Информационное обеспечение предпринимательства в сфере культуры и искусства
Информационное обеспечение предпринимательства – необходимое условие и гарантия его успешного развития, т.к. современная бизнес среда динамична и изменчива и без адекватной оценки ситуации невозможно принять ни одного гарантирующего успех управленческого решения. Таким образом, для бизнеса информация является не только ориентиром в настоящем, но и базой для успешного развития в будущем.
Информация в широком смысле слова – это сведения о чём или о ком-либо. Слово «информация» произошло от латинского слова «informatio», что переводится на русский язык как «сведения» или «разъяснение».
Существует множество определений информации, в соответствии с науками в которых употребляется этот термин. Философский подход: информация – это взаимодействие, отражение, познание. Кибернетический подход: информация – это характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи. Экономический подход: информация – совокупность сведений о макро- и микросреде фирмы, необходимой для объективной оценки, анализа и принятия управленческих решений, которые направлены на достижение целей фирмы.
Самое краткое определение информации дано в Федеральном законе РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации":информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Информационное обеспечение – это часть системы управления предприятием и информация, используемая для принятия управленческого решения, должна отвечать следующим основным требованиям:
· достаточность – количество и качество информации должно соответствовать заданным параметрам;
· достоверность –информация должна быть получена из достоверных источников;
· своевременность –информация должна поступать вовремя: ни раньше и ни позже, чем возникнет в ней потребность;
· адресность и целенаправленность –информация должна быть направлена конкретному потребителю;
· экономичность –затраты на сбор информации не должны быть больше выгоды, получаемой от неё.
Предпринимательская деятельность невозможна без информационного обеспечения. Предприниматель постоянно оценивает условия ведения бизнеса, возможности получения ресурсов, состояние рынка, все это возможно только с помощью получения и обработки необходимой информации.
Вся имеющаяся и поступающая предпринимателю информация, необходимая для принятия управленческих решений, подразделяется на релевантную, текущую и деловую.
Релевантная информация – это такой вид информации, которая собирается для определения конкретной задачи, цели; за определенный период времени или под конкретное лицо. С помощью названного вида информации происходит обоснование цели деятельности, разработка и выход на рынок нового продукта и т.п. Релевантная информация в значительной степени используется в маркетинге.
Текущая информация – это информация о событиях, сопровождающих предпринимательскую деятельность. Она может быть бытовой и сигнальной. Под бытовой информацией в бизнесе понимают информацию, носящую частный характер, т. е. предназначенную и важную только для бизнесмена. Сигнальная информация связана с экономическим положением предприятия. Она может иметь как позитивный, так и негативный характер.
Деловой вид информации в предпринимательской деятельности занимает центральное место, поэтому рассмотрим этот вид информации подробно.
Деловая информация поступает через множество информационных потоков, которые укрупнённо можно разделить на внутреннюю и внешнюю информационную среду организации.
Внутренние информационные потоки определяются параметрами, связанными с производством или оказанием услуг, а также обеспечением кадрами. К внутренней информации относятся сведения о сотрудниках; об издержках производства (оказания услуг),выручке, прибыли и убытках; статистике оборотов и заказов; о количестве и качестве выпускаемой продукции или оказываемых услуг; о технологии и оборудовании; о совершенствовании труда и перспективах роста его производительности и т.п.
Внешние информационные потоки определяют взаимодействие между организацией, её клиентами и конкурентами, государством, а также с обществом в целом. Фирма должна постоянно следить за основными компонентами внешней среды, к которым относятся экономические, технологические, политико-правовые, социально-культурные и другие факторы.Внешняя информация для предпринимателей, в том числе работающих в сфере культуры и искусства, включает:
· международные информационные ресурсы;
· национальные информационные ресурсы;
· средства массовой информации;
· прочие информационные ресурсы.
Под информационными ресурсами принято считать массивы документов или отдельно взятые документы, которые хранятся в соответствующих системах (банки данных, интернет, библиотеки, фонды, архивы, каналы связи и др.).