Управление внешнеэкономической деятельностью на предприятии: процессный подход

Предприятие следует рассматривать как основное звено эко­номики, именно на нем осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами про­изводства.

Предприятие — производственная единица, обладающая про­изводственно-техническим единством, организационно-админис­тративной и хозяйственной самостоятельностью.

Предприятие при административно-командной (центральноуправляемой) системе было основной хозяйственной единицей, оно являлось органом централизованно управляемого народного хо­зяйства, т.е. формальным предприятием, а в условиях рыночной экономики становится автономным, т.е. реальным предприяти­ем — субъектом предпринимательства. В соответствии с действу­ющим законодательством предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продук­ции, выполнения работ или оказания услуг с целью удовлетворе­ния общественных потребностей и получения прибыли.

Реформирование внешнеэкономической сферы радикально из­менило статус предприятия. В условиях демонополизации и де­централизации внешнеэкономических связей предприятие, оста­ваясь объектом управления в системе государственного управле­ния ВЭД, стало равноправным субъектом внешнеэкономической деятельности. Оно и раньше участвовало во внешних связях госу­дарства, но как технический исполнитель, а в новых условиях ста­ло участником, самостоятельно распоряжающимся результатами своего труда, в том числе и во внешнеэкономической деятельности.

Трансформация предприятия из состояния исполнителя в по­ложение субъекта внешнеэкономической деятельности вызвала необходимость перестройки системы управления ВЭД на пред­приятии как в направлении появления новых функций, так и формирования новой организационной структуры управления, отражающей возросшую роль предприятия в развитии внешне­экономической сферы.

Управление внешнеэкономической деятельностью – это непрерывный процесс, включающий формулировку стратегии внешнеэкономической деятельности; распространение на предприятии информации о выбранном направлении; разработку и осуществление соответствующих мероприятий для проведения в жизнь стратегической линии, разработку и внедрение методов контроля для отслеживания эффективности практических шагов и, следовательно успеха в достижении стратегических целей внешнеэкономической деятельности предприятия.

Управление внешнеэкономической деятельностью – это дисциплина, изучающая внешнеэкономическую деятельность на микроуровне т.е. на уровне предприятия. Предмет ее изучения охватывает планирование, организацию, мотивацию, контроль и регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия.

Таким образом, исходя из определения управления внешнеэкономической деятельности, можно выделить следующие основные функции на уровне предприятия при управлении внешнеэкономической деятельностью:

1. Планирование – составление краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов развития внешнеэкономической деятельности, а также разработка бизнес-планов для новых внешнеэкономических проектов

2. Организация – создание (формирование) организационных подразделений фирмы для осуществления внешнеэкономических операций, распределение сотрудников на участки работы, наделение их соответствующими функциями, полномочиями и ответственностью, определение форм и методов подготовки и реализации внешнеэкономической связей

3. Мотивация персонала, занятого в системе управления ВЭД предприятия.

4. Контроль внешнеэкономических операций (как в оперативном, так и в стратегическом режиме – текущий мониторинг за ходом реализации и контроль за выполнением годовых, среднесрочных и долгосрочных планов внешнеэкономической деятельности и организация проведения соответствующих ревизий по воплощению внешнеэкономических и маркетинговых стратегий в жизнь.

5. Регулирование - координация и согласование задач и функций внешнеэкономической деятельности с другими отделами и подразделениями фирмы с целью не допускать противоречий в решениях и обеспечивать слаженность и оптимизацию всей работы

Наряду с основными функциями управления, можно выделить специфические функции управления внешнеэкономической деятельностью предприятия:

1. Аналитическая, которая предполагает изучение международной рыночной среды, конъюнктуры отдельных зарубежных рынков, предложений/запросов потребителей зарубежных рыночных сегментов.

2. Товарно-производственная – совершенствование и адаптация товара к условиям местных рынков.

3. Сбытовая, предполагающая организацию сбытовой сети за рубежом для продвижения товаров на экспорт.

4. Осуществление определенной ценовой политики, проведение рекламной работы на внешних рынках и т.д.

Функции управления внешнеэкономической деятельностью предприятия реализуются отдельными подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют организационную структуру внешнеэкономической деятельности.

Рассмотрим более подробно основные этапы реализации функции управления ВЭД предприятия.

Планирование ВЭД

5.1.1. Задачи и принципы планирования ВЭД

Планирование — важнейшая функция управления в любой социально-экономической системе. На уровне субъекта хозяй­ствования его можно охарактеризовать как предвидение целей и результатов деятельности предприятия, а также определение ре­сурсов, необходимых для их достижения.

