Определение эффективности предлагаемых мероприятий
В четвертом разделе в результате выполненного анализа и на ос-нове выявленных резервов разрабатываются рекомендации, направленные на решение проблем и улучшение работы анализируемого предприятия. В данном разделе определяется прогнозируемый экономический эффект от внедрения предлагаемых мероприятий, под которым понимается получение какого-либо позитивного преимущества для предприятия, выраженного в денежной или иной форме.
Различают ожидаемую и фактическую эффективность от внедрения мероприятия. Фактическая экономическая эффективность определяется по конкретному мероприятию, внедренному применительно к тому или иному объекту хозяйственной деятельности при участии студента – автора ВКР.
Фактическая экономическая эффективность должна быть подтверждена актом внедрения, заверенным руководителем предприятия-субъекта исследования. В случае определения ожидаемой экономической эффективности, необходимо спрогнозировать возможный экономический эффект от внедрения рекомендации.
Прогнозируемый результат от внедрения рекомендуемого мероприятия и затраты на его осуществление должны быть обоснованы и подтверждены расчетами. Экономический эффект (Э) рассчитывается по следующей формуле:
Э = Р – З, (1)
где Р – стоимостная оценка результатов, ожидаемых (или полученных) от внедрения мероприятия;
З – стоимостная оценка затрат на осуществление мероприятия.
Положительное значение Э свидетельствует об экономической эффективности применения данного мероприятия. При рассмотрении нескольких мероприятий применительно к одному и тому же объекту рассчитывается и несколько показателей ожидаемого экономического эффекта.
Виды основных и сопутствующих результатов, получаемых в результате внедрения мероприятий:
1. Основной результат: разработка проектов новых фирм; разработка новых производств; разработка новых организационных структур предприятий; создание новых форм и методов организации коммерческой деятельности (по снабжению, сбыту и т.д.); рациональное размещение производств и др.
2. Социальный результат: повышение материального уровня трудового коллектива; изменение характера труда, улучшение его условий; повышение профессионально-квалификационного уровня и т.д.
3. Экологический результат: улучшение параметров окружающей среды при принятии новых организационных решений; уменьшение рентных платежей и т.д.
4. Коммерческий результат: обеспечение требуемой нормы доходности при проектируемой организационной проблеме.
5. Бюджетный результат: повышение доходов и уменьшение расходов федерального или местного бюджета по проектируемой организационной проблеме.
6. Другие виды результатов: повышение технико-экономических показателей.
Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий может быть проведен различными методами:
1. Метод прямого счета: используется, как правило, когда сопутствующие результаты могут быть непосредственно выражены в стоимостной форме и позволяют обеспечивать экономию затрат по проектному решению и получить за счет этого дополнительную прибыль.
2. Метод косвенной оценки: используется при возможности установления влияния изменения факторов на непосредственный экономический результат (экономия затрат, прирост прибыли, повышение производительности труда и т.д.).
3. Метод определения предотвращения ущерба: используется в случае стоимостной оценки сопутствующих результатов, отражающей возможные потери в случае отказа от реализации данного проекта.
4. Нормативный метод: предусматривает определение стоимостных оценок сопутствующих результатов.
Итоговые результаты расчета экономической эффективности разработанных мероприятий могут быть сведены в таблицу 1.
Таблица 1
Результаты расчета экономической эффективности
предлагаемых мероприятий
Вид результата | Метод расчета | Характеристика результата | Значение результата |
Примерные показатели для оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия приведены в Приложении 5.
5.6 Выводы и практические рекомендации
В данном разделе делаются выводы по всем аспектам коммерческой деятельности предприятия, исследуемым в ВКР, вне зависимости от того, позитивны они или негативны. Выводы содержат лаконичное изложение раскрытого факта и его оценку с позиции поставленной в работе цели. Выводы приводятся систематично, в соответствии со степенью значимости для реализации поставленной цели.
Предлагаемые рекомендации должны быть направлены на реализа-цию в практику конкретного рассматриваемого предприятия мероприятий по совершенствованию его деятельности с положительным эффектом. Практические рекомендации разрабатываются как по устранению выявленных недостатков, так и по улучшению его коммерческой деятельности по различным направлениям (в соответствии с предметом исследования). Рекомендации должны сопровождаться краткой информацией о конкретном экономическом эффекте от их внедрения, рассчитанном в разделе «Определение эффективности предлагаемых мероприятий». Представленные выводы должны иметь четкую связь с проведенными исследованиями.
Условно выводы и рекомендации можно разделить на два блока:
1. Выводы и рекомендации по аналитическому разделу работы (2 раздел):
– о месте предприятия на рынке сбыта;
– об обеспеченности предприятия материально-технической базой;
– об экономической эффективности коммерческой деятельности предприятия (выводы по подразделу 2.3);
– краткая характеристика рынка сбыта, основных покупателей продукции, услуг, работ предприятия;
– оценка закупочной, сбытовой, маркетинговой деятельности предприятия, ассортиментной, ценовой политик и т.д.
2. Выводы и рекомендации по исследовательской части работы (3 раздел): занимают большую часть раздела и касаются совершенствова-ния коммерческой деятельности предприятия в пределах определенного предмета исследования. Возможно структурирование выводов следующим образом: чередование вывода и соответствующей ему рекомендации. Желательно в данном разделе четко выделить основные конкурентные преимущества исследуемого предприятия и недостатки в его коммерческой деятельности. В конце раздела делается вывод о значении проведенного исследования и предлагаемых рекомендаций для коммерческой деятельности предприятия. Объем раздела 3-4 страницы.
Заключение
В «Заключении» дается обобщенная оценка достижения поставленной в работе цели. Данная оценка дается лаконично, без детализации. Если в ходе выполнения ВКР обнаруживается невозможность полного достижения ранее поставленной цели, то в период редактирования работы вносятся соответствующие коррективы в постановку цели и задач исследования. Объём заключения, как правило, не превышает 0,25 страницы.
Примерная структура заключения:
«В первом разделе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические аспекты ___. В аналитической части рассмотрена экономико-организационная характеристика ООО «____». В практической части изучены___, проведен анализ___, рассчитаны___. В результате исследования сделаны выводы и даны практические рекомендации по совершенствованию___. Экономический эффект от предложенных мероприятий составит____ руб. Цель выпускной квалификационной работы достигнута».