможенных пошлин, таможенных и экологических сборов, разрешений на проезд транспортных средств по террито­рии иностранного государства, сертификатов и лицензий; пред­приятие несет расходы по обработке и страхованию грузов, стра­хованию гражданской ответственности, заграничным команди­ровкам; значительно возрастают транспортные издержки. Все это необходимо предусматривать, планируя издержки при осущест­влении ВЭД.

Непроизводительные расходы, связанные с уплатой штрафов и неустоек за нарушение законодательства в области таможенно­го, валютного и налогового законодательства, а также с невыпол­нением обязательств перед зарубежным партнером, не планиру­ются.

Прибыль от внешнеэкономической деятельности опреде­ляется как разность между доходами от ВЭД и расходами на нее.

Прибыль от ВЭД планируется в национальных денежных еди­ницах в составе общей прибыли при формировании финансового плана предприятия. Валютная прибыль, как правило, рассчиты­вается при выборе возможных вариантов экспортно-импортных и других внешнеэкономических операций. На основе определения валютной прибыли определяется и валютная эффективность.

Планированию прибыли ВЭД должен предшествовать анализ факторов, влияющих на ее размеры. При экспорте — это рост объема продаж и снижение себестоимости.

В качестве примера проведем расчет влияния этих факторов на изменение размера прибыли, исходя из данных табл. 2.

Удельные издержки на рубль экспорта составили: в базовом году — 1,8 / 2,0 = 0,9 р.; в планируемом — 2,047 / 2,3 = 0,89 р.

За счет снижения удельных затрат планируется получить:

2300 (0,9 0,89) = 0,023 млрд р. прибыли.

За счет роста объема экспорта:

(2,3 2,0) • (1 0,9) = 0,03 млрд р.

Рост прибыли за счет обоих факторов составит:

0,023 + 0,03 = 0,053 млрд р.

Показатель Базовый год Планируемый год Результат
Объем экспорта в национальной валюте, млрд бел. р. 2,3 +0,3
Полные затраты на выполнение экспортной программы в нацио­нальной валюте, млрд бел. р. 1,8 2,047 +0,247
Прибыль от экспорта, млрд бел. р. 0,2 0,253 +0,53

Таблица 2

Анализ показывает, что за счет снижения затрат на производ­ство и реализацию продукции за рубеж планируется получить около 44 % прироста прибыли.

Валютные фонды предприятий образуются за счет части ва­лютной выручки, приобретения валюты за национальные денеж­ные средства, иностранных валютных кредитов. Планирование валютных фондов предусматривает определение их размеров и источников, направлений использования. В числе последних — техническое перевооружение, включая проектирование, закупки оборудования, лицензий, ноу-хау, сырья, оплату зарубежного опыта, консультирование в сфере управления, производства, мар­кетинга и других научно-практических услуг, связанных с сопро­вождением и обслуживанием инновационной деятельности. В числе других направлений использования валютных фондов — затраты на подготовку кадров, обслуживание валютных кредитов и их возврат, зарубежные командировки и прочие предусмотрен­ные законодательством расходы.

Планирование ВЭД предприятия осуществляется на основе дей­ствующих норм и нормативов, цен, таможенного и валютного зако­нодательства. Основная задача планирования ВЭД — обеспечение валютного самофинансирования и самоокупаемости в экспортно-импортной деятельности, научно-техническом и производственном сотрудничестве с зарубежными партнерами.

Планирование внешнеэкономической деятельности осуществляется наряду с планированием деятельности на отечественном рынке и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана внешнеторговой, или внешнеэкономической, деятельности. План внешнеэкономической деятельностивключает показатели по экспорту и импорту с разбивкой по товарам и видам услуг, по странам и регионам в денежном и физическом эквиваленте за определенный период.

Планы внешнеэкономической деятельности часто сопровождаются бизнес-планами проектов развития и совершенствования работы фирмы за рубежом, в которых приводится обоснование необходимости привлечения соответствующих средств из внешних источников и доказываются общая эффективность проекта и реальность его окупаемости и выгодности. Бизнес-план внешнеэкономического проектапредполагает обоснование эффективности разработки, освоения и расширения внешних рынков для организации. Обычно в нем приводятся:

•анализ и характеристика рынка на предмет проникновения или усиления рыночной позиции фирмы;

•анализ конкурентов, их сильных и слабых сторон;

Наши рекомендации