В условиях рыночной экономики роль планирования на уровне субъектов хозяйствования возрастает, так как предприятие рабо­тает как «открытая система», когда нужно учитывать действия конкурентов, требования потребителей, спрос и ряд других внеш­них факторов. Только ориентируясь на рынок, предприятие обес­печивает свое финансовое благополучие. Содержанием планирова­ния является проектирование желаемого будущего, а конечным результатом — плановые решения, составляющие основу последу­ющей управленческой деятельности. Они должны не только опре­делять цели предприятия на рынке, но и предусматривать кон­кретные действия для их достижения. Смысл планирования ВЭД состоит в определении ее целей как части внутрикорпоративного управления и выработки путей их достижения. В процессе плани­рования ВЭД решаются частные задачи:

• расширение объема продаж за счет освоения новых рынков;

• минимизация издержек производства;

• совершенствование организации сбыта, обеспечивающее снижение издержек реализации товаров;

• повышение качества продукции.

Характер и содержание плановой деятельности определяются основными принципами планирования, соблюдение которых соз­дает условия для эффективной работы предприятия, уменьшает нероятность получения отрицательных результатов. К числу ос­новных принципов относятся единство (системность), непрерыв­ность, точность, участие.

Принцип единства (системности) означает, что планирова­ние на предприятии должно носить системный характер. Данный нринцип реализуется по вертикали путем интеграции, по гори­зонтали — путем координациипланов функциональных подраз­делений предприятия. Координация выражается в том, что пла­нирование одних частей организации должно быть связано с пла­новой деятельностью других ее частей. Интеграция означает, что планы отдельных частей организации должны исходить из общей стратегии фирмы. Планы, созданные в организации, — это не на­бор документов и решений, а взаимосвязанная система.

Принцип непрерывности находит отражение в непрерывнос­ти процесса планирования, его постоянстве. Неопределенность внутренней и внешней среды, смена условий существования дела­ют необходимым постоянную корректировку планов.

Принцип гибкости связан с принципом непрерывности. По­нятие гибкости означает придание процессу планирования спо­собности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств, поэтому в планах, как правило, должны предусматриваться оптимальные резервы, которые назы­вают «финансовыми подушками».

Принцип точности означает необходимость конкретизации и детализации планов с такой степенью точности, насколько поз­воляют внешние и внутренние условия деятельности субъекта хо­зяйствования, особенно это важно при разработке планов на ко­роткие промежутки времени, в которых конкретность и прора­ботка деталей планов должны быть обязательными.

Принцип участия означает, что каждый член организации в той или иной мере становится участником плановой деятельности независимо от выполняемой им функции. Процесс планирования затрагивает всех. Преимущества от реализации принципа учас­тия выражаются в следующем:

• каждый работник предприятия получает обширную и объективную информацию о деятельности организации, что поз­воляет более глубоко понимать различные стороны ее деятель­ности;

• участие в достижении целей организации приносит удовлет­ворение собственным потребностям работников, так как планы предприятия становятся личными планами работающих. Более ярко проявляется мотивация к эффективному труду, формирует­ся командный дух в коллективе;

• работники предприятия, занимаясь планированием, расши­ряют свой кругозор, приобретают навыки, знания, а организация получает дополнительные ресурсы для решения новых задач.

Организация процесса планирования имеет свои особенности на разных по масштабам деятельности предприятиях. Крупные фирмы имеют в своем составе специальные плановые подразделе­ния, располагают достаточными финансовыми возможностями для привлечения внешних консультантов, особенно при опреде­лении стратегических задач. Средние и мелкие предприятия встречаются с большими трудностями при планировании, но про­цесс этот им нужен еще в большей степени. Внешняя среда таких предприятий более неопределенная и непредсказуемая. С другой стороны, внутренняя среда такой организации более проста, уп­равляема, а потому лучше обозрима.

5.1.2. Структура планов предприятия

Планирование на предприятии включает систему планов. Во временном аспекте — это, во-первых, планы на длительную пер­спективу. При разработке таких планов определяются общие це­ли предприятия и средства их достижения. Такие планы называ­ют стратегическими, они составляются на 5, 10 и 15 лет. Во-вто­рых, это кратко- и среднесрочные планы. Общие цели предприя­тия, определенные стратегическими планами, конкретизируются в целях текущей деятельности. На их основе разрабатываются те­кущие планы, как правило, на один год, с распределением по кварталам и месяцам.

В производственно-структурном аспекте планы делятся на корпоративные (для предприятия, организации и других субъек­тов хозяйствования), планы филиалов предприятия, планы под­разделений предприятия (производство, цех, участок, бригада).

В содержательном аспекте система планов характеризует раз­личные стороны деятельности предприятия. Их взаимосвязь пред­ставлена на рис. 1.

Управление внешнеэкономической деятельностью на предприятии: процессный подход - student2.ru

Рис. 1. Взаимосвязь планов работы предприятия

5.1.3. Виды планирования

В процессе планирования внешнеэкономической деятельнос­ти предприятия первостепенное значение имеет стратегическое планирование. Его суть заключается в формировании глобальных целей предприятия, видении генеральных направлений разви­тия, определении системы мер, обеспечивающих их достижение.

Сформировать стратегию предприятия означает выработать глобальные цели, определить направления действий и необходи­мые средства.

Объектами стратегического планирования являются основные стороны деятельности предприятия. Как правило, это маркетинг, совершенствование технической и производственной базы, новая продукция, кадры, финансовое благополучие, эффективность хо­зяйствования.

Стратегическое планирование — процесс мно­гоэтапный.

Содержанием первого этапа является анализ и оценка внеш­ней среды по общеэкономическим, научно-техническим, конъюн­ктурным, социальным и политическим факторам. При оценке внешней среды необходимо учитывать изменения, воздействую­щие на разные аспекты текущей деятельности, определять факто­ры, представляющие потенциальные угрозы, предусмотреть воз­можности достижения целей путем корректировкипланов.

Содержание второго этапа — рассмотрение стратегической по­зиции предприятия на рынке, т.е. осуществление стратегичес­кого диагноза. Его суть — выяснение конкурентной позиции, за­висящей от рынка, факторов конкуренции, финансово-экономи­ческих и социально-психологических факторов.

На третьем этапе осуществляется разработка стратегий раз­вития, преобразование данных анализа среды в стратегический план предприятия. Формирование стратегии предприятия пред­усматривает решение следующих задач:

• формирование общей стратегии;

• формирование конкурентной стратегии;

• формирование функциональных стратегий предприятия.

Когда стратегия сформирована, она превращается в открытую декларацию миссии предприятия. На ее основе разрабатывается план стратегического развития, включающий общие цели, об­щую, деловую и функциональные стратегии, программу дей­ствий, проекты, бизнес-планы.

Реализация стратегических планов достигается на основе те­кущего технике-экономического планирования. Его содержани­ем является текущее планирование (как правило, годовой пери­од) всех сторон производственно-хозяйственной и финансовой де­ятельности предприятия. Это планы маркетинга по освоению но­вой продукции, по труду и зарплате, издержкам и финансам, ма­териально-техническому обеспечению, техническому, производ­ственному и социальному развитию и другим сторонам деятель­ности. Все они сводятся в текущий комплексный план развития предприятия — бизнес-план текущей работы предприятия. Наря­ду с этим для привлечения инвестиций, получения кредитных ис­точников финансирования деятельности предприятие разрабаты­вает бизнес-план инвестиционных проектов.

5.1.4. Показатели планирования внешнеэкономической деятельности

Важнейшими показателями, характеризующими объем внеш­них связей предприятия, являются внешнеторговый оборот, эк­спорт, импорт, внешнеторговое сальдо.

Внешнеторговый оборот — сумма стоимостей экспорта и импорта на определенный календарный период (год, квартал, месяц).

Экспорт — продажа иностранному партнеру товаров в мате­риально-вещественной форме с вывозом их за границу, продажа услуг и научно-технической продукции. Объектами экспорта яв­ляются как товарыотечественного, так и иностранного производ­ства, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной перера­ботке, изменяющей основные характеристики товаров.

Импорт — ввоз из-за границы товаров, научно-технической продукции, платное пользование услугами зарубежных фирм. В состав импорта включаются иностранные инвестиции и кредиты.

Планирование и учет экспорта в стоимостной оценке осуществляются по ценам, учитывающим стоимостьтовара

и расходы по его доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки стра­ны-экспортера.

При стоимостной оценке импортируемых товаров учитывают­ся их стоимость и расходы по транспортировке до границы страны-импортера.

При планировании экспорта и импорта наряду со стоимостны­ми применяются натуральные и условно-натуральные измерите­ли. Натуральные показатели (тонны, килограммы, метры, штуки и т.д.) определяют долю предприятия на рынке, характеризуют производственную специализацию предприятия. На их основе оп­ределяется потребность в производственных мощностях, матери­альных, трудовых, энергетических и иного вида ресурсах.

Условно-натуральные измерители позволяют привести все ви­ды выпускаемой продукции к одному образцу, принятому за базу (удобрения азотные N в тоннах, удобрения калийные К20 в тон­нах, микросхемы серии «X» и т.д.).

На динамику внешнеторгового оборота, экспорта и импорта оказывают влияние структура товаров, средние цены, рост (сни­жение) физических объемов ввоза (вывоза) продукции. Планируя данные показатели ВЭД, необходимо определить влияние каждо­го из них.

В качестве примера рассмотрим динамику экспортных поста­вок тканей на предприятии (табл. 1).

Таблица 1

Показатель Базовый год Планируемый год Изменения
Объем поставок в стоимостном выражении, млн дол. США 15,225 +4,225
Количество, млн пог. метров 10,5 +0,5
Ср. цена 1 пог. метра, дол. США 1,1 1,45 +0,350

Определим влияние факторов:

1) рост физического объема экспорта:

(10,5 — 10,0)*1,1 = 0,550 млн дол. США;

2) рост средней цены:

(1,45 — 1,1)*10,5 = 3,675 млн дол. США.

Всего изменения: 0,55 + 3,675 = 4,225 млн дол. США.

Таким образом, рост экспортных продаж на 87 % (3,675 из 4,225) связан с повышением средней цены поставляемых тканей. Дальнейший анализ требует выявления соответствующих при­чин. Если такой рост вызван углублением степени обработки тка­ни, улучшением их потребительских характеристик и не отража­ется на снижении конкурентоспособности товара, его можно предусматривать в планах ВЭД предприятия.

Внешнеторговое сальдо представляет собой разницу между экспортом и импортом. Если экспорт превышает импорт, сальдо является положительным, в противном случае — отрицатель­ным.

Определение размеров внешнеторгового оборота предприятия является основой для планирования доходов от внешнеэкономи­ческой деятельности, издержек производства, прибыли, валют­ных доходов и других параметров деятельности предприятия.

Доходы от внешнеэкономической деятельности — состав­ная часть общего результата хозяйственной деятельности пред­приятия. Однако при их определении необходимо учитывать ряд особенностей:

во-первых, денежные средства, из которых формируются до­ходы от ВЭД, поступают в иностранной и национальной валюте;

во-вторых, часть валютных средств в соответствии с законода­тельством должна быть продана государству с компенсацией в на­циональной валюте;

в-третьих, величина дохода от ВЭД зависит и от курсовой раз­ницы, т.е. изменения курса национальной валюты по отношению к иностранной.

Доходы от ВЭД состоят из выручки от продажи товаров, ус­луг, научно-технической продукции, финансовых и других не­торговых операций, курсовой разницы.

При планировании доходов от ВЭД расчеты производятся в иностранной и национальной валюте, в последнем случае валют­ная выручка умножается на прогнозируемый на данный кален­дарный период курс иностранной валюты к национальной.

Издержки предприятия при осуществлении внешнеэконо­мической деятельности. Любые виды ВЭД требуют определен­ных затрат (материальных, трудовых, финансовых), связанных пак с производством, так и с реализацией или закупкой товаров (маркетинг, упаковка, транспортировка и т.д.). Кроме того, пред­приятия платят налоги, часть которых также включается в из­держки. Все затраты предприятия, выраженные в денежной фор­ме и связанные с производством и реализацией продукции, при­нято называть ее себестоимостью.

Планирование себестоимости ВЭД осуществляется по общей схеме планирования на предприятии.

Определение себестоимости производится в соответствии с действующими основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Однако специфика ВЭД, особенности правового поля, в рамках которого она осуществля­ется, вызывают необходимость учитывать ряд особенностей. На­ряду с особенностями, характерными для планирования доходов предприятия, необходимо принимать во внимание следующее:

• в процессе ВЭД предприятие расходует денежные средства как в своей стране, так и за рубежом;

• структура расходов, связанных с ВЭД, отличается возраста­нием доли коммерческих расходов.

Появляются новые виды зат­рат: оплата таможенных пошлин, таможенных и экологических сборов, разрешений на проезд транспортных средств по террито­рии иностранного государства, сертификатов и лицензий; пред­приятие несет расходы по обработке и страхованию грузов, стра­хованию гражданской ответственности, заграничным команди­ровкам; значительно возрастают транспортные издержки. Все это необходимо предусматривать, планируя издержки при осущест­влении ВЭД.

Непроизводительные расходы, связанные с уплатой штрафов и неустоек за нарушение законодательства в области таможенно­го, валютного и налогового законодательства, а также с невыпол­нением обязательств перед зарубежным партнером, не планиру­ются.

Прибыль от внешнеэкономической деятельности опреде­ляется как разность между доходами от ВЭД и расходами на нее.

Прибыль от ВЭД планируется в национальных денежных еди­ницах в составе общей прибыли при формировании финансового плана предприятия. Валютная прибыль, как правило, рассчиты­вается при выборе возможных вариантов экспортно-импортных и других внешнеэкономических операций. На основе определения валютной прибыли определяется и валютная эффективность.

Планированию прибыли ВЭД должен предшествовать анализ факторов, влияющих на ее размеры. При экспорте — это рост объема продаж и снижение себестоимости.

В качестве примера проведем расчет влияния этих факторов на изменение размера прибыли, исходя из данных табл. 2.

Удельные издержки на рубль экспорта составили: в базовом году — 1,8 / 2,0 = 0,9 р.; в планируемом — 2,047 / 2,3 = 0,89 р.

За счет снижения удельных затрат планируется получить:

2300 (0,9 0,89) = 0,023 млрд р. прибыли.

За счет роста объема экспорта:

(2,3 2,0) • (1 0,9) = 0,03 млрд р.

Рост прибыли за счет обоих факторов составит:

0,023 + 0,03 = 0,053 млрд р.

Показатель Базовый год Планируемый год Результат
Объем экспорта в национальной валюте, млрд бел. р. 2,3 +0,3
Полные затраты на выполнение экспортной программы в нацио­нальной валюте, млрд бел. р. 1,8 2,047 +0,247
Прибыль от экспорта, млрд бел. р. 0,2 0,253 +0,53

Таблица 2

Анализ показывает, что за счет снижения затрат на производ­ство и реализацию продукции за рубеж планируется получить около 44 % прироста прибыли.

Валютные фонды предприятий образуются за счет части ва­лютной выручки, приобретения валюты за национальные денеж­ные средства, иностранных валютных кредитов. Планирование валютных фондов предусматривает определение их размеров и источников, направлений использования. В числе последних — техническое перевооружение, включая проектирование, закупки оборудования, лицензий, ноу-хау, сырья, оплату зарубежного опыта, консультирование в сфере управления, производства, мар­кетинга и других научно-практических услуг, связанных с сопро­вождением и обслуживанием инновационной деятельности. В числе других направлений использования валютных фондов — затраты на подготовку кадров, обслуживание валютных кредитов и их возврат, зарубежные командировки и прочие предусмотрен­ные законодательством расходы.

Планирование ВЭД предприятия осуществляется на основе дей­ствующих норм и нормативов, цен, таможенного и валютного зако­нодательства. Основная задача планирования ВЭД — обеспечение валютного самофинансирования и самоокупаемости в экспортно-импортной деятельности, научно-техническом и производственном сотрудничестве с зарубежными партнерами.

Планирование внешнеэкономической деятельности осуществляется наряду с планированием деятельности на отечественном рынке и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана внешнеторговой, или внешнеэкономической, деятельности. План внешнеэкономической деятельностивключает показатели по экспорту и импорту с разбивкой по товарам и видам услуг, по странам и регионам в денежном и физическом эквиваленте за определенный период.

Планы внешнеэкономической деятельности часто сопровождаются бизнес-планами проектов развития и совершенствования работы фирмы за рубежом, в которых приводится обоснование необходимости привлечения соответствующих средств из внешних источников и доказываются общая эффективность проекта и реальность его окупаемости и выгодности. Бизнес-план внешнеэкономического проектапредполагает обоснование эффективности разработки, освоения и расширения внешних рынков для организации. Обычно в нем приводятся:

•анализ и характеристика рынка на предмет проникновения или усиления рыночной позиции фирмы;

•анализ конкурентов, их сильных и слабых сторон;

•анализ конкурентных позиций своей фирмы;

•анализ внешней среды бизнеса;

•характеристика товара, предназначенного для поставки за рубеж;

•местоположение и характеристика предприятия, его производящего;

•оценка рисков данного проекта;

•финансовая обоснованность проекта.

Фирма имеет право самостоятельно определять формы, методы, и объемы работы на внешнем рынке, что предъявляет повышенные требования к организации управления ее внешнеэкономической деятельностью. При решении вопроса о выборе варианта выхода на зарубежные рынки особое внимание следует уделять конкурентным преимуществам. Достижение этой цели обеспечивается на производственной фирме решением более частных задач:

- расширение объема сбыта выпускаемой продукции путем освоения новых рынков сбыта за рубежом;

- минимизация издержек производства и удельных затрат на единицу продукции;

- снижение издержек реализации товаров путем выбора правильной стратегии сбыта;

- повышение качества продукции посредством применения новых технологий, материалов.

Наши рекомендации